logo search
Korolyov_Yu_B_i_dr_Menedzhment_v_APK_M_2000

§ 3. Психологическая характеристика коллектива

Коллективы различаются между собой микроклиматом, психо­логическим состоянием работников, степенью их сплоченности.

Психологический климат коллектива формируется совокупнос­тью обстоятельств, в рамках которых происходит деятельность лю­дей. Эти обстоятельства порождают определенные установки чле­нов коллектива, проявляющиеся в их отношении к окружающим и содержанию работы. О важности благоприятного, психологическо­го климата можно судить, например, по тому обстоятельству, что плохое настроение снижает эффективность работы коллектива примерно в полтора раза. Поскольку обстоятельства во многом под­даются целенаправленному воздействию, психологический климат в определенной степени можно корректировать.

Психологическое состояние коллектива характеризуется степе­нью удовлетворенности своей деятельностью и ее результатами. На степень удовлетворенности влияют такие обстоятельства, как ха­рактер и содержание деятельности, отношение к ней людей (лю­бовь или нелюбовь), престижность, размеры вознаграждения, перс­пективы роста, сопутствующие возможности (решить какие-то соб­ственные проблемы, увидеть мир, познакомиться с интересными или полезными людьми и т. д.).

Определенную роль играют специфические особенности коллек­тива, например место его деятельности. Удовлетворенность во мно­гом зависит и от умения членов коллектива сознательно жить по его законам, подчиняться установленным требованиям и порядкам.

Сплоченность коллектива проявляется в силе притяжения к нему его членов, возможности их совместно воздействовать на от­дельного человека, побуждать сохранять активность в группе и пре­пятствовать выходу из нее. Сплоченность обусловлена тяготением людей друг к другу в поисках помощи или поддержки в достижении тех или иных целей, взаимными эмоциональными предпочтения­ми, пониманием роли коллективного начала в обеспечении тех или иных целей, тех или иных гарантий.

Сплоченность коллектива, удовлетворенность людей своим пре­быванием в нем зависят также от их психологической и социально-психологической совместимости. Основу первой составляет соот­ветствие темпераментов членов коллектива; в основе второй — со­ответствие профессиональных и моральных качеств.

Условиями, обеспечивающими социально-психологическую совместимость, считаются:

соответствие личных возможностей каждого работника структу­ре и содержанию его деятельности, что обеспечивает ее нормаль­ный ход, отсутствие зависти по отношению к успехам других;

близость или совпадение моральных позиций, создающих осно­ву для взаимного доверия между людьми;

однородность основных мотивов деятельности и индивидуаль­ных устремлений членов коллектива, способствующая их лучшему

взаимопониманию;

возможность реального взаимодополнения и органичного со­единения способностей каждого в едином трудовом и творческом процессе;

рациональное распределение функций между членами коллек­тива, при котором никто не может добиться успеха за счет другого.

Сплоченность коллектива позволяет улучшить индивидуальную адаптацию, более активно вовлекать людей в деятельность, дает ощущение личной безопасности.

Помимо совместимости в основе сплоченности коллектива ле­жит восприятие его членами друг друга, заключающееся в получе­нии и обработке соответствующей информации и формировании субъективного образа каждого и группы в целом.

На восприятие окружающих оказывают влияние следующие основ­ные обстоятельства как объективного, так и субъективного характера.

Во-первых, это ситуация, в которой поступает информация или происходит знакомство с людьми: если она позитивна, восприятие, как правило, оказывается более благожелательным, чем объект это­го заслуживает, если негативна — все представляется гораздо хуже, чем есть на самом деле.

Во-вторых, на восприятие влияет умение видеть реальную ситуа­цию. Многознающий и понимающий человек обычно спокойнее относится к другим людям, происходящим событиям, не склонен драматизировать или, наоборот, превозносить что-либо и в целом более трезво оценивает события.

В-третьих, восприятие во многом зависит от личностных и соци­альных свойств данного субъекта. К личностным свойствам отно­сятся доброжелательность, терпимость, отсутствие комплексов, ма­нера поведения, разговора, внешний вид. Близки к личностным свойствам и «анкетные» характеристики, такие, как пол, возраст, образование, профессия, национальность, вероисповедание и др. Те, у кого эти характеристики не совпадают, обычно относятся друг к другу настороженно.

В-четвертых, на адекватность восприятия окружающих во многом влияют стереотипы, то есть наборы упрощенных представлений о сложных явлениях окружающей действительности. Стереотипы дают предварительное представление, хотя и основанное на чужом мнении, о том, с чем человеку сталкиваться еще не приходилось, и этим в определенной степени облегчают ориентацию в окружающей действительности. В то же время, снимая неопределенность суще­ствующей ситуации, стереотипы в значительной мере искажают ре­альность, развивают консерватизм в сознании и мышлении. Часто старые стереотипы служат основой формирования новых, поскольку в соответствии с психологическим законом предшествования суще­ствующая информация определяет усвоение последующей.

Восприятие действительности осложняется труднопредсказуемостью поведения человека, которое зависит от слишком многих, порой самых неожиданных обстоятельств, в том числе сознатель­ных действий, направленных на защиту своего статуса, достоин­ства, внутренней жизни, сокрытие или искажение информации о себе и т. д. В результате человек или группа людей воспринимаются не такими, каковы они на самом деле, а такими, какими хотят себя показать или какими их хотят видеть. В то же время именно адекват­ное восприятие людьми друг друга является важнейшим условием формирования сплоченного, работоспособного коллектива.