§ 1. Управление развитием производства
Управление развитием производства — это сознательное регулирование процесса производства в целях повышения его эффективности, роста производительности труда, улучшения качества продукции.
Основная цель управления состоит в том, чтобы добиться рационального функционирования производственных подразделений за счет руководства «сверху» путем создания адаптивных информационных систем, сложного набора оптимизационных моделей и количественных методов, способных быстро обнаружить и предложить вариант ликвидации любого незапланированного отклонения на любом этапе производственно-сбытового цикла.
Цели, составляя суть любой деятельности в области управления производством, определяют подход к постановке задач, выработке стратегии и тактики решения.
При принятии решений по выбору целей производства прежде всего определяют их приоритетность применительно к главной цели и разрабатывают меры по оптимизации. Внедрение решения представляет собой текущую функцию, связанную с оперативным управлением и регулированием производства, что является главным в деятельности руководителя производства.
В рамках целей, разрабатываемых для предприятия в целом, ставят конкретные задачи для каждого производственного подразделения. Эти задачи можно сформулировать следующим образом:
постоянное внедрение в производство новых, более совершенных товаров;
систематическое сокращение всех видов затрат на производство единицы продукции;
повышение качественных и потребительских характеристик изделий при снижении цен на выпускаемую продукцию;
снижение издержек во всех звеньях производственно-сбытового цикла при постоянном внедрении в серийное производство новых изделий, расширении номенклатуры выпускаемой продукции и изменении ее ассортимента.
Разработка целей и задач должна основываться на анализе современного положения предприятия и тех перспектив, которые могут открыться для него в будущем.
Всякое производство имеет определенную территориальную и отраслевую структуру, в нем идут процессы специализации, технического прогресса и др. Все эти черты объективны, и управление производством должно следовать законам управляемого объекта.
В системе управления должны учитываться характер производства, условия снабжения, сбыта и т. д.; материальная сторона производства и характер участия работников в нем; отдельные факторы или параметры — качество продукции, издержки и т. д.
Основное требование к управлению — приспособленность к новым условиям производственно-технологического цикла:
фондоемким и гибким производствам;
быстро принимаемым решениям;
большой роли человеческого фактора;
совершенствованию качества продукции;
сокращению производственных затрат;
эффективному использованию производственных площадей;
расширению сферы услуг и обслуживания выпускаемой продукции.
Крайне важное значение для повышения эффективности производства имеет разработка принципов инвестирования:
следование долгосрочной перспективе в формировании портфеля инвестиций, поскольку невозможно точно определить тенденцию развития рынка, а следовательно, проведение соответствующих операций;
покупка по низкой цене и продажа по самой высокой, планирование деятельности с учетом таких факторов воздействия на рынок, как Операции с различными фондами, которые оказывают существенное влияние на рыночные механизмы;
наличие всех видов информации, которые имеют важное значение для принятия правильных инвестиционных решений.
В основе организации любого трудового процесса лежит технологический процесс, который определяет необходимую последовательность и содержание трудовых операций и соответствующие им средства, приемы и методы труда.
Система управления технологией ориентирована на управление инвестициями и обеспечение наиболее эффективного использования техники, оборудования. Она включает также процедуры организации производства, рабочих мест, рациональное использование производственных площадей, обучение работников передовым навыкам, повышение их квалификации.
Специфика управления производством в условиях рынка характеризуется следующими факторами:
сокращением жизненного цикла товара, расширением номенклатуры выпускаемых товаров при уменьшении их объемов (вместо выпуска больших партий стандартных продуктов);
существенным усложнением технологических процессов, обусловливающим повышение требований к квалификации и уровню подготовки рабочих и специалистов;
возрастанием требований к уровню качества обслуживания и срокам исполнения заказов.
Новые условия, сложившиеся на рынке, потребовали создания более простых и гибких систем управления. Современные системы управления имеют следующие признаки:
наличие небольших подразделений с меньшим числом работников более высокой квалификации;
минимальное число уровней управления;
создание организационных структур, основанных на группах (командах) специалистов;
составление графиков и производственных программ, ориентированных на запросы потребителей;
Наличие на складах минимальных запасов;
незамедлительная реакция на происходящие во внутренней и внешней среде изменения;
наличие легкопереналаживаемого оборудования;
высокая производительность труда и низкие затраты;
высокое качество выпускаемой продукции и ориентация на прочные связи с потребителями.
Эффективное развитие предприятия предполагает, что первостепенное значение придается технической новизне и качеству товаров, быстрой замене устаревшей продукции, что требует сокращения времени между разработкой и производством нового вида товаров и услуг, постоянного совершенствования их качества и потребительских свойств в течение всего жизненного цикла.
Важнейшим фактором достижения высокого уровня конкурентоспособности предприятия является концентрация производства в рамках крупных компаний. В них удается сочетать сложные организационные структуры и новейшие технические средства управления. Уровень конкурентоспособности предприятия определяется и такими факторами, как производство новых видов продукции и формирование соответствующего спроса у потребителей. Это требует высокого уровня затрат на научно-исследовательские и конструкторские расчеты; постоянного обновления ассортимента; систематической разработки и быстрого освоения новых образцов изделий; повышения производительности труда; гибкости и эффективности производства; снижения издержек и затрат; обеспечения повышения качества и надежности новых изделий при одновременном снижении цен на них.
Совершенствование управления производством предполагает: ориентацию деятельности фирмы на долгосрочную перспективу;
диверсификацию производства; инновационную деятельность;
максимальное использование творческой активности персонала;
зависимость продвижения работников и оплаты их труда от реальных результатов деятельности.
- Оглавление
- История и методологические основы менеджмента
- Менеджмент как вид деятельности
- § 1. Управление и его элементы
- § 2. Менеджмент в системе управления
- Глава 2. Понятие и сущность менеджмента
- § 1. Понятие менеджмента
- 2. Управление производством
- § 2. Цели и задачи менеджмента
- § 3. Характерные аспекты и стадии менеджмента
- Глава 3 менеджмент в прошлом и настоящем
- § 1. Эволюция управленческой мысли
- § 2. Современные концепции менеджмента
- § 3. Теория управления в россии
- Глава 4 методологические основы менеджмента
- § 1. Научные подходы к менеджменту
- § 2. Закономерности менеджмента
- § 3. Принципы менеджмента
- Глава 5 влияние внешней и внутренней среды на деятельность предприятия
- § 1. Значение внешней среды в бизнесе
- § 2. Внутренняя среда предприятия
- Раздел II технология менеджмента
- Глава 6 выбор целей и стратегии развития предприятия
- § 1. Понятие и классификация цепей
- § 2. Принципы постановки и использования целей
- § 3. Выработка стратегии развития предприятия
- Глава 7 методы управления
- § 1. Сущность методов управления
- § 2. Экономические методы управления
- § 3. Организационно-распорядительные методы управления
- Глава 8 информационное обеспечение менеджмента
- § 1. Понятие и классификация информации
- 2 Уровни информационного обеспечения § менеджмента и типы информации
- § 3. Внутренняя система информации
- § 4. Технология информационной деятельности
- I. Понятие и классификация информации.
- Глава 9 коммуникации
- § 1. Коммуникационный процесс
- § 2. Виды коммуникаций
- § 3. Преграды в коммуникациях предприятия
- § 4. Совершенствование коммуникаций
- Глава 10 управленческие решения
- § 1. Понятие управленческого решения
- § 2. Классификация управленческих решений
- § 3. Технология принятия решений
- §4 Реализация решений
- Раздел 3 внутрифирменное управление в апк Глава'11 организационно-правовые формы предприятий апк
- § 1. Сельское хозяйство как объект управления
- § 2. Правовое регулирование образования и функционирования предприятий апк
- § 3. Система органов управления апк
- Глава 12 структура управления производством в апк
- § 1. Понятие и сущность структуры управления
- § 2. Принципы построения структуры управления
- § 3. Типы структур управления
- § 4. Менеджмент в фермерском хозяйстве
- § 5. Проектирование структуры управления
- Глава 13 стратегическое и текущее планирование
- § 1. Содержание и задачи внутрифирменного планирования
- § 2. Принципы планирования
- § 3. Стратегическое планирование
- § 5. Субъективные и объективные факторы, препятствующие планированию
- Глава 14 организационные отношения в системе менеджмента
- § 1. Сущность функций организации
- § 2. Полномочия и их виды
- § 3. Распределение управленческих полномочий
- § 4. Централизация и децентрализация
- § 5. Координация в организационном процессе
- Г л а в а 15 контроль в системе менеджмента
- § 1. Сущность и задачи контроля
- § 2. Виды и стадии управленческого контроля
- § 4. Внешний и внутренний контроль
- § 5. Управление по отклонениям
- Глава 16 маркетинг — функция менеджмента
- § 1. Основы маркетинга в апк
- § 2. Элементы маркетинга
- § 3. Стратегия маркетинга
- § 4. Управление маркетингом
- Глава 17 мотивация деятельности в менеджменте
- § 1. Понятие и виды мотивации
- § 2. Содержательная концепция мотивации
- § 3. Процессуальная концепция мотивации
- § 4. Неэкономические способы мотивации
- Раздел IV управление производством
- Глава 18 производство как система
- § 1. Системный подход к управлению производством
- § 2. Компоненты системы производства
- § 3. Характеристика производственного процесса
- Оперативное управление производством
- § 1. Управление развитием производства
- § 2. Функции оперативного управления производством
- § 3. Организация оперативного управления производством
- § 4. Диспетчерская служба и ее функции
- Г л а в а 20 управление риском
- § 1. Понятие и виды предпринимательского риска
- § 2. Управление риском
- Глава 21 эффективность менеджмента организации
- § 1. Рационализация методов управления производством
- § 2. Сущность эффективности менеджмента
- § 3. Критерии и показатели эффективности менеджмента
- Глава 22 инновационный менеджмент
- § 1. Понятие инновационного менеджмента
- § 2. Основные этапы процесса инновации
- § 3. Инновационная политика
- § 4. Управление процессом инновации
- § 5. Сущность и особенности инновационного процесса в сельском хозяйстве
- Управление несостоятельностью (банкротством) предприятия
- § 1. Понятие и признаки банкротства
- § 2. Механизм банкротства
- § 3. Стратегические направления по предотвращению банкротства
- Раздел V управление персоналом г лава 24 основы кадрового менеджмента
- § 1. Сущность кадрового менеджмента
- § 2. Система управления кадрами
- § 3. Подбор и оценка кадров управления
- § 4. Адаптация кадров
- § 5. Судьба «неперспективных» сотрудников
- Г л а в а 25 коллектив и его особенности
- § 1. Понятие коллектива
- § 2. Основные виды коллективов
- § 3. Психологическая характеристика коллектива
- § 4. Формирование коллектива
- Личность в системе менеджмента
- § 1.Психология личности
- § 2. Особенности индивидуальности человека
- § 3. Личность и коллектив
- Г л а в а 27 власть и лидерство в менеджменте
- §1. Понятие власти
- § 2. Источники и виды власти
- § 3. Руководитель и лидер
- Г л а в а 28 стили управления
- § 1. Понятие стиля управления
- § 2. Характеристика стилей управления
- § 3. Имидж руководителя
- Г л а в а 29 организационная культура
- § 1. Культура управления бизнесом
- § 2. Деловой этикет
- Глава 30 управление конфликтами
- § 1. Виды конфликтов
- § 2. Конфликт как процесс
- § 3. Функции конфликтов и формы их разрешения
- § 4. Управление стрессами
- Словарь терминов