logo
Korolyov_Yu_B_i_dr_Menedzhment_v_APK_M_2000

§ 5. Управление по отклонениям

Процесс контроля составляет основу управления по отклонени­ям, которое сегодня в западных фирмах получило довольно широ­кое распространение. Суть его состоит в том, что все цели, стоящие перед организацией и ее подразделениями, содержащиеся в планах или существующие самостоятельно, формализуются в систему нор­мативов, отклонения от которых выявляются в результате контроля и служат основой принятия управленческих решений.

Отклонения от заданной «траектории движения» возникают по­тому, что процесс достижения целей является не таким гладким, как хотелось бы. Причинами отклонений могут быть различного рода непредвиденные ситуации, возникающие в процессе выпол­нения плана, игнорирование исполнителями необходимых дей­ствий из-за небрежности, усталости, вызванной перегрузками, не­компетентности, недобросовестности, злоупотреблении.

Возникающие отклонения могут быть разными по масштабам и последствиям. Если они незначительны, на них можно вообще не обращать внимания, или подчиненные могут самостоятельно ис­править положение, не ставя в известность руководителя. При зна­чительных отклонениях, создающих опасность для развития орга­низации или подразделения, руководителю приходится брать браз­ды правления в свои руки.

Для того чтобы правильно определить момент, когда руководи­телю нужно вмешаться в дело, отклонения классифицируются по качественным и количественным параметрам, срокам, причинам возникновения, степени опасности с определением критических Значений. Если последние превзойдены, возникает необходимость вмешательства руководителя в управленческий процесс.

Таким образом, руководитель включается в управленческую дея­тельность только в серьезных случаях, положившись в остальном на опыт и способности исполнителей. Это позволяет ему не растрачи­вать на пустяки силы, время и способности, сократить количество Принимаемых решений и дать простор творчеству подчиненных. Иными словами, часть своих полномочий по выработке и принятию менее важных и ответственных решений руководитель переда­ёт подчиненным, не дистанцируясь от них, а наблюдая за их дей­ствиями и при необходимости поправляя. Для того чтобы такая сис­тема была эффективной, руководитель должен доверять подчинен­ным, своевременно поощрять их за успехи и одновременно пресекать попытки переложить на него ответственность за реше­ния.

Управление по отклонениям используется для обучения подчи­ненных, расширения их кругозора, овладения направлениями дея­тельности фирмы, подготовки к более высоким должностям в буду­щем.

В то же время управление по отклонениям связано с определен­ными сложностями и негативными последствиями. Оно культиви­рует у руководителей и исполнителей слишком формальный под­ход к делу, оценке ситуации, принятию решений. В результате при нехватке информации, возникновении нестандартных ситуаций, особенно связанных с психологическими аспектами поведения персонала, в его реализации могут возникнуть серьезные препят­ствия.

Внедрение управления по отклонениям требует создания специ­альной системы учета отклонений и оповещения о них руководите­ля, что ведет к дополнительной бюрократизации управленческого процесса.

Наконец, управление по отклонениям во многом исходит из идеи несвойственной деловой жизни стабильности, усыпляет бди­тельность, особенно в отношении незначительных на первый взгляд отклонений, которые могут иметь самые неблагоприятные последствия.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем сущность контроля?

2. Каковы задачи управленческого контроля?

3. Перечислите принципы контроля.

4. Каковы виды контроля?

5. Какие вы знаете стадии контроля?

6. Через какие этапы проходит контроль?

7. Что такое внешний контроль?

8. В чем сущность внутреннего контроля?

9. Каким должно быть соотношение внешнего и внутреннего контроля?

10. Что такое управление по отклонениям, в чем его преимущества и недо­статки?