logo
Korolyov_Yu_B_i_dr_Menedzhment_v_APK_M_2000

§ 4. Менеджмент в фермерском хозяйстве

Фермерское хозяйство как бизнес состоит из двух взаимосвязан­ных аспектов: первый — это техническая сторона производства (технологии земледелия, животноводства, обработки почвы), вто­рой включает в себя функции и службы, обеспечивающие поддерж­ку производственного процесса.

В условиях рыночной экономики роль менеджера сельскохозяй­ственного предприятия отличается от той, которую играл руково­дитель предприятия в системе с централизованной экономикой. Круг его обязанностей расширяется по мере того, как он начинает отвечать и отчитываться за такие действия, как постановка задач, планирование деятельности предприятия, реализация, контроль и принятие решений.

Менеджмент фермы (управление фермерским хозяйством как деловым предприятием) можно определить как вид деятельности, сочетающий планирование и управление с сельскохозяйственным производством.

Проблема планирования, стоящая перед менеджером, заключа­ется в том, как распределить имеющиеся ресурсы по различным на­правлениям деятельности так, чтобы удовлетворить потребности человека (или организации) наилучшим образом.

Руководитель фермерского хозяйства должен обладать следую­щими качествами:

способностью организовать себя и других для достижения конк­ретных целей;

знанием основных технических и технологических вопросов производства и маркетинга продукции фермы;

умением общаться со всеми, занятыми в процессе производства и маркетинга, для получения точной непрерывной информации;

способностью стимулировать всех, вовлеченных в производство и маркетинг, для достижения конкретных целей и задач;

способностью принимать решения.

Таким образом, менеджмент фермы — это больше, чем просто планирование. Едва ли фермер достигнет желаемой цели, составляя планы и жестко следуя им вне зависимости от конкретной ситуации.

Планирование требует от менеджера оценки будущих собы­тий — составления прогноза. Однако в реальной жизни руководи­тель фермерского хозяйства действует в постоянно изменяющихся условиях в обстановке риска и неуверенности, редко совпадающей с прогнозом.

Приведем факторы, влияющие на изменение обстановки:

технические — погодные условия, болезни растений и живот­ных, изменение технологии;

ценовые изменения спроса и предложения на рынке;

организационные — политика официальных учреждений и бан­ков;

человеческие — поведение конкретных людей, изменения в кад­ровом составе.

Сравнение реальных результатов с ожидаемыми происходит в процессе постоянного контроля, по итогам которого менеджер дол­жен принять меры к урегулированию проблем или извлечению вы­годы из возникших ситуации. Непременное условие этого — нали­чие достоверной информации, которую условно можно разделить на три категории:

информация о макроокружении предприятия — социальные, экономические, политические факторы, на которые фермеру чрез­вычайно трудно или невозможно повлиять, например, политичес­кие решения о масштабах и формах поддержки сельского хозяйства;

информация о микроокружении предприятия — рыночные фак­торы, на которые влияют законы спроса и предложения;

информация о наличии и качестве ресурсов — площадь земель, качество почвы, топография и т. д.