logo
Korolyov_Yu_B_i_dr_Menedzhment_v_APK_M_2000

§ 3. Организационно-распорядительные методы управления

Особое место в системе методов управления занимают организа­ционно-распорядительные методы. Они включают приемы и спо­собы воздействия субъекта управления на объект на основе силы и авторитета- власти — указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, инструкций и т. д. Эти методы устанавливают обя­занности, права, ответственность каждого руководителя и подчи­ненного (исполнителя), а также каждого звена и уровня управле­ния. Они должны обеспечивать персональную ответственность ра­ботников аппарата управления за исполнение воли вышестоящих органов.

Основа организационно-распорядительных методов — органи­зационные отношения, объективно существующие в любом обще­стве, любой социально-экономической системе. На их базе форми­руются многообразные отношения управления. Реально любые организационные отношения — это прежде всего субъектно-объектные отношения, которые включают в себя отношения прав и от­ветственности, властности, компетентности.

Отношения организации объективно заданы не только законами общественного развития, но и социально-экономическими и поли­тическими условиями, то есть имеют объективную и субъективную природу. В любом случае организационные отношения служат ос­новой для построения иерархии власти, то есть системы соотноше­ния прав и ответственности. Эта система играет решающую роль при построении организационно-распорядительных методов уп­равления. Для того чтобы они работали эффективно, необходимы два основных условия:

сбалансированность прав и ответственности на каждом уровне, что создает тождественность субъекта и объекта управления;

сбалансированность прав и ответственности между уровнями управления; при этом каждый промежуточный уровень должен быть в качестве передающего устройства, не создающего помех и перекосов в системе управления, При нарушении этих требований неизбежно начинают доминировать права в ущерб ответственности. Система превращается в автократическую или охлократическую, следствием чего становятся центра, парад суверенитетов, безответственность работников промежуточных уровней управления.

Организационно-распорядительные методы выражают в основ-ном прямое директивное воздействие органов власти на управляемой системы, вследствие чего их часто называют административными. Это не совсем верно. Ряд организационно-распорядительных методов имеет характер не прямого, а косвенного воздействия на подчиненных в виде рекомендаций, предложений, советов. Организационно-распорядительные методы управления разно-образны, однако их можно классифицировать по направлениям воздействия. Рычагами воздействия являются регламенты, нормы, инструкции, директивные требования, ответственность и полномочия приказы, распоряжения и т. д. Выделяют три группы организационно-распорядительных методов

распорядительные;

организационно-стабилизирующие;

дисциплинирующие.

Их используют комплексно, они тесно взаимосвязаны друг с другом(рис. 7).

Распорядительные и дисциплинирующие методы управления всегда используют вместе с организационно-стабилизирующими, обеспечивая регламентирование, нормирование и инструктирова­ние. Направления их действия следующие:

обеспечение стабильности организационных структур социаль­но-экономической системы и условий их функционирования;

подчинение каждого процесса, протекающего в социально-эко­номических системах, власти.

При этом все организационно-распорядительные методы долж­ны применяться в комплексе, способствуя стабилизации системы. Вопрос о взаимозаменяемости методов управления неправомочен, поскольку они имеют различную природу и различный спектр дей­ствия и поэтому взаимодополняемы.

Регламентирование включает также методы управления: общеорганизационные, определяющие принципы устройства Предприятия и органов власти;

структурные, определяющие структуру органов власти, то есть набор звеньев и уровней управления;

должностные, определяющие должностной статус каждого лица, обладающего властью;

функциональные, определяющие порядок функционирования тех или иных властных структур и общественных организаций.

Проблема использования регламентирующих методов заключа­ется в том, что во многих сферах направления регламентации слиш­ком жестко зафиксированы, что сковывает подвижность отдельных звеньев системы. В других сферах регламентация расплывчата, а иногда вообще отсутствует.

Нормирование управления основано на использовании нормати­вов. Понятие норматива следует отличать от понятия нормы. Нор­ма — это величина, характеризующая естественные условия проте­кания природных и антропогенных процессов. Норматив — это ус­ловное распределение (закрепление) чего-либо на единицу. К нор­мирующим методам управления относятся нормативы:

времени (затраты времени на единицу товара, на потребителя и др.);

численности (число медработников, приходящихся на 1 тыс. че­ловек, и др.);

величины (предельно допустимая концентрация вредных ве­ществ в 1 м3 производственных помещений и др.);

выработки (объем продукции, произведенной за единицу време­ни, и др.);

соотносительности (соотношение числа студентов и преподава­телей в вузе и др.).

Использование норм и нормативов является исключительно важным, их недооценка может привести к тяжелым последствиям.

Инструктирование также образует широкую сферу действия орга­низационно-распорядительных методов управления. Оно включает в себя различные виды информирования:

предостережение;

разъяснение; ознакомление;

советы и т. д.

Инструктирующие методы управления преследуют цель ознакомить работников с последствиями необдуманных, неоправданных и непрофессиональных действий, способных повлечь за собой Яркие последствия или судебную ответственность. Объективная необходимость в организационно-распорядительных методах управления не подлежит сомнению, поскольку они являются составной, органичной частью дисциплины в самом широком смысле. Четкое и безусловное соблюдение дисциплины является законом функционирования больших технико-экономических и социальных систем, безопасности и развития общества. Вместе с тем организационно-распорядительные методы требуют учета изменяющихся условий, несоблюдение этого требования приводит к возникновению и развитию разрушительных тенденций в системе. При использовании этих методов необходимо учитывать динамику, движение, многообразный, вероятностный характер причинно-наследственных связей, процессов и явлений в природе, обществе, мышлении. Поэтому и регламенты, нормы, инструкции должны со временем изменяться.

$ 4. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

В жизни общества и отдельной личности огромная роль принадлежит морально-этическим категориям, ценностям, представлениям о нормах этики, взаимоотношений между людьми. Целенаправленное формирование общественного мнения, его ориентация образуют необходимые условия для проявления социальной активности общества и личности. Методы формирования и использования общественного сознания, социальной активности, основывающиеся на общественно значимых морально-этических категориях и ценностях, образуют в совокупности социально-психологические, или воспитательные, методы управления.

Поскольку духовная жизнь общества отличается исключительным разнообразием, различны интересы, вкусы и взгляды отдельных групп людей, социально-психологические методы также весьма разнообразны. В связи с этим особую важность приобретает их классификация. Один из возможных способов классификации — составление иерархии социальных процессов по уровням: общество; коллектив; группа; личность

На уровне общества действуют методы управления социально-массовыми процессами. Это главным образом воздействие средств массовой информации, пропаганды на население страны, регио­нов, социальные слои с целью формирования представлений о те­кущем характере общественного развития и состоянии социально-массовых процессов (социальном состоянии общества, безработи­це, преступности, гражданских свободах). При этом ответствен­ность (как моральную, так и юридическую) за объективность и своевременность информации несут не только средства массовой информации, но и органы государственной власти.

На следующем уровне действуют методы управления коллекти­вами и группами, включающие:

оценку индивидуальных качеств работников;

выработку ориентиров, создающих условия для максимального проявления профессиональных качеств.

На этом уровне конкретизируются законы развития общества, формируется и проявляется личность каждого. Организующая сила коллективного общения формирует не только профессиональные качества, но и развивает личность. Тем самым социальная устрем­ленность коллектива органично увязывается с морально-этически­ми нормами поведения отдельного работника. Уровень развития социально-психологических методов управления практически од­нозначно характеризует уровень развития коллектива как социаль­ной целостности, систему его социальных ориентиров, сложив­шийся морально-психологический климат.

Методы управления на уровне коллектива наиболее адекватны правилам коллективного поведения, формирования коллективной этики.

Методы управления внутригрупповыми явлениями и процесса­ми действуют на уровне взаимоотношений между членами коллек­тива или отдельной группы.

Чаще всего руководителю приходится решать задачи формиро­вания трудового коллектива, определения путей и направлений его социального развития. Саморазвитие коллектива возможно лишь при тщательном выполнении процедур подбора, расстановки и зак­репления кадров, определении перспектив удовлетворения потреб­ностей в творческом труде, удовлетворенности личности (профес­сиональная учеба, самообразование, самовыражение, развитие творческих потенций и т. д.). При подборе кадров необходимо учитывать комплекс социально-демографических и профессиональ­ных квалификационных качеств работника, в котором нет и не мо­жет быть второстепенного и малозначимого. Стабильность коллек­тива зависит от уровня взаимодействия (формального и неформаль­ного), интенсивности общения. Однако и интенсивность общения должна быть величиной регулируемой.

При управлении организацией коллективов выделяют три ос­новные стадии, каждая из которых должна быть осмыслена и Дове­дена до логических выводов, предложений, рекомендаций и резуль­татов.

Первая стадия —ориентация и адаптация — работники присматриваются друг к другу, к руководителю. Эта стадия должна

быть максимально информативной, причем основным источником информации должен быть руководитель. Он информирует новых сотрудников о целях, планах и условиях деятельности коллектива, задачах, подлежащих решению; расставляет людей, формирует требования к подчиненным, воспитывая у них ответственность за успешное выполнение поставленных задач и культуру исполнения.

Уже на этой стадии выделяется группа активных и инициативных исполнителей.

На второй стадии значительно усиливается процесс самоорганизации, саморегулирования и саморазвития. Эта стадия предполагает, что уровень административного вмешательства руководителя должен уменьшиться и на смену ему все в большей степени должны приходить взаимопонимание, взаимоуважение, лояльность друг к другу (на основе высокого профессионализма и общей культуры). Акцент делается на позитивные сдвиги, тенденции, проявления личностных свойств, поддержка и развитие которых — обязанность руководителя. Третья стадия — интеграция коллектива, когда формируется действительная общность работников как единого социального организма. Формируются коллективное мнение о нормах поведения, коллективная этика, отношения взаимопомощи и сотрудничества. Общая цель коллектива выступает как фактор интеграции частных целей каждой личности.

Методы управления индивидуально-личностным поведением представляют собой скорее искусство, чем науку. Субъектом управления выступает и общество в целом, и коллектив, и главным образом руководитель. В рамках методов управления индивидуально-личностным поведением основным является личный пример, когда

руководитель либо сам демонстрирует образцы нужного поведения, либо указывает на примерных работников. Важнейшее значение приобретает ориентация руководителя на личное достоинство людей, уважение их идейно-нравственных принципов и убеждений. Весьма важен метод ориентирующих воздействий — создание обстановки, условий, направляющих поведение личности к проявлению ее лучших созидательных качеств.

В решении задач морально-психологического воздействия на личность и коллектив особая роль принадлежит моральному стимулированию, которое позволяет работникам глубже осознать социальную значимость и необходимость своего труда как нравственного долга перед собой, коллективом и обществом. Методы морального стимулирования призваны обеспечить четкую дифференцированную связь между результатами труда и мерой морального поощрения. При этом моральное поощрение должно быть тесно связано с материальным. Здесь требуются тактичность, высокий профессионализм руководителя, талант воспитателя.

Моральное стимулирование включает поощрение как коллекти­ва, так и личности. Коллективное поощрение активизирует процес­сы координации, кооперации и взаимопомощь. Поощрение может активизировать и процессы выделения некоторых работников, тре­бует особо тщательных, взвешенных подходов к оценке индивиду­ального вклада поощряемого работника в общий итог работы, оценки сложившихся в коллективе взаимоотношений.

Необходимо учитывать, что моральное поощрение, не подкреп­ляемое материально, так же быстро теряет свою силу, как и матери­альное, не сопровождаемое уважением коллектива и общества.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем сущность понятия методов управления?

2. Расскажите об экономических методах управления.

3. Что представляют собой организационно-распорядительные методы управ­ления?

4. В чем заключаются социально-психологические методы управления?