logo
Korolyov_Yu_B_i_dr_Menedzhment_v_APK_M_2000

§ 3. Инновационная политика

Инновационная политика выступает, во-первых, как средство реализации общей хозяйственной политики предприятия и, во-вторых, как средство решения его оперативно-хозяйственных за­дач. Она ориентирует деятельность фирмы на те направления, кото­рые могут обеспечить повышение эффективности производства пу­тем создания и выпуска продукции, отвечающей спросу и потреб­ностям потребителей, укрепление экономического потенциала фирмы.

Разработка инновационной политики предполагает решение следующих вопросов.

1. Выпуск принципиально новой продукции, не имеющей на рынке аналогов по назначению. Такая политика ориентирована на созда­ние новых изделий с показателями высокой технико-экономичес­кой эффективности и активным воздействием на потребителя. Ре­ализация ее требует больших затрат на НИОКР, наличия серьез­ных заделов в научно-технической деятельности, достижений в области фундаментальных, прикладных наук и опытно-конструк­торских работ, возможностей быстрого освоения продукции и внедрения ее в массовое производство. Характерной особеннос­тью современного этапа такой политики является то, что конку­ренция фактически начинается на этапе НИОКР и разработки но­вой продукции.

2. Выпуск новых для данной фирмы видов продукции, имеющих ана­логи и коммерческий успех на рынке. Предполагается ориентация на завоевание рыночной доли, принадлежащей лидеру, либо на следо­вание за лидером. В том и другом случае решается вопрос о созда­нии продуктов-аналогов с более высокими технико-экономически­ми показателями либо имитации продукции, предлагаемой лиде­ром. Реализация такой политики требует мощной базы опытно-конструкторских работ и способности быстрого реагирования на требования рынка путем создания новшеств, воплощающих либо идею лидера, либо сам продукт. В этом случае фирма не несет круп­ных затрат на НИОКР, но получает возможность быстро выйти на рынок с продукцией, основанной на новых технических решениях, и снять сливки, пока рынок не насыщен. Вместе с тем предприятие должно быть ориентировано на изыскание новых возможностей применяемых новинок.

3. Ориентация производства на техническое обновление выпускае­мой продукции предполагает решение таких вопросов, как целесооб­разность внесения изменений и усовершенствований с целью мо­дернизации продукции и достижения технико-экономических по­казателей продуктов-аналогов, выпускаемых конкурирующими фирмами.

Ориентация производства на выпуск изделий с улучшенными свойствами требует определения целесообразности и эффективности деятельности с учетом необходимости снижения издержек и совершенствования технологии производства. Для реализации та­кой политики необходимы относительно небольшие расходы на НИОКР, хорошо отработанная технология, опирающаяся на отно­сительно невысокие издержки производства благодаря использова­нию стандартизированных частей и деталей при выпуске модифи­кации изделий.

Инновационная политика должна быть направлена на постоян­ное улучшение качественных характеристик уже освоенной про­дукции и реализовываться на основе составления программ освое­ния новых изделий и технологических процессов. Она может пре­дусматривать выпуск усовершенствованной продукции, созданной на основе собственных разработок товаров — аналогов новинок, появившихся на рынке, или заимствования научно-технических достижений других фирм путем приобретения лицензий, «ноу-хау», а также выпуск продукции на основе межфирменного коопе­рирования, получения компонентов и деталей новой конструкции, обеспечивающих модернизацию изделий, улучшение их технико-экономических характеристик.

Ориентация производства на выпуск изделий с улучшенными свойствами, отличающихся новизной благодаря модернизации конструкции, не требует крупных ассигнований на НИОКР, а пред­полагает непрерывное совершенствование конструкторской базы, работы дизайнеров и инженеров.

Модификация изделий может происходить за счет внесения не­значительных изменений, повышающих удобство пользования, внедрения в заранее определенные сегменты рынка, где они не бу­дут иметь аналогов (модификация применительно к конкретным рынкам).

4. Ориентация производства на выпуск традиционных товаров, явно устаревших, но пользующихся спросом на отдельных рынках, требует решения вопроса о целесообразности сохранения (и на ка­кой срок) налаженного производства продукции по традиционной технологии или перехода на новую технологию. При этом важное значение имеет определение степени морального старения конк­ретных видов продукции, стадии жизненного цикла одного и того же товара на различных рынках.

Правильная инновационная политика имеет для предприятия важное значение, поскольку позволяет сконцентрировать ресурсы на наиболее перспективных направлениях хозяйственной деятель­ности. Политика должна обеспечивать непрерывное совершен­ствование и обновление выпускаемой фирмой продукции, что выдвигает на первый план вопросы организации и проведения НИОКР, освоения продукции, внедрения ее в массовое производ­ство. Речь идет как о затратах на такую деятельность, так и о сроках реализации намечаемых работ. Реализация инновационной поли­тики осуществляется путем разработки программы НИОКР, в которой формулируются конкретные цели и пути их достижения. Такие программы способствуют наращиванию научно-технического по­тенциала фирмы для последующих нововведений.