§ 1. Значение внешней среды в бизнесе
В управленческой теории положения о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к конкретной организации, появились в конце 50-х годов. Они ярились важнейшим вкладом системного подхода в науку управления, поскольку выявили необходимость рассматривать организацию как целое, состоящее из взаимосвязанных частей, в свою очередь связанных с внешним миром. Ситуационный подход позволил расширить теорию систем за счет разработки концепции, согласно которой наиболее подходящий в данной ситуации метод определяется конкретными внутренними и внешними факторами, характеризующими организацию и влияющими на нее соответствующим образом.
Внешняя среда характеризуется:
взаимосвязанностью факторов: силой, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы;
сложностью: числом и разнообразием факторов, значимым образом влияющих на организацию;
подвижностью: относительной скоростью изменения среды;
неопределенностью: относительным количеством информации о среде и уверенностью в ее точности.
Внешние факторы — это в основном неконтролируемые силы, которые воздействуют на решения менеджеров и их действия и, в конечном счете, на внутреннюю структуру и процессы в организации. Они так многочисленны и взаимосвязаны, что менеджер часто затрудняется при выборе тех, которые наиболее важны для принятия решений. Рассматривая эту проблему с точки зрения перспективы, полезно представить внешнее влияние на предприятие как совокупность двух основных сфер: среды косвенного воздействия и среды прямого воздействия.
Среда косвенного воздействия состоит из факторов, которые берут начало за пределами предприятия и обычно независимы от внутренней ситуации, сложившейся на нем. Она включает следующие компоненты.
1. Экологическое воздействие, которое имеет отдаленное влияние на процесс принятия решений. В 70-х годах в США беспокойство по поводу охраны окружающей среды повлекло за собой принятие особых законодательных актов об очистке воздуха и воды. В 90-х годах были предприняты действия, направленные на консервацию источников минеральных ресурсов и их обогащение.
Чем больше уделяется внимания проблемам управления отходами, тем яснее становится, что даже мелкие источники вредных выбросов могут оказать губительное воздействие на будущее природы из-за неправильной переработки.
Участие, которое должны принимать менеджеры в поддержании экологического баланса, заключается не только в выполнении правительственных постановлений. Как ответственные лица менеджеры должны рассматривать некоторые взаимосвязанные вопросы при принятии решений. Невозобновимые ресурсы, такие, как каменный уголь, нефть, серебро и некоторые другие полезные ископаемые, должны использоваться благоразумно До тех пор, пока не будут найдены либо созданы их заменители. Вторичному использованию невозобновимых полезных ископаемых должно уделяться особое внимание. Обнадеживающим является то, что при грамотном управлении такие ресурсы как леса, пашни, могут быть не только пополнены, но и расширены.
2. Экономическое воздействие — это влияние на деятельность предприятия, возникающее в результате таких факторов, как производство, распределение и потребление товаров и услуг в тех регионах, где функционирует данное предприятие. Так как структура потребления более всего определяется изменением рыночных сегментов, необходимо, чтобы каждое предприятие понимало экономические тенденции, влияющие на производство. Предприятие должно учитывать как на национальном, так и на международном уровнях доступность кредитов, уровень дохода, предрасположенность населения к расходованию накопленных средств. Реальная процентная ставка Центрального банка, уровень инфляции и тенденции роста национального продукта являются дополнительными факторами, которые менеджер также должен учитывать при ведении дел.
3. Политико-правовое воздействие — ограничения в процессе принятия решения, являющиеся результатом правовых и управленческих рамок, внутри которых предприятие должно или желало бы действовать. Эти рамки налагают на фирму обязанности по защите потребителей и окружающей среды посредством торговых соглашений, антитрастовых законов, налоговых программ, установления минимального уровня зарплаты, регулирования цен и норм выбросов в окружающую среду, а также посредством административного воздействия и других акций.
Эти законы по практическим и регулятивным функциям носят ограничивающий характер, а следовательно, имеют тенденцию к сокращению потенциальных Доходов предприятия. Однако другие политические и правовые законодательные акты разрабатываются с Тем, чтобы возместить убыток от действия вышеназванных ограничивающих законодательных актов, и направлены на защиту предприятия и поддержание его прибыли. Это, например, правительственные субсидии или льготные кредиты на промышленные исследования. Таким образом, политико-правовые воздействия имеют двоякий характер: помимо наложения ограничивающих санкций, они могут быть направлены на поддержание, стимулирование деятельности предприятия.
4. Социально-культурное воздействие, как и другие, подвержено динамике, поскольку люди неизменно пытаются контролировать или приспосабливать к себе окружающую действительность в соответствии со своими желаниями и нуждами.
Социально-культурные условия влияют на решения менеджера. Так, они определяют, как потребители примут товар какой товар они хотели бы принять. Социально-культурные рамки определяют восприятие рекламы, взгляды служащих на равные возможности при найме и веру конкурентов в этичны» отношения.
5. Демографический прогноз. Популярный и удобный Путь, позволяющий предсказать возникновение и упадок деловой активности, — анализ демографических данных с целью составления проекта основных тенденций, которые будут преобладать в будущем. Демографический прогноз описывает население с точки зрения будущих покупателей товаров и услуг.
Большинство предприятий учитывают прогнозы, в которые включены следующие основные изменения:
численности мужчин и женщин;
продолжительности жизни мужчин и женщин;
среднего возраста населения;
прироста населения;
роста населения по регионам;
постоянного дохода и дискретного дохода (единовременных сверхпоступлений, которые расходуются на предметы роскоши), реальных доходов семьи;
уровня занятости населения;
образовательного уровня населения;
средней численности семьи;
доходов по возрастным и другим группам.
Хотя для сбора этих данных опрашивается очень много людей и цифры получаются достоверными, все же существуют причины, по которым нужно осторожно относиться к прогнозам. Во-первых, демографические исследования проводят редко, например один раз в 10 лет. Ценность полученных данных уменьшается к концу десятилетия. Но даже новейшие данные, которые накапливаются постоянно, страдают недостатками, поскольку со времени их сбора до публикации проходит определенное время. Во-вторых, наиболее распространенная форма подачи информации — фактические данные, составленные на основе непроверенного «сырого» материала, на их анализ и обработку уходит очень много времени. В-третьих, демографические исследования — это сухие цифры. Они не могут быть использованы менеджером для понимания культурных, социологических или психологических аспектов поведения покупателей.
Несмотря на эти недостатки, демографические исследования являются мощным источником информации для составления
проектов при оценке различных факторов, которые могут повлиять на производство.
6. Технологическое воздействие. Бизнес должен идти в ногу с технологическим прогрессом на всех стадиях производства: обработки сырья, дизайна, собственно производства, обслуживания, продвигания продукта к покупателю.
Технологические инновации и структурно-технологические подвиги очень важны в производстве. Технологические инновации- это развитие новых методов, процессов, продуктов, технологий на научной основе. Иногда их называют «исследования и достижения». Недавние достижения включают в себя лазерную технологию, полупроводники и уничтожение отходов путем сжигания в океане. Структурно-технологический сдвиг — поворот научных разработок в сторону производства потребительских товаров, например, использование волокнистых оптических кабелей в телекоммуникациях, применение микроволновых антенн для телефонной связи на большом расстоянии.
Влияние на предприятие оказывает также среда прямого воздействия. Ее факторы действуют на предприятие, когда оно пытается привлечь или приобрести необходимые ресурсы или продать товар и услуги с хорошей прибылью. Наиболее влиятельные условия среди прямого воздействия следующие.
1. Конкурентная позиция. Попытка изучить дела фирмы конкурента — сверхсложный и часто дорогостоящий процесс. Среди данных, которые должны быть собраны и оценены по основным конкурентам, — доля на рынке, ширина производственной линии, эффективность продаж, основные преимущества товаров, конкурентноспособность цен, эффективность рекламы, удобство расположения и новизна, мощность и производительность, опытность, стоимость материалов, финансовая позиция, качество продукции, преимущества в разработке и развитии новых товаров, уровень квалификации персонала и общий имидж.
Обладая этой информацией, предприятие будет в состоянии правильно оценить собственную позицию на рынке.
2. Потребители. Чтобы лучше планировать операции предприятия, предвидеть изменения емкости рынков и вовремя перераспределять ресурсы, необходимо изучать модели потребительского спроса.
При создании портрета потребителя используются четыре основных типа информации: географический, демографический, психографический, поведенческий.
Важно уяснить границы географического района, в котором есть или могут быть ваши покупатели. Географическое расположение обычно определяется национальными, религиозными, сельскими, городскими или столичными границами, плотностью населения и
климатом. Почти каждый товар или услуга обладают определенными качествами, делающими его более привлекательным для жителей определенного района.
Демографические переменные — факторы, обычно используемые для дифференциации групп потребителей: возраст, пол, размер семьи, стадия жизненного цикла, доход, религия, образование, национальность, социальный класс.
Личность и стиль жизни потребителя часто лучше объясняют поведение покупателя, чем географические переменные. Изучение психологии покупателя — важный компонент деятельности менеджера. Психографические переменные, которые используются довольно часто, включают в себя уровень общительности, автономность, консерватизм, авторитаризм, лидерство и амбициозность потребителей.
Другой тип информации, который может быть использован при создании портрета потребителя, — данные о поведении покупателей. Это набор факторов, используемых для объяснения иди предсказания некоторых аспектов его поведения. Информация об уровне потребления, поиск выгоды и верности фирме и т. д. могут значительно помочь менеджерам при разработке деловой стратегии, направленной на получение максимальной прибыли.
3. Правительственное воздействие. Правительство в различной степени оказывает воздействие на все иностранные предприятия. Независимо от того, ведете ли вы свой бизнес, например в Японии или в странах Западной Европы, на вас будет воздействовать торговая структура этой страны. Также, как у себя на родине, деловая активность будет ограничена рамками закона. Вы должны играть по чужим правилам, и вашей обязанностью является их знание.
Лучше сразу установить, каким авторитетом и властью обладает каждый департамент, чтобы не потратить много времени впустую. Кроме того, чем более централизованно принятие решений, тем больше должно быть применено различных рекламных подходов, направленных на людей, которые ответственны за принятие решений, даже если придется игнорировать интересы конечного пользователя или поставщика.
4. Трудовые ресурсы. Способность предприятия привлечь» сохранить служащих — бесспорный ключ к успеху. Поэтому необходимо рассмотреть три аспекта, которые непосредственно влияют на успех в привлечении талантливых, умелых и обязательных служащих.
Во-первых, это деловая репутация работодателя. Фирма, которая солидно выглядит, действует в регионе уже несколько лет, заинтересована в благосостоянии своих служащих, пользуется уважением и ценится за свой вклад в общее повышение благосостояния, с большей вероятностью сможет привлечь и удержать ценных работников, чем ее соперник, который демонстрирует меньше подобных качеств.
Во-вторых, местный уровень занятости. В зависимости от того, уровня развития достиг этот деловой район, предложение ого и опытного персонала может меняться. Новое производственное предприятие, набирающее обученных служащих в процветающем и развитом индустриальном районе, очевидно, столкнется с большими проблемами, чем такое же предприятие, расположенное там, где наблюдается экономический спад и где подобная фирма недавно сократила своих служащих. В-третьих, наличие и доступность необходимых знаний и навыков. Некоторые навыки людей настолько специализированны, что нам приходится переселяться в другое место для того, чтобы найти подходящую работу и получать вознаграждение, соответствующее умениям. С другой стороны, намного меньше вероятность того, что человек с обычными знаниями и навыками захочет переезжать на какое-либо расстояние для того, чтобы получить скромное повышенее в зарплате или сделать маленький шаг вверх по служебной лестнице рынка труда довольно узки для непрофессиональных и канцелярского персонала. Предприятия вынуждены на иx месте, а иногда сталкиваются и с дефицитом таких работников.
Менеджеры тщательно следят за тенденциями на рынке трудовых ресурсов. Они заинтересованы в развитии у рабочих тех знаний и профессиональных навыков, дефицит которых будет в наибольшей степени ощущаться в будущем. 5.Заинтересованные лица. Влиятельных людей и группы, которые заинтересованы в действиях предприятия, называют заинтересованными лицами. Обычно в эту группу включают тех, кто оказывает влияние на менеджера, например конкурентов, поставщиков, потребителей, служащих, правительство. В понятие «заинтересованное лицо» включают следующие сильные источники влияния на менеджера.
Общество в целом. Оно требует, чтобы предприятие принимало участие и делало вклад в общественную жизнь, выделяло солидную часть средств на поддержку правительства, назначало твердые цены на товары и услуги, разрабатывало технологии в своей области бизнеса, вело себя законно и этично.
Местная общественность. Требует, чтобы предприятие обеспечивало постоянную занятость и твердую оплату труда, поддерживало местное правительство, принимало участие в благотворительных и культурных акциях и исполняло взятые на себя обязательства по отношению к обществу.
Акционеры. Как и непосредственные владельцы бизнеса, акционеры требуют участия в распределении прибыли, дополнительных вкладах и преимуществах при ликвидации фирмы. Они также имеют Право голосовать своими акциями на ежегодных съездах акционеров компании, проверять документацию, перемещать акции, участвовать в выборах и выдвигать кандидатов в совет директоров.
Профсоюзы. Добиваются своего признания в качестве полноправного участника организации.
Суммируя вышесказанное, можно заметить, что общество в целом ищет пути повышения общего уровня жизни и в этом видит смысл существования предприятия. Местная общественность хочет, чтобы предприятие было ответственным членом общества, акционеры заинтересованы в эффективном возврате своих инвестиций, а профсоюзы требуют стимулирования своих членов пропорционально их вкладу в успех предприятия.
6. Поставщики и кредиторы. Крепкие и надежные отношения между предприятием, поставщиками и кредиторами — необходимое условие его процветания. Компания зависит от источников финансовой поддержки, услуг, материалов оборудования. Более того, предприятие иногда вынуждено просить своих кредиторов и поставщиков о таких услугах, как быстрая доставка, либеральные условия кредита или ненормированный заказ. В этих случаях необходимо, чтобы предприятие имело развитые, прочные и взаимовыгодные отношения с поставщиками. Понимая важность прочных отношений с поставщиками и кредиторами, менеджер должен оценить, каких выгод ищут поставщики и кредиторы от сотрудничества с предприятием. Обычно они следующие.
Поставщики заинтересованы в своевременной выплате кредита, который они дали, и усилят профессиональные и прочие отношения с предприятием в условиях личного контакта и деловой практики, связанной с покупкой и получением предприятием товаров и услуг.
Кредиторы хотят своевременной выплаты процентов и возврата капитала от своих инвестиций, безопасности залогов, а также надеются на сравнительный приоритет при ликвидации предприятия.
Итак, поставщики и кредиторы усердно обеспечивают предприятие ресурсами, которые ему нужны, лишь в том случае, если уверены, что они, как и другие инвесторы, возвратят свои инвестиции.
Неудачи могут быть как на уровне косвенного, так и на уровне прямого воздействия на предприятие. Косвенное воздействие — слишком крупный, сложный и мощный фактор, чтобы фирма могла его контролировать или влиять йа него. Среда прямого воздействия, на которую менеджеры могут оказывать конструктивное влияние, часто не определяет финансовую деятельность компании.
Таким образом, ключ к успеху — быть в курсе событий сферы косвенного воздействия, предсказывать их влияние на отрасль, пытаться руководить предприятием таким образом, чтобы в наибольшей степени использовать внешние воздействия с пользой для своего предприятия.
- Оглавление
- История и методологические основы менеджмента
- Менеджмент как вид деятельности
- § 1. Управление и его элементы
- § 2. Менеджмент в системе управления
- Глава 2. Понятие и сущность менеджмента
- § 1. Понятие менеджмента
- 2. Управление производством
- § 2. Цели и задачи менеджмента
- § 3. Характерные аспекты и стадии менеджмента
- Глава 3 менеджмент в прошлом и настоящем
- § 1. Эволюция управленческой мысли
- § 2. Современные концепции менеджмента
- § 3. Теория управления в россии
- Глава 4 методологические основы менеджмента
- § 1. Научные подходы к менеджменту
- § 2. Закономерности менеджмента
- § 3. Принципы менеджмента
- Глава 5 влияние внешней и внутренней среды на деятельность предприятия
- § 1. Значение внешней среды в бизнесе
- § 2. Внутренняя среда предприятия
- Раздел II технология менеджмента
- Глава 6 выбор целей и стратегии развития предприятия
- § 1. Понятие и классификация цепей
- § 2. Принципы постановки и использования целей
- § 3. Выработка стратегии развития предприятия
- Глава 7 методы управления
- § 1. Сущность методов управления
- § 2. Экономические методы управления
- § 3. Организационно-распорядительные методы управления
- Глава 8 информационное обеспечение менеджмента
- § 1. Понятие и классификация информации
- 2 Уровни информационного обеспечения § менеджмента и типы информации
- § 3. Внутренняя система информации
- § 4. Технология информационной деятельности
- I. Понятие и классификация информации.
- Глава 9 коммуникации
- § 1. Коммуникационный процесс
- § 2. Виды коммуникаций
- § 3. Преграды в коммуникациях предприятия
- § 4. Совершенствование коммуникаций
- Глава 10 управленческие решения
- § 1. Понятие управленческого решения
- § 2. Классификация управленческих решений
- § 3. Технология принятия решений
- §4 Реализация решений
- Раздел 3 внутрифирменное управление в апк Глава'11 организационно-правовые формы предприятий апк
- § 1. Сельское хозяйство как объект управления
- § 2. Правовое регулирование образования и функционирования предприятий апк
- § 3. Система органов управления апк
- Глава 12 структура управления производством в апк
- § 1. Понятие и сущность структуры управления
- § 2. Принципы построения структуры управления
- § 3. Типы структур управления
- § 4. Менеджмент в фермерском хозяйстве
- § 5. Проектирование структуры управления
- Глава 13 стратегическое и текущее планирование
- § 1. Содержание и задачи внутрифирменного планирования
- § 2. Принципы планирования
- § 3. Стратегическое планирование
- § 5. Субъективные и объективные факторы, препятствующие планированию
- Глава 14 организационные отношения в системе менеджмента
- § 1. Сущность функций организации
- § 2. Полномочия и их виды
- § 3. Распределение управленческих полномочий
- § 4. Централизация и децентрализация
- § 5. Координация в организационном процессе
- Г л а в а 15 контроль в системе менеджмента
- § 1. Сущность и задачи контроля
- § 2. Виды и стадии управленческого контроля
- § 4. Внешний и внутренний контроль
- § 5. Управление по отклонениям
- Глава 16 маркетинг — функция менеджмента
- § 1. Основы маркетинга в апк
- § 2. Элементы маркетинга
- § 3. Стратегия маркетинга
- § 4. Управление маркетингом
- Глава 17 мотивация деятельности в менеджменте
- § 1. Понятие и виды мотивации
- § 2. Содержательная концепция мотивации
- § 3. Процессуальная концепция мотивации
- § 4. Неэкономические способы мотивации
- Раздел IV управление производством
- Глава 18 производство как система
- § 1. Системный подход к управлению производством
- § 2. Компоненты системы производства
- § 3. Характеристика производственного процесса
- Оперативное управление производством
- § 1. Управление развитием производства
- § 2. Функции оперативного управления производством
- § 3. Организация оперативного управления производством
- § 4. Диспетчерская служба и ее функции
- Г л а в а 20 управление риском
- § 1. Понятие и виды предпринимательского риска
- § 2. Управление риском
- Глава 21 эффективность менеджмента организации
- § 1. Рационализация методов управления производством
- § 2. Сущность эффективности менеджмента
- § 3. Критерии и показатели эффективности менеджмента
- Глава 22 инновационный менеджмент
- § 1. Понятие инновационного менеджмента
- § 2. Основные этапы процесса инновации
- § 3. Инновационная политика
- § 4. Управление процессом инновации
- § 5. Сущность и особенности инновационного процесса в сельском хозяйстве
- Управление несостоятельностью (банкротством) предприятия
- § 1. Понятие и признаки банкротства
- § 2. Механизм банкротства
- § 3. Стратегические направления по предотвращению банкротства
- Раздел V управление персоналом г лава 24 основы кадрового менеджмента
- § 1. Сущность кадрового менеджмента
- § 2. Система управления кадрами
- § 3. Подбор и оценка кадров управления
- § 4. Адаптация кадров
- § 5. Судьба «неперспективных» сотрудников
- Г л а в а 25 коллектив и его особенности
- § 1. Понятие коллектива
- § 2. Основные виды коллективов
- § 3. Психологическая характеристика коллектива
- § 4. Формирование коллектива
- Личность в системе менеджмента
- § 1.Психология личности
- § 2. Особенности индивидуальности человека
- § 3. Личность и коллектив
- Г л а в а 27 власть и лидерство в менеджменте
- §1. Понятие власти
- § 2. Источники и виды власти
- § 3. Руководитель и лидер
- Г л а в а 28 стили управления
- § 1. Понятие стиля управления
- § 2. Характеристика стилей управления
- § 3. Имидж руководителя
- Г л а в а 29 организационная культура
- § 1. Культура управления бизнесом
- § 2. Деловой этикет
- Глава 30 управление конфликтами
- § 1. Виды конфликтов
- § 2. Конфликт как процесс
- § 3. Функции конфликтов и формы их разрешения
- § 4. Управление стрессами
- Словарь терминов