§ 3. Принципы менеджмента
Принципы менеджмента—это закономерности, в рамках которых реализуются связи (отношения) между различными структура- ми (элементами) управленческой системы, проявляющиеся при постановке практических задач- управления. Иными словами, это правила, основные положения, нормы поведения, которыми руководствуются управленцы в практической деятельности. «Принципы менеджмента определяют требования к системе, структуре, организации и процессу управления, построению органов управления и методам осуществления его функций. Перечислим основные принципы менеджмента.
1. Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации — в распределении полномочий по принятию решений на каждом уровне управленческой иерархии. Оптимальным вариантом считается подход, когда централизованными являются решения, относящиеся к разработке политики — цели и стратегии предприятия в целом, а децентрализованными — решения, относящиеся к оперативному управлению. Централизованная форма управления предусматривает осуществление руководства хозяйственной деятельностью на единого центра, жесткую регламентацию и координацию деятельности подразделений, полное отсутствие у них хозяйственной самостоятельности.
Организационная форма управления предприятием считается централизованной, когда:
функциональные подразделения играют более важную роль, чем производственные;
имеется значительное число функциональных служб (отделов);
исследовательские подразделения находятся в центральном аппарате материнской компании;
при мощном производственном и сбытовом аппарате сбытовая сеть производственных отделений находится в подчинении, у центрального отдела сбыта.
Под децентрализацией понимается передача права принятия решений низовому оперативно-хозяйственному звену — производственным отделениям, пользующимся хозяйственной самостоятельностью. Это предполагает высокую степень координации деятельности на всех уровнях управления предприятием, выступающим как единое целое.
Принцип сочетания централизации и децентрализации в менеджменте предполагает необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности. Под единоначалием понимают предоставление высшему руководителю определенной полноты власти, которая необходима для принятия решений, и персональной ответственности за порученное дело.
Коллегиальность предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, прежде всего исполнителей конкретных решений—руководителей производственных подразделений. Коллегиальность повышает объективность принимаемых решений, их обоснованность и способствует успешной их реализации. Однако принятие коллегиальных решений происходит намного медленнее, чем индивидуальных, что снижает оперативность управления.
Разновидностью коллегиальности является коллективное принятие решения. Коллективные решения, как правило, принимаются большинством голосов, например на собрании акционеров. Роль руководства здесь сводится к подготовке и обоснованию решений, предлагаемых к обсуждению и принятию на коллективной основе.
2. Принцип единства политического и хозяйственного руководства. Определяет соподчиненность целей общества, реализуемых определенными политическими системами, и целей хозяйствующих субъектов, функционирующих в рамках этих политических систем.
За рубежом, например в Англии, существует однопартийная система, и ее взаимосвязь с индустрией и другими сферами жизни осуществляется через налоговую политику, отвечающую интересам правящей администрации. Но эта налоговая политика утверждается многопартийным парламентом, а потому отражает интересы большинства членов общества. Кроме налоговой политики рычагами государственной администрации осуществляются: законодательство, индикативное планирование, таможенная система, амортизационная политика, государственные страхование и прочие резервы. При этом целями государственного регулирования являются: развитие приоритетов- общенаучно-технический прогресс, социальное единство общества, инфраструктура — информационные сети, телекоммуникация, транспорт, энергетика, экология, военные программы.
3. Принцип планового ведения хозяйства означает установление на длительный период направления, темпов и пропорций развития производства. Основоположником социалистического планирования является С. Г. Струмилин, работавший в первой «команде» Госплана СССР под руководством Г, М. Кржижановского. Планирование хозяйственной деятельности осуществляется и за рубежом. О сути его хорошо сказала Ли Якокка в своей книге «Карьера менеджера»: «Государственное планирование отнюдь не должно означать социализм. Оно означает лишь наличие продуманной стратегии, сформированных целей. Оно означает согласование всех аспектов вместо разрозненного их выдвижения по частям. Мы у себя в корпорации «Крайслер» ведем большую плановую работу. И так же действует любая преуспевающая корпорация».
4. Принцип материального и морального стимулирования. В управлении широко используют материальное и моральное стимулирование для повышения эффективности производства.
Материальное стимулирование работников и экономическое стимулирование деятельности коллектива являются мощными рычагами управления. Однако не менее важно моральное стимулирование как средство одобрения деятельности в коллективе и утверждения в нем.
В настоящее время на зарубежных фирмах создают отделы работы с персоналом, укомплектованные психологами, социологами, которые постоянно следят за моральным климатом в коллективах. В фирмах «Дженерал моторе» категорически запрещается повышать голос и делать выговоры персоналу в первой половине рабочего дня. Японский мастер в течение рабочего дня должен дважды поговорить с каждым рабочим на темы, не относящиеся к работе.
В области материального стимулирования также имеются интересные решения. Ли Якокка пишет следующее: «По моему убеждению, затрачиваемые время и энергия рабочих людей должны хорошо оплачиваться. Я... сторонник разделения богатства, участия рабочих в прибылях, если компания таковые получает». . В корпорациях «Крайслер» и «Форд мотор» имеют место надбавки к заработной плате в связи с увеличением стоимости жизни и пожизненные пособия по болезни.
В 1946 г. президент «Дженерал моторс» Чарли Унилсон впервые предложил ввести надбавки к заработной плате в связи с увеличением стоимости жизни, чтобы компенсировать влияние временной инфляции, возникшей в результате отмены правительственного контроля за ценами. В коллективный договор 1948 г было включено положение о надбавках На случай подорожания жизни в статье, которая предусматривала скользящую шкалу надбавок, базирующуюся ни динамике индекса потребительских цен.
5. Принцип научности. Соблюдение принципа научности управления заключается в построении всей системы управления производством на новейших данных науки. Научное управление несовместимо с субъективизмом.
Руководители должны изучать и правильно применять на практике закономерности и объективные тенденции развития общества, принимать решения с учетом объективно сложившейся обстановки и прогноза на будущее. Научность управления предполагает также широкое применение математических методов, особенно при решении производственных задач, критическую оценку эффективности принимаемых решений, применение современных средств оргтехники и оргсвязи.
При проведении в жизнь принципа научности важно бороться с шаблоном, индивидуально подходить к каждому объекту управления.
6. Принцип ответственности. Использование принципа ответственности означает создание четкой организационной структуры; тщательную разработку положений о подразделениях организационной структуры, правах и обязанностях руководителей, должностных инструкций исполнителей; установление точно определенной материальной ответственности хозрасчетных Подразделений за упущения в работе; разработку положений о премировании и депремировании работников; четкое оформление приказов, распоряжений; проведение других организационных мероприятий.
На Западе все большее признание получает так называемая социальная ответственность предпринимательства, выпуск продукции, безопасной для жизни и здоровья людей, соблюдение нравственных принципов.
7. Принцип подбора и расстановки кадров означает, что подбор и расстановка кадров должны производиться так, чтобы каждый на вверенном ему участке мог наиболее эффективно выполнять порученную работу.
8. Принцип экономичности и эффективности. В производстве необходимо добиваться не только эффективного сочетания людских и материальных ресурсов, но и наибольшей экономии сил и наиболее производительного применения труда. Общество заинтересовано в сокращении издержек общественного производства в целях увеличения объемов инвестиционных ресурсов и накопления. Этот принцип предполагает наиболее эффективное решение Производственных задач.
9. Принцип, оптимального сочетания отраслевого и территориального управления. Отраслевое управление характеризует необходимость развития диверсификации производства, углубления его специализации и концентрации. Территориальное же управление исходит из других целевых установок» Проблемы наиболее рационального размещения и развития производительных сил требуют учета экологии, степени эффективности использований рабочей силы, занятости населения, развития социальной инфраструктуры, соответствия, характера производства особенностям этнических групп, удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. А это — региональные проблемы.
10. Принцип преемственности хозяйственных решений. В основе этого принципа лежит единство экономических явлений и процессов как последовательности количественных и качественных изменений, осуществляемых во времени и пространстве. Этот принцип имеет многообразные формы проявления. Преемственность хозяйственных решений необходима при разработке и особенно реализации плана, с тем чтобы информация сохраняла сопоставимость. Преемственность необходима в организационных решениях, оптимальность которых предполагает анализ прошлого, максимальное сохранение положительного опыта. Она необходима и в кадровой политике, предполагающей сочетание работников, имеющих знания, опыт, навыки принятия решений, и молодых работников, не имеющих багажа знаний и жизненного опыта, но обладающих быстротой реакции, свежестью восприятия, неконсервативным мышлением.
Принципы управления должны иметь правовое оформление, закрепленное в системе нормативных документов, договорных обязательств, законодательных актов и т. д. Однако при этом характер и формы их закрепления могут быть достаточно гибкими, чтобы избежать догматизма, фетишизации и излишней жесткости процедур и формулировок. Это очень важно, поскольку изменение конкретно-исторических условий приводит к изменению действия социально-экономических законов и, соответственно, содержания принципов управления.
Контрольные вопросы н задания
1. Охарактеризуйте научные подходы к менеджменту.
2. Какова структура системы менеджмента?
3. Перечислите закономерности в менеджменте.
4. Каковы принципы менеджмента, в чем их сущность?
- Оглавление
- История и методологические основы менеджмента
- Менеджмент как вид деятельности
- § 1. Управление и его элементы
- § 2. Менеджмент в системе управления
- Глава 2. Понятие и сущность менеджмента
- § 1. Понятие менеджмента
- 2. Управление производством
- § 2. Цели и задачи менеджмента
- § 3. Характерные аспекты и стадии менеджмента
- Глава 3 менеджмент в прошлом и настоящем
- § 1. Эволюция управленческой мысли
- § 2. Современные концепции менеджмента
- § 3. Теория управления в россии
- Глава 4 методологические основы менеджмента
- § 1. Научные подходы к менеджменту
- § 2. Закономерности менеджмента
- § 3. Принципы менеджмента
- Глава 5 влияние внешней и внутренней среды на деятельность предприятия
- § 1. Значение внешней среды в бизнесе
- § 2. Внутренняя среда предприятия
- Раздел II технология менеджмента
- Глава 6 выбор целей и стратегии развития предприятия
- § 1. Понятие и классификация цепей
- § 2. Принципы постановки и использования целей
- § 3. Выработка стратегии развития предприятия
- Глава 7 методы управления
- § 1. Сущность методов управления
- § 2. Экономические методы управления
- § 3. Организационно-распорядительные методы управления
- Глава 8 информационное обеспечение менеджмента
- § 1. Понятие и классификация информации
- 2 Уровни информационного обеспечения § менеджмента и типы информации
- § 3. Внутренняя система информации
- § 4. Технология информационной деятельности
- I. Понятие и классификация информации.
- Глава 9 коммуникации
- § 1. Коммуникационный процесс
- § 2. Виды коммуникаций
- § 3. Преграды в коммуникациях предприятия
- § 4. Совершенствование коммуникаций
- Глава 10 управленческие решения
- § 1. Понятие управленческого решения
- § 2. Классификация управленческих решений
- § 3. Технология принятия решений
- §4 Реализация решений
- Раздел 3 внутрифирменное управление в апк Глава'11 организационно-правовые формы предприятий апк
- § 1. Сельское хозяйство как объект управления
- § 2. Правовое регулирование образования и функционирования предприятий апк
- § 3. Система органов управления апк
- Глава 12 структура управления производством в апк
- § 1. Понятие и сущность структуры управления
- § 2. Принципы построения структуры управления
- § 3. Типы структур управления
- § 4. Менеджмент в фермерском хозяйстве
- § 5. Проектирование структуры управления
- Глава 13 стратегическое и текущее планирование
- § 1. Содержание и задачи внутрифирменного планирования
- § 2. Принципы планирования
- § 3. Стратегическое планирование
- § 5. Субъективные и объективные факторы, препятствующие планированию
- Глава 14 организационные отношения в системе менеджмента
- § 1. Сущность функций организации
- § 2. Полномочия и их виды
- § 3. Распределение управленческих полномочий
- § 4. Централизация и децентрализация
- § 5. Координация в организационном процессе
- Г л а в а 15 контроль в системе менеджмента
- § 1. Сущность и задачи контроля
- § 2. Виды и стадии управленческого контроля
- § 4. Внешний и внутренний контроль
- § 5. Управление по отклонениям
- Глава 16 маркетинг — функция менеджмента
- § 1. Основы маркетинга в апк
- § 2. Элементы маркетинга
- § 3. Стратегия маркетинга
- § 4. Управление маркетингом
- Глава 17 мотивация деятельности в менеджменте
- § 1. Понятие и виды мотивации
- § 2. Содержательная концепция мотивации
- § 3. Процессуальная концепция мотивации
- § 4. Неэкономические способы мотивации
- Раздел IV управление производством
- Глава 18 производство как система
- § 1. Системный подход к управлению производством
- § 2. Компоненты системы производства
- § 3. Характеристика производственного процесса
- Оперативное управление производством
- § 1. Управление развитием производства
- § 2. Функции оперативного управления производством
- § 3. Организация оперативного управления производством
- § 4. Диспетчерская служба и ее функции
- Г л а в а 20 управление риском
- § 1. Понятие и виды предпринимательского риска
- § 2. Управление риском
- Глава 21 эффективность менеджмента организации
- § 1. Рационализация методов управления производством
- § 2. Сущность эффективности менеджмента
- § 3. Критерии и показатели эффективности менеджмента
- Глава 22 инновационный менеджмент
- § 1. Понятие инновационного менеджмента
- § 2. Основные этапы процесса инновации
- § 3. Инновационная политика
- § 4. Управление процессом инновации
- § 5. Сущность и особенности инновационного процесса в сельском хозяйстве
- Управление несостоятельностью (банкротством) предприятия
- § 1. Понятие и признаки банкротства
- § 2. Механизм банкротства
- § 3. Стратегические направления по предотвращению банкротства
- Раздел V управление персоналом г лава 24 основы кадрового менеджмента
- § 1. Сущность кадрового менеджмента
- § 2. Система управления кадрами
- § 3. Подбор и оценка кадров управления
- § 4. Адаптация кадров
- § 5. Судьба «неперспективных» сотрудников
- Г л а в а 25 коллектив и его особенности
- § 1. Понятие коллектива
- § 2. Основные виды коллективов
- § 3. Психологическая характеристика коллектива
- § 4. Формирование коллектива
- Личность в системе менеджмента
- § 1.Психология личности
- § 2. Особенности индивидуальности человека
- § 3. Личность и коллектив
- Г л а в а 27 власть и лидерство в менеджменте
- §1. Понятие власти
- § 2. Источники и виды власти
- § 3. Руководитель и лидер
- Г л а в а 28 стили управления
- § 1. Понятие стиля управления
- § 2. Характеристика стилей управления
- § 3. Имидж руководителя
- Г л а в а 29 организационная культура
- § 1. Культура управления бизнесом
- § 2. Деловой этикет
- Глава 30 управление конфликтами
- § 1. Виды конфликтов
- § 2. Конфликт как процесс
- § 3. Функции конфликтов и формы их разрешения
- § 4. Управление стрессами
- Словарь терминов