§ 2. Менеджмент в системе управления
Менеджмент как система управления фирмой, предприятием в рыночной экономике предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития. Речь идет о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организации), которая порождена объективной необходимостью, закономерностями рыночных отношений, связанными с ориентацией на спрос и потребности рынка, запросы индивидуальных потребителей, обеспечение заинтересованности работников в наивысших конечных результатах, широкое использование новейших научно-технических достижений, регулирование межхозяйственных отношений.
Английское слово «менеджмент» сегодня известно практически каждому. Упрощенно, менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения Других людей. Менеджмент (управление) — функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разных организациях. Это также область человеческих знаний, помогающих выполнять соответствующую функцию. Наконец, менеджмент — область деятельности менеджеров, людей, осуществляющих работу до управлению.
Менеджмент как наука окончательно оформился в 30-е годы. Тогда стало, очевидным, что этот род деятельности превратился в профессию, область знаний — в самостоятельную дисциплину, а соответствующий социальный слой — в весьма влиятельную общественную силу.
Проведение радикальной экономической реформы, просматривающей изменение форм собственности, право предприятий на хозяйственную самостоятельность и распоряжение результатами труда» в частности определение размера материальных, трудовых и финансовых ресурсов, распределение прибыли предприятий, выход на внешние рынки, создает объективные экономические условия для развития менеджмента на российских предприятиях.
Одним из приоритетных направлений перестройки управления экономикой в современных условиях стала разработка методологических основ применения менеджмента в практике предприятий, объединений и других хозяйственных организаций. Это не механический процесс перенесения опыта промышленных фирм Запада и отечественные условия, а творческий поиск новых решений. К основным направлениям реформы предприятий, реализуемой. В настоящее время, можно отнести следующее:
оказание государственной поддержки тем предприятиям, которые отвечают требованиям реформы, своевременно производят текущие платежи в бюджет;
изменение взаимоотношений собственников и управляющих предприятиями: подотчетность управляющих собственникам, разделение должностей управляющего и председатели совета директоров в подконтрольных государству предприятиях, ограничение совмещений одним лицом постов руководителей в разных компаниях;
поощрение активно реформирующихся предприятий путем снижения налога на прибыль;
переоценку активов предприятий по рыночной стоимости;
регулирование правоотношений коммерческих организаций и их руководителей, повышение ответственности последних;
переход на признанную в мире систему бухгалтерского учета, что обеспечит доступ к отчетности предприятий собственникам и инвесторам.
Современная теория и практика менеджмента приобретают особое значение по двум причинам. Во-первых, переход российской экономики к рыночным отношениям требует изучения форм и методов управления на уровне основного хозяйственного звена на — предприятия, производственного подразделения. Практическое использование такого опыта на отечественных предприятиях и объединениях — одна из первоочередных задач. Во-вторых, широкий выход отечественных предприятий и объединений на мировой рынок обусловливает необходимость изучения и знания практики менеджмента в других странах. Однако, каким бы передовым и прогрессивным ни был зарубежный опыт, ценность его состоит не в том, чтобы служить образцом для подражания, а в том, чтобы стать ключом к анализу собственного опыта и практики, уметь в них разобраться, Получить 'материал для сравнений и сопоставлений.
Понятно, что управление предприятиями имеет специфические особенности в зависимости от отраслевой принадлежности, характера выпускаемой продукции, обеспеченности современной электронно-вычислительной техникой, степени вовлечения во внешнеэкономическую деятельность. Однако определяющими являются формирование и развитие рыночных отношений, конвертируемость рубля, стабилизация рыночных цен, эффективность использования инструментов финансово-кредитного механизма.
Залог успеха — знание мировой практики. Чем быстрее будут преодолены недостатки в области управления предприятиями, тем полнее раскроются потенциальные возможности российской экономики, усилится стимулирующее влияние менеджмента на качество продукции и ее конкурентоспособность. Руководители предприятий призваны стать инициаторами технологических и организационных перемен. Важнейший фактор успеха — непрерывное теоретическое и практическое обучение руководителей нового типа: высокопрофессиональных, компетентных в экономических, социальных и технологических вопросах, с высоким чувством ответственности за результаты деятельности предприятия.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем сущность управления?
2. Сформулируйте понятия объекта и субъекта управления.
3. В чем особенности процесса управления?
4. Каковы элементы процесса управления?
5. Какова взаимосвязь понятий и категорий управления?
6. Каковы условия эффективности управленческих решений?
7. Назовите основные формы управленческого труда.
8. Каково место менеджмента в системе управления?
- Оглавление
- История и методологические основы менеджмента
- Менеджмент как вид деятельности
- § 1. Управление и его элементы
- § 2. Менеджмент в системе управления
- Глава 2. Понятие и сущность менеджмента
- § 1. Понятие менеджмента
- 2. Управление производством
- § 2. Цели и задачи менеджмента
- § 3. Характерные аспекты и стадии менеджмента
- Глава 3 менеджмент в прошлом и настоящем
- § 1. Эволюция управленческой мысли
- § 2. Современные концепции менеджмента
- § 3. Теория управления в россии
- Глава 4 методологические основы менеджмента
- § 1. Научные подходы к менеджменту
- § 2. Закономерности менеджмента
- § 3. Принципы менеджмента
- Глава 5 влияние внешней и внутренней среды на деятельность предприятия
- § 1. Значение внешней среды в бизнесе
- § 2. Внутренняя среда предприятия
- Раздел II технология менеджмента
- Глава 6 выбор целей и стратегии развития предприятия
- § 1. Понятие и классификация цепей
- § 2. Принципы постановки и использования целей
- § 3. Выработка стратегии развития предприятия
- Глава 7 методы управления
- § 1. Сущность методов управления
- § 2. Экономические методы управления
- § 3. Организационно-распорядительные методы управления
- Глава 8 информационное обеспечение менеджмента
- § 1. Понятие и классификация информации
- 2 Уровни информационного обеспечения § менеджмента и типы информации
- § 3. Внутренняя система информации
- § 4. Технология информационной деятельности
- I. Понятие и классификация информации.
- Глава 9 коммуникации
- § 1. Коммуникационный процесс
- § 2. Виды коммуникаций
- § 3. Преграды в коммуникациях предприятия
- § 4. Совершенствование коммуникаций
- Глава 10 управленческие решения
- § 1. Понятие управленческого решения
- § 2. Классификация управленческих решений
- § 3. Технология принятия решений
- §4 Реализация решений
- Раздел 3 внутрифирменное управление в апк Глава'11 организационно-правовые формы предприятий апк
- § 1. Сельское хозяйство как объект управления
- § 2. Правовое регулирование образования и функционирования предприятий апк
- § 3. Система органов управления апк
- Глава 12 структура управления производством в апк
- § 1. Понятие и сущность структуры управления
- § 2. Принципы построения структуры управления
- § 3. Типы структур управления
- § 4. Менеджмент в фермерском хозяйстве
- § 5. Проектирование структуры управления
- Глава 13 стратегическое и текущее планирование
- § 1. Содержание и задачи внутрифирменного планирования
- § 2. Принципы планирования
- § 3. Стратегическое планирование
- § 5. Субъективные и объективные факторы, препятствующие планированию
- Глава 14 организационные отношения в системе менеджмента
- § 1. Сущность функций организации
- § 2. Полномочия и их виды
- § 3. Распределение управленческих полномочий
- § 4. Централизация и децентрализация
- § 5. Координация в организационном процессе
- Г л а в а 15 контроль в системе менеджмента
- § 1. Сущность и задачи контроля
- § 2. Виды и стадии управленческого контроля
- § 4. Внешний и внутренний контроль
- § 5. Управление по отклонениям
- Глава 16 маркетинг — функция менеджмента
- § 1. Основы маркетинга в апк
- § 2. Элементы маркетинга
- § 3. Стратегия маркетинга
- § 4. Управление маркетингом
- Глава 17 мотивация деятельности в менеджменте
- § 1. Понятие и виды мотивации
- § 2. Содержательная концепция мотивации
- § 3. Процессуальная концепция мотивации
- § 4. Неэкономические способы мотивации
- Раздел IV управление производством
- Глава 18 производство как система
- § 1. Системный подход к управлению производством
- § 2. Компоненты системы производства
- § 3. Характеристика производственного процесса
- Оперативное управление производством
- § 1. Управление развитием производства
- § 2. Функции оперативного управления производством
- § 3. Организация оперативного управления производством
- § 4. Диспетчерская служба и ее функции
- Г л а в а 20 управление риском
- § 1. Понятие и виды предпринимательского риска
- § 2. Управление риском
- Глава 21 эффективность менеджмента организации
- § 1. Рационализация методов управления производством
- § 2. Сущность эффективности менеджмента
- § 3. Критерии и показатели эффективности менеджмента
- Глава 22 инновационный менеджмент
- § 1. Понятие инновационного менеджмента
- § 2. Основные этапы процесса инновации
- § 3. Инновационная политика
- § 4. Управление процессом инновации
- § 5. Сущность и особенности инновационного процесса в сельском хозяйстве
- Управление несостоятельностью (банкротством) предприятия
- § 1. Понятие и признаки банкротства
- § 2. Механизм банкротства
- § 3. Стратегические направления по предотвращению банкротства
- Раздел V управление персоналом г лава 24 основы кадрового менеджмента
- § 1. Сущность кадрового менеджмента
- § 2. Система управления кадрами
- § 3. Подбор и оценка кадров управления
- § 4. Адаптация кадров
- § 5. Судьба «неперспективных» сотрудников
- Г л а в а 25 коллектив и его особенности
- § 1. Понятие коллектива
- § 2. Основные виды коллективов
- § 3. Психологическая характеристика коллектива
- § 4. Формирование коллектива
- Личность в системе менеджмента
- § 1.Психология личности
- § 2. Особенности индивидуальности человека
- § 3. Личность и коллектив
- Г л а в а 27 власть и лидерство в менеджменте
- §1. Понятие власти
- § 2. Источники и виды власти
- § 3. Руководитель и лидер
- Г л а в а 28 стили управления
- § 1. Понятие стиля управления
- § 2. Характеристика стилей управления
- § 3. Имидж руководителя
- Г л а в а 29 организационная культура
- § 1. Культура управления бизнесом
- § 2. Деловой этикет
- Глава 30 управление конфликтами
- § 1. Виды конфликтов
- § 2. Конфликт как процесс
- § 3. Функции конфликтов и формы их разрешения
- § 4. Управление стрессами
- Словарь терминов