logo
Korolyov_Yu_B_i_dr_Menedzhment_v_APK_M_2000

§ 4. Управление процессом инновации

Управление процессом инновации представляет собой сочета­ние различных функций (маркетинг, планирование, организация, контроль), каждая из которых направлена на решение специфичес­ких и разнообразных вопросов. Оно охватывает не только произ­водство, но и НИОКР, сбыт, финансы, коммуникации, то есть все стороны деятельности предприятия.

Приведем перечень наиболее актуальных проблем и задач, кото­рые Обычно рассматриваются и решаются менеджментом продук­товых инноваций при выходе на рынок с новым продуктом.

1. Исследование рынка нового продукта (потребители, емкость рынка, эластичность желаемого спроса по цене продукта, предпоч­тения потребителей в отношении качественных параметров про­дукта, условий его поставки и обслуживания во взаимосвязи с це­ной, дополняемость и заменяемость нового продукта по отноше­нию к другим продуктам и услугам и т. д.). Выбирают целевые сег­менты рынка для нового продукта и его модификации, а также стратегию продвижения продукта к потребителям (методы озна­комления покупателей с продуктом, сертификация, реклама, рабо­та с Клиентами).

2. Прогнозирование длительности, характера и стадий жизненно­го цикла нового продукта. На основе прогноза принимают решения о размере и характере создаваемых производственных мощностей, оптимальном объеме капиталовложений, методах амортизации специального технологического оборудования, выборе между по­купкой и арендой оборудования, типах и сроках трудовых контак­тов с привлекаемыми работниками, степени их переквалификации и т. д.

3. Определение способов продажи нового продукта — выбор по­средников того или иного типа, организация фирменной торговли, продажа через оптовые торговые предприятия.

4. Исследование конъюнктуры рынков ресурсов (материалов, комп­лектующих изделий, полуфабрикатов), необходимых для производ­ства и продажи нового продукта, с целью выяснения их доступнос­ти, прогнозирования стабильности выявленной конъюнктуры, воз­можного ее ухудшения, удорожания ресурсов.

5. Подбор субподрядчиков на освоение и поставку требующихся для нового продукта комплектующих изделий, оборудования, осна­стки (при необходимости — изыскание специфических способов стимулирования таких субподрядчиков: включение их в долю, создание совместных предприятий, вхождение с ними в партнерство и т. д.).

6. Проработка возможных вариантов кооперации с конкурентами по поводу разработки и освоения технически сложного и (или) рис­кового продукта.

7. Комплексный анализ затрат, цены, объемов производства и про­даж нового продукта с целью планирования (краткосрочного и дол­госрочного) объемов выпуска, цен и контрольных цифр по це­нам закупки ресурсов и операционным расходам.

8. Оценка эффективности и планирование инновации как инвести­ционного проекта с использованием критериев ее ценности, нормы отдачи и срока окупаемости капитальных вложений.

9. Анализрисков, определение методов их минимизации и страхова­ния.

10. Выбор организационной формы создания, освоения и размещения на рынке нового продукта — планирование, финансирование и мо­ниторинг инновационного проекта, внутренний и внешний венчур.

11. Исследование целесообразности и планирование наиболее адек­ватных форм передачи технологии в процессе создания, освоения, размещения на рынке и поддержания необходимого объема продаж нового продукта — лицензии, трансферты дочерним фирмам, ко­мандировки специалистов, выдача либо выполнение заказов на ис­следование и разработки, научно-техническое сотрудничество и прочее.

Если новым является не продукт, а процесс (технология, орга­низация производства и управленческого процесса), менеджмент инноваций решает аналогичные проблемы и задачи с той лишь разницей, что определяющим является не создание нового рынка для новых продуктов, а возможность с помощью более производи­тельных технологий в большей мере насытить рынок существую­щего продукта. Таким образом, основным в менеджменте иннова­ций выступает подход к инновациям с позицией перспективности на рынке.

В современных условиях резко повысилась роль инновацион­ных стратегий, поскольку именно нововведения определяют все остальные направления развития фирмы. Это вызывает необходи­мость освоения специфических инструментов управления ново­введениями, стимулирования новаторских усилий, поддержания коммуникаций, создания партнерства в сфере нововведений, а также в системе «наука — производство — сбыт — послепродаж­ное обслуживание». На первый план выходит необходимость кар­динального изменения подходов к использованию кадров, что предусматривает организационную культуру, построенную на мо­тивации, поддержание и совершенствование творческой атмосферы, создание дееспособных команд, поиск и стимулирование творческих людей.