§ 4. Управление процессом инновации
Управление процессом инновации представляет собой сочетание различных функций (маркетинг, планирование, организация, контроль), каждая из которых направлена на решение специфических и разнообразных вопросов. Оно охватывает не только производство, но и НИОКР, сбыт, финансы, коммуникации, то есть все стороны деятельности предприятия.
Приведем перечень наиболее актуальных проблем и задач, которые Обычно рассматриваются и решаются менеджментом продуктовых инноваций при выходе на рынок с новым продуктом.
1. Исследование рынка нового продукта (потребители, емкость рынка, эластичность желаемого спроса по цене продукта, предпочтения потребителей в отношении качественных параметров продукта, условий его поставки и обслуживания во взаимосвязи с ценой, дополняемость и заменяемость нового продукта по отношению к другим продуктам и услугам и т. д.). Выбирают целевые сегменты рынка для нового продукта и его модификации, а также стратегию продвижения продукта к потребителям (методы ознакомления покупателей с продуктом, сертификация, реклама, работа с Клиентами).
2. Прогнозирование длительности, характера и стадий жизненного цикла нового продукта. На основе прогноза принимают решения о размере и характере создаваемых производственных мощностей, оптимальном объеме капиталовложений, методах амортизации специального технологического оборудования, выборе между покупкой и арендой оборудования, типах и сроках трудовых контактов с привлекаемыми работниками, степени их переквалификации и т. д.
3. Определение способов продажи нового продукта — выбор посредников того или иного типа, организация фирменной торговли, продажа через оптовые торговые предприятия.
4. Исследование конъюнктуры рынков ресурсов (материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов), необходимых для производства и продажи нового продукта, с целью выяснения их доступности, прогнозирования стабильности выявленной конъюнктуры, возможного ее ухудшения, удорожания ресурсов.
5. Подбор субподрядчиков на освоение и поставку требующихся для нового продукта комплектующих изделий, оборудования, оснастки (при необходимости — изыскание специфических способов стимулирования таких субподрядчиков: включение их в долю, создание совместных предприятий, вхождение с ними в партнерство и т. д.).
6. Проработка возможных вариантов кооперации с конкурентами по поводу разработки и освоения технически сложного и (или) рискового продукта.
7. Комплексный анализ затрат, цены, объемов производства и продаж нового продукта с целью планирования (краткосрочного и долгосрочного) объемов выпуска, цен и контрольных цифр по ценам закупки ресурсов и операционным расходам.
8. Оценка эффективности и планирование инновации как инвестиционного проекта с использованием критериев ее ценности, нормы отдачи и срока окупаемости капитальных вложений.
9. Анализрисков, определение методов их минимизации и страхования.
10. Выбор организационной формы создания, освоения и размещения на рынке нового продукта — планирование, финансирование и мониторинг инновационного проекта, внутренний и внешний венчур.
11. Исследование целесообразности и планирование наиболее адекватных форм передачи технологии в процессе создания, освоения, размещения на рынке и поддержания необходимого объема продаж нового продукта — лицензии, трансферты дочерним фирмам, командировки специалистов, выдача либо выполнение заказов на исследование и разработки, научно-техническое сотрудничество и прочее.
Если новым является не продукт, а процесс (технология, организация производства и управленческого процесса), менеджмент инноваций решает аналогичные проблемы и задачи с той лишь разницей, что определяющим является не создание нового рынка для новых продуктов, а возможность с помощью более производительных технологий в большей мере насытить рынок существующего продукта. Таким образом, основным в менеджменте инноваций выступает подход к инновациям с позицией перспективности на рынке.
В современных условиях резко повысилась роль инновационных стратегий, поскольку именно нововведения определяют все остальные направления развития фирмы. Это вызывает необходимость освоения специфических инструментов управления нововведениями, стимулирования новаторских усилий, поддержания коммуникаций, создания партнерства в сфере нововведений, а также в системе «наука — производство — сбыт — послепродажное обслуживание». На первый план выходит необходимость кардинального изменения подходов к использованию кадров, что предусматривает организационную культуру, построенную на мотивации, поддержание и совершенствование творческой атмосферы, создание дееспособных команд, поиск и стимулирование творческих людей.
- Оглавление
- История и методологические основы менеджмента
- Менеджмент как вид деятельности
- § 1. Управление и его элементы
- § 2. Менеджмент в системе управления
- Глава 2. Понятие и сущность менеджмента
- § 1. Понятие менеджмента
- 2. Управление производством
- § 2. Цели и задачи менеджмента
- § 3. Характерные аспекты и стадии менеджмента
- Глава 3 менеджмент в прошлом и настоящем
- § 1. Эволюция управленческой мысли
- § 2. Современные концепции менеджмента
- § 3. Теория управления в россии
- Глава 4 методологические основы менеджмента
- § 1. Научные подходы к менеджменту
- § 2. Закономерности менеджмента
- § 3. Принципы менеджмента
- Глава 5 влияние внешней и внутренней среды на деятельность предприятия
- § 1. Значение внешней среды в бизнесе
- § 2. Внутренняя среда предприятия
- Раздел II технология менеджмента
- Глава 6 выбор целей и стратегии развития предприятия
- § 1. Понятие и классификация цепей
- § 2. Принципы постановки и использования целей
- § 3. Выработка стратегии развития предприятия
- Глава 7 методы управления
- § 1. Сущность методов управления
- § 2. Экономические методы управления
- § 3. Организационно-распорядительные методы управления
- Глава 8 информационное обеспечение менеджмента
- § 1. Понятие и классификация информации
- 2 Уровни информационного обеспечения § менеджмента и типы информации
- § 3. Внутренняя система информации
- § 4. Технология информационной деятельности
- I. Понятие и классификация информации.
- Глава 9 коммуникации
- § 1. Коммуникационный процесс
- § 2. Виды коммуникаций
- § 3. Преграды в коммуникациях предприятия
- § 4. Совершенствование коммуникаций
- Глава 10 управленческие решения
- § 1. Понятие управленческого решения
- § 2. Классификация управленческих решений
- § 3. Технология принятия решений
- §4 Реализация решений
- Раздел 3 внутрифирменное управление в апк Глава'11 организационно-правовые формы предприятий апк
- § 1. Сельское хозяйство как объект управления
- § 2. Правовое регулирование образования и функционирования предприятий апк
- § 3. Система органов управления апк
- Глава 12 структура управления производством в апк
- § 1. Понятие и сущность структуры управления
- § 2. Принципы построения структуры управления
- § 3. Типы структур управления
- § 4. Менеджмент в фермерском хозяйстве
- § 5. Проектирование структуры управления
- Глава 13 стратегическое и текущее планирование
- § 1. Содержание и задачи внутрифирменного планирования
- § 2. Принципы планирования
- § 3. Стратегическое планирование
- § 5. Субъективные и объективные факторы, препятствующие планированию
- Глава 14 организационные отношения в системе менеджмента
- § 1. Сущность функций организации
- § 2. Полномочия и их виды
- § 3. Распределение управленческих полномочий
- § 4. Централизация и децентрализация
- § 5. Координация в организационном процессе
- Г л а в а 15 контроль в системе менеджмента
- § 1. Сущность и задачи контроля
- § 2. Виды и стадии управленческого контроля
- § 4. Внешний и внутренний контроль
- § 5. Управление по отклонениям
- Глава 16 маркетинг — функция менеджмента
- § 1. Основы маркетинга в апк
- § 2. Элементы маркетинга
- § 3. Стратегия маркетинга
- § 4. Управление маркетингом
- Глава 17 мотивация деятельности в менеджменте
- § 1. Понятие и виды мотивации
- § 2. Содержательная концепция мотивации
- § 3. Процессуальная концепция мотивации
- § 4. Неэкономические способы мотивации
- Раздел IV управление производством
- Глава 18 производство как система
- § 1. Системный подход к управлению производством
- § 2. Компоненты системы производства
- § 3. Характеристика производственного процесса
- Оперативное управление производством
- § 1. Управление развитием производства
- § 2. Функции оперативного управления производством
- § 3. Организация оперативного управления производством
- § 4. Диспетчерская служба и ее функции
- Г л а в а 20 управление риском
- § 1. Понятие и виды предпринимательского риска
- § 2. Управление риском
- Глава 21 эффективность менеджмента организации
- § 1. Рационализация методов управления производством
- § 2. Сущность эффективности менеджмента
- § 3. Критерии и показатели эффективности менеджмента
- Глава 22 инновационный менеджмент
- § 1. Понятие инновационного менеджмента
- § 2. Основные этапы процесса инновации
- § 3. Инновационная политика
- § 4. Управление процессом инновации
- § 5. Сущность и особенности инновационного процесса в сельском хозяйстве
- Управление несостоятельностью (банкротством) предприятия
- § 1. Понятие и признаки банкротства
- § 2. Механизм банкротства
- § 3. Стратегические направления по предотвращению банкротства
- Раздел V управление персоналом г лава 24 основы кадрового менеджмента
- § 1. Сущность кадрового менеджмента
- § 2. Система управления кадрами
- § 3. Подбор и оценка кадров управления
- § 4. Адаптация кадров
- § 5. Судьба «неперспективных» сотрудников
- Г л а в а 25 коллектив и его особенности
- § 1. Понятие коллектива
- § 2. Основные виды коллективов
- § 3. Психологическая характеристика коллектива
- § 4. Формирование коллектива
- Личность в системе менеджмента
- § 1.Психология личности
- § 2. Особенности индивидуальности человека
- § 3. Личность и коллектив
- Г л а в а 27 власть и лидерство в менеджменте
- §1. Понятие власти
- § 2. Источники и виды власти
- § 3. Руководитель и лидер
- Г л а в а 28 стили управления
- § 1. Понятие стиля управления
- § 2. Характеристика стилей управления
- § 3. Имидж руководителя
- Г л а в а 29 организационная культура
- § 1. Культура управления бизнесом
- § 2. Деловой этикет
- Глава 30 управление конфликтами
- § 1. Виды конфликтов
- § 2. Конфликт как процесс
- § 3. Функции конфликтов и формы их разрешения
- § 4. Управление стрессами
- Словарь терминов