logo
Korolyov_Yu_B_i_dr_Menedzhment_v_APK_M_2000

Словарь терминов

Агрегирование — укрупнение экономических показателей посредством объеди­нения их в единую группу. Осуществляется путем суммирования, группировки или других способов сведения частных показателей в обобщенные.

Анализ риска — разложение объекта на элементы, установление взаимосвязей между ними с целью выявления источников, факторов и причин различного ряда рисков, сопоставление возможных потерь и выгод.

Анализ системы менеджмента — процесс исследования организационной структуры и системы управления предприятия на предмет жизнеспособности, обес­печения конкурентоспособности в целях повышения эффективности их воздей­ствия на результаты деятельности.

Анализ ситуации — изучение параметров управляемого объекта, внешних усло­вий и конкретной ситуации его функционирования при разработке или реализации управленческого решения.

Венчурное предприятие — небольшое предприятие (фирма), занимающееся при­кладными научными исследованиями и разработками, проектно-конструкторской деятельностью, внедрением технических и технологических новшеств.

Вероятностное решение — решение, принятое в условиях риска или неопреде­ленности, результатом которого могут быть несколько вероятных событий.

Вертикальные коммуникации — обмен информацией между различными уров­нями иерархии.

Внешняя среда системы менеджмента — компоненты макросреды, инфраструк­туры региона и микросреды предприятия, оказывающие прямое или косвенное влияние на его устойчивость, эффективность и конкурентоспособность.

Внутрифирменная информационная система — совокупность информационных потоков, обслуживающих потребности организационных центров принятия решений. Состоит из технических средств обработки информации, каналов связи и ин­формации, зафиксированной на определенных носителях.

Горизонтальные коммуникации — информационный обмен между подразделе­ниями одного уровня иерархии.

Деловая стратегия — стратегия на уровне отдельных предприятий, фирм, вхо­дящих в корпорацию или холдинг. Главная задача деловой стратегии — обеспечить фирме устойчивое конкурентное преимущество.

Дерево целей — структурированная, построенная по иерархическому принципу (ранжированная по уровням) совокупность целей системы, программы, плана, в которой выделены главная цель («вершина дерева»), подчиненные ей подцели 1-го, 2-го и т. д. уровней («ветви дерева»).

Детерминированное решение — решение, принятое в условиях определенности, результатом которого является единственное событие, вероятность наступления которого близка к единице.

Диверсификация риска— 1)распределение инвестируемых средств между раз­личными, не связанными между собой объектами с целью снижения степени риска; 2) расширение ассортимента, изменение вида продукции с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства.

Имидж — образ (представление), целенаправленно разработанный и пропаган­дируемый.

Инвестиции — долгосрочные вложения капитала в предприятия разных отрас­лей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инно­вационные проекты.

Инновации — нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в разных областях и сферах деятельности.

Информационная технология — комплекс методов и технических средств полу­чения, хранения, преобразований и использования информации.

Качество управленческого решения — совокупность параметров, удовлетворяю­щих конкретных потребителей и обеспечивающих реальность реализации решения.

Коммерческий риск — вероятность потерь, связанных с коммерческой деятель­ностью.

Коммуникационный процесс — последовательность взаимосвязанных этапов, не­обходимых для осуществления информационного обмена: формулирование идей, кодирование информации, выбор канала связи и передачи сообщения, декодирова­ние сообщения, формирование ответа и передача его отправителю.

Компетентность — область полномочий управляющего органа, должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решений. Полно­мочия тех или иных органов и лиц устанавливаются законами, другими норматив­ными актами, положениями, инструкциями, уставами.

Конгломерат — одна из форм союза, объединения разнопрофильных фирм, ра­ботающих в разных секторах рынка. В условиях конгломерата сохраняется высокая степень самостоятельности фирм и децентрализация управления.

Конкурентоспособность — свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объек­тами, представленными на данном рынке.

Конкуренция — состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем — между любыми экономическими рыночными субъектами; борьба за рын­ки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других вы­год. Конкуренция представляет собой цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и ре­гулирования в рыночной экономике.

Коэффициент риска — показатель степени риска, определяемый отношением максимально возможного размера убытка к величине собственного капитала инвес­тора.

Критерий выбора — показатель, на основе которого производится сравнение альтернатив и выбор оптимального решения.

Лидерство — способность выдвигать цели для организации (группы) и эффек­тивно использовать все имеющиеся источники власти для их реализации; один из механизмов интеграции групповой деятельности.

Лимитирование риска —установление предельных сумм издержек, связанных с определенным решением, с целью снижения степени риска.

Линейные полномочия — право непосредственного единоличного принятия ре­шений по всем вопросам, возникающим в подчиненном руководителю коллективе.

Лицензия — 1) разрешение на осуществление экспортно-импортных операций, ввоз и вывоз товаров в ограниченных пределах, выдаваемое государственными орга­нами в целях контроля за экспортом, импортом, движением валюты; 2) разрешение на осуществление разнообразных видов деятельности в определенных пределах, выдаваемое государственными органами применительно к тем видам, которые нуж­даются в ограничении или в целях взимания платежей за выдаваемое разрешение.

Макросреда — экономическая, природная, социально-культурная, политичес­кая среда, в условиях которой функционирует группа.

Маркетинг — важнейшая функция управления фирмой на основе учета и ана­лиза внешних факторов. Маркетинг призван приспособить производство к требова­ниям рынка.

Менеджмент — совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием до­стижений науки управления. Основная цель менеджмента — высокая эффектив­ность производства, рациональное использование ресурсного потенциала предпри­ятия.

Микросреда — экономическая среда, связанная с предприятием и обслуживани­ем его клиентуры, включая поставщиков, покупателей, потребителей услуг, кон­тактные группы, проявляющие интерес к фирме и способные влиять на ее деятель­ность.

Миссия — цель деятельности организации, ориентированная на будущее.

Мониторинг — составная часть управления, представляющая собой непрерыв­ное наблюдение за экономическими объектами, анализ их деятельности.

Мотивация — управленческая функция, использующая мотивы поведения че­ловека для успешной его работы в организации.

Норма управляемости — число работников, непосредственно подчиненных од­ному руководителю.

«Ноу-хау» — совокупность знаний, сведений научно-технического, производ­ственно-технологического, управленческого, финансово-экономического, ком­мерческого характера, еще не ставших предметом общего достояния, представляю­щих новинку, а также опыт их применения.

Обратная связь — реакция получателя на принятое сообщение, доведенная до отправителя, средство повышения эффективности процесса коммуникации.

Оперативное управление — управление текущими событиями, включающее опе­ративное планирование, оперативный учет, оперативный контроль.

Опцион — соглашение, предоставляющее одной из сторон, заключающей бир­жевую сделку купли-продажи, право выбора между альтернативными условиями договора.

Параллельные полномочия — разновидность аппаратных полномочий, означаю­щая право отменять решения линейного руководителя (право «вето»).

Патент — документ, содержащий разрешение на занятие каким-либо ремес­лом или промыслом при соблюдении зафиксированных условий и внесении плате­жа (патентного сбора).

Полномочия — ограниченное право распоряжаться ресурсами организации и определять действия ее работников.

Процесс принятия решения — последовательность действий субъекта управле­ния, направленная на разрешение проблем организации и заключающаяся в анали­зе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выпол­нения.

Рекомендательные полномочия — разновидность аппаратных полномочий, оз­начающая право давать линейному руководителю советы и рекомендации, следо­вать которым он, однако, не обязан.

Риск — опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибы­ли, дохода или имущества, денежных средств в связи со случайным изменением ус­ловий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами.

Риск-менеджмент (управление риском) — одна из функций современного ме­неджмента, связанная с анализом возможного риска при осуществлении коммер­ческих операций и разработкой мер по его снижению и компенсации.

Семантические барьеры — трудности в процессе коммуникации из-за различно­го значения слов для людей разных национальных культур, профессий, уровней об­разования, социальных слоев и т. д.

Система управления кадрами (управленческим персоналом) — включает кадро­вую политику, формирование штатно-должностной структуры кадров, требования к кадрам управления, подбор, формирование и оценку их деятельности.

Современный менеджмент — характеризуется интеграцией производства и уп­равления, отражает усложняющиеся взаимосвязи между внешней и внутренней средой предприятия, требования сохранения окружающей среды как фактора ус­тойчивого развития экономики и эффективного использования важнейшего фак­тора производства — человеческих ресурсов.

Социальная ответственность — действия организации, предпринимаемые во благо общества добровольно, а не по требованию закона. Социальная ответствен­ность определяется общественной значимостью предприятия и характеризуется от­ветственным общественным, стабильным коммуникационным и инновационным поведением.

Социальная политика предприятия — генеральная линия, проводимая руковод­ством в области стратегии социального развития коллектива и охраны окружающей среды как компонентов системы менеджмента.

Спекулятивный риск — вероятность получения не только отрицательного (поте­ри, убыток), но и положительного (дохозяйственная прибыль) экономического ре­зультата.

Статус — правовое положение предприятия, предпринимателя, характеризуе­мое их организационно-правовой формой, уставом, свидетельством о регистрации, правами и обязанностями, ответственностью, полномочиями, вытекающими из законодательных и нормативных актов.

Стиль руководства — способ обращения руководителей с подчиненными, ха­рактер отношений в процессе исполнения служебных обязанностей.

Стратегия — долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения правительства, администрации регионов, руководства предпри­ятий в отношении производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, капитало­вложений, цен, социальной защиты,

Стратегический менеджмент — одно из направлений менеджмента, главная задача которого состоит в выработке генерального курса долгосрочных (перспек­тивных) целей предприятия я разработке конкретных программ их достижения.

Страхование риска —способ компенсации вероятных потерь, заключающийся в создании специальных денежных фондов, формируемых за счет страховых взносов.

Субвенция — денежное пособие, выделяемое центральными органами на целе­вое финансирование определенного мероприятия, объекта. При нецелевом исполь­зовании субвенция подлежит возврату выдавшим ее органам.

Субординация — соблюдение рангов, строгое подчинение младших старшим в соответствии с правилами служебной дисциплины.

Субсидия — пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое из средств государственного бюджета, местных бюджетов или специальных фондов физическим или юридическим лицам, местным органам.

Тактика — экономическое поведение, линия экономических действий, рассчи­танная на относительно кратковременный период, исходя из текущей ситуации.

Тенденция — выявленные в результате анализа наблюдаемые устойчивые отно­шения, свойства, признаки, присущие системе; направленность процессов.

Технократия — подход к экономическим процессам и явлениям с чисто техни­ческих позиций, без учета социально-экономических факторов и экономических последствий принимаемых технических решений.

Технология управления — последовательность выполнения взаимосвязанных операций по преобразованию предмета управленческого труда (информации) в продукт — управленческое решение.

Трансферт — 1) перевод иностранной валюты из одной страны в другую; 2) передача одним лицом другому права владения ценными бумагами; 3) перенос оплаты по сделке с одного счета на другой.

Тренд — направленность изменения показателей, определяемая путем обработ­ки отчетных, статистических данных и установления на этой основе тенденций их изменения.

Управление — сознательное целенаправленное воздействие на людей и эконо­мические субъекты, осуществляемое с целью направления их действий и получения желаемых результатов.

Управление риском — деятельность предприятия, банка, направленная на сокра­щение возможных потерь, обусловленных риском. Наиболее распространенными методами являются диверсификация риска, изучение рынка, клиентов, маркетин­говые исследования, страхование риска.

Управленческий потенциал — совокупность всех ресурсов, которыми располага­ет и которые использует система управления.

Управленческое решение — выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий, направленный на достижение целей организации.

Устав предприятия — зарегистрированный и утвержденный в установленном законом порядке документ, свод положений, правил деятельности юридического лица, определяющий его структуру, устройство, виды деятельности, отношения с другими лицами и государственными органами, права и обязанности.

Учет — составная часть управления экономическими процессами и объектами, сущность которого состоит в фиксации их состояния и параметров, сборе и накоп­лении сведений об экономических субъектах и процессах, отражении этих сведений в учетных ведомостях.

Форвард — форма срочных расчетов, производимых не более чем через два дня после заключения сделки. Обычно форвардные сделки совершаются банками, тор­гово-промышленными фирмами для того, чтобы избежать возможных убытков от колебания, изменения цен, курсов валют.

Функциональное управление — управление по функциям, в процессе которого каждый руководитель ведает исполнением определенного круга функций, работ (производственные, технологические, проектные, финансовые, информационные, обеспечивающие).

Фьючерсный контракт — соглашение поставить, продать товар или принять по­ставку (купить товар в определенном количестве по цене, оговоренной при заклю­чений контракта). Фьючерсные контракты продаются и покупаются на рынках как ценные бумаги.

Хеджирование — страхование, снижение риска от потерь, обусловленных небла­гоприятными для продавцов или покупателей изменениями рыночных цен на това­ры в сравнении с теми, которые учитывались при заключении договора.

Холдинг — корпорация, компания, головное предприятие, управляющее дея­тельностью или контролирующее деятельность других предприятий, компаний.

Целевое управление — управление, ориентированное на конкретный результат.

Чистый риск — вероятность получения отрицательного (ущерб, убыток) или ну­левого результата.

Широкая норма управляемости — норма управляемости, при которой каждый менеджер имеет большое (больше пяти) число подчиненных.