Словарь терминов
Агрегирование — укрупнение экономических показателей посредством объединения их в единую группу. Осуществляется путем суммирования, группировки или других способов сведения частных показателей в обобщенные.
Анализ риска — разложение объекта на элементы, установление взаимосвязей между ними с целью выявления источников, факторов и причин различного ряда рисков, сопоставление возможных потерь и выгод.
Анализ системы менеджмента — процесс исследования организационной структуры и системы управления предприятия на предмет жизнеспособности, обеспечения конкурентоспособности в целях повышения эффективности их воздействия на результаты деятельности.
Анализ ситуации — изучение параметров управляемого объекта, внешних условий и конкретной ситуации его функционирования при разработке или реализации управленческого решения.
Венчурное предприятие — небольшое предприятие (фирма), занимающееся прикладными научными исследованиями и разработками, проектно-конструкторской деятельностью, внедрением технических и технологических новшеств.
Вероятностное решение — решение, принятое в условиях риска или неопределенности, результатом которого могут быть несколько вероятных событий.
Вертикальные коммуникации — обмен информацией между различными уровнями иерархии.
Внешняя среда системы менеджмента — компоненты макросреды, инфраструктуры региона и микросреды предприятия, оказывающие прямое или косвенное влияние на его устойчивость, эффективность и конкурентоспособность.
Внутрифирменная информационная система — совокупность информационных потоков, обслуживающих потребности организационных центров принятия решений. Состоит из технических средств обработки информации, каналов связи и информации, зафиксированной на определенных носителях.
Горизонтальные коммуникации — информационный обмен между подразделениями одного уровня иерархии.
Деловая стратегия — стратегия на уровне отдельных предприятий, фирм, входящих в корпорацию или холдинг. Главная задача деловой стратегии — обеспечить фирме устойчивое конкурентное преимущество.
Дерево целей — структурированная, построенная по иерархическому принципу (ранжированная по уровням) совокупность целей системы, программы, плана, в которой выделены главная цель («вершина дерева»), подчиненные ей подцели 1-го, 2-го и т. д. уровней («ветви дерева»).
Детерминированное решение — решение, принятое в условиях определенности, результатом которого является единственное событие, вероятность наступления которого близка к единице.
Диверсификация риска— 1)распределение инвестируемых средств между различными, не связанными между собой объектами с целью снижения степени риска; 2) расширение ассортимента, изменение вида продукции с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства.
Имидж — образ (представление), целенаправленно разработанный и пропагандируемый.
Инвестиции — долгосрочные вложения капитала в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты.
Инновации — нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в разных областях и сферах деятельности.
Информационная технология — комплекс методов и технических средств получения, хранения, преобразований и использования информации.
Качество управленческого решения — совокупность параметров, удовлетворяющих конкретных потребителей и обеспечивающих реальность реализации решения.
Коммерческий риск — вероятность потерь, связанных с коммерческой деятельностью.
Коммуникационный процесс — последовательность взаимосвязанных этапов, необходимых для осуществления информационного обмена: формулирование идей, кодирование информации, выбор канала связи и передачи сообщения, декодирование сообщения, формирование ответа и передача его отправителю.
Компетентность — область полномочий управляющего органа, должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решений. Полномочия тех или иных органов и лиц устанавливаются законами, другими нормативными актами, положениями, инструкциями, уставами.
Конгломерат — одна из форм союза, объединения разнопрофильных фирм, работающих в разных секторах рынка. В условиях конгломерата сохраняется высокая степень самостоятельности фирм и децентрализация управления.
Конкурентоспособность — свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.
Конкуренция — состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем — между любыми экономическими рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция представляет собой цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике.
Коэффициент риска — показатель степени риска, определяемый отношением максимально возможного размера убытка к величине собственного капитала инвестора.
Критерий выбора — показатель, на основе которого производится сравнение альтернатив и выбор оптимального решения.
Лидерство — способность выдвигать цели для организации (группы) и эффективно использовать все имеющиеся источники власти для их реализации; один из механизмов интеграции групповой деятельности.
Лимитирование риска —установление предельных сумм издержек, связанных с определенным решением, с целью снижения степени риска.
Линейные полномочия — право непосредственного единоличного принятия решений по всем вопросам, возникающим в подчиненном руководителю коллективе.
Лицензия — 1) разрешение на осуществление экспортно-импортных операций, ввоз и вывоз товаров в ограниченных пределах, выдаваемое государственными органами в целях контроля за экспортом, импортом, движением валюты; 2) разрешение на осуществление разнообразных видов деятельности в определенных пределах, выдаваемое государственными органами применительно к тем видам, которые нуждаются в ограничении или в целях взимания платежей за выдаваемое разрешение.
Макросреда — экономическая, природная, социально-культурная, политическая среда, в условиях которой функционирует группа.
Маркетинг — важнейшая функция управления фирмой на основе учета и анализа внешних факторов. Маркетинг призван приспособить производство к требованиям рынка.
Менеджмент — совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием достижений науки управления. Основная цель менеджмента — высокая эффективность производства, рациональное использование ресурсного потенциала предприятия.
Микросреда — экономическая среда, связанная с предприятием и обслуживанием его клиентуры, включая поставщиков, покупателей, потребителей услуг, контактные группы, проявляющие интерес к фирме и способные влиять на ее деятельность.
Миссия — цель деятельности организации, ориентированная на будущее.
Мониторинг — составная часть управления, представляющая собой непрерывное наблюдение за экономическими объектами, анализ их деятельности.
Мотивация — управленческая функция, использующая мотивы поведения человека для успешной его работы в организации.
Норма управляемости — число работников, непосредственно подчиненных одному руководителю.
«Ноу-хау» — совокупность знаний, сведений научно-технического, производственно-технологического, управленческого, финансово-экономического, коммерческого характера, еще не ставших предметом общего достояния, представляющих новинку, а также опыт их применения.
Обратная связь — реакция получателя на принятое сообщение, доведенная до отправителя, средство повышения эффективности процесса коммуникации.
Оперативное управление — управление текущими событиями, включающее оперативное планирование, оперативный учет, оперативный контроль.
Опцион — соглашение, предоставляющее одной из сторон, заключающей биржевую сделку купли-продажи, право выбора между альтернативными условиями договора.
Параллельные полномочия — разновидность аппаратных полномочий, означающая право отменять решения линейного руководителя (право «вето»).
Патент — документ, содержащий разрешение на занятие каким-либо ремеслом или промыслом при соблюдении зафиксированных условий и внесении платежа (патентного сбора).
Полномочия — ограниченное право распоряжаться ресурсами организации и определять действия ее работников.
Процесс принятия решения — последовательность действий субъекта управления, направленная на разрешение проблем организации и заключающаяся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения.
Рекомендательные полномочия — разновидность аппаратных полномочий, означающая право давать линейному руководителю советы и рекомендации, следовать которым он, однако, не обязан.
Риск — опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами.
Риск-менеджмент (управление риском) — одна из функций современного менеджмента, связанная с анализом возможного риска при осуществлении коммерческих операций и разработкой мер по его снижению и компенсации.
Семантические барьеры — трудности в процессе коммуникации из-за различного значения слов для людей разных национальных культур, профессий, уровней образования, социальных слоев и т. д.
Система управления кадрами (управленческим персоналом) — включает кадровую политику, формирование штатно-должностной структуры кадров, требования к кадрам управления, подбор, формирование и оценку их деятельности.
Современный менеджмент — характеризуется интеграцией производства и управления, отражает усложняющиеся взаимосвязи между внешней и внутренней средой предприятия, требования сохранения окружающей среды как фактора устойчивого развития экономики и эффективного использования важнейшего фактора производства — человеческих ресурсов.
Социальная ответственность — действия организации, предпринимаемые во благо общества добровольно, а не по требованию закона. Социальная ответственность определяется общественной значимостью предприятия и характеризуется ответственным общественным, стабильным коммуникационным и инновационным поведением.
Социальная политика предприятия — генеральная линия, проводимая руководством в области стратегии социального развития коллектива и охраны окружающей среды как компонентов системы менеджмента.
Спекулятивный риск — вероятность получения не только отрицательного (потери, убыток), но и положительного (дохозяйственная прибыль) экономического результата.
Статус — правовое положение предприятия, предпринимателя, характеризуемое их организационно-правовой формой, уставом, свидетельством о регистрации, правами и обязанностями, ответственностью, полномочиями, вытекающими из законодательных и нормативных актов.
Стиль руководства — способ обращения руководителей с подчиненными, характер отношений в процессе исполнения служебных обязанностей.
Стратегия — долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения правительства, администрации регионов, руководства предприятий в отношении производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, капиталовложений, цен, социальной защиты,
Стратегический менеджмент — одно из направлений менеджмента, главная задача которого состоит в выработке генерального курса долгосрочных (перспективных) целей предприятия я разработке конкретных программ их достижения.
Страхование риска —способ компенсации вероятных потерь, заключающийся в создании специальных денежных фондов, формируемых за счет страховых взносов.
Субвенция — денежное пособие, выделяемое центральными органами на целевое финансирование определенного мероприятия, объекта. При нецелевом использовании субвенция подлежит возврату выдавшим ее органам.
Субординация — соблюдение рангов, строгое подчинение младших старшим в соответствии с правилами служебной дисциплины.
Субсидия — пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое из средств государственного бюджета, местных бюджетов или специальных фондов физическим или юридическим лицам, местным органам.
Тактика — экономическое поведение, линия экономических действий, рассчитанная на относительно кратковременный период, исходя из текущей ситуации.
Тенденция — выявленные в результате анализа наблюдаемые устойчивые отношения, свойства, признаки, присущие системе; направленность процессов.
Технократия — подход к экономическим процессам и явлениям с чисто технических позиций, без учета социально-экономических факторов и экономических последствий принимаемых технических решений.
Технология управления — последовательность выполнения взаимосвязанных операций по преобразованию предмета управленческого труда (информации) в продукт — управленческое решение.
Трансферт — 1) перевод иностранной валюты из одной страны в другую; 2) передача одним лицом другому права владения ценными бумагами; 3) перенос оплаты по сделке с одного счета на другой.
Тренд — направленность изменения показателей, определяемая путем обработки отчетных, статистических данных и установления на этой основе тенденций их изменения.
Управление — сознательное целенаправленное воздействие на людей и экономические субъекты, осуществляемое с целью направления их действий и получения желаемых результатов.
Управление риском — деятельность предприятия, банка, направленная на сокращение возможных потерь, обусловленных риском. Наиболее распространенными методами являются диверсификация риска, изучение рынка, клиентов, маркетинговые исследования, страхование риска.
Управленческий потенциал — совокупность всех ресурсов, которыми располагает и которые использует система управления.
Управленческое решение — выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий, направленный на достижение целей организации.
Устав предприятия — зарегистрированный и утвержденный в установленном законом порядке документ, свод положений, правил деятельности юридического лица, определяющий его структуру, устройство, виды деятельности, отношения с другими лицами и государственными органами, права и обязанности.
Учет — составная часть управления экономическими процессами и объектами, сущность которого состоит в фиксации их состояния и параметров, сборе и накоплении сведений об экономических субъектах и процессах, отражении этих сведений в учетных ведомостях.
Форвард — форма срочных расчетов, производимых не более чем через два дня после заключения сделки. Обычно форвардные сделки совершаются банками, торгово-промышленными фирмами для того, чтобы избежать возможных убытков от колебания, изменения цен, курсов валют.
Функциональное управление — управление по функциям, в процессе которого каждый руководитель ведает исполнением определенного круга функций, работ (производственные, технологические, проектные, финансовые, информационные, обеспечивающие).
Фьючерсный контракт — соглашение поставить, продать товар или принять поставку (купить товар в определенном количестве по цене, оговоренной при заключений контракта). Фьючерсные контракты продаются и покупаются на рынках как ценные бумаги.
Хеджирование — страхование, снижение риска от потерь, обусловленных неблагоприятными для продавцов или покупателей изменениями рыночных цен на товары в сравнении с теми, которые учитывались при заключении договора.
Холдинг — корпорация, компания, головное предприятие, управляющее деятельностью или контролирующее деятельность других предприятий, компаний.
Целевое управление — управление, ориентированное на конкретный результат.
Чистый риск — вероятность получения отрицательного (ущерб, убыток) или нулевого результата.
Широкая норма управляемости — норма управляемости, при которой каждый менеджер имеет большое (больше пяти) число подчиненных.
- Оглавление
- История и методологические основы менеджмента
- Менеджмент как вид деятельности
- § 1. Управление и его элементы
- § 2. Менеджмент в системе управления
- Глава 2. Понятие и сущность менеджмента
- § 1. Понятие менеджмента
- 2. Управление производством
- § 2. Цели и задачи менеджмента
- § 3. Характерные аспекты и стадии менеджмента
- Глава 3 менеджмент в прошлом и настоящем
- § 1. Эволюция управленческой мысли
- § 2. Современные концепции менеджмента
- § 3. Теория управления в россии
- Глава 4 методологические основы менеджмента
- § 1. Научные подходы к менеджменту
- § 2. Закономерности менеджмента
- § 3. Принципы менеджмента
- Глава 5 влияние внешней и внутренней среды на деятельность предприятия
- § 1. Значение внешней среды в бизнесе
- § 2. Внутренняя среда предприятия
- Раздел II технология менеджмента
- Глава 6 выбор целей и стратегии развития предприятия
- § 1. Понятие и классификация цепей
- § 2. Принципы постановки и использования целей
- § 3. Выработка стратегии развития предприятия
- Глава 7 методы управления
- § 1. Сущность методов управления
- § 2. Экономические методы управления
- § 3. Организационно-распорядительные методы управления
- Глава 8 информационное обеспечение менеджмента
- § 1. Понятие и классификация информации
- 2 Уровни информационного обеспечения § менеджмента и типы информации
- § 3. Внутренняя система информации
- § 4. Технология информационной деятельности
- I. Понятие и классификация информации.
- Глава 9 коммуникации
- § 1. Коммуникационный процесс
- § 2. Виды коммуникаций
- § 3. Преграды в коммуникациях предприятия
- § 4. Совершенствование коммуникаций
- Глава 10 управленческие решения
- § 1. Понятие управленческого решения
- § 2. Классификация управленческих решений
- § 3. Технология принятия решений
- §4 Реализация решений
- Раздел 3 внутрифирменное управление в апк Глава'11 организационно-правовые формы предприятий апк
- § 1. Сельское хозяйство как объект управления
- § 2. Правовое регулирование образования и функционирования предприятий апк
- § 3. Система органов управления апк
- Глава 12 структура управления производством в апк
- § 1. Понятие и сущность структуры управления
- § 2. Принципы построения структуры управления
- § 3. Типы структур управления
- § 4. Менеджмент в фермерском хозяйстве
- § 5. Проектирование структуры управления
- Глава 13 стратегическое и текущее планирование
- § 1. Содержание и задачи внутрифирменного планирования
- § 2. Принципы планирования
- § 3. Стратегическое планирование
- § 5. Субъективные и объективные факторы, препятствующие планированию
- Глава 14 организационные отношения в системе менеджмента
- § 1. Сущность функций организации
- § 2. Полномочия и их виды
- § 3. Распределение управленческих полномочий
- § 4. Централизация и децентрализация
- § 5. Координация в организационном процессе
- Г л а в а 15 контроль в системе менеджмента
- § 1. Сущность и задачи контроля
- § 2. Виды и стадии управленческого контроля
- § 4. Внешний и внутренний контроль
- § 5. Управление по отклонениям
- Глава 16 маркетинг — функция менеджмента
- § 1. Основы маркетинга в апк
- § 2. Элементы маркетинга
- § 3. Стратегия маркетинга
- § 4. Управление маркетингом
- Глава 17 мотивация деятельности в менеджменте
- § 1. Понятие и виды мотивации
- § 2. Содержательная концепция мотивации
- § 3. Процессуальная концепция мотивации
- § 4. Неэкономические способы мотивации
- Раздел IV управление производством
- Глава 18 производство как система
- § 1. Системный подход к управлению производством
- § 2. Компоненты системы производства
- § 3. Характеристика производственного процесса
- Оперативное управление производством
- § 1. Управление развитием производства
- § 2. Функции оперативного управления производством
- § 3. Организация оперативного управления производством
- § 4. Диспетчерская служба и ее функции
- Г л а в а 20 управление риском
- § 1. Понятие и виды предпринимательского риска
- § 2. Управление риском
- Глава 21 эффективность менеджмента организации
- § 1. Рационализация методов управления производством
- § 2. Сущность эффективности менеджмента
- § 3. Критерии и показатели эффективности менеджмента
- Глава 22 инновационный менеджмент
- § 1. Понятие инновационного менеджмента
- § 2. Основные этапы процесса инновации
- § 3. Инновационная политика
- § 4. Управление процессом инновации
- § 5. Сущность и особенности инновационного процесса в сельском хозяйстве
- Управление несостоятельностью (банкротством) предприятия
- § 1. Понятие и признаки банкротства
- § 2. Механизм банкротства
- § 3. Стратегические направления по предотвращению банкротства
- Раздел V управление персоналом г лава 24 основы кадрового менеджмента
- § 1. Сущность кадрового менеджмента
- § 2. Система управления кадрами
- § 3. Подбор и оценка кадров управления
- § 4. Адаптация кадров
- § 5. Судьба «неперспективных» сотрудников
- Г л а в а 25 коллектив и его особенности
- § 1. Понятие коллектива
- § 2. Основные виды коллективов
- § 3. Психологическая характеристика коллектива
- § 4. Формирование коллектива
- Личность в системе менеджмента
- § 1.Психология личности
- § 2. Особенности индивидуальности человека
- § 3. Личность и коллектив
- Г л а в а 27 власть и лидерство в менеджменте
- §1. Понятие власти
- § 2. Источники и виды власти
- § 3. Руководитель и лидер
- Г л а в а 28 стили управления
- § 1. Понятие стиля управления
- § 2. Характеристика стилей управления
- § 3. Имидж руководителя
- Г л а в а 29 организационная культура
- § 1. Культура управления бизнесом
- § 2. Деловой этикет
- Глава 30 управление конфликтами
- § 1. Виды конфликтов
- § 2. Конфликт как процесс
- § 3. Функции конфликтов и формы их разрешения
- § 4. Управление стрессами
- Словарь терминов