§ 5. Субъективные и объективные факторы, препятствующие планированию
Препятствия на пути эффективного планирования можно разделить на две группы.
Первая группа препятствий — это личностные предубеждения против планирования своей деятельности (субъективные факторы). В свою очередь, личностные барьеры имеют многоплановую природу. Одной из причин отказа от планирования является «деловая текучка». Менеджеры, которые занимаются непосредственно деятельностью подчиненных, тратят много времени на решение текущих проблем, то есть обеспечивают эффективную работу своего подразделения. В результате они ориентированы на непрерывную деятельность: по мере решения одной проблемы они переходят к следующей и так далее. Такие руководители считают планирование непозволительной роскошью, которая не способствует решению задач, уже возникших или назревающих. Планирование им представляется ненужной тратой времени.
Другая причина личностных предубеждений против планирования — недостаток навыков и опыта. Линейные руководители работают в среде, в которой планирование дальше, .чем на один день или неделю, — довольно редкое явление. Когда же они идут вверх по служебной лестнице и им все большее внимание приходится уделять не повседневным заботам, а долгосрочному планированию, оказывается, что навыков планирования у них нет. Некоторые считают, что умение эффективно планировать — врожденное качество. Довольно часто возникают ситуации, когда менеджеры берут на себя ответственность за составление планов, не имея представления о том, как это делается, и боясь или стесняясь признать свою некомпетентность.
Еще один барьер, мешающий эффективному планированию, — нежелание некоторых менеджеров ставить в известность других о своих целях и планах и тем самым брать на себя дополнительную ответственность. Главная причина этого — боязнь неудачи, недостаток уверенности в своих силах. Возможная неудача может угрожать самоуважению менеджера, изменить отношение к нему подчиненных, подорвать его авторитет и даже безопасность. Поэтому некоторые менеджеры сознательно или подсознательно пытаются избежать этой специфической формы отчетности.
Планирование означает принятие решений, касающихся будущих изменений, процесс планирования включает в себя столкновение мнений разных людей, которое может вылиться в дискуссию. В ходе дискуссии поднимаются вопросы о личных ценностях, возникают новые факты и идеи, идет речь об изменении установленного порядка работы. Обычно новые идеи ведут к изменению стиля и порядка работы, организации взаимоотношений и к схеме приоритетов. В общем, планирование часто вызывает так много изменений, что возникают сомнения, непонимание и разочарование. Это создает неуверенность, чего многие пытаются избежать.
Вторая группа препятствий — это барьеры на организационном уровне. Они возникают из-за ограниченности ресурсов, информации, трудностей выполнения решений, принятых в процессе планирования.
Если предприятие работает в сложной и динамичной внешней среде, это вредит планированию, делает его менее эффективным. В последнее время уровень сложности и изменчивости внешних факторов значительно возрос, что затрудняет планирование. Недостаток информации также может мешать эффективному планированию. Неполная информация является причиной неточностей, а ограниченные возможности сокращают число вариантов действий, что уменьшает заинтересованность участников процесса планирования.
Как уже говорилось, планирование предполагает целый ряд изменений в порядке и стиле работы, распределении ресурсов, принятии решений и даже в структуре организации. Перспектива фундаментальных изменений некоторых обрадует, а некоторых обеспокоит. Сопротивление любым изменениям — одно из серьезных препятствий в сфере планирования.
Планирование угрожает сложившейся системе взаимоотношений начальства с подчиненными. Оно может высветить конфликты, вызванные борьбой за власть и распределение инвестиций. Конфликты возникают между функциональными службами, подразделениями. Это тоже одна из причин того, почему менеджеры избегают планирования.
Личностные и организационные барьеры, мешающие эффективному планированию, могут быть очень высокими, но отказываться от него все же нельзя. Есть несколько способов преодоления таких барьеров.
Поддержка процесса планирования высшим руководством и участие в этом процессе. Эффективное планирование должно начинаться с верхней ступени управления. Высшему руководству следует не только говорить о важности планирования, но и принимать участие в нем. Явная и серьезная заинтересованность высшего руководства сама по себе является способом преодоления барьеров.
Персональная ответственность за планирование. Цель будет достигнута только тогда, когда кто-то несет за это личную ответственность.
Обучение планированию. Преодоление барьеров, мешающих эффективному планированию, идет намного быстрее, если менеджеры получают соответствующую подготовку и приобретают навыки по составлению планов.
Эффективная система обмена информацией. Барьеры не возникают в организации, где люди свободно получают и обмениваются необходимой для планирования информацией. Чтобы предотвратить
возникновение конфликтов и улучшить взаимопонимание в группе, занимающейся планированием, необходимо перед каждым собранием распространять информацию, содержащую необходимые для принятия решений факты и анализ событий прошедшего периода.
Связь планирования с системой вознаграждения. Личностные предубеждения против планирования уменьшаются, когда работников награждают за хорошо выполненную работу, в данном случае — составление эффективного плана. Люди с большей ответственностью относятся к планированию, если размер вознаграждения зависит от активности их участия в процессе планирования, а не от степени достижения цели.
Развитие групповых навыков управления. Менеджеры и управляющий персонал обычно более ответственно относятся к тем планам, которые они помогают составлять своим подчиненным, чем к тем, составление которых возложено на них самих. Руководители часто обладают полной информацией, внедрение плана входит в их обязанности, поэтому их участие в процессе планирования решающее. Менеджеры, ответственные за групповую работу, должны поощрять обмен информацией внутри группы, обеспечивать, чтобы каждый член группы имел возможность вносить свой вклад, устанавливать норму конструктивных обязательств, формулировать идеи и выражать их, не боясь критики.
Разработка вероятностных (случайных) планов. Вероятностный план — это альтернативный курс действий, который будет принят в случае наступления непредвиденного события (или событий), не предусмотренного основным планом. Такой вид планирования очень полезен, если предприятие работает в сложной и динамичной среде. Многие предприятия разрабатывают «кризисные» планы и создают специальные кризисные команды, которые начинают работу в сложных ситуациях.
Открытая реакция на сопротивление. Худший способ уменьшить сопротивление планированию — это игнорировать это сопротивление. Опытные менеджеры стараются открыто и конструктивно бороться с этим явлением.
Понимание того, что влияние и действенность планирования имеют границы. Планирование не может решить все проблемы организации, полностью обеспечить успех дела. Менеджеры должны объяснять это своим подчиненным и другим участникам процесса планирования.
Минимизация субъективных и объективных факторов, препятствующих планированию, позволит повысить его эффективность и действенность.
Контрольные вопросы и задания
1. Сформулируйте понятие и раскройте содержание внутрифирменного планирования.
2. Каковы способы составления планов?
3. Назовите три подхода к составлению планов.
4. Каково содержание принципов планирования?
5. В чем суть стратегического планирования?
6. Что служит основой для разработки стратегических планов?
7. Что такое текущее планирование?
8. Какие типы краткосрочных планов вы знаете?
9. Назовите субъективные факторы, тормозящие процесс планирования.
10. Каковы объективные (организационные) факторы, оказывающие влияние на процесс планирования?
11. Как можно преодолеть факторы, препятствующие планированию?
- Оглавление
- История и методологические основы менеджмента
- Менеджмент как вид деятельности
- § 1. Управление и его элементы
- § 2. Менеджмент в системе управления
- Глава 2. Понятие и сущность менеджмента
- § 1. Понятие менеджмента
- 2. Управление производством
- § 2. Цели и задачи менеджмента
- § 3. Характерные аспекты и стадии менеджмента
- Глава 3 менеджмент в прошлом и настоящем
- § 1. Эволюция управленческой мысли
- § 2. Современные концепции менеджмента
- § 3. Теория управления в россии
- Глава 4 методологические основы менеджмента
- § 1. Научные подходы к менеджменту
- § 2. Закономерности менеджмента
- § 3. Принципы менеджмента
- Глава 5 влияние внешней и внутренней среды на деятельность предприятия
- § 1. Значение внешней среды в бизнесе
- § 2. Внутренняя среда предприятия
- Раздел II технология менеджмента
- Глава 6 выбор целей и стратегии развития предприятия
- § 1. Понятие и классификация цепей
- § 2. Принципы постановки и использования целей
- § 3. Выработка стратегии развития предприятия
- Глава 7 методы управления
- § 1. Сущность методов управления
- § 2. Экономические методы управления
- § 3. Организационно-распорядительные методы управления
- Глава 8 информационное обеспечение менеджмента
- § 1. Понятие и классификация информации
- 2 Уровни информационного обеспечения § менеджмента и типы информации
- § 3. Внутренняя система информации
- § 4. Технология информационной деятельности
- I. Понятие и классификация информации.
- Глава 9 коммуникации
- § 1. Коммуникационный процесс
- § 2. Виды коммуникаций
- § 3. Преграды в коммуникациях предприятия
- § 4. Совершенствование коммуникаций
- Глава 10 управленческие решения
- § 1. Понятие управленческого решения
- § 2. Классификация управленческих решений
- § 3. Технология принятия решений
- §4 Реализация решений
- Раздел 3 внутрифирменное управление в апк Глава'11 организационно-правовые формы предприятий апк
- § 1. Сельское хозяйство как объект управления
- § 2. Правовое регулирование образования и функционирования предприятий апк
- § 3. Система органов управления апк
- Глава 12 структура управления производством в апк
- § 1. Понятие и сущность структуры управления
- § 2. Принципы построения структуры управления
- § 3. Типы структур управления
- § 4. Менеджмент в фермерском хозяйстве
- § 5. Проектирование структуры управления
- Глава 13 стратегическое и текущее планирование
- § 1. Содержание и задачи внутрифирменного планирования
- § 2. Принципы планирования
- § 3. Стратегическое планирование
- § 5. Субъективные и объективные факторы, препятствующие планированию
- Глава 14 организационные отношения в системе менеджмента
- § 1. Сущность функций организации
- § 2. Полномочия и их виды
- § 3. Распределение управленческих полномочий
- § 4. Централизация и децентрализация
- § 5. Координация в организационном процессе
- Г л а в а 15 контроль в системе менеджмента
- § 1. Сущность и задачи контроля
- § 2. Виды и стадии управленческого контроля
- § 4. Внешний и внутренний контроль
- § 5. Управление по отклонениям
- Глава 16 маркетинг — функция менеджмента
- § 1. Основы маркетинга в апк
- § 2. Элементы маркетинга
- § 3. Стратегия маркетинга
- § 4. Управление маркетингом
- Глава 17 мотивация деятельности в менеджменте
- § 1. Понятие и виды мотивации
- § 2. Содержательная концепция мотивации
- § 3. Процессуальная концепция мотивации
- § 4. Неэкономические способы мотивации
- Раздел IV управление производством
- Глава 18 производство как система
- § 1. Системный подход к управлению производством
- § 2. Компоненты системы производства
- § 3. Характеристика производственного процесса
- Оперативное управление производством
- § 1. Управление развитием производства
- § 2. Функции оперативного управления производством
- § 3. Организация оперативного управления производством
- § 4. Диспетчерская служба и ее функции
- Г л а в а 20 управление риском
- § 1. Понятие и виды предпринимательского риска
- § 2. Управление риском
- Глава 21 эффективность менеджмента организации
- § 1. Рационализация методов управления производством
- § 2. Сущность эффективности менеджмента
- § 3. Критерии и показатели эффективности менеджмента
- Глава 22 инновационный менеджмент
- § 1. Понятие инновационного менеджмента
- § 2. Основные этапы процесса инновации
- § 3. Инновационная политика
- § 4. Управление процессом инновации
- § 5. Сущность и особенности инновационного процесса в сельском хозяйстве
- Управление несостоятельностью (банкротством) предприятия
- § 1. Понятие и признаки банкротства
- § 2. Механизм банкротства
- § 3. Стратегические направления по предотвращению банкротства
- Раздел V управление персоналом г лава 24 основы кадрового менеджмента
- § 1. Сущность кадрового менеджмента
- § 2. Система управления кадрами
- § 3. Подбор и оценка кадров управления
- § 4. Адаптация кадров
- § 5. Судьба «неперспективных» сотрудников
- Г л а в а 25 коллектив и его особенности
- § 1. Понятие коллектива
- § 2. Основные виды коллективов
- § 3. Психологическая характеристика коллектива
- § 4. Формирование коллектива
- Личность в системе менеджмента
- § 1.Психология личности
- § 2. Особенности индивидуальности человека
- § 3. Личность и коллектив
- Г л а в а 27 власть и лидерство в менеджменте
- §1. Понятие власти
- § 2. Источники и виды власти
- § 3. Руководитель и лидер
- Г л а в а 28 стили управления
- § 1. Понятие стиля управления
- § 2. Характеристика стилей управления
- § 3. Имидж руководителя
- Г л а в а 29 организационная культура
- § 1. Культура управления бизнесом
- § 2. Деловой этикет
- Глава 30 управление конфликтами
- § 1. Виды конфликтов
- § 2. Конфликт как процесс
- § 3. Функции конфликтов и формы их разрешения
- § 4. Управление стрессами
- Словарь терминов