logo search
Korolyov_Yu_B_i_dr_Menedzhment_v_APK_M_2000

§ 1. Виды конфликтов

Под конфликтом понимают столкновение противоположно на­правленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимо­отношениях людей, их формальных и неформальных объединени­ях, обусловленное различием взглядов, позиций и интересов.

Считается, что стороны находятся в конфликте, если действия хотя бы одной из них оказывают отрицательное влияние на другую, причем если он не переходит определенных рамок, то это называет­ся конкуренцией.

Прежде в теории управления конфликты рассматривались ис­ключительно негативно и все действия администрации сводились к их силовому подавлению, только загонявшему проблемы внутрь и ничуть не улучшавшему ситуацию. С современной точки зрения многие конфликты не только допустимы, но и желательны, ибо по­зволяют выявить «подводные камни», скрытые от глаз процессы, разнообразие точек зрения на те или иные события, получить до­полнительную информацию, что в целом облегчает процесс управ­ления и способствует повышению его эффективности.

По отношению к отдельному субъекту конфликты бывают внут­ренними и внешними. К первым относятся внутриличностные кон­фликты; ко вторым — межличностные, между личностью и груп­пой, межгрупповые.

Возникновение внутриличностных конфликтов обусловлено противоречиями в самом человеке, которые могут сопровождаться такими обстоятельствами, как необходимость выбора между двумя взаимоисключающими вариантами действий, каждый из которых в одинаковой мере желателен; несовпадением внешних требований и внутренних позиций; неоднозначностью восприятия ситуации, це­лей и средств их достижения, потребностей и возможностей их удовлетворить; влечениями и обязанностями; различного рода ин­тересами и т. д. В общем же случае чаще всего речь идет о «выборе в условиях изобилия» (мотивационный конфликт) или «выборе наи­меньшего зла» (ролевой конфликт).

Межличностные конфликты, как считается, на 75—80 % порож­даются столкновением материальных интересов отдельных субъек­тов, хотя внешне это выглядит как несовпадение характеров, лич­ных взглядов или моральных ценностей. Для руководителей такие конфликты представляют наибольшую трудность, ибо все их дей­ствия независимо от того, имеют они отношения к конфликту или нет, в первую очередь рассматриваются через его призму.

Конфликты между личностью и группой в основном обусловле­ны несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения, а межгрупповые порождаются борьбой за ограниченные ресурсы или сферы влияния,

С точки зрения организационного уровня, к которому принад­лежат стороны, конфликты можно разделить на горизонтальные и вертикальные. К первому виду можно отнести конфликт между от­дельными направлениями деятельности организации, формаль­ным и неформальным коллективами и т. д.; ко второму принадле­жат конфликты между различными уровнями иерархии. Практика показывает, что таких конфликтов большинство — до 70—80 %. Пе­реплетение внутриорганизационных отношений на практике при­водит к тому, что многие конфликты являются смешанными, со­держащими в себе и те и другие элементы.

По сфере возникновения и развития конфликты можно разде­лить на деловые, связанные с официальной деятельностью челове­ка, выполнением им должностных обязанностей, и личностные, затрагивающие неформальные отношения.

По распределению между сторонами потерь и выигрышей конф­ликты делят на симметричные и асимметричные. В первом случае они распределяются поровну; во втором — одни выигрывают или теряют существенно больше, чем другие.

Если участники конфликта скрывают его от посторонних или конфликт еще не «созрел», что затрудняет процесс управления им или его разрешения, он является скрытым; в противном случае кон­фликт считается открытым. Поскольку открытый конфликт конт­ролируется руководством, он менее опасен; скрытый же может не­заметно подтачивать основы организации, хотя внешне будет ка­заться, что все идет нормально.

Скрытые конфликты часто развиваются в форме интриги, под которой в управлении понимают нечестное запутывание руководи­телей и коллег с целью вынудить их к определенным действиям, приносящим выгоду инициаторам, в ущерб тем, против кого на­правлена интрига. Орудием интриги является искаженная инфор­мация, распространяемая через «третьи руки», с помощью которой очерняются или обеляются люди и их поступки.

Открытые конфликты могут быть связаны с образованием клик, то есть групп сотрудников, активно противопоставляющих себя официальной или поддерживаемой большинством линии с целью захвата формальной или неформальной власти в организации либо упрочения своих позиций.

По характеру конфликты принято делить на объективные и субъективные. Первые связаны с реальными проблемами и недо­статками, возникающими в процессе функционирования и разви­тия организации. Вторые обусловлены различием индивидуальных оценок тех или иных событий, отношениями между людьми и пр. Таким образом, в одном случае у конфликта существует объект, в другом — таковой отсутствует.

Различия во взглядах и оценках составляют предмет конфликта.

Если они мнимые и люди по-разному выражают свое одинаковое по существу мнение, конфликт оказывается не только субъективным, но и беспредметным. В противоположность этому объективные конфликты всегда предметны.

В организации объективные конфликты, как правило, связаны с недостатками в деятельности, поэтому имеют деловую основу. Субъективные же конфликты по своей природе всегда эмоциональ­ны и часто являются результатом психологической несовместимос­ти людей, их непонимания и нежелания понять друг друга.

По своим последствиям конфликты бывают конструктивными и деструктивными. Конструктивные конфликты предполагают воз­можность рациональных преобразований, в результате чего устра­няется сам их объект, а следовательно, могут принести большую пользу; способствовать развитию организации. Если же конфликт не имеет под собой реальной почвы, то становится деструктивным, поскольку сначала разрушает систему отношений между людьми, а затем вносит дезорганизацию в ход производственных процессов, управляемых ими.

Нужно иметь в виду, что любой конструктивный конфликт, если его своевременно не преодолеть, превращается в деструктивный. Люди начинают демонстрировать друг другу, личную антипатию, придираться, унижать окружающих, навязывать им свою точку зре­ния, отказываться решать назревшие проблемы.

Во многом превращение конструктивного конфликта в деструк­тивный связано с особенностями личности его участников. Новоси­бирские ученые Ф. Бородкин и Н. Коряк выделяют шесть типов «конфликтных» личностей, которые вольно или невольно провоци­руют столкновения с окружающими: демонстративные, стремящие­ся быть в центре внимания, являющиеся инициаторами споров, в ко­торых проявляют излишние эмоции; ригидные, обладающие завы­шенной самооценкой, не считающиеся с мнением других, некрити­чески относящиеся к своим поступкам, болезненно обидчивые, склонные вымещать зло на окружающих; неуправляемые, отличаю­щиеся импульсивностью, агрессивностью, непредсказуемостью по­ведения, слабым самоконтролем; сверхточные, характеризующиеся излишней требовательностью, мнительностью, подозрительностью, мелочностью; целенаправленно конфликтные, рассматривающие кон­фликт как средство достижения собственных целей, склонные мани­пулировать окружающими в своих интересах; бесконфликтные, кото­рые своим стремлением всем угодить создают новые конфликты.