logo search
Korolyov_Yu_B_i_dr_Menedzhment_v_APK_M_2000

§ 1. Понятие стиля управления

Опросы менеджеров свидетельствуют о том, что наиболее слож­ным элементом в их работе является руководство людьми, направ­ление их поведения в нужную для организации сторону. Этот про­цесс осуществляется с помощью различных способов воздействия на работников с целью получения необходимого результата.

Стиль управления — это совокупность методов, приемов и спосо­бов осуществления управленческой деятельности, форм взаимоот­ношений и личного поведения:

Исследование стилей управления показывает, что они характе­ризуются типичными и относительно устойчивыми чертами управ­ленческого воздействия и взаимоотношений. Стиль тесно связан с методами управления, но если методы более устойчивы и идентич­ны в реализации различными руководителями, то стиль опосредуется индивидуальными особенностями личности. Несмотря на это, существует и общий стиль.

Общий стиль руководства в определенной мере формируется го­сударственной политикой и уровнем социально-экономического развития страны. В нем отражаются традиционные и новые требо­вания к управленческой деятельности, обусловленные задачами данного этапа развития общества. Индивидуальный стиль руково­дителя вырабатывается путем реализации общего стиля с учетом знаний, опыта, умений отдельных руководителей.

Стиль управления должен строиться на использовании достиже­ний науки в области философии, экономики, управления, органи­зации, агробизнеса, маркетинга, предпринимательства, коммер­ции, психологии и др. Научный стиль руководства отличают творчес­кий характер, единство теории и практики, слова и дела, продуман­ность в создании общественных, экономических и организаци­онных формирований.

Научный стиль управления имеет идейные, профессионально-организаторские и этико-психологические черты.

К идейным чертам стиля руководства относятся убежденность в правильности выбранной стратегии и тактики развития производства, непримиримость к недостаткам, гласность, демократичность, видение перспективы, умение критиковать, воспитывать членов коллектива, борьба с бюрократизмом. Идейность руководителя тес­но связана с его принципиальностью, требовательность должна пронизывать деятельность аппарата управления. В это понятие включают единство слова и дела, объективность подхода к событи­ям, делам и др. Руководитель обязан ставить интересы коллектива выше личных отношений с работниками.

Одной из идейных черт стиля управления является предоставле­ние работникам максимально возможной свободы деятельности, позволяющей реализовать их профессиональные, интеллектуаль­ные данные и т. д. Свобода деятельности формирует потребность в изыскании наиболее эффективных путей решения проблем.

К идейным чертам стиля управления относится и широкое при­влечение работников к управлению производством. Задача руково­дителей и специалистов - развить у подчиненных чувство хозяина, собственника, бережливость, умение рационально расходовать имеющиеся ресурсы, а также социально-политическую потреб­ность управлять.

Профессионально-организаторские черты стиля управления со­ставляют деловые качества руководителей и специалистов, прояв­ляемые ими в процессе управленческой деятельности. Важнейши­ми из них являются:

умение организовать работу аппарата управления;

научный подход к делу;

деловитость и предприимчивость;

способность осуществлять организационно-распорядительную работу;

дисциплинированность;

умение контролировать.

Руководители предприятий и подразделений обязаны четко оп­ределить цель деятельности аппарата управления и организовать ее выполнение. Для успешного управления важно применять рацио­нальные формы организации труда, производственных и трудовых процессов, правильно осуществлять расстановку кадров, разраба­тывать и эффективно использовать различные формы мотивации труда.

Очень важно ответственно относиться к делу. Безответствен­ность наносит материальный и моральный ущерб всему коллективу и, кроме того, имеет многочисленные социальные, нравственные и психологические последствия.

Научный подход к делу определяет уровень профессионализма руководителя, означает постоянное изучение достижений науки и передового опыта, внедрение его на предприятии, в подразделении.

Деловитость и предприимчивость необходимы руководителям любого уровня. Деловитого, предприимчивого работника характе­ризуют творческий подход к делу, постоянный поиск эффективных форм, методов и приемов работы, нетипичные, неординарные пути решения проблем, разумный риск, научная интуиция, доведение дела до конца, нравственность экономических решений.

Дисциплина — понятие многоаспектное, включающее трудовой (своевременное начало и окончание работы, соблюдение установ­ленных перерывов, режимов труда и отдыха), производственный (следование технологии, правильное использование техники) и организационный (соблюдение организации труда и производства, реализация организационных нормативов, установленных проце­дур) аспекты, а также авторитет слова, обещаний, рекомендаций и т. д. Дисциплину подчиненных воспитывают руководители и спе­циалисты предприятия и его подразделений, при этом сами они должны служить в этом отношении эталоном. Дисциплина в кол­лективе — признак деловой, организационной и социально-психо­логической сплоченности и дееспособности.

Необходимым профессиональным качеством руководителя яв­ляется культура речи. Имеют значение и структура речи, умение вы­делить главное в обсуждаемой проблеме и т. д.