logo search
Korolyov_Yu_B_i_dr_Menedzhment_v_APK_M_2000

§ 3. Руководитель и лидер

Руководитель — это профессиональный менеджер, главной це­лью которого являются повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала; ориентация на сокращение доли и численности производственных и управленческих работников; раз­работка и реализация политики подбора и расстановки персонала; решение вопросов, связанных с обучением и повышением квали­фикации персонала.

Для реализации этих функций руководитель должен обладать необходимыми качествами. Их принято разделять на три группу: профессиональные, личные и деловые.

К профессиональным качествам относят те, которые характеризу­ют любого грамотного специалиста и обладание которыми служит лишь необходимой предпосылкой к выполнению обязанностей руководителя. Такими качествами являются:

компетентность в соответствующей профессии, формирующая­ся на основе образования и производственного опыта;

широта взглядов, базирующаяся на эрудиции и глубоком знании1 как своей, так и смежных сфер деятельности;

стремление к приобретению новых знаний, постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмысле­нию окружающей действительности;

поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим и их обучение;

умение планировать свою работу.

Личные качества руководителя мало отличаются от качеств дру­гих работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались, поэтому обладание ими — также лишь предпосылка к успешному руководству:

высокие моральные стандарты;

физическое и психологическое здоровье;

высокий уровень внутренней культуры;

отзывчивость, благожелательное отношение к людям;

оптимизм, уверенность в себе.

Однако руководителем делают человека не профессиональные или личные, а деловые качества, к которым необходимо отнести:

умение создать коллектив, обеспечить его деятельность, поста­вить задачи и распределить их между исполнителями, обеспечить их веем необходимым для работы, координировать и контролиро­вать существование коллектива;

доминантность, честолюбие, стремление к власти, личной неза­висимости, лидерству в любых обстоятельствах, а порой и любой це­ной, завышенный уровень притязаний, смелость, решительность, напористость, волю, бескомпромиссность в отстаивании своих прав;

контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить их в правильности своей точки зрения, повести за собой;

инициативность, оперативность в решении проблем, умение быстро выбрать главное и сконцентрироваться на нем, но при необ­ходимости легко перестроиться;

способность управлять собой, своим поведением, рабочим вре­менем, взаимоотношениями с окружающими;

стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск самому и увлекать за собой подчиненных.

Рассмотрим теперь, чем руководители отличаются от лидеров.

Руководители прежде всего определяют, как, какими способами нужно достичь поставленной, как правило, другими людьми цели, организуют и направляют работу подчиненных в соответствии с де­тально разработанными планами, занимая при этом пассивную по­зицию. Взаимодействие с окружающими они строят на основе чет­кой регламентации прав и обязанностей, стараются не выходить за их рамки, видя себя и других членами одной организации, в кото­рой должны господствовать определенный порядок и дисциплина.

В противоположность этому лидеры определяют, к каким целям необходимо стремиться, формулируя их самостоятельно, не вдава­ясь в излишние подробности. Их последователями являются те, кто разделяет их взгляды и готовы за ними идти, невзирая на трудности, а лидеры при этом оказываются в роли вдохновителей в противопо­ложность руководителям, которые обеспечивают достижение це­лей с помощью вознаграждения или наказания. В отличие от руко­водителей лидеры не контролируют окружающих, а строят отноше­ния с последователями на доверии.

Для обобщения сказанного воспользуемся таблицей, в основу которой положены материалы О. Виханского и А. Наумова (табл. 5).

5. Отличие руководителя от лидера

Руководитель

Лидер

Администратор

Поручает

Работает по целям других

План основа действий

Полагается на систему

Использует доводы

Контролирует

Поддерживает движение

Профессионален

Принимает решение

Делает как нужно

Пользуется уважением

Инноватор

Вдохновляет

Работает по своим целям

Видение — основа действий

Полагается на людей

Использует эмоции

Доверяет

Дает импульс движению

Энтузиаст

Превращает решение в реальность

Делает что нужно

Вызывает обожание

В коллективе, общий уровень которого ниже среднего, лидер чаще всего выступает в роли эксперта-специалиста по любым вопро­сам или эмоционального центра, может подбодрить, посочувство­вать, помочь. В коллективе с высоким уровнем развития лидер явля­ется прежде всего интеллектуальным центром, источником идей, консультантом по сложным проблемам. В обоих случаях он — интег­ратор коллектива, инициатор и организатор активных действий, об­разец, с которым остальные сверяют свои мысли и поступки.

Поскольку лидер отражает интересы коллектива, он является своего рода контролером, следящим за тем, чтобы конкретные дей­ствия каждого из его членов не противоречили общим интересам, не подрывали единство группы. В необходимых случаях лидер мо­жет вступить в связи с этим в конфликт с администрацией, санкци­онируя, даже в сфере производственной деятельности, только те ее решения, которые не противоречат интересам представляемого им коллектива. Бороться с этим практически невозможно, ибо давле­ние на лидера приводит к еще большей сплоченности коллектива и еще более сильному его противостоянию администрации.

Считается, что в конфликтной ситуации лучше идти на компро­мисс с лидером, предложив ему одновременно официальную долж­ность, которой он обычно не имеет, но вполне заслуживает.

Проще всего это сделать тогда, когда границы формального и неформального коллектива, возглавляемого таким лидером, совпа­дают и его члены ориентируются на общеорганизационные ценно­сти. В этих условиях лидеру, получившему должностные полномочия, будет гораздо проще управлять коллективом, и до определен­ной степени он сможет пренебрегать интересами коллектива ради интересов официальной организации, на что люди, доверяя ему, согласятся. Однако при этом официальные решения приходится все же корректировать с учетом интересов коллектива, ибо злоупот­реблять его доверием опасно.

Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с под­чиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализа­ции решений. Это во многом происходит от того, что руководители видят себя определенной частью организации. Лидеры подбирают и поддерживают людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Они склонны использовать эмоции и интуицию, всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.

Руководители склонны разрабатывать свои действия в деталях и во времени, планировать привлечение и использование необходи­мых ресурсов для того, чтобы добиваться эффективности. Лидеры добиваются того же или большего путем разработки планов на буду­щее и их достижения, не вникая при этом в оперативные детали и рутину.

Используя профессионализм, различные способности и умения, руководители концентрируют усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения ча­сто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры предприни­мают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных ре­шений проблемы. А самое главное, после того как проблема реше­на, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют возможности для получе­ния соответственного вознаграждения.

Очевидно, что на практике эти два типа отношений к управле­нию не существуют в идеальном виде. Исследования показывают, что значительная группа руководителей во многом обладает лидер­скими качествами. Однако обратный вариант встречается реже.

Контрольные вопросы и задания

1. Сформулируйте понятие власти.

2. Что такое формальная и реальная власть?

3. Какие существуют источники власти?

4. Каковы личностная и организационная основы власти?

5. В чем причины ослабления власти?

6. Как определяется лидерство?

7. Какими качествами обладает лидер?

8. Что представляет собой поведенческая теория лидерства?

9. В чем отличие руководителя от лидера?