logo search
Korolyov_Yu_B_i_dr_Menedzhment_v_APK_M_2000

§ 2. Основные этапы процесса инновации

Процесс внедрения нового продукта состоит из нескольких эта­пов. Охарактеризуем их.

1. Систематизация имеющихся идей:

сбор информации о технологических изменениях на рынке, но­вовведениях, поступающей от подразделений научно-исследова­тельских и опытно-конструкторских работ, служб маркетинга, сбы­тового аппарата фирмы, торговых посредников, конечных потре­бителей (пожелания, требования, рекламации);

сбор информации о потенциальных возможностях фирмы в от­ношении разработки и освоения продукции, определения степени и размеров риска;

сбор информации о целевых рынках, долгосрочных тенденциях их развития.

2. Отбор выявленных идей и выработка идей нового продукта, определение возможностей практической их реализации:

выяснение степени технологической общности новых и тради­ционных изделий;

соответствие новой продукции имиджу фирмы и стратегии раз­вития;

определение патентной чистоты будущего изделия.

3. Анализ экономической эффективности нового продукта, раз­работка программы маркетинга:

техническая разработка продукта, в процессе которой идея при­обретает вид конкретного проекта;

определение технико-экономических характеристик продукта, оценка его качества и потребительских свойств;

оценка потенциального рыночного спроса и объема продаж, оп­ределение расходов (инвестиций) на создание и освоение новой продукции, сроки окупаемости новой продукции;

наличие необходимых ресурсов для производства новой продук­ции: технологических, машин и оборудования, сырья и материалов, кадрового персонала, финансовых; сроки освоения новой продук­ции и выхода с ней на рынок; анализ и оценка рентабельности (при­быльности) производства новой продукции, разработка программы маркетинга по продукту.

4. Создание нового продукта:

разработка конкретной программы создания нового продукта с распределением обязанностей по подразделениям организа­ции;

создание образца и проведение технических испытаний (про­верка на экологичность, безопасность и пр.);

определение наименования товара, его товарного знака, оформ­ления, упаковки, маркировки.

5. Тестирование на рынке:

тестирование на ограниченном рынке в течение трех месяцев по цене и другим коммерческим условиям (предоставление скидок с цены, кредита и др.);

выбор оптимальных каналов реализации;

выбор средств и методов рекламы;

организация технического обслуживания.

6. Принятие решения о внедрении нового изделия в производ­ство (массовое, серийное) на основе программы маркетинга по про­дукту, отражающей:

коммерческое обоснование нововведения — объем продаж, рен­табельность, степень удовлетворения спроса и потребностей, кана­лы и методы сбыта, наличие опыта в сбыте подобных товаров; из­вестность и реноме фирмы на рынке, стабильность связей с покупа­телями и потребителями;

производственные возможности фирмы — использование име­ющихся мощностей, обеспеченность ресурсами, квалифицирован­ным персоналом;

финансовые возможности — общая сумма инвестиций в массо­вое производство и сбыт, источники финансирования, предполага­емые результаты на расчетный период;

соответствие нормативным показателям — стандартам, государ­ственным нормам в стране предполагаемого сбыта продукции;

обеспечение патентной защиты нововведения.