logo search
лекции мен

§2. Управленческие школы менеджмента

Ниже приведены основные сравнительные характеристики теоретических школ менеджмента.

В зарубежной практике, в историческом развитии теории управления, рассматриваются три основных школы менеджмента:

В табл. 1.1 приведены сравнительные характеристики этих зарубежных школ менеджмента.

Таблица 1.1.

Сравнительная характеристика основных школ менеджмента

Типы управленческих школ

Характеристика школ управления

Участники процесса

управления

Структура

Методология

«Классическая»

(административная)

школа управления

Основатели школы:

Фредерик Тейлор (1856-1915 гг.)

Анри Файоль

(1841-1925 гг.)

Сформулировали: - общие принципы управления

- определили цель управления- получение максимальной

прибыли

- Участники процесса труда рассматриваются, как «инструмент» выполняющий порученную задачу.

- Предполагается, что участника побудили играть порученную роль.

- Участник процесса труда должен наиболее эффективно выполнить задание.

- Структура организации считается статичной.

- Различным структурным элементам организации устанавливаются определенные цели деятельности.

- Цели и роли, в структуре организации, формируются на основе опыта «хорошего управления»

В качестве методологии принято

-наблюдение за реальными процессами, протекающими в организации.

-Методология опирается на приобретенный опыт при решении определенных задач в реальных организациях.

«Мотивационная»

(поведенческая)

школа управления

Основатели школы: Элтон Мэйо

Мэри Паркер Фоллет (1930-1950 гг.).

- Мотивационная (поведенческая) школа управления рассматривает как доктрину «человеческих отношений»

- Мотивационная (поведенческая) школа на основе классической школы и в дополнение к ней сосредоточила внимание на:

  1. -Психологических мотивах поведения людей.

  2. -Групповых отношениях и нормах.

  3. -Проблемах конфликта и сотрудничества.

  4. -Коммуникационных барьеров.

  5. -Неформальных объединениях в организации.

-Проблемах лидерства.

-К участникам процесса труда проявляется особый интерес, так как от них зависит результат труда в целом организации.

-Предполагается изучение побудительных мотивов и стимулов к труду как внутри организации, так и вне ее.

- В большей степени акцентируется внимание на личные качества участников процесса труда, чем на их роли в организации.

- В управлении акцент делается на участников процесса труда и на их неформальные группы.

-Иерархическая структура рассматривается лишь косвенно, предполагается, что она играет второстепенную роль.

  • Главное управление людьми и их отношениями.

  • Построение организаций на бюрократической основе.

-Мотивация труда выдвинута на передний план.

- За основу берутся наблюдения за психологическими реакциями участников процесса.

-Разрабатываемые модели стремятся описать неформальные отношения.

- В применяемые моделях управления стремятся максимально учесть мотивы труда участников процесса протекающего в организации.

«Системно-ориентированная»

школа управления

Системно-ориентированная или «Новая» школа управления основана на развитии новой техники и технологии управленческого труда, а именно:

  1. Оргтехники

  2. Средств коммуникаций и техники связи

  3. Электронно-вычислительной техники

Развитие этой школы управления связано с развитием науки; кибернетики, исследованием операций, теории операций, системным анализом, операционными системами.

Цель школы – создание человеко-машинных систем управления.

Объект управления –Системы организационного типа.

- Отсутствует четкое выделение участников процесса труда и управления.

-Функционирование всей системы описывается на уровне математических операционных действий и имитационных моделей.

-Эволюция процесса осуществляется на уровне формальных признаков, без учета влияния человеческого фактора.

-Введены нормы управляемости в объектах управления..

- Объект управления рассматривается с позиции эволюционного развития системы во времени.

-Иерархической структуре отводится второстепенное значение.

-Система организации может иметь любую структуру, лишь бы она обеспечивала нужную зависимость между входом и выходом.

-Построение таких систем ориентировано на достижение результата, запланированного на входе.

Основой методологии является:

-Системные исследования проводимые с помощью ВТ.

-Имитационное моделирование процессов и систем управления. с помощью ЭВМ.

-Формализованный анализ по промежуточным и конечным результатам всей организации или ее отдельных систем.