3.2 Управление производственным процессом
Производственный процесс составляет основу деятельности предприятия. Он состоит из совокупности организационных действий, которые решают и помогают реализации технологического процесса, направленного на выполнение принятого плана производства продукции или услуг.
Технология производства продукта или услуг определяет характер деятельности предприятия и его направленность.
Технологию производства определяет продукт, а продукт определяется потребностью потребителя, а потребителем может быть предприятие, государство, общество, конкретный коллектив или конкретный человек.
Внедряемая технология производства продукции должна обеспечивать качественные параметры, удовлетворяющие потребителя, иметь высокую технологичность, и стремиться к минимуму затрат на изготовление этого продукта.
Производительность труда в любой производственной системе обуславливается технологией производства. Наиболее высокую производительность труда дает технология массового производства. Основными элементами при организации производства в такой системе являются:
Средства производства;
Предметы труда;
Профессиональный труд человека;
Технология производства;
Финансовое обеспечение всего производства.
Средства производства в себя включают:
Здания, сооружения, машины, оборудование и оснастку, с помощью которых осуществляется процесс производства.
Предметы труда в себя включают:
Сырье, материалы, полуфабрикаты, подвергающиеся какой-либо технологической обработке с целью получения готового продукта, с новыми качественными параметрами.
Профессиональный труд человека;
Это целесообразная профессиональная деятельность, с помощью которой и получается продукт с новыми качественными параметрами.
Технология производства состоит: из производственных процессов разбитых на отдельные операции. Процессы производства могут быть:
трудовыми (когда человек влияет непосредственно на продукт),
естественными(продукт подвергается естественным силам природы).
В трудовых процессах. следует различать технологические и вспомогательные операции. Под технологическими операциями следует понимать конкретные действия человека и оборудования, с помощью которых происходит изменение продукта труда.
Вспомогательные операции не изменяют продукт, но дают возможность протекать технологической и организационной части производственного процесса.
В каждой части операционных действий есть основная – технологическая часть производственного процесса, и вспомогательная часть – организационного процесса. Следует иметь в виду что, по отношению к основному производственному процессу, часть основных процессов, но протекающих во вспомогательном производстве, классифицируются как вспомогательные технологические операции.
Во вспомогательном производстве есть основные трудовые процессы, которые обеспечивают основное производство. Например: цех оснастки и инструмента поставляет свою продукцию в основной цех сборки автомобиля.
Таким образом, совокупность технологических процессов, вспомогательных операций и трудовых процессов образует производственный процесс, который требует организации и управления.
И так, в основе производственного процесса лежит операция. Под операцией понимают часть производственного процесса, которая технологически и операционно закончена по своим трудовым действиям. Для выполнения операций организуются производственные цехи, в которых изготавливают продукцию. На предприятии могут создаваться следующие цехи:
1. Цехи основного производства.
2. Цехи вспомогательного производства.
3. Обслуживающие цехи.
Побочные цехи (ширпотреба).
Цехи основного производства подразделяются:
Заготовительные;
Обрабатывающие;
Сборочные
К вспомогательному производству относится:
производство инструмента,
производство технологической оснастки,
ремонт оборудования,
производство и передача всех видов энергоносителей.
Обслуживающие производственный процесс цехи:
транспортировка и изготовление изделий,
поставка основных и вспомогательных материалов,
комплектование полуфабрикатами и инструментом,
складские работы,
сбыт готовой продукции.
По степени сложности производства процессы производства подразделяются на простые и сложные. Простые производственные процессы состоят из простых операций.
Сложные процессы – совокупность простых взаимосвязанных процессов по изготовлению готового продукта или его части.
Организация любого производственного процесса должна обеспечить рациональное сочетание технологических и трудовых процессов. При организации производственного процесса в цехах руководствуются следующими принципами:
Принцип специализации означает закрепление за каждым подразделением и рабочим местом конкретных производственных операций. При этом операции подбираются по признаку технологической однородности.
Принцип пропорциональности предлагает обеспечение выпуска равных объемов подразделениями, рабочими местами, линиями, группами оборудования.
Принцип параллельности обеспечивает параллельность изготовления продукции на одинаковых рабочих местах.
Принцип прямоточности предполагает последовательное размещение операций по технологической цепочке.
Принцип непрерывности позволяет в ряде производств обеспечивать технологическую непрерывность, например: аппаратные, аппаратурные процессы.
Непрерывность производстваобеспечивается за счет четкого оперативно-календарного планирования.
Принцип ритмичности обеспечивает равномерность выпуска продукции.
Принцип автоматизациипроизводства дает возможность замены тяжелого и монотонного ручного труда.
Особое место в производстве продукции занимает процесс финансового обеспечения всего производства. Необходимо обеспечить финансами на всех стадиях движения обработки – изготовления продукта или услуги. Другими словами это обеспечение оборотными средствами всего цикла производства. Источниками оборотных средств могут быть как собственный оборотный капитал, так и другие источники пополнения оборотных средств (заемные, кредиты банка и т.д.).
- §1. Исторические аспекты развития менеджмента. 6
- Глава № 1. Введение в основы менеджмента
- §1. Исторические аспекты развития менеджмента.
- §2. Управленческие школы менеджмента
- 2.1. Теории и концепции современные менеджмента
- §3. Основные понятия менеджмента
- §4. Методологические основы современного менеджмента
- Глава № 2 теоретические основы управления сэо
- §1.Социально-экономические объекты, процесс образования и функционирования
- 1.1 Социально- экономические объекты в системе экономических отношений в обществе
- 1.2. Уровни образования социально-экономических объектов в социальной среде социума
- 1.3. Процесс образования, функционирования и развития организационных систем сэо
- Потребности социально-экономической среды
- §2. Модели управления социально-экономическим объектом
- 2.1. Оптимальное управление системой или подсистемой
- §3. Декомпозиция дерева целей и функций социально-экономического объекта
- 3. 1. Построение формального дерева целей и функций сэо
- §4. Системная технология управления социально-экономическим объектом
- 4.1. Этапы управленческого цикла
- §5. Системная технология принятия управленческих решений.
- Глава № 3. Система управления социально - экономическими обьектами
- §1. Классификация социально - экономических объектов
- §2. Модель управления социально-экономическими объектами.
- Обратная связь
- §3. Организационные системы и подсистемы, обеспечивающие деятельность сэо
- §4. Традиционные структуры управления организациями, предприятиями, фирмами
- 4.1. Структуры управления социально-экономическими объектами.
- 4.2. Недостатки традиционных структур управления
- §5. Современные структуры управления организациями, предприятиями, фирмами
- 5.4. Маркетинговые структуры управления
- 5.4.1. Маркетинговая организация реализации продукта по географическим регионам
- 5.4. Особенности и преимущества современных структур управления
- Библиографический список литературы (основной)
- Библиографический список литературы (дополнительный)
- Внешняя среда
- Система
- План продаж
- §2. Управление производством социально-экономического объекта
- Производство как объект управления
- Таким образом, объектом управления является, прежде всего, само производство продукта.
- §3. Управление производственным процессом в сэо
- 3.1. Основные понятия о производственном процессе и его организации
- 3.2 Управление производственным процессом
- §4. Система информационного обеспечения управления производством
- 4.1. Взаимодействие информационных процессов в системе управления
- 4.2 Структура информационно-управляющей системы
- 4.3. Автоматизированная система управления сэо
- Библиографический список литературы (основной)
- Библиографический список литературы (дополнительный)
- Глава № 5 организационно - производственный менеджмент
- §1. Проектирование и организация производственных процессов
- 1.1. Классификация трудовых и технологических процессов
- 1.2. Виды движения партий деталей
- §2. Организация поточного производства.
- §3. Расчет параметров поточной линии
- §4. Расчет заделов и программы производства продукции
- §5. Пример формирования плана производства
- Библиографический список литературы (основной)
- Библиографический список литературы (дополнительный)
- Глава №6 управление персоналом в сэо
- §1. Система управления персоналом в социально-организованной среде
- 1.2. Система управления социально- экономическим объектом
- Внешняя среда
- 1.3. Процесс управления социально- экономическим объектом
- §2. Структура и система управления персоналом сэо
- §3. Мотивация персонала в рыночных условиях взаимодействия
- §4. Методы, системы и подсистемы, управления развитием персонала
- 4.1. Методы управления персоналом.
- 4.2. Организация и управление обучением персонала.
- 4.3. Оценка профессиональной пригодности персонала.
- 4.4. Особенности оценки квалификации менеджера- руководителя.
- Библиографический список литературы (основной)
- Библиографический список литературы (дополнительный)
- Глава №7 самоуправление и саморазвитие менеджера
- §1. Личность, как объект управления
- §2. Понятие самоуправления и саморазвития личности
- 1. Основные требования к менеджеру:
- §4. Самоуправление, саморазвитие и самореализация менеджера
- 4.1. Самоуправление.
- Самоуправление - это управление самим собой посредством методов, приемов и технологических действий, направленных на саморазвитие личных качеств.
- 4.2. Саморазвитие менеджера
- 4.3. Самореализация менеджера
- Библиографический список литературы (основной)
- Библиографический список литературы (дополнительный)
- Глава №8 управление системой маркетинга в сэо
- §1. Маркетинг и его роль в деятельности предприятий, организаций и фирм.
- §2. Модель управления системой или подсистемой «Маркетинг»
- §3. Стратегическое управление маркетингом
- Внешняя социально-экономическая среда рынка
- 3.1. Пример стратегии деятельности предприятия «Автоклав» в конкурентной среде
- §4. Структура управления маркетингом на предприятии
- 4.1. Взаимосвязь маркетинга с другими подразделениями предприятия
- 4.2. Проблемы управления маркетингом на государственном уровне.
- Глава № 9 управление финансами сэо
- §1. Роль и значение финансов в системе рыночных отношений в социуме
- §2. Финансовый рынок в Российской Федерации
- §3. Финансовая система, обеспечивающая деятельность сэо
- 3.1 Цели финансового менеджмента в сэо
- 1. Управление активами:
- 3.3. Оценка эффективности использования финансовых ресурсов на предприятии
- - Коэффициенты ликвидности предприятия
- Показатели платёжеспособности. Данный тип финансовых показателей определяет степень защищённости интересов кредиторов и инвесторов, имеющих долгосрочные вложения в предприятие.
- §4. Структура управления финансами предприятия, организации, фирмы
- 4.1.. Оценка эффективности использования финансовых ресурсов
- 4.2. Оценка результативности финансово- хозяйственной деятельности компании
- §5. Стратегия управления финансами предприятия, организации, фирмы
- 5.1 Управление финансами и финансовыми потоками
- 5.2 Определение точки безубыточности
- Раздел III. Процесс управления функционированием и развитием сэо глава № 10 стратегический менеджмент
- §1. Методологические основы стратегического менеджмента
- §2. Формирование стратегических альтернатив деятельности организации
- Первый этап. Изучение потребностей социально-экономической среды
- Второй этап. Оценка и прогноз рынка потребления продуктов и услуг сэс
- Третий этап. Оценка научно-технических и производственных возможностей организации, предприятия, фирмы.
- Четвертый этап. Формирование стратегических целей организации предприятия, фирмы.
- Пятый этап. Разработка стратегических альтернатив производства и продвижения продукта.
- Шестой этап. Выбор стратегической альтернативы развития организации.
- Седьмой этап. Тактика реализации стратегической альтернативы производства и продвижения продукта.
- Восьмой этап. Контроль и анализ реализации стратегической альтернативы.
- Девятый этап. Оценка и определение эффективности реализации стратегической альтернативы.
- Десятый этап. Разработка и введение в действие управленческих решений по коррекции выбранной стратегии производства и продвижения продукта.
- §3. Стратегическое планирование программно-целевой деятельности организации
- 3.1. Стратегическое планирование целевой деятельности организации.
- 3.2. Технология и система стратегического планирования.
- §4. Стратегическое управление организацией
- 4.1. Основные факторы, влияющие на стратегию управления организации
- 4.2. Формирование стратегии поведения предприятия «Автоклав».
- Глава № 11 инновационный менеджмент
- §1. Структурные элементы инновационного менеджмента
- §2. Планирование и управление инновационным процессом
- 2.1. Структура управления инновациями на предприятии
- §3. Мотивация инновационной деятельности в организации
- §4. Оценка экономической эффективности внедрения инноваций
- 4.1 Система показателей оценки инновационно - инвестиционных решений.
- 4.2. Финансово-экономическая оценка инновационно - инвестиционных решений
- Глава № 12 управление инвестициями
- §1. Государственная инвестиционная политика в рф
- 1.1 Типы развития экономики на уровне государства.
- 1. Управление инвестиционной деятельностью в государственных масштабах.
- 2. Управление отдельными инвестиционными проектами.
- 3.Управление инвестиционной деятельностью хозяйствующего субъекта.
- §2. Структура и состав инвестиционного рынка
- §3. Управление инвестициями организации, предприятия, фирмы
- 3.1 Управление инвестиционным портфелем предприятия
- 3.2. Классификация инвестиционного портфеля и принципы его формирования
- 3.3 Порядок обоснования потребности инвестиций
- §4. Оценка эффективности инвестиционных решений
- 4.1 Финансово-экономическая оценка и анализ инвестиционных решений
- §5. Методика оценки эффективности использования инвестиций.
- 5.1 Интегральные показатели эффективности инвестиций
- 5.2. Финансовые коэффициенты.
- 5.3. Коэффициенты деловой активности предприятия
- Глава № 13 управление собственностью и бизнесом
- §1. Собственность, как особая экономическая категория в обществе
- §2. Управление собственностью в акционерных обществах
- §3. Процесс организации и развитие бизнеса в рф
- Генеральный директор Структура управления организацией, предприятием, фирмой, объединением
- §4. Понятие бизнес, организация собственного бизнеса
- Глава 14. Управление социально-экономическими и трудовыми отношениями в сэо
- §1. Социальное партнерство как основа развития сэо.
- 1.2. Перечень конвенций мот
- §2. Модель управлениясоциально-экономическими отношениями в сэо
- §3. Трудовой кодекс и социальная защита наемных работников
- §4. Система социально-экономических и трудовых отношений в сэо
- 4.1. Законодательная база, регулирующая трудовые и гражданские отношения в обществе
- 4.2. Примерное содержание и структура колдоговора.
- 4.4. Трудовой договор и его значение и содержание
- §5. Управление отдельными элементами социально -экономических отношений в сэо
- Глава № 15 антикризисное управление сэо
- §1. Кризис и антикризисное управление сэо
- §2. Система антикризисного управления сэо
- 1. Меры стратегического характера;
- 2. Меры оперативного характера;
- §3. Реструктуризация и реорганизация предприятий, организаций, фирм
- §4. Банкротство и санация реорганизуемых предприятий
- 1. Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) равен :
- 2. Коэффициент обеспеченности собственными средствами:
- Глава № 17 практикум описания социально-экономических обьектов
- 2. Краткая характеристика объекта.
- 3. Технико-экономические показатели
- 3.2. Анализ рентабельности
- 3.3. Анализ ликвидности
- 4. Структура управления вагонного депо
- 4.1. Должностные обязанности начальника депо
- 4.2. Должностные обязанности главного бухгалтера.
- 4.3. Обязанности администрации и профкома.
- 5. План производства и реализации
- 6. Финансовая деятельность
- 6.1. Анализ актива и пассива.
- 6.2. Характеристика источников средств предприятия
- 6.3 Анализ собственных оборотных средств предприятия
- 6.4. Анализ заемных средств предприятия
- 6.5. Анализ прибыли предприятия
- 6.6. Источники формирования средств по выплате заработной платы.
- 7. Построение графика безубыточности
- 1. Нормативно – правовые акты
- 2. Литература по менеджменту
- 3. Нормативно – правовые акты, действующие на предприятии
- Тестовая система
- Cловарь терминов
- Список литературы