logo
лекции мен

§1. Методологические основы стратегического менеджмента

Потребность в стратегическом управлении особенно остро в нашей стране возникла в последние годы, когда надо было уйти от простого реагирования к глубокому осмыслению планирования деятельности организацией в условиях нарастающей конкуренции.

Практика показала, что предприятия, которые применяют методологию стратегического планирования и управления, добиваются выше средней прибыли своих конкурентов. Такой способ целевого использования всех имеющихся ресурсов организации дает возможность им устойчивого функционирования в рынке.

Впервые слово «стратегия» было применено как «искусство развертывания войск в боевой порядок». В последние годы 20-го века слово стратегия стало применяться к процессу управления организацией. Стратегический менеджмент, стратегическое планирование стали ключевыми словами в понимания перспективного поведения организации.

Таким образом, объектом стратегического менеджментаявляются:

- Структурные элементы, представленные на полной модели СЭО см. рис.3.1тема №3;

- Подразделения хозяйствующего субъекта, входящие в производственную структуру и реализующие стратегические альтернативы;

- Системы и технологии, обеспечивающие реализацию стратегии организации в целом.

Субъектом стратегического менеджмента является персонал, способный реализовать эффективные стратегии.

Вывод: Стратегический менеджмент - это способ управления организацией, который максимально учитывает запросы потребителей, исходя из ресурсных возможностей предприятия и потенциала персонала, и за счет этого обеспечивает выживание организации в конкурентной среде, при этом учитывается влияние окружающей среды обитания.

Стратегическое управление организацией базируется на разработке следующих основных компонентов:

- Анализа окружающей среды (внешней и внутренней);

- Определения миссии и стратегических целей деятельности организации;

- Анализа, разработки и выбора стратегии поведения организации;

- Реализации выбранных стратегических альтернатив;

- Оценки и принятия управленческих решений по коррекции выбранной стратегии поведения организации.

Миссия– это то, ради чего осуществляется деятельность организации, предприятия, фирмы. Миссия всегда связана с целями деятельности организации. В конечном итоге миссия превращается в глобальную цель деятельности организации, которая в свою очередь может быть декомпозирована на более простые цели деятельности организации.

Инструментом управления организацией, с помощью стратегического менеджмента, является разработанная ( заранее прописанная) стратегия.

Стратегия деятельности организации, это вариант поведения организации в рынке, в его конкретных условиях, предполагает наличие поведенческих альтернатив по достижению конкретных целей организации. Таким образом:

Стратегия организации - это спрогнозированное поведение организации, нацеленное на заранее прописанный конечный результат.

Для того чтобы спрогнозировать поведение организации и персонала в ней, необходимо четко сформулировать стратегические цели организации.

Стратегические цели– это спрогнозированные конечные результаты в виде альтернатив, которые разрабатываются с помощью декомпозиции целей деятельности любого СЭО (см. тему № 2, рис. 2.5.). Стратегические цели характеризуются:

- конкретностью и четкостью,

- обозримостью ( конечные сроки),

- реальностью исполнения и их возможностью реализации,

- достижимостью целей,

- количественной определенностью,

- логичностью,

- эффективностью полученного результата от реализации стратегических целей.

На стратегическую цель или группу целей разрабатываются стратегические альтернативы и технологическая последовательность их реализации.

Стратегические альтернативы – это разработанные варианты планов (программ) инвестиционных решений, бизнес – планов и т.п., которые обеспечивают процесс функционирования и развития организации, предприятия, фирмы, объединения.

Эти варианты планов и программ придают предприятию или организации четкую определенность, целенаправленность действий и предсказуемость конечных результатов, исходя из инвариантных возможностей самого предприятия. Поэтому разработка оптимальных стратегических альтернатив, с помощью планирования, дает возможность предприятию занимать доминирующее положение на рынке. При этом такое планирование ведется не только на год, но и на ближайшую и далекую перспективы.

Различают следующие типы стратегических альтернатив:

- Рост производства продукции или услуг;

- Сокращение производства продукции или услуг;

- Ограниченный рост производства продукции или услуг;

- Сочетание всех трех типов стратегических альтернатив.

Существенную роль в реализации стратегических альтернатив в условиях рынка играет стратегический маркетинг, с помощью которого изучается и на основании которого планируется глубокое, перспективное потребление продуктов или услуг.

Стратегический маркетинг – это способ изучения рынка и прогнозирование перспективного потребления продуктов или услуг.

Многие организации применяют стратегический маркетинг, как основной способ управления организацией. Это проявляется, как – способность действовать на рынке, т.е. способ, при котором предприятие достигает поставленных целей по выполнению плана продаж. Каждое предприятие стремится доминировать на рынке и занять соответствующий сегмент рынка.

Долгосрочное планирование отличается от стратегического трактованием будущего организации.

Долгосрочное планирование осуществляется методом исторической экстраполяции развития организации (и здесь конечные результаты деятельности организаций ниже).

Система стратегического планирования и управления строится на предвидении – расчете стратегических прописанных альтернатив развития организации (при таком подходе конечные результаты деятельности организаций выше). Поэтому, стратегическое управление появилось за счет эволюционного процесса из стратегического планирования, которое и является его основой.

Стратегическое управление, это процесс последовательных действий организации по разработке и реализации стратегических альтернатив. Процесс реализации стратегических альтернатив предполагает:

- Постановку целей;

- Разработку стратегии поведения организации;

- Экономическое обоснование стратегических альтернатив;

- Расчет потребности ресурсов;

- Систему оценок, анализа, контроля и коррекции стратегии поведения организации.

Таким образом, в качестве методологии стратегического управления организацией многие авторы выделяют следующие типы управления:

1. На основе системного контроля за деятельностью организации и исполнителей;

2. На основе прогнозирования и экстраполяции тенденции движения организации и за счет этого предвидение будущих ситуаций;

3. На основе предвидения изменений, возможных событий, в которых может оказаться организация;

4. На основе гибких аналитических, экстренных решений при критических ситуациях организации.