2.1. Теории и концепции современные менеджмента
Современные концепции управления об управлении условно можно разбить на две группы:
1 группа - «Одномерные» концепции-учения, которые концентрируют внимание на решении одной, какой - либо, проблемы управления: целей деятельности, задач, подбора и расстановки людей, организации управленческой деятельности и т.п. Наиболее известными «одномерными» концепциями являются «научное управление», разработанное Ф. Тейлором, бихевиористские учения, учения об организации, основоположниками которых являются А.Файоль и М.Вебер, теории «X» и «Y» Д. Мак Грегора.
2 группа - «Синтетические» концепции - учения об управлении, здесь рассматривают управление организацией со всех сторон. К таким учениям можно отнести:
теоретические разработки П.Друкера,
концепцию ситуационного управления,
концепцию «7-S» и теорию «Z»,
школу научного управления Ф.Тейлора, Френка и Лилии Гантта,
школу административного менеджмента А.Файоля, Л.Урвика, Дж.Муни.
Наиболее ярким примером административно-классической школы менеджмента является А.Файоль, который сформулировал 14 принципов управления:
Разделение труда.
Власть (полномочия и ответственность).
Дисциплина.
Единоначалие.
Единство направления.
Подчиненность личных интересов общим.
Вознаграждение персонала.
Централизация.
Скалярная цепь.
Порядок.
Справедливость.
Стабильность рабочего места для персонала.
Инициатива.
Корпоративный дух.
Большое влияние на развитие менеджмента оказали школы человеческих, поведенческих отношений, которые разработали два ученых: Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо, и более позднего периода поведенческого направления таких ученых, как К.Арджирис, Р.Лайкерт, Д..Мак. Грегор, Ф.Гердцберг.
Эти и другие крупные ученые изучали различные аспекты социального взаимодействия и поведения, вопросы мотивации, отношения к власти и авторитету, проблемы лидерства, строительства организационных структур, коммуникативные отношения в организациях, оценку изменения содержания работы, формирование качества жизни людей труда.
Исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими психологами, помогли понять причины этих процессов внутри организаций и мотивы поступков людей.
В теории мотивационного подходак управлению Абрахам Маслоу (1908-1979), выделил экономические отношения и декларировал, что движущей силой являются различные потребности людей и организаций, которые должны быть мотивированы и удовлетворены. Основываясь на том, что потребности первичны, исследователи полагали, что если руководство компаний проявит большую заботу о ее работниках, то и уровень удовлетворенности персонала в компании возрастет, следовательно, это приведет к увеличению производительности труда.
В биохевиористских учениях, теориях «X», и «Y», центр тяжести в управлении перенесен с задач производства на человека, это и породило развитие различных биохевиористских теорий менеджмента, которые развивают идеи школы социальных организованных систем.
Для построения организаций типа «X» «Y» выдвигаются следующие крайние предпосылки:
обычный человек имеет унаследованную нелюбовь к работе и старается избегать работы;
по причине нежелания работать большинство людей только путем принуждения, с помощью приказов, контроля и угроз, наказания могут быть побуждены к тому, чтобы осуществлять нужные действия и затрачивать должные усилия, необходимые для достижения организацией своих целей;
средний человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственность, имеет низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации.
Яркими представителями этого направления в управлении являются: Вальтер Дил Скотт, - преподаватель из Чикаго (1869-1955). Он выступал за то, чтобы менеджеры смотрели на работника не только с точки зрения их экономических интересов, но и учитывали их социальные интересы, т.е. признания их заслуг перед обществом. Другой видный теоретик Мари Паркер Фолетт (1868-1933) отстаивала позицию гибкости в управлении и позицию взаимопонимания между менеджерами и работниками.
Макс Вебер юрист и социолог (1864 – 1920), разработал теорию бюрократического построения организации и системы управления с помощью бюрократического построения организации.
А, Фредерик Тейлор, своим подходом построения поточной линии реально увеличил производительность труда в 2,5-3 раза, тем самым совершил переворот в организации производительного труда, направленного на массовый выпуск продукции и массовое удовлетворение потребностей людей, но при этом рабочий в этой системе становился придатком «машины» (системы труда).
Продолжая и развивая это направление в управлении, Абрахам Маслоу в 1943 г. разработал и построил «пирамиду потребностей, выделив: самовыражение; признание; принадлежность; безопасность; физические потребности.
Теория бюрократического построенияорганизации М.Вебера основана на выделении следующих структурных элементов организации:
разделение труда на базе функциональной специализации;
иерархической системы распределения власти;
системы правил и норм, определяющих права и обязанности работников;
системы правил и процедур поведения в конкретных ситуациях;
отсутствия личностного начала в межличностных отношениях;
приема в организацию на основе компетентности и потребностей организации;
продвижение по служебной лестнице на основе, профессионализма, компетентности и практического опыта;
стратегии к пожизненному найму;
четкой системе карьеры, которая обеспечивает продвижение квалифицированных работников;
управления административной деятельностью через создание должностных инструкций.
В теории ситуационного управления «7-S», и «Z» используются теоретические разработки П. Друкера его концепцию ситуационного управления, концепцию «7-S» и теорию «Z».
В отличие от идеологов школы человеческих отношений, идеям Мэйо в частности, Питер Друкер (1909) , профессор Нью-Йоркского университета, биохевиористские теории называл «психологическим деспотизмом». П. Друкер считал, что главная задача менеджера– делать людей производительными, заботиться о достижении экономических целей фирмы и о клиентах, а не о создании «радости для рабочих», хотя и не отрицал принципа построения отношений на базе взаимного уважения.
Более того, в начале 50-х г.г. он сам выдвинул идею самоуправляющегося трудового коллектива. Суть идеи состояла в том, что на фирме создается демократически выбранный орган из рабочих и служащих, который призван решать вопросы, касающиеся социальной политики на предприятиях. Идея Друкера не прижилась, и это стало самым большим поражением в его жизни. Центром идей Друкера об управлении является учение, о менеджменте, как о профессиональной деятельности, а о менеджере, как о профессии. Собственно он называет себя первым в создании систематизированного учения об управлении и соответственно учебной дисциплины, что дало возможность начать изучение менеджмента в учебных заведениях.
Имя Друкера связывается со спасением умиравшей автомобильной компании «Форд», с внедрением на фирме «Дженерал Электрик» системы децентрализованного управления, с послевоенным подъемом японской экономики и рядом других успехов в воплощении управленческих идей. Идея Друкера состоит в том, что управление должно начинаться с разработки целей, а потом переходить к формированию функций, системы взаимодействия в процессе труда. Это в корне перевернуло логику управления.
Несомненно, стержневой идеей его учения является идея об исключительной роли и исключительном значении профессиональных менеджеров. Управленческая элита, по мнению Друкера, является основой бизнеса и должна играть ведущую роль в развитии современного бизнеса и современного общества.
- §1. Исторические аспекты развития менеджмента. 6
- Глава № 1. Введение в основы менеджмента
- §1. Исторические аспекты развития менеджмента.
- §2. Управленческие школы менеджмента
- 2.1. Теории и концепции современные менеджмента
- §3. Основные понятия менеджмента
- §4. Методологические основы современного менеджмента
- Глава № 2 теоретические основы управления сэо
- §1.Социально-экономические объекты, процесс образования и функционирования
- 1.1 Социально- экономические объекты в системе экономических отношений в обществе
- 1.2. Уровни образования социально-экономических объектов в социальной среде социума
- 1.3. Процесс образования, функционирования и развития организационных систем сэо
- Потребности социально-экономической среды
- §2. Модели управления социально-экономическим объектом
- 2.1. Оптимальное управление системой или подсистемой
- §3. Декомпозиция дерева целей и функций социально-экономического объекта
- 3. 1. Построение формального дерева целей и функций сэо
- §4. Системная технология управления социально-экономическим объектом
- 4.1. Этапы управленческого цикла
- §5. Системная технология принятия управленческих решений.
- Глава № 3. Система управления социально - экономическими обьектами
- §1. Классификация социально - экономических объектов
- §2. Модель управления социально-экономическими объектами.
- Обратная связь
- §3. Организационные системы и подсистемы, обеспечивающие деятельность сэо
- §4. Традиционные структуры управления организациями, предприятиями, фирмами
- 4.1. Структуры управления социально-экономическими объектами.
- 4.2. Недостатки традиционных структур управления
- §5. Современные структуры управления организациями, предприятиями, фирмами
- 5.4. Маркетинговые структуры управления
- 5.4.1. Маркетинговая организация реализации продукта по географическим регионам
- 5.4. Особенности и преимущества современных структур управления
- Библиографический список литературы (основной)
- Библиографический список литературы (дополнительный)
- Внешняя среда
- Система
- План продаж
- §2. Управление производством социально-экономического объекта
- Производство как объект управления
- Таким образом, объектом управления является, прежде всего, само производство продукта.
- §3. Управление производственным процессом в сэо
- 3.1. Основные понятия о производственном процессе и его организации
- 3.2 Управление производственным процессом
- §4. Система информационного обеспечения управления производством
- 4.1. Взаимодействие информационных процессов в системе управления
- 4.2 Структура информационно-управляющей системы
- 4.3. Автоматизированная система управления сэо
- Библиографический список литературы (основной)
- Библиографический список литературы (дополнительный)
- Глава № 5 организационно - производственный менеджмент
- §1. Проектирование и организация производственных процессов
- 1.1. Классификация трудовых и технологических процессов
- 1.2. Виды движения партий деталей
- §2. Организация поточного производства.
- §3. Расчет параметров поточной линии
- §4. Расчет заделов и программы производства продукции
- §5. Пример формирования плана производства
- Библиографический список литературы (основной)
- Библиографический список литературы (дополнительный)
- Глава №6 управление персоналом в сэо
- §1. Система управления персоналом в социально-организованной среде
- 1.2. Система управления социально- экономическим объектом
- Внешняя среда
- 1.3. Процесс управления социально- экономическим объектом
- §2. Структура и система управления персоналом сэо
- §3. Мотивация персонала в рыночных условиях взаимодействия
- §4. Методы, системы и подсистемы, управления развитием персонала
- 4.1. Методы управления персоналом.
- 4.2. Организация и управление обучением персонала.
- 4.3. Оценка профессиональной пригодности персонала.
- 4.4. Особенности оценки квалификации менеджера- руководителя.
- Библиографический список литературы (основной)
- Библиографический список литературы (дополнительный)
- Глава №7 самоуправление и саморазвитие менеджера
- §1. Личность, как объект управления
- §2. Понятие самоуправления и саморазвития личности
- 1. Основные требования к менеджеру:
- §4. Самоуправление, саморазвитие и самореализация менеджера
- 4.1. Самоуправление.
- Самоуправление - это управление самим собой посредством методов, приемов и технологических действий, направленных на саморазвитие личных качеств.
- 4.2. Саморазвитие менеджера
- 4.3. Самореализация менеджера
- Библиографический список литературы (основной)
- Библиографический список литературы (дополнительный)
- Глава №8 управление системой маркетинга в сэо
- §1. Маркетинг и его роль в деятельности предприятий, организаций и фирм.
- §2. Модель управления системой или подсистемой «Маркетинг»
- §3. Стратегическое управление маркетингом
- Внешняя социально-экономическая среда рынка
- 3.1. Пример стратегии деятельности предприятия «Автоклав» в конкурентной среде
- §4. Структура управления маркетингом на предприятии
- 4.1. Взаимосвязь маркетинга с другими подразделениями предприятия
- 4.2. Проблемы управления маркетингом на государственном уровне.
- Глава № 9 управление финансами сэо
- §1. Роль и значение финансов в системе рыночных отношений в социуме
- §2. Финансовый рынок в Российской Федерации
- §3. Финансовая система, обеспечивающая деятельность сэо
- 3.1 Цели финансового менеджмента в сэо
- 1. Управление активами:
- 3.3. Оценка эффективности использования финансовых ресурсов на предприятии
- - Коэффициенты ликвидности предприятия
- Показатели платёжеспособности. Данный тип финансовых показателей определяет степень защищённости интересов кредиторов и инвесторов, имеющих долгосрочные вложения в предприятие.
- §4. Структура управления финансами предприятия, организации, фирмы
- 4.1.. Оценка эффективности использования финансовых ресурсов
- 4.2. Оценка результативности финансово- хозяйственной деятельности компании
- §5. Стратегия управления финансами предприятия, организации, фирмы
- 5.1 Управление финансами и финансовыми потоками
- 5.2 Определение точки безубыточности
- Раздел III. Процесс управления функционированием и развитием сэо глава № 10 стратегический менеджмент
- §1. Методологические основы стратегического менеджмента
- §2. Формирование стратегических альтернатив деятельности организации
- Первый этап. Изучение потребностей социально-экономической среды
- Второй этап. Оценка и прогноз рынка потребления продуктов и услуг сэс
- Третий этап. Оценка научно-технических и производственных возможностей организации, предприятия, фирмы.
- Четвертый этап. Формирование стратегических целей организации предприятия, фирмы.
- Пятый этап. Разработка стратегических альтернатив производства и продвижения продукта.
- Шестой этап. Выбор стратегической альтернативы развития организации.
- Седьмой этап. Тактика реализации стратегической альтернативы производства и продвижения продукта.
- Восьмой этап. Контроль и анализ реализации стратегической альтернативы.
- Девятый этап. Оценка и определение эффективности реализации стратегической альтернативы.
- Десятый этап. Разработка и введение в действие управленческих решений по коррекции выбранной стратегии производства и продвижения продукта.
- §3. Стратегическое планирование программно-целевой деятельности организации
- 3.1. Стратегическое планирование целевой деятельности организации.
- 3.2. Технология и система стратегического планирования.
- §4. Стратегическое управление организацией
- 4.1. Основные факторы, влияющие на стратегию управления организации
- 4.2. Формирование стратегии поведения предприятия «Автоклав».
- Глава № 11 инновационный менеджмент
- §1. Структурные элементы инновационного менеджмента
- §2. Планирование и управление инновационным процессом
- 2.1. Структура управления инновациями на предприятии
- §3. Мотивация инновационной деятельности в организации
- §4. Оценка экономической эффективности внедрения инноваций
- 4.1 Система показателей оценки инновационно - инвестиционных решений.
- 4.2. Финансово-экономическая оценка инновационно - инвестиционных решений
- Глава № 12 управление инвестициями
- §1. Государственная инвестиционная политика в рф
- 1.1 Типы развития экономики на уровне государства.
- 1. Управление инвестиционной деятельностью в государственных масштабах.
- 2. Управление отдельными инвестиционными проектами.
- 3.Управление инвестиционной деятельностью хозяйствующего субъекта.
- §2. Структура и состав инвестиционного рынка
- §3. Управление инвестициями организации, предприятия, фирмы
- 3.1 Управление инвестиционным портфелем предприятия
- 3.2. Классификация инвестиционного портфеля и принципы его формирования
- 3.3 Порядок обоснования потребности инвестиций
- §4. Оценка эффективности инвестиционных решений
- 4.1 Финансово-экономическая оценка и анализ инвестиционных решений
- §5. Методика оценки эффективности использования инвестиций.
- 5.1 Интегральные показатели эффективности инвестиций
- 5.2. Финансовые коэффициенты.
- 5.3. Коэффициенты деловой активности предприятия
- Глава № 13 управление собственностью и бизнесом
- §1. Собственность, как особая экономическая категория в обществе
- §2. Управление собственностью в акционерных обществах
- §3. Процесс организации и развитие бизнеса в рф
- Генеральный директор Структура управления организацией, предприятием, фирмой, объединением
- §4. Понятие бизнес, организация собственного бизнеса
- Глава 14. Управление социально-экономическими и трудовыми отношениями в сэо
- §1. Социальное партнерство как основа развития сэо.
- 1.2. Перечень конвенций мот
- §2. Модель управлениясоциально-экономическими отношениями в сэо
- §3. Трудовой кодекс и социальная защита наемных работников
- §4. Система социально-экономических и трудовых отношений в сэо
- 4.1. Законодательная база, регулирующая трудовые и гражданские отношения в обществе
- 4.2. Примерное содержание и структура колдоговора.
- 4.4. Трудовой договор и его значение и содержание
- §5. Управление отдельными элементами социально -экономических отношений в сэо
- Глава № 15 антикризисное управление сэо
- §1. Кризис и антикризисное управление сэо
- §2. Система антикризисного управления сэо
- 1. Меры стратегического характера;
- 2. Меры оперативного характера;
- §3. Реструктуризация и реорганизация предприятий, организаций, фирм
- §4. Банкротство и санация реорганизуемых предприятий
- 1. Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) равен :
- 2. Коэффициент обеспеченности собственными средствами:
- Глава № 17 практикум описания социально-экономических обьектов
- 2. Краткая характеристика объекта.
- 3. Технико-экономические показатели
- 3.2. Анализ рентабельности
- 3.3. Анализ ликвидности
- 4. Структура управления вагонного депо
- 4.1. Должностные обязанности начальника депо
- 4.2. Должностные обязанности главного бухгалтера.
- 4.3. Обязанности администрации и профкома.
- 5. План производства и реализации
- 6. Финансовая деятельность
- 6.1. Анализ актива и пассива.
- 6.2. Характеристика источников средств предприятия
- 6.3 Анализ собственных оборотных средств предприятия
- 6.4. Анализ заемных средств предприятия
- 6.5. Анализ прибыли предприятия
- 6.6. Источники формирования средств по выплате заработной платы.
- 7. Построение графика безубыточности
- 1. Нормативно – правовые акты
- 2. Литература по менеджменту
- 3. Нормативно – правовые акты, действующие на предприятии
- Тестовая система
- Cловарь терминов
- Список литературы