§3. Мотивация персонала в рыночных условиях взаимодействия
Мотивация– это система стимулов трудовой деятельности индивидуума или коллектива.
Общая мотивация труда персонала любого предприятия (СЭО) на уровне государства осуществляется через два инструмента:
Через механизм безработицы, которая обеспечивает перетекание товар - рабочей силы и ее избыток заставляет людей лучше трудиться и дорожить своим рабочим местом.
Через создание условий развития экономического поля деятельности, где основным структурным элементом является СЭО – предприятия, организации, фирмы, частные предприниматели и т.д.
Однако, в условиях рынка всегда существует избыточная численность персонала не занятого в общественном производстве и управлении Социумом, такая свободная рабочая сила требует особой формы управления и мотивации. Для решения этой задачи на всех уровнях социальной организации созданы специализированные органы управления занятости населения. В России существует безработица, ниже приведена ее структура на 1.01 2008г.:
63% - рабочие;
20,5% - специалисты, в том числе 10,5% с высшим образованием;
Остальная категория это вновь подготовленные специалисты и люди, не имеющие специального образования.
Рынок свободного труда
Министерство труда и занятости населения
Управление по труду и занятости населения
Биржа труда
Отдел труда и занятости
Предприятие
Отдел труда и зарплаты Отдел нормирования и организации труда
Рис. 6.3. Схема управления свободным трудом в условиях рынка
Регулирование свободного труда осуществляется за счет:
Программы стимулированияроста занятости на государственном уровне, субъекта федерации, муниципальных образований и предприятий. Эти программы направлены на создание рабочих мест за счет целевого инвестирования;
Программ подготовкии переподготовки кадров. Повышается конкурентоспособность товара рабочей силы;
Программ по социальному страхованиюбезработицы;
Программ трудовой занятости населения.
Регулирование труда, и управление использование трудовых ресурсов и занятости населения осуществляется действующим законодательством.
Кроме того, существуют общесистемные мотивационные характеристики, которые присущи только конкретному государству. Ниже в таблице 5.1 приведены системы мотивации Японии, США, России.
Таблица 5.1.
Сравнительная мотивационная характеристика систем управления трудом.
ЯПОНИЯ | США | РОССИЯ |
Пожизненный найм | Краткосрочная работа по найму | Работа по контракту |
Принцип старшинства при оплате и назначениях | Оплата по индивидуальным результатам работы | Оплата по тарифным ставкам и окладам по уровню квалификации. |
Неформальный контроль | Формальный контроль | Формальный контроль |
Нечёткое описание рабочего задания | Чёткое описание рабочего задания | Общее описание работ и чёткое задание при сдельной оплате |
Коллективная ответственность | Индивидуальная ответственность | Коллективная ответственность |
Отсутствие должности и задания | Задание определяется должностью | Задание определяется должностью |
Акцент на координацию и сотрудничество | Акцент на эффективность и результаты | Акцент на эффективность и результаты |
Согласованное решение | Индивидуальное решение | Согласованные решения |
Управление «снизу-вверх» | Управление «сверху вниз» | Управление «сверху вниз» |
Обучение без отрыва от производства | Специальные программы повышения квалификации | Специальные программы повышения квалификации |
Вербовка новых выпускников ВУЗов | Вербовка новых выпускников и более зрелых сотрудников | Системная целевая подготовка |
Долгосрочная ориентация | Повышенное внимание к текущим результатам | Формирование резерва на замещение должностей |
Как видим, они во многом схожи, но и имеют существенную разницу, например ни в России, ни в США нет пожизненного найма на работу, что весьма существенно в условиях демократии и свободного рынка труда. Ниже приведен перечень основных нормативно-правовых актов, которые регулируют организацию труда и трудовые отношения в социально-экономической среде российского общества..
Трудовой кодекс РФ
Гражданский кодекс.
Коллективный договор.
Тарифная система.
ЕТКС.
Положения об оплате труда и его стимулировании
Система договоров найма работников.
На государственном уровне действует Трудовой кодекс и Гражданский кодекс. На уровне предприятия регулирования труда происходит с помощью законодательных актов, принятых на уровне государственной думы совета федерации правительства, которые регулируют отношения, в том числе и по труду всех хозяйствующих субъектов. Регулирование труда непосредственно на предприятии осуществляется с помощью коллективного договора, который закрепляет трудовые отношения между работодателем и трудовым коллективом, и в котором фиксируются интересы каждого трудящегося. На уровне предприятия трудовые отношения регулируются контрактной системой найма работников.
Для контроля и регулирования за уровнем потребления населения на уровне РФ на 2002 год установлен минимальный прожиточный уровень:
На душу населения –1500, рублей;
Для трудоспособного населения –1232,28 рублей;
Для пенсионеров – 851,32 рубля;
Для детей –1160,66 рублей.
В современном обществе человек не может функционировать и развиваться вне производственной среды. Самореализация человека происходит в конкретной социально-экономической и производственной среде, в рамках конкретных технологий, применяемых в организациях и фирмах. Соответственно, стимулирование труда на предприятиях регулируются положениями об оплате труда, принимаемых в рамках кол. договоров или трудовых соглашений. Мотивация труда персонала направлена на достижение конечных и промежуточных целей организации. Эти цели доводятся до персонала на всех уровнях структуры управления, так как конечный результат зависит от усилий всех. На предприятиях действует система мотивационных стимулов трудовой деятельности всего персонала, а также отдельно взятых коллективов.
Мотивация всегда направлена на достижение конечного результата организации. Различают следующие формы и методы стимулирования мотивации труда:
- Материальные;
- Моральные.
Стимулирование труда осуществляется через следующие системы оплаты труда:
- Повременная;
- Сдельная.
Мотивация коллектива и персонала осуществляется через образование фондов экономического стимулирования в организациях, предприятиях, фирмах.
Образование фондов позволяет стимулировать труд персонала. Помимо заработной платы, выплачиваемой по тарифу, каждый работник предприятия имеет право на дополнительное вознаграждение по результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Каждое предприятие стремится получить прибыль от своей деятельности, которая идет на простое и на расширенное воспроизводство. Предприятия, получившие прибыль имеют право образовывать фонды экономического стимулирования. Все фонды, образованные на предприятии предназначены для стимулирования самого предприятия и стимулирования персонала. Такое стимулирование развивает мотивацию труда. Работники становятся заинтересованными в конечном результате труда. На предприятии из прибыли могут образовываться следующие фонды:
Фонд развития предприятия;
Фонд социального развития;
Фонд материального поощрения;
Фонд страхования;
Фонд резервный;
- Фонд дивидендов.
Фонд развития производства образуется из прибыли + амортизация, а также продаже ненужного оборудования. Этот фонд симулирует деятельность предприятия и его трудовой коллектив. Этот фонд направляется на развитие предприятия:
для реконструкции,
для расширения производства,
на модернизацию,
на внедрение новых технологий,
для освоения новых видов продукции,
для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,
для создания новых образцов изделий.
Фонд социального развитияпредназначен для улучшения социальной инфраструктуры и идет на развитие трудового коллективы на общественно - социально значимые меры.
Фонд материального премирования. Этот фонд предназначен для непосредственного стимулирования трудовой деятельности каждого члена трудового коллектива. На каждом предприятии этот фонд образуется по нормативу, исходя из численности и размера получаемой прибыли, как правило, стимулирование по ФМП не превышает 50% от фонда оплаты труда.
Прибыль из этого фонда распределяется в виде премии по специально разработанным положениям, которые регулируют и стимулируют деятельность цехов и служб, при этом учитывается значимость их в общем, производственном процессе. Из этого фонда могут стимулироваться такие направления, как:
рационализаторство и изобретательство,
развитие науки и техники,
создание опытных образцов.
Фонд дивидендовпо законодательству образуется в АО и стимулирует деятельность акционеров, которые могут быть работниками предприятия, либо просто владельцами акций. Помимо этого, каждый трудящийся, в рыночных условиях, имеет право и может иметь дополнительный доход:
Подсобное хозяйство;
Дополнительные доходы из различных фондов;
Гонорары, премии, гранды;
Доход от ЦБ;
Другие источники.
Доход -это совокупность финансовых материальных ресурсов идущих в материальное пользование индивидуума. В связи с тем, что каждый гражданин имеет право на доход, он обязан декларировать свои доходы и заполнять декларацию. С 1.01 2001 года введен единый налог на декларируемый доход граждан в размере 13%.
Таким образом, мотивация труда персонала является ключевым моментом в достижении целей деятельности организаций, предприятий, фирм.
- §1. Исторические аспекты развития менеджмента. 6
- Глава № 1. Введение в основы менеджмента
- §1. Исторические аспекты развития менеджмента.
- §2. Управленческие школы менеджмента
- 2.1. Теории и концепции современные менеджмента
- §3. Основные понятия менеджмента
- §4. Методологические основы современного менеджмента
- Глава № 2 теоретические основы управления сэо
- §1.Социально-экономические объекты, процесс образования и функционирования
- 1.1 Социально- экономические объекты в системе экономических отношений в обществе
- 1.2. Уровни образования социально-экономических объектов в социальной среде социума
- 1.3. Процесс образования, функционирования и развития организационных систем сэо
- Потребности социально-экономической среды
- §2. Модели управления социально-экономическим объектом
- 2.1. Оптимальное управление системой или подсистемой
- §3. Декомпозиция дерева целей и функций социально-экономического объекта
- 3. 1. Построение формального дерева целей и функций сэо
- §4. Системная технология управления социально-экономическим объектом
- 4.1. Этапы управленческого цикла
- §5. Системная технология принятия управленческих решений.
- Глава № 3. Система управления социально - экономическими обьектами
- §1. Классификация социально - экономических объектов
- §2. Модель управления социально-экономическими объектами.
- Обратная связь
- §3. Организационные системы и подсистемы, обеспечивающие деятельность сэо
- §4. Традиционные структуры управления организациями, предприятиями, фирмами
- 4.1. Структуры управления социально-экономическими объектами.
- 4.2. Недостатки традиционных структур управления
- §5. Современные структуры управления организациями, предприятиями, фирмами
- 5.4. Маркетинговые структуры управления
- 5.4.1. Маркетинговая организация реализации продукта по географическим регионам
- 5.4. Особенности и преимущества современных структур управления
- Библиографический список литературы (основной)
- Библиографический список литературы (дополнительный)
- Внешняя среда
- Система
- План продаж
- §2. Управление производством социально-экономического объекта
- Производство как объект управления
- Таким образом, объектом управления является, прежде всего, само производство продукта.
- §3. Управление производственным процессом в сэо
- 3.1. Основные понятия о производственном процессе и его организации
- 3.2 Управление производственным процессом
- §4. Система информационного обеспечения управления производством
- 4.1. Взаимодействие информационных процессов в системе управления
- 4.2 Структура информационно-управляющей системы
- 4.3. Автоматизированная система управления сэо
- Библиографический список литературы (основной)
- Библиографический список литературы (дополнительный)
- Глава № 5 организационно - производственный менеджмент
- §1. Проектирование и организация производственных процессов
- 1.1. Классификация трудовых и технологических процессов
- 1.2. Виды движения партий деталей
- §2. Организация поточного производства.
- §3. Расчет параметров поточной линии
- §4. Расчет заделов и программы производства продукции
- §5. Пример формирования плана производства
- Библиографический список литературы (основной)
- Библиографический список литературы (дополнительный)
- Глава №6 управление персоналом в сэо
- §1. Система управления персоналом в социально-организованной среде
- 1.2. Система управления социально- экономическим объектом
- Внешняя среда
- 1.3. Процесс управления социально- экономическим объектом
- §2. Структура и система управления персоналом сэо
- §3. Мотивация персонала в рыночных условиях взаимодействия
- §4. Методы, системы и подсистемы, управления развитием персонала
- 4.1. Методы управления персоналом.
- 4.2. Организация и управление обучением персонала.
- 4.3. Оценка профессиональной пригодности персонала.
- 4.4. Особенности оценки квалификации менеджера- руководителя.
- Библиографический список литературы (основной)
- Библиографический список литературы (дополнительный)
- Глава №7 самоуправление и саморазвитие менеджера
- §1. Личность, как объект управления
- §2. Понятие самоуправления и саморазвития личности
- 1. Основные требования к менеджеру:
- §4. Самоуправление, саморазвитие и самореализация менеджера
- 4.1. Самоуправление.
- Самоуправление - это управление самим собой посредством методов, приемов и технологических действий, направленных на саморазвитие личных качеств.
- 4.2. Саморазвитие менеджера
- 4.3. Самореализация менеджера
- Библиографический список литературы (основной)
- Библиографический список литературы (дополнительный)
- Глава №8 управление системой маркетинга в сэо
- §1. Маркетинг и его роль в деятельности предприятий, организаций и фирм.
- §2. Модель управления системой или подсистемой «Маркетинг»
- §3. Стратегическое управление маркетингом
- Внешняя социально-экономическая среда рынка
- 3.1. Пример стратегии деятельности предприятия «Автоклав» в конкурентной среде
- §4. Структура управления маркетингом на предприятии
- 4.1. Взаимосвязь маркетинга с другими подразделениями предприятия
- 4.2. Проблемы управления маркетингом на государственном уровне.
- Глава № 9 управление финансами сэо
- §1. Роль и значение финансов в системе рыночных отношений в социуме
- §2. Финансовый рынок в Российской Федерации
- §3. Финансовая система, обеспечивающая деятельность сэо
- 3.1 Цели финансового менеджмента в сэо
- 1. Управление активами:
- 3.3. Оценка эффективности использования финансовых ресурсов на предприятии
- - Коэффициенты ликвидности предприятия
- Показатели платёжеспособности. Данный тип финансовых показателей определяет степень защищённости интересов кредиторов и инвесторов, имеющих долгосрочные вложения в предприятие.
- §4. Структура управления финансами предприятия, организации, фирмы
- 4.1.. Оценка эффективности использования финансовых ресурсов
- 4.2. Оценка результативности финансово- хозяйственной деятельности компании
- §5. Стратегия управления финансами предприятия, организации, фирмы
- 5.1 Управление финансами и финансовыми потоками
- 5.2 Определение точки безубыточности
- Раздел III. Процесс управления функционированием и развитием сэо глава № 10 стратегический менеджмент
- §1. Методологические основы стратегического менеджмента
- §2. Формирование стратегических альтернатив деятельности организации
- Первый этап. Изучение потребностей социально-экономической среды
- Второй этап. Оценка и прогноз рынка потребления продуктов и услуг сэс
- Третий этап. Оценка научно-технических и производственных возможностей организации, предприятия, фирмы.
- Четвертый этап. Формирование стратегических целей организации предприятия, фирмы.
- Пятый этап. Разработка стратегических альтернатив производства и продвижения продукта.
- Шестой этап. Выбор стратегической альтернативы развития организации.
- Седьмой этап. Тактика реализации стратегической альтернативы производства и продвижения продукта.
- Восьмой этап. Контроль и анализ реализации стратегической альтернативы.
- Девятый этап. Оценка и определение эффективности реализации стратегической альтернативы.
- Десятый этап. Разработка и введение в действие управленческих решений по коррекции выбранной стратегии производства и продвижения продукта.
- §3. Стратегическое планирование программно-целевой деятельности организации
- 3.1. Стратегическое планирование целевой деятельности организации.
- 3.2. Технология и система стратегического планирования.
- §4. Стратегическое управление организацией
- 4.1. Основные факторы, влияющие на стратегию управления организации
- 4.2. Формирование стратегии поведения предприятия «Автоклав».
- Глава № 11 инновационный менеджмент
- §1. Структурные элементы инновационного менеджмента
- §2. Планирование и управление инновационным процессом
- 2.1. Структура управления инновациями на предприятии
- §3. Мотивация инновационной деятельности в организации
- §4. Оценка экономической эффективности внедрения инноваций
- 4.1 Система показателей оценки инновационно - инвестиционных решений.
- 4.2. Финансово-экономическая оценка инновационно - инвестиционных решений
- Глава № 12 управление инвестициями
- §1. Государственная инвестиционная политика в рф
- 1.1 Типы развития экономики на уровне государства.
- 1. Управление инвестиционной деятельностью в государственных масштабах.
- 2. Управление отдельными инвестиционными проектами.
- 3.Управление инвестиционной деятельностью хозяйствующего субъекта.
- §2. Структура и состав инвестиционного рынка
- §3. Управление инвестициями организации, предприятия, фирмы
- 3.1 Управление инвестиционным портфелем предприятия
- 3.2. Классификация инвестиционного портфеля и принципы его формирования
- 3.3 Порядок обоснования потребности инвестиций
- §4. Оценка эффективности инвестиционных решений
- 4.1 Финансово-экономическая оценка и анализ инвестиционных решений
- §5. Методика оценки эффективности использования инвестиций.
- 5.1 Интегральные показатели эффективности инвестиций
- 5.2. Финансовые коэффициенты.
- 5.3. Коэффициенты деловой активности предприятия
- Глава № 13 управление собственностью и бизнесом
- §1. Собственность, как особая экономическая категория в обществе
- §2. Управление собственностью в акционерных обществах
- §3. Процесс организации и развитие бизнеса в рф
- Генеральный директор Структура управления организацией, предприятием, фирмой, объединением
- §4. Понятие бизнес, организация собственного бизнеса
- Глава 14. Управление социально-экономическими и трудовыми отношениями в сэо
- §1. Социальное партнерство как основа развития сэо.
- 1.2. Перечень конвенций мот
- §2. Модель управлениясоциально-экономическими отношениями в сэо
- §3. Трудовой кодекс и социальная защита наемных работников
- §4. Система социально-экономических и трудовых отношений в сэо
- 4.1. Законодательная база, регулирующая трудовые и гражданские отношения в обществе
- 4.2. Примерное содержание и структура колдоговора.
- 4.4. Трудовой договор и его значение и содержание
- §5. Управление отдельными элементами социально -экономических отношений в сэо
- Глава № 15 антикризисное управление сэо
- §1. Кризис и антикризисное управление сэо
- §2. Система антикризисного управления сэо
- 1. Меры стратегического характера;
- 2. Меры оперативного характера;
- §3. Реструктуризация и реорганизация предприятий, организаций, фирм
- §4. Банкротство и санация реорганизуемых предприятий
- 1. Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) равен :
- 2. Коэффициент обеспеченности собственными средствами:
- Глава № 17 практикум описания социально-экономических обьектов
- 2. Краткая характеристика объекта.
- 3. Технико-экономические показатели
- 3.2. Анализ рентабельности
- 3.3. Анализ ликвидности
- 4. Структура управления вагонного депо
- 4.1. Должностные обязанности начальника депо
- 4.2. Должностные обязанности главного бухгалтера.
- 4.3. Обязанности администрации и профкома.
- 5. План производства и реализации
- 6. Финансовая деятельность
- 6.1. Анализ актива и пассива.
- 6.2. Характеристика источников средств предприятия
- 6.3 Анализ собственных оборотных средств предприятия
- 6.4. Анализ заемных средств предприятия
- 6.5. Анализ прибыли предприятия
- 6.6. Источники формирования средств по выплате заработной платы.
- 7. Построение графика безубыточности
- 1. Нормативно – правовые акты
- 2. Литература по менеджменту
- 3. Нормативно – правовые акты, действующие на предприятии
- Тестовая система
- Cловарь терминов
- Список литературы