logo
лекции мен

2. Коэффициент обеспеченности собственными средствами:

Кос = Сс / Сфс ;

где:

* Сс- стоимость оборотных средств;

* Сфс – Фактические наличные оборотные средства;

При , Кос <0,1 предприятие считается не платежеспособным.

При этих значениях двух коэффициентов, структура баланса считается неудовлетворительной, а предприятие признается неплатежеспособным.

Признание предприятия неплатежеспособным, совершенно не означает признание его несостоятельности. Это не влечет за собой гражданско-правовой ответственности собственника. Но эта фиксация неустойчивого состояния предприятия, как индикатор для Федерального управления по долгам и несостоятельности для принятия профилактических мер и санации. Это возможность стимулировать предприятие к самостоятельному выходу из кризиса.

Какая же должна быть стратегия поведения самого предприятия в кризисных условиях его функционирования. Формирование стратегии антикризисного управления предприятием основывается на государственной политике, закрепленной в Постановлении Правительства РФ от 17.04.1995, №360, “О государственной поддержке развития науки, научно-технических разработок” и Указом Президента от 13.06.1994, №884 “О доктрине развития российской науки”, где утверждены следующие приоритетные направления:

* Фундаментальные исследования;

* Информационные технологии и информатика;

* Производственные технологии;

* Новые материалы и химические продукты;

* Технологии живых систем;

* Транспорт;

* Топливо и энергетика;

* Экология и рациональное природопользование.

В указанном правительственном документе приоритетные направления конкретизированы на уровне технологий, к ним отнесено около 70 приоритетных технологий, в частности отнесены такие критические технологии как:

- лазерные,

- радиотехнические системы и микромашины,

- электронно-ионно-плазменные системы,

- гибкие производственные системы,

- интеллектуальные системы автоматизации производства и управления,

- модульные технологии производства массовой металлопродукции.

Стратегия антикризисного развития предприятия заключается в выборе конкретного направления вида деятельности, в разработке стратегических альтернатив. Всё это основано на системе стратегических планов, бизнес-планов, инновационных программ, сценариев развития производства.

Попадание в число предприятий, которые могут получить государственную поддержку, зависит от выбора предприятием из числа приоритетных направлений деятельности, которые поддерживаются государством. Выделяют четыре типа предприятий, и области их деятельности, которые могут получить государственную поддержку:

1. Предприятия, обеспечивающие обороноспособность и безопасность государства;

2.Предприятия, с высоким уровнем технологий и работающие по приоритетным направлениям (высокие технологии, информационные системы, электронизации, современных транспортных систем);

3.Предприятия, выпускающие конкурентоспособную инновационную научно-техническую продукцию;

4.Предприятия, выпускающие энерго- и ресурсосберегающую продукцию, прогрессивную технологию и т д.

При отборе предприятий, претендующих на государственную поддержку, необходима оценка социальных последствий прекращения их деятельности, формирования рынка труда и регулирования занятости населения. Перечень неплатежеспособных предприятий, рассчитывающих на государственную поддержку, представляются в органы исполнительной власти и государственный орган по делам банкротства и финансовому оздоровлению. В этот же орган, предприятие совместно с местными органами власти, готовит финансовый план (бизнес-план), который содержит следующие разделы:

1. Общая характеристика предприятия;

2. Краткие сведения по плану финансового оздоровления;

3. Анализ финансового состояния;

4.Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной деятельности;

5. Рынок и конкуренции;

6. Деятельность в сфере маркетинга;

7. Планирование инновационных процессов;

8. Финансовый план;

9. Приложения, поясняющие отдельные аспекты оздоровления предприятия.

Таким образом, банкротство и санация – это способы привитивных мер улучшения деятельности предприятий и в тоже время поддержка собственных товаропроизводителей. Эти меры применяются к плохо работающим предприятиям на основании следующих законодательных актов:

* Федеральный закон РФ от 10.12.97 г. «О несостоятельности (банкротстве);

* Указ Президента РФ от2.06.94 г. за №1114 «О продаже государственных предприятий - должников»;

* Постановление Правительства РФ от 29.08.94 г. за № 1001 «О порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенности продажи предприятий-должников, являющимися градообразующими».

* Арбитражный процессуальный кодекс РФ, в части процессуальных вопросов неурегулированных Законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Для предприятий, имеющих долю государственной собственности более 25% , на основании расчетных коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами, государственные органы власти могут принять следующие решения:

* Признать предприятие неплатежеспособным;

* Считать принципиально возможным восстановление платежеспособности предприятия;

* Признать реальной возможность утраты платежеспособности.

При принятии, из выше приведенных, двух последних решений применяются меры по проведению санации предприятия.

Санация – это система мер по финансовому оздоровлению предприятия, которая реализуется сторонними юридическими и физическими лицами. Она направлена на предотвращение банкротства и ликвидации предприятия.

На практике применяют следующие формы санации:

1. Дотации и субсидии за счет средств бюджета;

2. Государственное льготное кредитование;

3.Государственная гарантия коммерческим банкам по кредитам, выдаваемым санируемому предприятию;

4. Целевой банковский кредит;

5. Перевод долга на другое юридическое лицо;

6. Реструктуризация краткосрочных кредитов в долгосрочные;

7. Выпуск облигаций и других, долговых ЦБ под стратегию санатора;

8. Отсрочка погашения облигаций предприятия;

9. Списание санаторам - кредиторам части долга.

За выбором формы санации следуют процедуры, зафиксированные в вышеперечисленных законах, регулирующих эту проблему. (Подробно смотри выше перечисленные законы РФ).

Ответьте на контрольные вопросы к теме №15

1. Что такое кризис и зачем нужно антикризисное управление в СЭО?

2. Как осуществляется банкротство предприятий, (законодательная база, процедура банкротства)?

3. Какова экономическая необходимость и последствия банкротства.

4. Что такое реструктуризация и реорганизация предприятий, организаций, фирм?

5. Какие способы и методы вы знаете антикризисного управления?

6. Как осуществляется управление СЭО в кризисных условиях?

8. Зачем применяют санацию и банкротство в антикризисном управлении?

Библиографический список литературы (дополнительный)

1. Кошкин В.И., Белых Л.П., Беляев С.Г. идр Антикризисное управление/.; Гос. ун-т упр., Национ. фонд подгот. кадров.-М.:Инфра-М,1999.-560 с.-(Модул. прогр. для менеджеров: В 17 модулях; Модуль 11).

2. Иванова Г.П., Антикризисное управление., М.:Закон и право, ЮНИТИ,1995.-320 с.

3. Бовыкин В. Новый менеджмент., Теория и практика эффективного упр.-М.:Экономика,1997..

4. Мальцев В.А.,Толкачев Н.М. Системное управление капиталом/Си­бАГС.-Новосибирск,1999.

5. Бондарь Н.П. и др., Эффективное управление фирмой., Бизнес-Пресса., Санкт –Петербург 1999.