2. Коэффициент обеспеченности собственными средствами:
Кос = Сс / Сфс ;
где:
* Сс- стоимость оборотных средств;
* Сфс – Фактические наличные оборотные средства;
При , Кос <0,1 предприятие считается не платежеспособным.
При этих значениях двух коэффициентов, структура баланса считается неудовлетворительной, а предприятие признается неплатежеспособным.
Признание предприятия неплатежеспособным, совершенно не означает признание его несостоятельности. Это не влечет за собой гражданско-правовой ответственности собственника. Но эта фиксация неустойчивого состояния предприятия, как индикатор для Федерального управления по долгам и несостоятельности для принятия профилактических мер и санации. Это возможность стимулировать предприятие к самостоятельному выходу из кризиса.
Какая же должна быть стратегия поведения самого предприятия в кризисных условиях его функционирования. Формирование стратегии антикризисного управления предприятием основывается на государственной политике, закрепленной в Постановлении Правительства РФ от 17.04.1995, №360, “О государственной поддержке развития науки, научно-технических разработок” и Указом Президента от 13.06.1994, №884 “О доктрине развития российской науки”, где утверждены следующие приоритетные направления:
* Фундаментальные исследования;
* Информационные технологии и информатика;
* Производственные технологии;
* Новые материалы и химические продукты;
* Технологии живых систем;
* Транспорт;
* Топливо и энергетика;
* Экология и рациональное природопользование.
В указанном правительственном документе приоритетные направления конкретизированы на уровне технологий, к ним отнесено около 70 приоритетных технологий, в частности отнесены такие критические технологии как:
- лазерные,
- радиотехнические системы и микромашины,
- электронно-ионно-плазменные системы,
- гибкие производственные системы,
- интеллектуальные системы автоматизации производства и управления,
- модульные технологии производства массовой металлопродукции.
Стратегия антикризисного развития предприятия заключается в выборе конкретного направления вида деятельности, в разработке стратегических альтернатив. Всё это основано на системе стратегических планов, бизнес-планов, инновационных программ, сценариев развития производства.
Попадание в число предприятий, которые могут получить государственную поддержку, зависит от выбора предприятием из числа приоритетных направлений деятельности, которые поддерживаются государством. Выделяют четыре типа предприятий, и области их деятельности, которые могут получить государственную поддержку:
1. Предприятия, обеспечивающие обороноспособность и безопасность государства;
2.Предприятия, с высоким уровнем технологий и работающие по приоритетным направлениям (высокие технологии, информационные системы, электронизации, современных транспортных систем);
3.Предприятия, выпускающие конкурентоспособную инновационную научно-техническую продукцию;
4.Предприятия, выпускающие энерго- и ресурсосберегающую продукцию, прогрессивную технологию и т д.
При отборе предприятий, претендующих на государственную поддержку, необходима оценка социальных последствий прекращения их деятельности, формирования рынка труда и регулирования занятости населения. Перечень неплатежеспособных предприятий, рассчитывающих на государственную поддержку, представляются в органы исполнительной власти и государственный орган по делам банкротства и финансовому оздоровлению. В этот же орган, предприятие совместно с местными органами власти, готовит финансовый план (бизнес-план), который содержит следующие разделы:
1. Общая характеристика предприятия;
2. Краткие сведения по плану финансового оздоровления;
3. Анализ финансового состояния;
4.Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной деятельности;
5. Рынок и конкуренции;
6. Деятельность в сфере маркетинга;
7. Планирование инновационных процессов;
8. Финансовый план;
9. Приложения, поясняющие отдельные аспекты оздоровления предприятия.
Таким образом, банкротство и санация – это способы привитивных мер улучшения деятельности предприятий и в тоже время поддержка собственных товаропроизводителей. Эти меры применяются к плохо работающим предприятиям на основании следующих законодательных актов:
* Федеральный закон РФ от 10.12.97 г. «О несостоятельности (банкротстве);
* Указ Президента РФ от2.06.94 г. за №1114 «О продаже государственных предприятий - должников»;
* Постановление Правительства РФ от 29.08.94 г. за № 1001 «О порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенности продажи предприятий-должников, являющимися градообразующими».
* Арбитражный процессуальный кодекс РФ, в части процессуальных вопросов неурегулированных Законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Для предприятий, имеющих долю государственной собственности более 25% , на основании расчетных коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами, государственные органы власти могут принять следующие решения:
* Признать предприятие неплатежеспособным;
* Считать принципиально возможным восстановление платежеспособности предприятия;
* Признать реальной возможность утраты платежеспособности.
При принятии, из выше приведенных, двух последних решений применяются меры по проведению санации предприятия.
Санация – это система мер по финансовому оздоровлению предприятия, которая реализуется сторонними юридическими и физическими лицами. Она направлена на предотвращение банкротства и ликвидации предприятия.
На практике применяют следующие формы санации:
1. Дотации и субсидии за счет средств бюджета;
2. Государственное льготное кредитование;
3.Государственная гарантия коммерческим банкам по кредитам, выдаваемым санируемому предприятию;
4. Целевой банковский кредит;
5. Перевод долга на другое юридическое лицо;
6. Реструктуризация краткосрочных кредитов в долгосрочные;
7. Выпуск облигаций и других, долговых ЦБ под стратегию санатора;
8. Отсрочка погашения облигаций предприятия;
9. Списание санаторам - кредиторам части долга.
За выбором формы санации следуют процедуры, зафиксированные в вышеперечисленных законах, регулирующих эту проблему. (Подробно смотри выше перечисленные законы РФ).
Ответьте на контрольные вопросы к теме №15
1. Что такое кризис и зачем нужно антикризисное управление в СЭО?
2. Как осуществляется банкротство предприятий, (законодательная база, процедура банкротства)?
3. Какова экономическая необходимость и последствия банкротства.
4. Что такое реструктуризация и реорганизация предприятий, организаций, фирм?
5. Какие способы и методы вы знаете антикризисного управления?
6. Как осуществляется управление СЭО в кризисных условиях?
8. Зачем применяют санацию и банкротство в антикризисном управлении?
Библиографический список литературы (дополнительный)
1. Кошкин В.И., Белых Л.П., Беляев С.Г. идр Антикризисное управление/.; Гос. ун-т упр., Национ. фонд подгот. кадров.-М.:Инфра-М,1999.-560 с.-(Модул. прогр. для менеджеров: В 17 модулях; Модуль 11).
2. Иванова Г.П., Антикризисное управление., М.:Закон и право, ЮНИТИ,1995.-320 с.
3. Бовыкин В. Новый менеджмент., Теория и практика эффективного упр.-М.:Экономика,1997..
4. Мальцев В.А.,Толкачев Н.М. Системное управление капиталом/СибАГС.-Новосибирск,1999.
5. Бондарь Н.П. и др., Эффективное управление фирмой., Бизнес-Пресса., Санкт –Петербург 1999.
- §1. Исторические аспекты развития менеджмента. 6
- Глава № 1. Введение в основы менеджмента
- §1. Исторические аспекты развития менеджмента.
- §2. Управленческие школы менеджмента
- 2.1. Теории и концепции современные менеджмента
- §3. Основные понятия менеджмента
- §4. Методологические основы современного менеджмента
- Глава № 2 теоретические основы управления сэо
- §1.Социально-экономические объекты, процесс образования и функционирования
- 1.1 Социально- экономические объекты в системе экономических отношений в обществе
- 1.2. Уровни образования социально-экономических объектов в социальной среде социума
- 1.3. Процесс образования, функционирования и развития организационных систем сэо
- Потребности социально-экономической среды
- §2. Модели управления социально-экономическим объектом
- 2.1. Оптимальное управление системой или подсистемой
- §3. Декомпозиция дерева целей и функций социально-экономического объекта
- 3. 1. Построение формального дерева целей и функций сэо
- §4. Системная технология управления социально-экономическим объектом
- 4.1. Этапы управленческого цикла
- §5. Системная технология принятия управленческих решений.
- Глава № 3. Система управления социально - экономическими обьектами
- §1. Классификация социально - экономических объектов
- §2. Модель управления социально-экономическими объектами.
- Обратная связь
- §3. Организационные системы и подсистемы, обеспечивающие деятельность сэо
- §4. Традиционные структуры управления организациями, предприятиями, фирмами
- 4.1. Структуры управления социально-экономическими объектами.
- 4.2. Недостатки традиционных структур управления
- §5. Современные структуры управления организациями, предприятиями, фирмами
- 5.4. Маркетинговые структуры управления
- 5.4.1. Маркетинговая организация реализации продукта по географическим регионам
- 5.4. Особенности и преимущества современных структур управления
- Библиографический список литературы (основной)
- Библиографический список литературы (дополнительный)
- Внешняя среда
- Система
- План продаж
- §2. Управление производством социально-экономического объекта
- Производство как объект управления
- Таким образом, объектом управления является, прежде всего, само производство продукта.
- §3. Управление производственным процессом в сэо
- 3.1. Основные понятия о производственном процессе и его организации
- 3.2 Управление производственным процессом
- §4. Система информационного обеспечения управления производством
- 4.1. Взаимодействие информационных процессов в системе управления
- 4.2 Структура информационно-управляющей системы
- 4.3. Автоматизированная система управления сэо
- Библиографический список литературы (основной)
- Библиографический список литературы (дополнительный)
- Глава № 5 организационно - производственный менеджмент
- §1. Проектирование и организация производственных процессов
- 1.1. Классификация трудовых и технологических процессов
- 1.2. Виды движения партий деталей
- §2. Организация поточного производства.
- §3. Расчет параметров поточной линии
- §4. Расчет заделов и программы производства продукции
- §5. Пример формирования плана производства
- Библиографический список литературы (основной)
- Библиографический список литературы (дополнительный)
- Глава №6 управление персоналом в сэо
- §1. Система управления персоналом в социально-организованной среде
- 1.2. Система управления социально- экономическим объектом
- Внешняя среда
- 1.3. Процесс управления социально- экономическим объектом
- §2. Структура и система управления персоналом сэо
- §3. Мотивация персонала в рыночных условиях взаимодействия
- §4. Методы, системы и подсистемы, управления развитием персонала
- 4.1. Методы управления персоналом.
- 4.2. Организация и управление обучением персонала.
- 4.3. Оценка профессиональной пригодности персонала.
- 4.4. Особенности оценки квалификации менеджера- руководителя.
- Библиографический список литературы (основной)
- Библиографический список литературы (дополнительный)
- Глава №7 самоуправление и саморазвитие менеджера
- §1. Личность, как объект управления
- §2. Понятие самоуправления и саморазвития личности
- 1. Основные требования к менеджеру:
- §4. Самоуправление, саморазвитие и самореализация менеджера
- 4.1. Самоуправление.
- Самоуправление - это управление самим собой посредством методов, приемов и технологических действий, направленных на саморазвитие личных качеств.
- 4.2. Саморазвитие менеджера
- 4.3. Самореализация менеджера
- Библиографический список литературы (основной)
- Библиографический список литературы (дополнительный)
- Глава №8 управление системой маркетинга в сэо
- §1. Маркетинг и его роль в деятельности предприятий, организаций и фирм.
- §2. Модель управления системой или подсистемой «Маркетинг»
- §3. Стратегическое управление маркетингом
- Внешняя социально-экономическая среда рынка
- 3.1. Пример стратегии деятельности предприятия «Автоклав» в конкурентной среде
- §4. Структура управления маркетингом на предприятии
- 4.1. Взаимосвязь маркетинга с другими подразделениями предприятия
- 4.2. Проблемы управления маркетингом на государственном уровне.
- Глава № 9 управление финансами сэо
- §1. Роль и значение финансов в системе рыночных отношений в социуме
- §2. Финансовый рынок в Российской Федерации
- §3. Финансовая система, обеспечивающая деятельность сэо
- 3.1 Цели финансового менеджмента в сэо
- 1. Управление активами:
- 3.3. Оценка эффективности использования финансовых ресурсов на предприятии
- - Коэффициенты ликвидности предприятия
- Показатели платёжеспособности. Данный тип финансовых показателей определяет степень защищённости интересов кредиторов и инвесторов, имеющих долгосрочные вложения в предприятие.
- §4. Структура управления финансами предприятия, организации, фирмы
- 4.1.. Оценка эффективности использования финансовых ресурсов
- 4.2. Оценка результативности финансово- хозяйственной деятельности компании
- §5. Стратегия управления финансами предприятия, организации, фирмы
- 5.1 Управление финансами и финансовыми потоками
- 5.2 Определение точки безубыточности
- Раздел III. Процесс управления функционированием и развитием сэо глава № 10 стратегический менеджмент
- §1. Методологические основы стратегического менеджмента
- §2. Формирование стратегических альтернатив деятельности организации
- Первый этап. Изучение потребностей социально-экономической среды
- Второй этап. Оценка и прогноз рынка потребления продуктов и услуг сэс
- Третий этап. Оценка научно-технических и производственных возможностей организации, предприятия, фирмы.
- Четвертый этап. Формирование стратегических целей организации предприятия, фирмы.
- Пятый этап. Разработка стратегических альтернатив производства и продвижения продукта.
- Шестой этап. Выбор стратегической альтернативы развития организации.
- Седьмой этап. Тактика реализации стратегической альтернативы производства и продвижения продукта.
- Восьмой этап. Контроль и анализ реализации стратегической альтернативы.
- Девятый этап. Оценка и определение эффективности реализации стратегической альтернативы.
- Десятый этап. Разработка и введение в действие управленческих решений по коррекции выбранной стратегии производства и продвижения продукта.
- §3. Стратегическое планирование программно-целевой деятельности организации
- 3.1. Стратегическое планирование целевой деятельности организации.
- 3.2. Технология и система стратегического планирования.
- §4. Стратегическое управление организацией
- 4.1. Основные факторы, влияющие на стратегию управления организации
- 4.2. Формирование стратегии поведения предприятия «Автоклав».
- Глава № 11 инновационный менеджмент
- §1. Структурные элементы инновационного менеджмента
- §2. Планирование и управление инновационным процессом
- 2.1. Структура управления инновациями на предприятии
- §3. Мотивация инновационной деятельности в организации
- §4. Оценка экономической эффективности внедрения инноваций
- 4.1 Система показателей оценки инновационно - инвестиционных решений.
- 4.2. Финансово-экономическая оценка инновационно - инвестиционных решений
- Глава № 12 управление инвестициями
- §1. Государственная инвестиционная политика в рф
- 1.1 Типы развития экономики на уровне государства.
- 1. Управление инвестиционной деятельностью в государственных масштабах.
- 2. Управление отдельными инвестиционными проектами.
- 3.Управление инвестиционной деятельностью хозяйствующего субъекта.
- §2. Структура и состав инвестиционного рынка
- §3. Управление инвестициями организации, предприятия, фирмы
- 3.1 Управление инвестиционным портфелем предприятия
- 3.2. Классификация инвестиционного портфеля и принципы его формирования
- 3.3 Порядок обоснования потребности инвестиций
- §4. Оценка эффективности инвестиционных решений
- 4.1 Финансово-экономическая оценка и анализ инвестиционных решений
- §5. Методика оценки эффективности использования инвестиций.
- 5.1 Интегральные показатели эффективности инвестиций
- 5.2. Финансовые коэффициенты.
- 5.3. Коэффициенты деловой активности предприятия
- Глава № 13 управление собственностью и бизнесом
- §1. Собственность, как особая экономическая категория в обществе
- §2. Управление собственностью в акционерных обществах
- §3. Процесс организации и развитие бизнеса в рф
- Генеральный директор Структура управления организацией, предприятием, фирмой, объединением
- §4. Понятие бизнес, организация собственного бизнеса
- Глава 14. Управление социально-экономическими и трудовыми отношениями в сэо
- §1. Социальное партнерство как основа развития сэо.
- 1.2. Перечень конвенций мот
- §2. Модель управлениясоциально-экономическими отношениями в сэо
- §3. Трудовой кодекс и социальная защита наемных работников
- §4. Система социально-экономических и трудовых отношений в сэо
- 4.1. Законодательная база, регулирующая трудовые и гражданские отношения в обществе
- 4.2. Примерное содержание и структура колдоговора.
- 4.4. Трудовой договор и его значение и содержание
- §5. Управление отдельными элементами социально -экономических отношений в сэо
- Глава № 15 антикризисное управление сэо
- §1. Кризис и антикризисное управление сэо
- §2. Система антикризисного управления сэо
- 1. Меры стратегического характера;
- 2. Меры оперативного характера;
- §3. Реструктуризация и реорганизация предприятий, организаций, фирм
- §4. Банкротство и санация реорганизуемых предприятий
- 1. Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) равен :
- 2. Коэффициент обеспеченности собственными средствами:
- Глава № 17 практикум описания социально-экономических обьектов
- 2. Краткая характеристика объекта.
- 3. Технико-экономические показатели
- 3.2. Анализ рентабельности
- 3.3. Анализ ликвидности
- 4. Структура управления вагонного депо
- 4.1. Должностные обязанности начальника депо
- 4.2. Должностные обязанности главного бухгалтера.
- 4.3. Обязанности администрации и профкома.
- 5. План производства и реализации
- 6. Финансовая деятельность
- 6.1. Анализ актива и пассива.
- 6.2. Характеристика источников средств предприятия
- 6.3 Анализ собственных оборотных средств предприятия
- 6.4. Анализ заемных средств предприятия
- 6.5. Анализ прибыли предприятия
- 6.6. Источники формирования средств по выплате заработной платы.
- 7. Построение графика безубыточности
- 1. Нормативно – правовые акты
- 2. Литература по менеджменту
- 3. Нормативно – правовые акты, действующие на предприятии
- Тестовая система
- Cловарь терминов
- Список литературы