§1. Исторические аспекты развития менеджмента. 6
§2. Управленческие школы менеджмента 9
§3. Основные понятия менеджмента 15
§4. Методологические основы современного менеджмента 20
ГЛАВА № 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СЭО 23
§1.Социально-экономические объекты, процесс образования и функционирования 23
§2. Модели управления социально-экономическим объектом 29
РУ 32
§3. Декомпозиция дерева целей и функций социально-экономического объекта 33
§4. Системная технология управления социально-экономическим объектом 35
§5. Системная технология принятия управленческих решений. 39
ГЛАВА № 3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОБЬЕКТАМИ 42
§1. Классификация социально - экономических объектов 42
§2. Модель управления социально-экономическими объектами. 43
§3. Организационные системы и подсистемы, обеспечивающие деятельность СЭО 46
§4. Традиционные структуры управления организациями, предприятиями, фирмами 49
§5. Современные структуры управления организациями, предприятиями, фирмами 53
РАЗДЕЛ II. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОБЬЕКТАМИ 60
ГЛАВА № 4. УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ 60
§1. Организационно-производственный менеджмент его роль в деятельности СЭО 60
§2. Управление производством социально-экономического объекта 62
§3. Управление производственным процессом в СЭО 70
§4. Система информационного обеспечения управления производством 74
ГЛАВА № 5 ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 79
§1. Проектирование и организация производственных процессов 79
Производственный процесс во времени 80
§2. Организация поточного производства. 86
§3. Расчет параметров поточной линии 87
§5. Пример формирования плана производства 93
ГЛАВА №6 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В СЭО 96
§1. Система управления персоналом в социально-организованной среде 96
§2. Структура и система управления персоналом СЭО 99
§3. Мотивация персонала в рыночных условиях взаимодействия 104
§4. Методы, системы и подсистемы, управления развитием персонала 109
ГЛАВА №7 САМОУПРАВЛЕНИЕ И САМОРАЗВИТИЕ МЕНЕДЖЕРА 116
§1. Личность, как объект управления 116
§2. Понятие самоуправления и саморазвития личности 119
§3. Параметры эффективного менеджера 123
§4. Самоуправление, саморазвитие и самореализация менеджера 126
ГЛАВА №8 УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ МАРКЕТИНГА В СЭО 131
§1. Маркетинг и его роль в деятельности предприятий, организаций и фирм. 131
§2. Модель управления системой или подсистемой «Маркетинг» 132
§3. Стратегическое управление маркетингом 135
§4. Структура управления маркетингом на предприятии 142
ГЛАВА № 9 УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ СЭО 146
§1. Роль и значение финансов в системе рыночных отношений в социуме 146
§2. Финансовый рынок в Российской Федерации 147
§3. Финансовая система, обеспечивающая деятельность СЭО 149
§4. Структура управления финансами предприятия, организации, фирмы 155
§5. Стратегия управления финансами предприятия, организации, фирмы 159
Раздел III. Процесс управления функционированием и развитием СЭО 162
ГЛАВА № 10 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ 162
§1. Методологические основы стратегического менеджмента 163
§2. Формирование стратегических альтернатив деятельности организации 166
§3. Стратегическое планирование программно-целевой деятельности организации 170
§4. Стратегическое управление организацией 175
ГЛАВА № 11 ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 178
§1. Структурные элементы инновационного менеджмента 178
§2. Планирование и управление инновационным процессом 181
§3. Мотивация инновационной деятельности в организации 185
§4. Оценка экономической эффективности внедрения инноваций 187
ГЛАВА № 12 УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ 190
§1. Государственная инвестиционная политика в РФ 191
§2. Структура и состав инвестиционного рынка 195
§3. Управление инвестициями организации, предприятия, фирмы 197
§4. Оценка эффективности инвестиционных решений 201
§5. Методика оценки эффективности использования инвестиций. 203
ГЛАВА № 13 УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ И БИЗНЕСОМ 209
§1. Собственность, как особая экономическая категория в обществе 209
§2. Управление собственностью в акционерных обществах 213
§3. Процесс организации и развитие бизнеса в РФ 215
§4. Понятие бизнес, организация собственного бизнеса 220
ГЛАВА 14. УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ И ТРУДОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ В СЭО 224
§1. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ СЭО. 224
§2. МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ В СЭО 228
§3. ТРУДОВОЙ КОДЕКС И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАЕМНЫХ РАБОТНИКОВ 232
§4. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЭО 234
§5. УПРАВЛЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ СОЦИАЛЬНО -ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЭО 238
ГЛАВА № 15 АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СЭО 242
§1. Кризис и антикризисное управление СЭО 242
§2. Система антикризисного управления СЭО 246
§3. Реструктуризация и реорганизация предприятий, организаций, фирм 249
§4. Банкротство и санация реорганизуемых предприятий 255
ГЛАВА № 17 ПРАКТИКУМ ОПИСАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБЬЕКТОВ 260
Тестовая система 289
CЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 318
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 331
ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина «Менеджмент», является базовой общепрофессиональной дисциплиной для студентов IVкурса заочной формы обучения с элементами ДО специальностей 130403.65 - «Открытые горные работы», 130404.65 «Подземные разработки месторождений полезных ископаемых» направления«Горное дело» Для реализации целей и задач, предусмотренных государственным образовательным стандартом подготовлен данный конспект лекций, который отражает в первую очередь организационно-производственный менеджмент. Это обусловлено тем, что подготовка специалистов требует особого производственного менеджмента, так как выпускники ВУЗов, как правило, работают в социально-экономических объектах - предприятиях, организациях, фирмах.
Кроме того, они сами регистрируют и открывают предприятия, фирмы и в связи с этим они должны уметь управлять реальными объектами по производству конкретной продукции или услуг. Предлагаемый конспект лекций обеспечивает изучение курса менеджмента в соответствии с образовательным стандартом и позволяет закрепить теоретические знания за счет выполнения предлагаемых практических и расчетно-практических работ.
Структурно-системное изложение информационного материала позволит изучить организационно - производственный менеджмент с минимальным привлечением других источников информации.
Конспект лекций содержит: лекционный материал, словарь терминов, вопросы и задания для самопроверки, список основной и дополнительной литературы к каждой теме, общие требования к выполнению практических работ, методику выполнения расчетно-практической работы.
В целом этот конспект лекций следует рассматривать как концентрацию имеющейся информации по управлению социально-экономическими объектами, и как систематизацию знаний по учебной дисциплине «Основы менеджмента» к введенному Министерством образования образовательному стандарту. Она будет полезна при изучении основ менеджмента и по другим специальностям.
- §1. Исторические аспекты развития менеджмента. 6
- Глава № 1. Введение в основы менеджмента
- §1. Исторические аспекты развития менеджмента.
- §2. Управленческие школы менеджмента
- 2.1. Теории и концепции современные менеджмента
- §3. Основные понятия менеджмента
- §4. Методологические основы современного менеджмента
- Глава № 2 теоретические основы управления сэо
- §1.Социально-экономические объекты, процесс образования и функционирования
- 1.1 Социально- экономические объекты в системе экономических отношений в обществе
- 1.2. Уровни образования социально-экономических объектов в социальной среде социума
- 1.3. Процесс образования, функционирования и развития организационных систем сэо
- Потребности социально-экономической среды
- §2. Модели управления социально-экономическим объектом
- 2.1. Оптимальное управление системой или подсистемой
- §3. Декомпозиция дерева целей и функций социально-экономического объекта
- 3. 1. Построение формального дерева целей и функций сэо
- §4. Системная технология управления социально-экономическим объектом
- 4.1. Этапы управленческого цикла
- §5. Системная технология принятия управленческих решений.
- Глава № 3. Система управления социально - экономическими обьектами
- §1. Классификация социально - экономических объектов
- §2. Модель управления социально-экономическими объектами.
- Обратная связь
- §3. Организационные системы и подсистемы, обеспечивающие деятельность сэо
- §4. Традиционные структуры управления организациями, предприятиями, фирмами
- 4.1. Структуры управления социально-экономическими объектами.
- 4.2. Недостатки традиционных структур управления
- §5. Современные структуры управления организациями, предприятиями, фирмами
- 5.4. Маркетинговые структуры управления
- 5.4.1. Маркетинговая организация реализации продукта по географическим регионам
- 5.4. Особенности и преимущества современных структур управления
- Библиографический список литературы (основной)
- Библиографический список литературы (дополнительный)
- Внешняя среда
- Система
- План продаж
- §2. Управление производством социально-экономического объекта
- Производство как объект управления
- Таким образом, объектом управления является, прежде всего, само производство продукта.
- §3. Управление производственным процессом в сэо
- 3.1. Основные понятия о производственном процессе и его организации
- 3.2 Управление производственным процессом
- §4. Система информационного обеспечения управления производством
- 4.1. Взаимодействие информационных процессов в системе управления
- 4.2 Структура информационно-управляющей системы
- 4.3. Автоматизированная система управления сэо
- Библиографический список литературы (основной)
- Библиографический список литературы (дополнительный)
- Глава № 5 организационно - производственный менеджмент
- §1. Проектирование и организация производственных процессов
- 1.1. Классификация трудовых и технологических процессов
- 1.2. Виды движения партий деталей
- §2. Организация поточного производства.
- §3. Расчет параметров поточной линии
- §4. Расчет заделов и программы производства продукции
- §5. Пример формирования плана производства
- Библиографический список литературы (основной)
- Библиографический список литературы (дополнительный)
- Глава №6 управление персоналом в сэо
- §1. Система управления персоналом в социально-организованной среде
- 1.2. Система управления социально- экономическим объектом
- Внешняя среда
- 1.3. Процесс управления социально- экономическим объектом
- §2. Структура и система управления персоналом сэо
- §3. Мотивация персонала в рыночных условиях взаимодействия
- §4. Методы, системы и подсистемы, управления развитием персонала
- 4.1. Методы управления персоналом.
- 4.2. Организация и управление обучением персонала.
- 4.3. Оценка профессиональной пригодности персонала.
- 4.4. Особенности оценки квалификации менеджера- руководителя.
- Библиографический список литературы (основной)
- Библиографический список литературы (дополнительный)
- Глава №7 самоуправление и саморазвитие менеджера
- §1. Личность, как объект управления
- §2. Понятие самоуправления и саморазвития личности
- 1. Основные требования к менеджеру:
- §4. Самоуправление, саморазвитие и самореализация менеджера
- 4.1. Самоуправление.
- Самоуправление - это управление самим собой посредством методов, приемов и технологических действий, направленных на саморазвитие личных качеств.
- 4.2. Саморазвитие менеджера
- 4.3. Самореализация менеджера
- Библиографический список литературы (основной)
- Библиографический список литературы (дополнительный)
- Глава №8 управление системой маркетинга в сэо
- §1. Маркетинг и его роль в деятельности предприятий, организаций и фирм.
- §2. Модель управления системой или подсистемой «Маркетинг»
- §3. Стратегическое управление маркетингом
- Внешняя социально-экономическая среда рынка
- 3.1. Пример стратегии деятельности предприятия «Автоклав» в конкурентной среде
- §4. Структура управления маркетингом на предприятии
- 4.1. Взаимосвязь маркетинга с другими подразделениями предприятия
- 4.2. Проблемы управления маркетингом на государственном уровне.
- Глава № 9 управление финансами сэо
- §1. Роль и значение финансов в системе рыночных отношений в социуме
- §2. Финансовый рынок в Российской Федерации
- §3. Финансовая система, обеспечивающая деятельность сэо
- 3.1 Цели финансового менеджмента в сэо
- 1. Управление активами:
- 3.3. Оценка эффективности использования финансовых ресурсов на предприятии
- - Коэффициенты ликвидности предприятия
- Показатели платёжеспособности. Данный тип финансовых показателей определяет степень защищённости интересов кредиторов и инвесторов, имеющих долгосрочные вложения в предприятие.
- §4. Структура управления финансами предприятия, организации, фирмы
- 4.1.. Оценка эффективности использования финансовых ресурсов
- 4.2. Оценка результативности финансово- хозяйственной деятельности компании
- §5. Стратегия управления финансами предприятия, организации, фирмы
- 5.1 Управление финансами и финансовыми потоками
- 5.2 Определение точки безубыточности
- Раздел III. Процесс управления функционированием и развитием сэо глава № 10 стратегический менеджмент
- §1. Методологические основы стратегического менеджмента
- §2. Формирование стратегических альтернатив деятельности организации
- Первый этап. Изучение потребностей социально-экономической среды
- Второй этап. Оценка и прогноз рынка потребления продуктов и услуг сэс
- Третий этап. Оценка научно-технических и производственных возможностей организации, предприятия, фирмы.
- Четвертый этап. Формирование стратегических целей организации предприятия, фирмы.
- Пятый этап. Разработка стратегических альтернатив производства и продвижения продукта.
- Шестой этап. Выбор стратегической альтернативы развития организации.
- Седьмой этап. Тактика реализации стратегической альтернативы производства и продвижения продукта.
- Восьмой этап. Контроль и анализ реализации стратегической альтернативы.
- Девятый этап. Оценка и определение эффективности реализации стратегической альтернативы.
- Десятый этап. Разработка и введение в действие управленческих решений по коррекции выбранной стратегии производства и продвижения продукта.
- §3. Стратегическое планирование программно-целевой деятельности организации
- 3.1. Стратегическое планирование целевой деятельности организации.
- 3.2. Технология и система стратегического планирования.
- §4. Стратегическое управление организацией
- 4.1. Основные факторы, влияющие на стратегию управления организации
- 4.2. Формирование стратегии поведения предприятия «Автоклав».
- Глава № 11 инновационный менеджмент
- §1. Структурные элементы инновационного менеджмента
- §2. Планирование и управление инновационным процессом
- 2.1. Структура управления инновациями на предприятии
- §3. Мотивация инновационной деятельности в организации
- §4. Оценка экономической эффективности внедрения инноваций
- 4.1 Система показателей оценки инновационно - инвестиционных решений.
- 4.2. Финансово-экономическая оценка инновационно - инвестиционных решений
- Глава № 12 управление инвестициями
- §1. Государственная инвестиционная политика в рф
- 1.1 Типы развития экономики на уровне государства.
- 1. Управление инвестиционной деятельностью в государственных масштабах.
- 2. Управление отдельными инвестиционными проектами.
- 3.Управление инвестиционной деятельностью хозяйствующего субъекта.
- §2. Структура и состав инвестиционного рынка
- §3. Управление инвестициями организации, предприятия, фирмы
- 3.1 Управление инвестиционным портфелем предприятия
- 3.2. Классификация инвестиционного портфеля и принципы его формирования
- 3.3 Порядок обоснования потребности инвестиций
- §4. Оценка эффективности инвестиционных решений
- 4.1 Финансово-экономическая оценка и анализ инвестиционных решений
- §5. Методика оценки эффективности использования инвестиций.
- 5.1 Интегральные показатели эффективности инвестиций
- 5.2. Финансовые коэффициенты.
- 5.3. Коэффициенты деловой активности предприятия
- Глава № 13 управление собственностью и бизнесом
- §1. Собственность, как особая экономическая категория в обществе
- §2. Управление собственностью в акционерных обществах
- §3. Процесс организации и развитие бизнеса в рф
- Генеральный директор Структура управления организацией, предприятием, фирмой, объединением
- §4. Понятие бизнес, организация собственного бизнеса
- Глава 14. Управление социально-экономическими и трудовыми отношениями в сэо
- §1. Социальное партнерство как основа развития сэо.
- 1.2. Перечень конвенций мот
- §2. Модель управлениясоциально-экономическими отношениями в сэо
- §3. Трудовой кодекс и социальная защита наемных работников
- §4. Система социально-экономических и трудовых отношений в сэо
- 4.1. Законодательная база, регулирующая трудовые и гражданские отношения в обществе
- 4.2. Примерное содержание и структура колдоговора.
- 4.4. Трудовой договор и его значение и содержание
- §5. Управление отдельными элементами социально -экономических отношений в сэо
- Глава № 15 антикризисное управление сэо
- §1. Кризис и антикризисное управление сэо
- §2. Система антикризисного управления сэо
- 1. Меры стратегического характера;
- 2. Меры оперативного характера;
- §3. Реструктуризация и реорганизация предприятий, организаций, фирм
- §4. Банкротство и санация реорганизуемых предприятий
- 1. Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) равен :
- 2. Коэффициент обеспеченности собственными средствами:
- Глава № 17 практикум описания социально-экономических обьектов
- 2. Краткая характеристика объекта.
- 3. Технико-экономические показатели
- 3.2. Анализ рентабельности
- 3.3. Анализ ликвидности
- 4. Структура управления вагонного депо
- 4.1. Должностные обязанности начальника депо
- 4.2. Должностные обязанности главного бухгалтера.
- 4.3. Обязанности администрации и профкома.
- 5. План производства и реализации
- 6. Финансовая деятельность
- 6.1. Анализ актива и пассива.
- 6.2. Характеристика источников средств предприятия
- 6.3 Анализ собственных оборотных средств предприятия
- 6.4. Анализ заемных средств предприятия
- 6.5. Анализ прибыли предприятия
- 6.6. Источники формирования средств по выплате заработной платы.
- 7. Построение графика безубыточности
- 1. Нормативно – правовые акты
- 2. Литература по менеджменту
- 3. Нормативно – правовые акты, действующие на предприятии
- Тестовая система
- Cловарь терминов
- Список литературы