logo
лекции мен

§1. Исторические аспекты развития менеджмента. 6

§2. Управленческие школы менеджмента 9

§3. Основные понятия менеджмента 15

§4. Методологические основы современного менеджмента 20

ГЛАВА № 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СЭО 23

§1.Социально-экономические объекты, процесс образования и функционирования 23

§2. Модели управления социально-экономическим объектом 29

РУ 32

§3. Декомпозиция дерева целей и функций социально-экономического объекта 33

§4. Системная технология управления социально-экономическим объектом 35

§5. Системная технология принятия управленческих решений. 39

ГЛАВА № 3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОБЬЕКТАМИ 42

§1. Классификация социально - экономических объектов 42

§2. Модель управления социально-экономическими объектами. 43

§3. Организационные системы и подсистемы, обеспечивающие деятельность СЭО 46

§4. Традиционные структуры управления организациями, предприятиями, фирмами 49

§5. Современные структуры управления организациями, предприятиями, фирмами 53

РАЗДЕЛ II. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОБЬЕКТАМИ 60

ГЛАВА № 4. УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ 60

§1. Организационно-производственный менеджмент его роль в деятельности СЭО 60

§2. Управление производством социально-экономического объекта 62

§3. Управление производственным процессом в СЭО 70

§4. Система информационного обеспечения управления производством 74

ГЛАВА № 5 ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 79

§1. Проектирование и организация производственных процессов 79

Производственный процесс во времени 80

§2. Организация поточного производства. 86

§3. Расчет параметров поточной линии 87

§5. Пример формирования плана производства 93

ГЛАВА №6 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В СЭО 96

§1. Система управления персоналом в социально-организованной среде 96

§2. Структура и система управления персоналом СЭО 99

§3. Мотивация персонала в рыночных условиях взаимодействия 104

§4. Методы, системы и подсистемы, управления развитием персонала 109

ГЛАВА №7 САМОУПРАВЛЕНИЕ И САМОРАЗВИТИЕ МЕНЕДЖЕРА 116

§1. Личность, как объект управления 116

§2. Понятие самоуправления и саморазвития личности 119

§3. Параметры эффективного менеджера 123

§4. Самоуправление, саморазвитие и самореализация менеджера 126

ГЛАВА №8 УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ МАРКЕТИНГА В СЭО 131

§1. Маркетинг и его роль в деятельности предприятий, организаций и фирм. 131

§2. Модель управления системой или подсистемой «Маркетинг» 132

§3. Стратегическое управление маркетингом 135

§4. Структура управления маркетингом на предприятии 142

ГЛАВА № 9 УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ СЭО 146

§1. Роль и значение финансов в системе рыночных отношений в социуме 146

§2. Финансовый рынок в Российской Федерации 147

§3. Финансовая система, обеспечивающая деятельность СЭО 149

§4. Структура управления финансами предприятия, организации, фирмы 155

§5. Стратегия управления финансами предприятия, организации, фирмы 159

Раздел III. Процесс управления функционированием и развитием СЭО 162

ГЛАВА № 10 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ 162

§1. Методологические основы стратегического менеджмента 163

§2. Формирование стратегических альтернатив деятельности организации 166

§3. Стратегическое планирование программно-целевой деятельности организации 170

§4. Стратегическое управление организацией 175

ГЛАВА № 11 ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 178

§1. Структурные элементы инновационного менеджмента 178

§2. Планирование и управление инновационным процессом 181

§3. Мотивация инновационной деятельности в организации 185

§4. Оценка экономической эффективности внедрения инноваций 187

ГЛАВА № 12 УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ 190

§1. Государственная инвестиционная политика в РФ 191

§2. Структура и состав инвестиционного рынка 195

§3. Управление инвестициями организации, предприятия, фирмы 197

§4. Оценка эффективности инвестиционных решений 201

§5. Методика оценки эффективности использования инвестиций. 203

ГЛАВА № 13 УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ И БИЗНЕСОМ 209

§1. Собственность, как особая экономическая категория в обществе 209

§2. Управление собственностью в акционерных обществах 213

§3. Процесс организации и развитие бизнеса в РФ 215

§4. Понятие бизнес, организация собственного бизнеса 220

ГЛАВА 14. УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ И ТРУДОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ В СЭО 224

§1. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ СЭО. 224

§2. МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ В СЭО 228

§3. ТРУДОВОЙ КОДЕКС И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАЕМНЫХ РАБОТНИКОВ 232

§4. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЭО 234

§5. УПРАВЛЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ СОЦИАЛЬНО -ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЭО 238

ГЛАВА № 15 АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СЭО 242

§1. Кризис и антикризисное управление СЭО 242

§2. Система антикризисного управления СЭО 246

§3. Реструктуризация и реорганизация предприятий, организаций, фирм 249

§4. Банкротство и санация реорганизуемых предприятий 255

ГЛАВА № 17 ПРАКТИКУМ ОПИСАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБЬЕКТОВ 260

Тестовая система 289

CЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 318

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 331

ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина «Менеджмент», является базовой общепрофессиональной дисциплиной для студентов IVкурса заочной формы обучения с элементами ДО специальностей 130403.65 - «Открытые горные работы», 130404.65 «Подземные разработки месторождений полезных ископаемых» направления«Горное дело» Для реализации целей и задач, предусмотренных государственным образовательным стандартом подготовлен данный конспект лекций, который отражает в первую очередь организационно-производственный менеджмент. Это обусловлено тем, что подготовка специалистов требует особого производственного менеджмента, так как выпускники ВУЗов, как правило, работают в социально-экономических объектах - предприятиях, организациях, фирмах.

Кроме того, они сами регистрируют и открывают предприятия, фирмы и в связи с этим они должны уметь управлять реальными объектами по производству конкретной продукции или услуг. Предлагаемый конспект лекций обеспечивает изучение курса менеджмента в соответствии с образовательным стандартом и позволяет закрепить теоретические знания за счет выполнения предлагаемых практических и расчетно-практических работ.

Структурно-системное изложение информационного материала позволит изучить организационно - производственный менеджмент с минимальным привлечением других источников информации.

Конспект лекций содержит: лекционный материал, словарь терминов, вопросы и задания для самопроверки, список основной и дополнительной литературы к каждой теме, общие требования к выполнению практических работ, методику выполнения расчетно-практической работы.

В целом этот конспект лекций следует рассматривать как концентрацию имеющейся информации по управлению социально-экономическими объектами, и как систематизацию знаний по учебной дисциплине «Основы менеджмента» к введенному Министерством образования образовательному стандарту. Она будет полезна при изучении основ менеджмента и по другим специальностям.