logo
лекции мен

1.3. Процесс образования, функционирования и развития организационных систем сэо

Образование и функционирование СЭО и систем управления такими объектами осуществляется в определенной последовательности. Ниже представлена последовательность образования и функционирования систем организационного типа. Выполнение такой последовательности при построении организационных систем их реорганизации, развитии, или иной трансформации обеспечит функционирование и развитие социально-экономического объекта в целом.

Методика исследования и описания систем организационного типа заключается в разработке нормативных моделей, способных реализовать цели и функции любой организации. Нормативное проектирование осуществляется с использованием системного подхода и системного анализа объектов управления. В практике исследования и описания объектов управления и их систем применяют три основных структурно-системных подхода:

Рассмотрим логическую модель нормативного проектирования систем организационного типа, в рамках, которых образуются организационные структуры управления СЭО и опишем последовательность образования и функционирования с помощью приведенной на рис. 2.2. модели.

Потребность (и) следует рассматривать как необходимость удовлетворения личности – индивидуума – человека самореализующегося в обществе и потребности самого общества, которое создает условия совместного проживания людей в Социуме, главной целью которого- развитие цивилизованного общества и развитие человека в нем.

Для обеспечения удовлетворения той или иной потребности человека, или общества, тем или иным видом продукта, всегда возникают проблемы, которые и требуют разрешения какими либо методами или способами. Итак, проблема является ключевым элементом, описания проблемы и определяет общие контуры организационной системы СЭО для ее реализации.

Проблема– это системный элемент в нормативной модели образования, функционирования и развития СЭО. Описание проблемы позволяет определить цель (и). Процесс образования и функционирования любой системы по­рождается существующими потребностями человека и общества. В связи с этими обстоятельствами возникают проблемы удовлетворения имеющихся потребностей в процессе деятельности социально-экономического объекта или конкретного человека. Для выделения целей де­ятельности любого исследуемого объекта или субъекта управления используется методика декомпозиции целей – расчленение целей по основаниям целеполагания. Декомпозиция целей приводит к выделению функций.

Цель– это то к чему стремиться, что намечено достигнуть, предел, намерение, которое должно осуществиться в организации или у человека. Процесс образования и функционирования организации по­рождается существующими потребностями человека и общества. В связи с этими обстоятельствами возникают проблемы удовлетворения имеющихся потребностей, как организации, так и конкретного человека. Следовательно, цели имеет организация и конкретный человек. Цель деятельности организации – производство продукции или услуг. Цели конкретного человека многообразны, их можно обозначить как: «удовлетворить потребность функционирования и развития личности». Для выделения целей де­ятельности исследуемого объекта (организации) или субъекта (человека) управления используется методика декомпозиции целей – расчленение целей по основаниям целеполагания. Декомпозиция целей приводит к выделению функций.

Функции - это системный элемент в нормативной модели образования, функционирования и развития СЭО, который при декомпозиции целей превращается в функции деятельности любого социально-экономического объекта (предприятия, организации, фирмы или учреждения). Декомпозиция целей позволяет выделить функции в организации, с помощью которых и достигается сама цель(и). Известная методика декомпозиции позволяет построить формальную структуру дерева целей и функций применительно конкретного объекта управления. Эту декомпозицию целей и функций можно выполнить по восьми ос­нованиям деятельности СЭО (смотри 3.1рис.2.5.). Каждое основание имеет свою технологическую по­следовательность декомпозиции.

Организационная система- это системный элемент в нормативной модели – это сама система организационного типа, которая обеспечивает функционирование и развитие всего СЭО.

Как правило, организационная система состоит из систем и подсистем (в теме №3 приведена классификация систем и подсистем СЭО). Оценка эффективности функционирования СЭО - как объекта управления на­чинается с анализа существующей организационной системы.

При исследовании и описании организационной системы любого объекта управления – СЭ в первую очередь выделяют пять основных компонентов:

Выделенные основные компоненты могут, подвергаться анализу, исследованию и описанию связей, взаимосвязей, взаимодействий и взаимозависимости этих выделенных компонентов. Как правило, это делают эксперты или высокопрофессиональные специалисты, которые и определяют меры (управленческие решения) воздействия в целом на СЭО или на его структурные элементы - отдельные компоненты, которые описаны в последующих темах. На рис. 2.2. приведена логическая модель образования, функционирования социально-экономического объекта - предприятия, организации или фирмы. Образование, функционирования и развития СЭО осуществляется в строгой логической последовательности, которая и должна отражать логику взаимодействия конструктивных элементов. Все конструктивные элементы СЭО описываются процедуры и технологии, а также показываются связи и взаимосвязи и взаимозависимость их друг от друга.

Социально-экономическая среда взаимодействия человека в Социуме

·СЭО - объект управления – место для самореализацииЧеловека.