1.3. Процесс образования, функционирования и развития организационных систем сэо
Образование и функционирование СЭО и систем управления такими объектами осуществляется в определенной последовательности. Ниже представлена последовательность образования и функционирования систем организационного типа. Выполнение такой последовательности при построении организационных систем их реорганизации, развитии, или иной трансформации обеспечит функционирование и развитие социально-экономического объекта в целом.
Методика исследования и описания систем организационного типа заключается в разработке нормативных моделей, способных реализовать цели и функции любой организации. Нормативное проектирование осуществляется с использованием системного подхода и системного анализа объектов управления. В практике исследования и описания объектов управления и их систем применяют три основных структурно-системных подхода:
Структурный подход;
Функциональный подход;
Структурно – функциональный подход.
Рассмотрим логическую модель нормативного проектирования систем организационного типа, в рамках, которых образуются организационные структуры управления СЭО и опишем последовательность образования и функционирования с помощью приведенной на рис. 2.2. модели.
Потребность (и) следует рассматривать как необходимость удовлетворения личности – индивидуума – человека самореализующегося в обществе и потребности самого общества, которое создает условия совместного проживания людей в Социуме, главной целью которого- развитие цивилизованного общества и развитие человека в нем.
Для обеспечения удовлетворения той или иной потребности человека, или общества, тем или иным видом продукта, всегда возникают проблемы, которые и требуют разрешения какими либо методами или способами. Итак, проблема является ключевым элементом, описания проблемы и определяет общие контуры организационной системы СЭО для ее реализации.
Проблема– это системный элемент в нормативной модели образования, функционирования и развития СЭО. Описание проблемы позволяет определить цель (и). Процесс образования и функционирования любой системы порождается существующими потребностями человека и общества. В связи с этими обстоятельствами возникают проблемы удовлетворения имеющихся потребностей в процессе деятельности социально-экономического объекта или конкретного человека. Для выделения целей деятельности любого исследуемого объекта или субъекта управления используется методика декомпозиции целей – расчленение целей по основаниям целеполагания. Декомпозиция целей приводит к выделению функций.
Цель– это то к чему стремиться, что намечено достигнуть, предел, намерение, которое должно осуществиться в организации или у человека. Процесс образования и функционирования организации порождается существующими потребностями человека и общества. В связи с этими обстоятельствами возникают проблемы удовлетворения имеющихся потребностей, как организации, так и конкретного человека. Следовательно, цели имеет организация и конкретный человек. Цель деятельности организации – производство продукции или услуг. Цели конкретного человека многообразны, их можно обозначить как: «удовлетворить потребность функционирования и развития личности». Для выделения целей деятельности исследуемого объекта (организации) или субъекта (человека) управления используется методика декомпозиции целей – расчленение целей по основаниям целеполагания. Декомпозиция целей приводит к выделению функций.
Функции - это системный элемент в нормативной модели образования, функционирования и развития СЭО, который при декомпозиции целей превращается в функции деятельности любого социально-экономического объекта (предприятия, организации, фирмы или учреждения). Декомпозиция целей позволяет выделить функции в организации, с помощью которых и достигается сама цель(и). Известная методика декомпозиции позволяет построить формальную структуру дерева целей и функций применительно конкретного объекта управления. Эту декомпозицию целей и функций можно выполнить по восьми основаниям деятельности СЭО (смотри 3.1рис.2.5.). Каждое основание имеет свою технологическую последовательность декомпозиции.
Организационная система- это системный элемент в нормативной модели – это сама система организационного типа, которая обеспечивает функционирование и развитие всего СЭО.
Как правило, организационная система состоит из систем и подсистем (в теме №3 приведена классификация систем и подсистем СЭО). Оценка эффективности функционирования СЭО - как объекта управления начинается с анализа существующей организационной системы.
При исследовании и описании организационной системы любого объекта управления – СЭ в первую очередь выделяют пять основных компонентов:
Организационная структура и состав;
Структура и система управления;
Информационная система;
Технология принятия решений.
Производственная система
Выделенные основные компоненты могут, подвергаться анализу, исследованию и описанию связей, взаимосвязей, взаимодействий и взаимозависимости этих выделенных компонентов. Как правило, это делают эксперты или высокопрофессиональные специалисты, которые и определяют меры (управленческие решения) воздействия в целом на СЭО или на его структурные элементы - отдельные компоненты, которые описаны в последующих темах. На рис. 2.2. приведена логическая модель образования, функционирования социально-экономического объекта - предприятия, организации или фирмы. Образование, функционирования и развития СЭО осуществляется в строгой логической последовательности, которая и должна отражать логику взаимодействия конструктивных элементов. Все конструктивные элементы СЭО описываются процедуры и технологии, а также показываются связи и взаимосвязи и взаимозависимость их друг от друга.
Социально-экономическая среда взаимодействия человека в Социуме
·СЭО - объект управления – место для самореализацииЧеловека.
- §1. Исторические аспекты развития менеджмента. 6
- Глава № 1. Введение в основы менеджмента
- §1. Исторические аспекты развития менеджмента.
- §2. Управленческие школы менеджмента
- 2.1. Теории и концепции современные менеджмента
- §3. Основные понятия менеджмента
- §4. Методологические основы современного менеджмента
- Глава № 2 теоретические основы управления сэо
- §1.Социально-экономические объекты, процесс образования и функционирования
- 1.1 Социально- экономические объекты в системе экономических отношений в обществе
- 1.2. Уровни образования социально-экономических объектов в социальной среде социума
- 1.3. Процесс образования, функционирования и развития организационных систем сэо
- Потребности социально-экономической среды
- §2. Модели управления социально-экономическим объектом
- 2.1. Оптимальное управление системой или подсистемой
- §3. Декомпозиция дерева целей и функций социально-экономического объекта
- 3. 1. Построение формального дерева целей и функций сэо
- §4. Системная технология управления социально-экономическим объектом
- 4.1. Этапы управленческого цикла
- §5. Системная технология принятия управленческих решений.
- Глава № 3. Система управления социально - экономическими обьектами
- §1. Классификация социально - экономических объектов
- §2. Модель управления социально-экономическими объектами.
- Обратная связь
- §3. Организационные системы и подсистемы, обеспечивающие деятельность сэо
- §4. Традиционные структуры управления организациями, предприятиями, фирмами
- 4.1. Структуры управления социально-экономическими объектами.
- 4.2. Недостатки традиционных структур управления
- §5. Современные структуры управления организациями, предприятиями, фирмами
- 5.4. Маркетинговые структуры управления
- 5.4.1. Маркетинговая организация реализации продукта по географическим регионам
- 5.4. Особенности и преимущества современных структур управления
- Библиографический список литературы (основной)
- Библиографический список литературы (дополнительный)
- Внешняя среда
- Система
- План продаж
- §2. Управление производством социально-экономического объекта
- Производство как объект управления
- Таким образом, объектом управления является, прежде всего, само производство продукта.
- §3. Управление производственным процессом в сэо
- 3.1. Основные понятия о производственном процессе и его организации
- 3.2 Управление производственным процессом
- §4. Система информационного обеспечения управления производством
- 4.1. Взаимодействие информационных процессов в системе управления
- 4.2 Структура информационно-управляющей системы
- 4.3. Автоматизированная система управления сэо
- Библиографический список литературы (основной)
- Библиографический список литературы (дополнительный)
- Глава № 5 организационно - производственный менеджмент
- §1. Проектирование и организация производственных процессов
- 1.1. Классификация трудовых и технологических процессов
- 1.2. Виды движения партий деталей
- §2. Организация поточного производства.
- §3. Расчет параметров поточной линии
- §4. Расчет заделов и программы производства продукции
- §5. Пример формирования плана производства
- Библиографический список литературы (основной)
- Библиографический список литературы (дополнительный)
- Глава №6 управление персоналом в сэо
- §1. Система управления персоналом в социально-организованной среде
- 1.2. Система управления социально- экономическим объектом
- Внешняя среда
- 1.3. Процесс управления социально- экономическим объектом
- §2. Структура и система управления персоналом сэо
- §3. Мотивация персонала в рыночных условиях взаимодействия
- §4. Методы, системы и подсистемы, управления развитием персонала
- 4.1. Методы управления персоналом.
- 4.2. Организация и управление обучением персонала.
- 4.3. Оценка профессиональной пригодности персонала.
- 4.4. Особенности оценки квалификации менеджера- руководителя.
- Библиографический список литературы (основной)
- Библиографический список литературы (дополнительный)
- Глава №7 самоуправление и саморазвитие менеджера
- §1. Личность, как объект управления
- §2. Понятие самоуправления и саморазвития личности
- 1. Основные требования к менеджеру:
- §4. Самоуправление, саморазвитие и самореализация менеджера
- 4.1. Самоуправление.
- Самоуправление - это управление самим собой посредством методов, приемов и технологических действий, направленных на саморазвитие личных качеств.
- 4.2. Саморазвитие менеджера
- 4.3. Самореализация менеджера
- Библиографический список литературы (основной)
- Библиографический список литературы (дополнительный)
- Глава №8 управление системой маркетинга в сэо
- §1. Маркетинг и его роль в деятельности предприятий, организаций и фирм.
- §2. Модель управления системой или подсистемой «Маркетинг»
- §3. Стратегическое управление маркетингом
- Внешняя социально-экономическая среда рынка
- 3.1. Пример стратегии деятельности предприятия «Автоклав» в конкурентной среде
- §4. Структура управления маркетингом на предприятии
- 4.1. Взаимосвязь маркетинга с другими подразделениями предприятия
- 4.2. Проблемы управления маркетингом на государственном уровне.
- Глава № 9 управление финансами сэо
- §1. Роль и значение финансов в системе рыночных отношений в социуме
- §2. Финансовый рынок в Российской Федерации
- §3. Финансовая система, обеспечивающая деятельность сэо
- 3.1 Цели финансового менеджмента в сэо
- 1. Управление активами:
- 3.3. Оценка эффективности использования финансовых ресурсов на предприятии
- - Коэффициенты ликвидности предприятия
- Показатели платёжеспособности. Данный тип финансовых показателей определяет степень защищённости интересов кредиторов и инвесторов, имеющих долгосрочные вложения в предприятие.
- §4. Структура управления финансами предприятия, организации, фирмы
- 4.1.. Оценка эффективности использования финансовых ресурсов
- 4.2. Оценка результативности финансово- хозяйственной деятельности компании
- §5. Стратегия управления финансами предприятия, организации, фирмы
- 5.1 Управление финансами и финансовыми потоками
- 5.2 Определение точки безубыточности
- Раздел III. Процесс управления функционированием и развитием сэо глава № 10 стратегический менеджмент
- §1. Методологические основы стратегического менеджмента
- §2. Формирование стратегических альтернатив деятельности организации
- Первый этап. Изучение потребностей социально-экономической среды
- Второй этап. Оценка и прогноз рынка потребления продуктов и услуг сэс
- Третий этап. Оценка научно-технических и производственных возможностей организации, предприятия, фирмы.
- Четвертый этап. Формирование стратегических целей организации предприятия, фирмы.
- Пятый этап. Разработка стратегических альтернатив производства и продвижения продукта.
- Шестой этап. Выбор стратегической альтернативы развития организации.
- Седьмой этап. Тактика реализации стратегической альтернативы производства и продвижения продукта.
- Восьмой этап. Контроль и анализ реализации стратегической альтернативы.
- Девятый этап. Оценка и определение эффективности реализации стратегической альтернативы.
- Десятый этап. Разработка и введение в действие управленческих решений по коррекции выбранной стратегии производства и продвижения продукта.
- §3. Стратегическое планирование программно-целевой деятельности организации
- 3.1. Стратегическое планирование целевой деятельности организации.
- 3.2. Технология и система стратегического планирования.
- §4. Стратегическое управление организацией
- 4.1. Основные факторы, влияющие на стратегию управления организации
- 4.2. Формирование стратегии поведения предприятия «Автоклав».
- Глава № 11 инновационный менеджмент
- §1. Структурные элементы инновационного менеджмента
- §2. Планирование и управление инновационным процессом
- 2.1. Структура управления инновациями на предприятии
- §3. Мотивация инновационной деятельности в организации
- §4. Оценка экономической эффективности внедрения инноваций
- 4.1 Система показателей оценки инновационно - инвестиционных решений.
- 4.2. Финансово-экономическая оценка инновационно - инвестиционных решений
- Глава № 12 управление инвестициями
- §1. Государственная инвестиционная политика в рф
- 1.1 Типы развития экономики на уровне государства.
- 1. Управление инвестиционной деятельностью в государственных масштабах.
- 2. Управление отдельными инвестиционными проектами.
- 3.Управление инвестиционной деятельностью хозяйствующего субъекта.
- §2. Структура и состав инвестиционного рынка
- §3. Управление инвестициями организации, предприятия, фирмы
- 3.1 Управление инвестиционным портфелем предприятия
- 3.2. Классификация инвестиционного портфеля и принципы его формирования
- 3.3 Порядок обоснования потребности инвестиций
- §4. Оценка эффективности инвестиционных решений
- 4.1 Финансово-экономическая оценка и анализ инвестиционных решений
- §5. Методика оценки эффективности использования инвестиций.
- 5.1 Интегральные показатели эффективности инвестиций
- 5.2. Финансовые коэффициенты.
- 5.3. Коэффициенты деловой активности предприятия
- Глава № 13 управление собственностью и бизнесом
- §1. Собственность, как особая экономическая категория в обществе
- §2. Управление собственностью в акционерных обществах
- §3. Процесс организации и развитие бизнеса в рф
- Генеральный директор Структура управления организацией, предприятием, фирмой, объединением
- §4. Понятие бизнес, организация собственного бизнеса
- Глава 14. Управление социально-экономическими и трудовыми отношениями в сэо
- §1. Социальное партнерство как основа развития сэо.
- 1.2. Перечень конвенций мот
- §2. Модель управлениясоциально-экономическими отношениями в сэо
- §3. Трудовой кодекс и социальная защита наемных работников
- §4. Система социально-экономических и трудовых отношений в сэо
- 4.1. Законодательная база, регулирующая трудовые и гражданские отношения в обществе
- 4.2. Примерное содержание и структура колдоговора.
- 4.4. Трудовой договор и его значение и содержание
- §5. Управление отдельными элементами социально -экономических отношений в сэо
- Глава № 15 антикризисное управление сэо
- §1. Кризис и антикризисное управление сэо
- §2. Система антикризисного управления сэо
- 1. Меры стратегического характера;
- 2. Меры оперативного характера;
- §3. Реструктуризация и реорганизация предприятий, организаций, фирм
- §4. Банкротство и санация реорганизуемых предприятий
- 1. Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) равен :
- 2. Коэффициент обеспеченности собственными средствами:
- Глава № 17 практикум описания социально-экономических обьектов
- 2. Краткая характеристика объекта.
- 3. Технико-экономические показатели
- 3.2. Анализ рентабельности
- 3.3. Анализ ликвидности
- 4. Структура управления вагонного депо
- 4.1. Должностные обязанности начальника депо
- 4.2. Должностные обязанности главного бухгалтера.
- 4.3. Обязанности администрации и профкома.
- 5. План производства и реализации
- 6. Финансовая деятельность
- 6.1. Анализ актива и пассива.
- 6.2. Характеристика источников средств предприятия
- 6.3 Анализ собственных оборотных средств предприятия
- 6.4. Анализ заемных средств предприятия
- 6.5. Анализ прибыли предприятия
- 6.6. Источники формирования средств по выплате заработной платы.
- 7. Построение графика безубыточности
- 1. Нормативно – правовые акты
- 2. Литература по менеджменту
- 3. Нормативно – правовые акты, действующие на предприятии
- Тестовая система
- Cловарь терминов
- Список литературы