§2. Модель управлениясоциально-экономическими отношениями в сэо
В качестве основного методологического инструмента используются моделирование и структурно-системный подход. С их помощью изучаются системные элементы социально-экономических объектов (СЭО), из которых состоят эти объекты управления.
Управление социально-экономическим объектом осуществляется через системные элементы и компоненты, из которых состоит сам объект управления.
Для объяснения процессов управления применяется моделирование систем и процессов, а для этого в объекте управления выделяются системные элементы, из которых состоят сами объекты управления — предприятия, организации, фирмы, учреждения, обеспечивающие социум продуктами и услугами и решающие социальные проблемы трудовых коллективов. Поэтому в дальнейшем при объяснении процессов управления вводится единое понятие СЭО — социально-экономический объект — организация, предприятие, фирма, объединение, закрепленное в ГК РФ.
Для объяснения процессов управления социально-экономическим объектом применяется моделирование и структуризация компонентов СЭО, и для исследования выделяются следующие системные элементы объекта управления:
— объект управления;
— вход;
— выход;
— обратная связь;
— орган принятия решений;
— регулятор управления;
— процесс управления;
— внешняя и внутренняя среда;
— управленческие решения;
а также системные и внесистемные элементы:
— ограничения внешней и внутренней среды существования объекта управления;
— коммуникативные связи;
— агрегированная информация для управления;
— технология принятия управленческих решений;
— субъекты управления;
— иерархические связи, взаимосвязи и взаимозависимость;
— оператор связи — менеджер (человек, умеющий принимать решения и достигать цели деятельности).
Основным инструментом управления в СЭО является управленческое решение. Управление осуществляется путем принятия и введения управленческих решений в действие. Решения принимаются в виде 1) законов; 2) норм и правил; 3) приказов, распоряжений; 4) планов, программ и др. Все принимаемые решения имеют свою структуру, состав и свою технологическую последовательность введения в действие, а также технологию исполнения решений. Теоретические основы управления объектами и управления субъектами заключается в том, что каждый объект в виде предприятия, организации, фирмы или сам человек как субъект управления выступают в двух ролях. С одной стороны, предприятие как объект дает возможность производить продукцию для нужд общества и самого человека. С другой стороны, это способ заработать доход для предприятия и коллектива в целом и способ заработать доход для существования и развития самого человека.
Таким образом, человек, попадая на конкретное предприятие, в организацию, фирму, будет стремиться к самореализации в рамках этого предприятия. Идеальный вариант этих отношений — когда цели человека и цели деятельности организации совпадают. То есть цели деятельности предприятия становятся целями жизнедеятельности человека.
Исходя из вышеизложенного, что можно и нужно ставить собственные цели жизнедеятельности и стремиться имеющимися средствами организации реализовать их, при этом продвигая себя и организацию к новым достижениям науки и техники. Эти процессы можно представить в виде семейства моделей, логических схем и с их помощью объяснить, прежде всего, самому себе, реальные процессы, протекающие внутри этих объектов. С помощью таких моделей можно показать пути, методы и способы управления как объектом- предприятием , так и субъектом – человеком, а для этого строят реальные и идеальные системы, с помощью которых объясняют и решают реальные задачи управления объектами и субъектами..
Ниже приведена модель управления социально-экономическими и трудовыми отношениями, которые возникают в совместной трудовой деятельности при реализации работодателем целей деятельности организации.
Рассмотрим процесс формирования целей деятельности наемного работника. Каждый человек принимает для себя решение саморазвиваться, то есть реализовывать свои жизненные цели, при этом он должен исходить из имеющихся материальных и финансовых возможностей, которые ему предоставляет общество и организация, а также и других возможностей которые ему может предоставить сама жизнь.
Следовательно, предметом управления является социально-экономические и трудовые отношения, которые возникают между наемными работниками и организацией в лице работодателя - представителя собственника. Такие отношения можно представить в виде модели приведенной на рис 14.1.
На нижеприведенной модели управления социально-экономическими отношениями в СЭО рассмотрим процесс управления этими отношениями.
Рис. 14.1. Модель управления социально-экономическими отношениями в СЭО
При этом коэффициент оптимального управления в такой системе определяется как соотношение целей (договоренностей между работодателем и наемным работником) на входе и конечного результата на выходе (подробно смотри тему 2):
Куо = f‘(x‘) / f(x) ≥ 1 ,
где:
Куо- управление социально-экономическими и трудовыми отношениями;
f‘(x‘)- выполненные работодателем принятые в трудовых договорах и колдоговоре социальные и трудовые гарантии;
f(x) – принятые работодателем социальные и трудовые гарантии в трудовых договорах и колдоговоре;
В такой модели социально-экономические и трудовые отношения является и объектом управления. Для этого трудовые отношения следует рассматривать с двух позиций:
А) - с позиции заключенных трудовых договоров с наемными работниками в соответствии с ТК РФ (в которых закреплены социально-экономические отношения каждого члена трудового коллектива его уровень оплаты труда и социальные гарантии, которые может предоставить организация каждому работнику).
В) - с позиции заключенного коллективного договора с трудовым коллективом предприятия, организации, фирмы в соответствии с ТК РФ (где прописываются условия трудовой деятельности наемных работников и закрепляются социально-экономические отношения трудового коллектива, через систему оплаты труда и систему социальных гарантий, которые может предоставить организация трудовому коллективу и отдельному наемному работнику).
Таким образом, система социально-экономических отношений в любом социально-экономическом объекте выстраивается исходя из экономических возможностей организации, но не может быть ниже, чем заложено в ТК РФ и других законах и нормативно-правовых актах РФ. Безопасные условия труда, соблюдение режима труда и отдыха, гарантия оплаты труда в соответствии с квалификацией работника, предоставление социальных льгот установленных на уровне государства и т.д. Предприятие, организация, фирма может устанавливать свои нормативы оплаты труда и социальных гарантий превышающие общепринятые в государстве, поэтому коэффициент (Куо) управления социально-экономическими и трудовыми отношениями может быть больше единицы, так как организация может принять на себя обязательства выше чем предусмотрено в законах РФ и ТК. Такое положение будет усиливать мотивацию труда, закреплять кадры, уменьшать текучесть и положительно влиять на конечный результат деятельности организации в целом.
Управление социально-экономическими и трудовыми отношениями на уровне предприятия, организации, фирмы позволяет предприятию максимально включить в процесс труда персонал предприятия и максимально мотивировать труд по конечному результату деятельности организации. Такой подход в формировании современных трудовых и социально-экономических отношений гарантирует взаимопонимание социальных групп – всех участников деятельности организации.
- §1. Исторические аспекты развития менеджмента. 6
- Глава № 1. Введение в основы менеджмента
- §1. Исторические аспекты развития менеджмента.
- §2. Управленческие школы менеджмента
- 2.1. Теории и концепции современные менеджмента
- §3. Основные понятия менеджмента
- §4. Методологические основы современного менеджмента
- Глава № 2 теоретические основы управления сэо
- §1.Социально-экономические объекты, процесс образования и функционирования
- 1.1 Социально- экономические объекты в системе экономических отношений в обществе
- 1.2. Уровни образования социально-экономических объектов в социальной среде социума
- 1.3. Процесс образования, функционирования и развития организационных систем сэо
- Потребности социально-экономической среды
- §2. Модели управления социально-экономическим объектом
- 2.1. Оптимальное управление системой или подсистемой
- §3. Декомпозиция дерева целей и функций социально-экономического объекта
- 3. 1. Построение формального дерева целей и функций сэо
- §4. Системная технология управления социально-экономическим объектом
- 4.1. Этапы управленческого цикла
- §5. Системная технология принятия управленческих решений.
- Глава № 3. Система управления социально - экономическими обьектами
- §1. Классификация социально - экономических объектов
- §2. Модель управления социально-экономическими объектами.
- Обратная связь
- §3. Организационные системы и подсистемы, обеспечивающие деятельность сэо
- §4. Традиционные структуры управления организациями, предприятиями, фирмами
- 4.1. Структуры управления социально-экономическими объектами.
- 4.2. Недостатки традиционных структур управления
- §5. Современные структуры управления организациями, предприятиями, фирмами
- 5.4. Маркетинговые структуры управления
- 5.4.1. Маркетинговая организация реализации продукта по географическим регионам
- 5.4. Особенности и преимущества современных структур управления
- Библиографический список литературы (основной)
- Библиографический список литературы (дополнительный)
- Внешняя среда
- Система
- План продаж
- §2. Управление производством социально-экономического объекта
- Производство как объект управления
- Таким образом, объектом управления является, прежде всего, само производство продукта.
- §3. Управление производственным процессом в сэо
- 3.1. Основные понятия о производственном процессе и его организации
- 3.2 Управление производственным процессом
- §4. Система информационного обеспечения управления производством
- 4.1. Взаимодействие информационных процессов в системе управления
- 4.2 Структура информационно-управляющей системы
- 4.3. Автоматизированная система управления сэо
- Библиографический список литературы (основной)
- Библиографический список литературы (дополнительный)
- Глава № 5 организационно - производственный менеджмент
- §1. Проектирование и организация производственных процессов
- 1.1. Классификация трудовых и технологических процессов
- 1.2. Виды движения партий деталей
- §2. Организация поточного производства.
- §3. Расчет параметров поточной линии
- §4. Расчет заделов и программы производства продукции
- §5. Пример формирования плана производства
- Библиографический список литературы (основной)
- Библиографический список литературы (дополнительный)
- Глава №6 управление персоналом в сэо
- §1. Система управления персоналом в социально-организованной среде
- 1.2. Система управления социально- экономическим объектом
- Внешняя среда
- 1.3. Процесс управления социально- экономическим объектом
- §2. Структура и система управления персоналом сэо
- §3. Мотивация персонала в рыночных условиях взаимодействия
- §4. Методы, системы и подсистемы, управления развитием персонала
- 4.1. Методы управления персоналом.
- 4.2. Организация и управление обучением персонала.
- 4.3. Оценка профессиональной пригодности персонала.
- 4.4. Особенности оценки квалификации менеджера- руководителя.
- Библиографический список литературы (основной)
- Библиографический список литературы (дополнительный)
- Глава №7 самоуправление и саморазвитие менеджера
- §1. Личность, как объект управления
- §2. Понятие самоуправления и саморазвития личности
- 1. Основные требования к менеджеру:
- §4. Самоуправление, саморазвитие и самореализация менеджера
- 4.1. Самоуправление.
- Самоуправление - это управление самим собой посредством методов, приемов и технологических действий, направленных на саморазвитие личных качеств.
- 4.2. Саморазвитие менеджера
- 4.3. Самореализация менеджера
- Библиографический список литературы (основной)
- Библиографический список литературы (дополнительный)
- Глава №8 управление системой маркетинга в сэо
- §1. Маркетинг и его роль в деятельности предприятий, организаций и фирм.
- §2. Модель управления системой или подсистемой «Маркетинг»
- §3. Стратегическое управление маркетингом
- Внешняя социально-экономическая среда рынка
- 3.1. Пример стратегии деятельности предприятия «Автоклав» в конкурентной среде
- §4. Структура управления маркетингом на предприятии
- 4.1. Взаимосвязь маркетинга с другими подразделениями предприятия
- 4.2. Проблемы управления маркетингом на государственном уровне.
- Глава № 9 управление финансами сэо
- §1. Роль и значение финансов в системе рыночных отношений в социуме
- §2. Финансовый рынок в Российской Федерации
- §3. Финансовая система, обеспечивающая деятельность сэо
- 3.1 Цели финансового менеджмента в сэо
- 1. Управление активами:
- 3.3. Оценка эффективности использования финансовых ресурсов на предприятии
- - Коэффициенты ликвидности предприятия
- Показатели платёжеспособности. Данный тип финансовых показателей определяет степень защищённости интересов кредиторов и инвесторов, имеющих долгосрочные вложения в предприятие.
- §4. Структура управления финансами предприятия, организации, фирмы
- 4.1.. Оценка эффективности использования финансовых ресурсов
- 4.2. Оценка результативности финансово- хозяйственной деятельности компании
- §5. Стратегия управления финансами предприятия, организации, фирмы
- 5.1 Управление финансами и финансовыми потоками
- 5.2 Определение точки безубыточности
- Раздел III. Процесс управления функционированием и развитием сэо глава № 10 стратегический менеджмент
- §1. Методологические основы стратегического менеджмента
- §2. Формирование стратегических альтернатив деятельности организации
- Первый этап. Изучение потребностей социально-экономической среды
- Второй этап. Оценка и прогноз рынка потребления продуктов и услуг сэс
- Третий этап. Оценка научно-технических и производственных возможностей организации, предприятия, фирмы.
- Четвертый этап. Формирование стратегических целей организации предприятия, фирмы.
- Пятый этап. Разработка стратегических альтернатив производства и продвижения продукта.
- Шестой этап. Выбор стратегической альтернативы развития организации.
- Седьмой этап. Тактика реализации стратегической альтернативы производства и продвижения продукта.
- Восьмой этап. Контроль и анализ реализации стратегической альтернативы.
- Девятый этап. Оценка и определение эффективности реализации стратегической альтернативы.
- Десятый этап. Разработка и введение в действие управленческих решений по коррекции выбранной стратегии производства и продвижения продукта.
- §3. Стратегическое планирование программно-целевой деятельности организации
- 3.1. Стратегическое планирование целевой деятельности организации.
- 3.2. Технология и система стратегического планирования.
- §4. Стратегическое управление организацией
- 4.1. Основные факторы, влияющие на стратегию управления организации
- 4.2. Формирование стратегии поведения предприятия «Автоклав».
- Глава № 11 инновационный менеджмент
- §1. Структурные элементы инновационного менеджмента
- §2. Планирование и управление инновационным процессом
- 2.1. Структура управления инновациями на предприятии
- §3. Мотивация инновационной деятельности в организации
- §4. Оценка экономической эффективности внедрения инноваций
- 4.1 Система показателей оценки инновационно - инвестиционных решений.
- 4.2. Финансово-экономическая оценка инновационно - инвестиционных решений
- Глава № 12 управление инвестициями
- §1. Государственная инвестиционная политика в рф
- 1.1 Типы развития экономики на уровне государства.
- 1. Управление инвестиционной деятельностью в государственных масштабах.
- 2. Управление отдельными инвестиционными проектами.
- 3.Управление инвестиционной деятельностью хозяйствующего субъекта.
- §2. Структура и состав инвестиционного рынка
- §3. Управление инвестициями организации, предприятия, фирмы
- 3.1 Управление инвестиционным портфелем предприятия
- 3.2. Классификация инвестиционного портфеля и принципы его формирования
- 3.3 Порядок обоснования потребности инвестиций
- §4. Оценка эффективности инвестиционных решений
- 4.1 Финансово-экономическая оценка и анализ инвестиционных решений
- §5. Методика оценки эффективности использования инвестиций.
- 5.1 Интегральные показатели эффективности инвестиций
- 5.2. Финансовые коэффициенты.
- 5.3. Коэффициенты деловой активности предприятия
- Глава № 13 управление собственностью и бизнесом
- §1. Собственность, как особая экономическая категория в обществе
- §2. Управление собственностью в акционерных обществах
- §3. Процесс организации и развитие бизнеса в рф
- Генеральный директор Структура управления организацией, предприятием, фирмой, объединением
- §4. Понятие бизнес, организация собственного бизнеса
- Глава 14. Управление социально-экономическими и трудовыми отношениями в сэо
- §1. Социальное партнерство как основа развития сэо.
- 1.2. Перечень конвенций мот
- §2. Модель управлениясоциально-экономическими отношениями в сэо
- §3. Трудовой кодекс и социальная защита наемных работников
- §4. Система социально-экономических и трудовых отношений в сэо
- 4.1. Законодательная база, регулирующая трудовые и гражданские отношения в обществе
- 4.2. Примерное содержание и структура колдоговора.
- 4.4. Трудовой договор и его значение и содержание
- §5. Управление отдельными элементами социально -экономических отношений в сэо
- Глава № 15 антикризисное управление сэо
- §1. Кризис и антикризисное управление сэо
- §2. Система антикризисного управления сэо
- 1. Меры стратегического характера;
- 2. Меры оперативного характера;
- §3. Реструктуризация и реорганизация предприятий, организаций, фирм
- §4. Банкротство и санация реорганизуемых предприятий
- 1. Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) равен :
- 2. Коэффициент обеспеченности собственными средствами:
- Глава № 17 практикум описания социально-экономических обьектов
- 2. Краткая характеристика объекта.
- 3. Технико-экономические показатели
- 3.2. Анализ рентабельности
- 3.3. Анализ ликвидности
- 4. Структура управления вагонного депо
- 4.1. Должностные обязанности начальника депо
- 4.2. Должностные обязанности главного бухгалтера.
- 4.3. Обязанности администрации и профкома.
- 5. План производства и реализации
- 6. Финансовая деятельность
- 6.1. Анализ актива и пассива.
- 6.2. Характеристика источников средств предприятия
- 6.3 Анализ собственных оборотных средств предприятия
- 6.4. Анализ заемных средств предприятия
- 6.5. Анализ прибыли предприятия
- 6.6. Источники формирования средств по выплате заработной платы.
- 7. Построение графика безубыточности
- 1. Нормативно – правовые акты
- 2. Литература по менеджменту
- 3. Нормативно – правовые акты, действующие на предприятии
- Тестовая система
- Cловарь терминов
- Список литературы