logo
лекции мен

§3. Основные понятия менеджмента

Рассмотрим три ключевые основные понятия менеджмента:

- Управление.

3.1 Понятие «Менеджмент», (management) переводится с английского, как управление. Глагол (to manage) произошел от латинского (manus) рука. Первоначально этим термином обозначали умение объезжать лошадей или править ими. Затем стали обозначать умение управлять колесницами. В настоящее время речь идет об умении управлять людьми, (персоналом) объектами и субъектами. Умение управлять, это значит добиваться достижения поставленных целей, используя материально-технические, трудовые, финансовые и информационные ресурсы, используя при этом мотивы поведения людей для достижения высокой эффективности труда.

Менеджмент нельзя считать только процессом управления людьми. В английском языке семантика слова «менеджмент» сложна. Словарь английского языка, это трактует так:

Таким образом, «Менеджмент»(management) на Западе употребляется во многих значениях, а именно:

3.2. Понятие «Менеджер» в буквальном переводе с английского языка – руководитель, управляющий. Термин «Менеджер», употребляется для обозначения должностей: директор, руководитель, начальник, заведующий, президент, администратор и т.д. Это, прежде всего, наемный управляющий, который организует конкретную деятельность подчиненных ему работников и одновременно выполняет определенные управленческие функции. Понятие менеджер отождествляется с понятием бизнесмен и лидер.

Бизнесмен- человек, делающий деньги, владеющий капиталом, но не имеющий в подчинении людей.

Лидер - это человек, который хорошо понимает цели деятельности предприятия, организации, фирмы, а также цели и задачи по организации коллектива, направленные на достижение конечных целей организации. В организациях, в их трудовых коллективах бывают лидеры формальные и неформальные. Лучший вариант развития коллектива – совпадение формального и неформального лидера. Конфронтация лидеров приводит к нарушению и торможению производственных дел. Следовательно, задача руководителя – менеджера высокого уровня – уметь направить коммуникативные взаимодействия на решение производственных задач.

К лидеру-руководителю – менеджеру предъявляются высокие требования-качества, которые имеют принципиальное значение для решения задач управления. Особенно ценится в личных качествах; профессионализм, компетентность, коммуникабельность и коммуникативность, умение решить проблемы, т.е. принимать оптимальные решения, которые одобрялись бы окружающими.

Главное качество лидера – менеджера – руководителя: «Это умение решать проблемы и достигать поставленные цели деятельности организации имеющимися средствами».

Эффективный менеджер– это руководитель умеющий принимать оптимальные решения и достигать целей деятельности при управлении объектом – предприятием, организацией или фирмой и субъектом – персоналом в этих организациях с наименьшими затратами труда и наиболее высокой не монопольной прибылью.

3.3. Понятие «Управление» – «Менеджмент» вРоссии следует рассматривать как науку об управлении, и как междисциплинарную отрасль знаний, которая сочетает в себе достижения экономических, социологических, психологических, правовых, технических и других дисциплин. Эта наука опирается на практику и теорию управления. При этом она использует опыт СССР, управления плановой экономикой, современный российский и зарубежный опыт искусства управления объектами и субъектами.

В тоже время, Российский менеджмент, следует рассматривать как комплексную инновационную науку об управлении, которая только зарождается одновременно с формированием рыночной экономики, развитием предпринимательства, созданием конкретных условий для конкурентоспособности и формированием благоприятных предпосылок для активизации деятельности физических и юридических лиц.

Менеджмент, как и любая другая наука, имеет свои закономерности развития и принципы формирования. Это сложное социально-экономическое явление, характеризующееся определенными тенденциями, замедляющими или ускоряющими его развитие, и потенциалом, имеющим соответствующую динамику. Это элемент культуры, системы ценностей и убеждений.

Основой современного менеджмента являются человеческие ресурсы и предпринимательская деятельность.

Важнейшей функцией менеджмента является мотивация. Носителем мотивации хозяйствующего субъекта, является активный и эффективный менеджер-управленец - руководитель социально-экономического объекта любого типа, любой формы собственности и на любом уровне иерархической структуры управления.

Менеджмент следует рассматривать как:

Управления собой, управления другими - эти проблемы менеджмента рассматриваются в темах: «Управление персоналом» и «Самоуправление менеджера» через описание действующих систем в реальных социально-экономических объектах, предприятиях, организациях, учреждениях, фирмах.

Быть управляемым– означает уметь подчиняться. И это возможно тогда и только тогда, когда человек правильно, адекватно понимает предъявляемые к нему требования, умеет управлять и подчиняться при исполнении им своих функциональных обязанностей, закрепленных за ним в системе управления объектом функциональных обязанностей, в иерархической структуре управления объектом. Соответственно эта проблема раскрывается не только в обозначенных темах, но и в других специализированных предметах таких как:

Управление объектами– в дисциплине «Менеджмент» рассматривается на примерах реально действующих социально-экономических объектах (предприятиях, организациях, учреждениях и фирмах) различного предназначения и организационно-правовых форм, которые действуют в новом экономическом и правовом поле в условиях конкурентной среды.

Управление процессами - рассматривается как управление технологическими процедурами в технических (человеко-машинных) и социально-ориентированных системах, которые используются в реально действующих СЭО, здесь рассматриваются отдельные аспекты технологических и организационных логически выстроенных последовательностей. Этому посвящены темы №№ 4,5,7,8-11,12,13.

Управление системами и подсистемами - рассматривается как управление системами и подсистемами в реально действующих СЭО и в рамках тех систем и подсистем, которые используют отдельные аспекты технологических и организационных логически выстроенных последовательностей, которые могут быть частично или полностью автоматизированы. Этому посвящены темы №№ 4,5,7,8-11,12,13,14,15.

Данный курс не рассматривает проблему управления информационными потоками и процессами.

Таким образом, российский менеджмент следует рассматривать с современных позиций:

Системный анализ и структурно- системный подход рассматривает управление как:

Кроме того, следует иметь ввиду, что менеджмент это особый, профессиональной вид деятельности людей, одновременно, это слой управленцев-руководителей организаторов, занимающихся управлением конкретными хозяйствующими субъектами в виде социально-экономических объектов (СЭО) - предприятий, организаций, фирм. Их деятельность направлена на удовлетворение потребностей социально-экономической среды обитания людей и получение максимальной выгоды - прибыли за конечные результаты их деятельности. При этом они стремятся, в условиях конкуренции, к оптимальному, разумному поведению и использованию материальных, трудовых, финансовых, информационных, технологических, организационно-производственных и других ресурсов. Это заставляет их использовать многообразные мотивационные механизмы экономического стимулирования трудовой деятельности персонала и искать высокоэффективные технологии и способы производства продукции или услуг.

Следовательно, ключевая роль в развитии новых экономических отношений принадлежит менеджменту, менеджеру и системной организации труда.