logo
Разработка стратегии развития ОАО "Невские берега"

4. Анализ портфеля бизнесов организации

Для оценки положения ОАО "Невские берега" на рынке кондитерских изделий Санкт-Петербурга проведем анализ портфеля бизнесов компании. Портфельный анализ даст нам возможность детально рассмотреть хозяйственную деятельность организации, выявить как ее наиболее перспективные и прибыльные направления, так и неэффективные проекты, требующие сокращения в них инвестиций.

Основными стратегическими бизнес-единицами (СБЕ) организации являются:

производство мучнистых кондитерских изделий,

производство сахаристых кондитерских изделий;

производство мелкоштучной хлебобулочной продукции.

Для анализа портфеля бизнесов ОАО "Невские берега" воспользуемся аналитической моделью, предложенной консалтинговой компанией McKinsey & Со совместно с корпорацией General Electric.

Модель McKinsey исходит из двух индикаторов: привлекательность рынка товара и конкурентоспособность бизнеса. Для начала же определим набор факторов, по которым будет оцениваться привлекательность рынка кондитерских изделий. Такими параметрами будут:

емкость рынка;

темпы роста рынка;

масштаб конкуренции;

прибыльность рынка.

Установим весомость перечисленных факторов и оценим их привлекательность по пятибалльной шкале для ОАО "Невские берега".

Рынок мучнистых кондитерских изделий

Параметры рынка

Вес

Оценка

Взвешенная оценка

Емкость рынка

0,2

5

1

Темпы роста рынка

0,25

3

0,75

Масштаб конкуренции

0,3

5

1,5

Прибыльность рынка

0,25

4

1

Суммарная взвешенная оценка

4,25

Рынок сахаристых кондитерских изделий

Параметры рынка

Вес

Оценка

Взвешенная оценка

Емкость рынка

0,2

5

1

Темпы роста рынка

0,3

5

1,5

Масштаб конкуренции

0,3

4

1,2

Прибыльность рынка

0,2

4

0,8

Суммарная взвешенная оценка

4,5

Рынок хлебобулочной продукции

Параметры рынка

Вес

Оценка

Взвешенная оценка

Емкость рынка

0,2

4

0,8

Темпы роста рынка

0,3

3

0,9

Масштаб конкуренции

0,3

2

0,6

Прибыльность рынка

0,2

4

0,8

Суммарная взвешенная оценка

3,1

Применим аналогичную процедуру для оценки конкурентной позиции каждой из СБЕ ОАО "Невские берега" на рынке. Среди ключевых факторов успеха можно выделить:

низкие производственные издержки,

развитую систему сбыта продукции;

эффективное продвижение продукции;

разработку новых продуктов.

Производство мучнистых кондитерских изделий (1)

Ключевые факторы успеха

Вес

Оценка

Взвешенная оценка

Низкие производственные издержки

0,3

5

1,5

Развитая система сбыта

0,2

4,5

0,9

Эффективное продвижение

0,25

4,5

1,125

Разработка новых продуктов

0,25

4,5

1,125

Суммарная взвешенная оценка

4,65

Производство сахаристых кондитерских изделий (2)

Ключевые факторы успеха

Вес

Оценка

Взвешенная оценка

Низкие производственные издержки

0,3

4

1,2

Развитая система сбыта

0,2

4

0,8

Эффективное продвижение

0,25

3

0,75

Разработка новых продуктов

0,25

3

0,75

Суммарная взвешенная оценка

3,5

Производство мелкоштучной хлебобулочной продукции (3)

Ключевые факторы успеха

Вес

Оценка

Взвешенная оценка

Низкие производственные издержки

0,3

3

0,6

Развитая система сбыта

0,2

3

0,6

Эффективное продвижение

0,25

3

0,75

Разработка новых продуктов

0,25

2

0,5

Суммарная взвешенная оценка

2,45

На основе полученных оценок построим матрицу позиционирования, где изобразим СБЕ в виде кружков с площадью поверхности, пропорциональной их доле в суммарной выручке.

Таким образом, наибольшей конкурентоспособностью обладает производство мучнистых кондитерских изделий. Эта СБЕ занимает позицию победителя и является абсолютным лидером на данном рынке. Действия компании в этом бизнесе нацелены на защиту доли рынка преимущественно с помощью инвестиций. Применяемая стратегия - сохранение лидерства.

Производство сахаристых кондитерских изделий также достаточно конкурентоспособно. Этот рынок с высокими темпами роста обладает наибольшей привлекательностью и перспективностью для ОАО "Невские берега".

Однако доля данной СБЕ в суммарной выручке компании мала, что требует больших вложений в производство и инвестирования для максимального извлечения выгоды из сильных сторон бизнеса.

В свою очередь производство мелкоштучной хлебобулочной продукции можно охарактеризовать как средний бизнес компании. Конкуренция на нем сильно высока. Для получения прибыли необходимо выборочное инвестирование.

Для дальнейших аналитических и расчетных действий будем детально рассматривать мучнистых кондитерских изделий (тортов и пирожных), как основной бизнес ОАО "Невские берега".