4. Анализ портфеля бизнесов организации
Для оценки положения ОАО "Невские берега" на рынке кондитерских изделий Санкт-Петербурга проведем анализ портфеля бизнесов компании. Портфельный анализ даст нам возможность детально рассмотреть хозяйственную деятельность организации, выявить как ее наиболее перспективные и прибыльные направления, так и неэффективные проекты, требующие сокращения в них инвестиций.
Основными стратегическими бизнес-единицами (СБЕ) организации являются:
производство мучнистых кондитерских изделий,
производство сахаристых кондитерских изделий;
производство мелкоштучной хлебобулочной продукции.
Для анализа портфеля бизнесов ОАО "Невские берега" воспользуемся аналитической моделью, предложенной консалтинговой компанией McKinsey & Со совместно с корпорацией General Electric.
Модель McKinsey исходит из двух индикаторов: привлекательность рынка товара и конкурентоспособность бизнеса. Для начала же определим набор факторов, по которым будет оцениваться привлекательность рынка кондитерских изделий. Такими параметрами будут:
емкость рынка;
темпы роста рынка;
масштаб конкуренции;
прибыльность рынка.
Установим весомость перечисленных факторов и оценим их привлекательность по пятибалльной шкале для ОАО "Невские берега".
Рынок мучнистых кондитерских изделий
Параметры рынка |
Вес |
Оценка |
Взвешенная оценка |
|
Емкость рынка |
0,2 |
5 |
1 |
|
Темпы роста рынка |
0,25 |
3 |
0,75 |
|
Масштаб конкуренции |
0,3 |
5 |
1,5 |
|
Прибыльность рынка |
0,25 |
4 |
1 |
|
Суммарная взвешенная оценка |
4,25 |
Рынок сахаристых кондитерских изделий
Параметры рынка |
Вес |
Оценка |
Взвешенная оценка |
|
Емкость рынка |
0,2 |
5 |
1 |
|
Темпы роста рынка |
0,3 |
5 |
1,5 |
|
Масштаб конкуренции |
0,3 |
4 |
1,2 |
|
Прибыльность рынка |
0,2 |
4 |
0,8 |
|
Суммарная взвешенная оценка |
4,5 |
Рынок хлебобулочной продукции
Параметры рынка |
Вес |
Оценка |
Взвешенная оценка |
|
Емкость рынка |
0,2 |
4 |
0,8 |
|
Темпы роста рынка |
0,3 |
3 |
0,9 |
|
Масштаб конкуренции |
0,3 |
2 |
0,6 |
|
Прибыльность рынка |
0,2 |
4 |
0,8 |
|
Суммарная взвешенная оценка |
3,1 |
Применим аналогичную процедуру для оценки конкурентной позиции каждой из СБЕ ОАО "Невские берега" на рынке. Среди ключевых факторов успеха можно выделить:
низкие производственные издержки,
развитую систему сбыта продукции;
эффективное продвижение продукции;
разработку новых продуктов.
Производство мучнистых кондитерских изделий (1)
Ключевые факторы успеха |
Вес |
Оценка |
Взвешенная оценка |
|
Низкие производственные издержки |
0,3 |
5 |
1,5 |
|
Развитая система сбыта |
0,2 |
4,5 |
0,9 |
|
Эффективное продвижение |
0,25 |
4,5 |
1,125 |
|
Разработка новых продуктов |
0,25 |
4,5 |
1,125 |
|
Суммарная взвешенная оценка |
4,65 |
Производство сахаристых кондитерских изделий (2)
Ключевые факторы успеха |
Вес |
Оценка |
Взвешенная оценка |
|
Низкие производственные издержки |
0,3 |
4 |
1,2 |
|
Развитая система сбыта |
0,2 |
4 |
0,8 |
|
Эффективное продвижение |
0,25 |
3 |
0,75 |
|
Разработка новых продуктов |
0,25 |
3 |
0,75 |
|
Суммарная взвешенная оценка |
3,5 |
Производство мелкоштучной хлебобулочной продукции (3)
Ключевые факторы успеха |
Вес |
Оценка |
Взвешенная оценка |
|
Низкие производственные издержки |
0,3 |
3 |
0,6 |
|
Развитая система сбыта |
0,2 |
3 |
0,6 |
|
Эффективное продвижение |
0,25 |
3 |
0,75 |
|
Разработка новых продуктов |
0,25 |
2 |
0,5 |
|
Суммарная взвешенная оценка |
2,45 |
На основе полученных оценок построим матрицу позиционирования, где изобразим СБЕ в виде кружков с площадью поверхности, пропорциональной их доле в суммарной выручке.
Таким образом, наибольшей конкурентоспособностью обладает производство мучнистых кондитерских изделий. Эта СБЕ занимает позицию победителя и является абсолютным лидером на данном рынке. Действия компании в этом бизнесе нацелены на защиту доли рынка преимущественно с помощью инвестиций. Применяемая стратегия - сохранение лидерства.
Производство сахаристых кондитерских изделий также достаточно конкурентоспособно. Этот рынок с высокими темпами роста обладает наибольшей привлекательностью и перспективностью для ОАО "Невские берега".
Однако доля данной СБЕ в суммарной выручке компании мала, что требует больших вложений в производство и инвестирования для максимального извлечения выгоды из сильных сторон бизнеса.
В свою очередь производство мелкоштучной хлебобулочной продукции можно охарактеризовать как средний бизнес компании. Конкуренция на нем сильно высока. Для получения прибыли необходимо выборочное инвестирование.
Для дальнейших аналитических и расчетных действий будем детально рассматривать мучнистых кондитерских изделий (тортов и пирожных), как основной бизнес ОАО "Невские берега".
- Введение
- 1. Общая характеристика и экономический анализ деятельности организации
- 1.1 Характеристика организации
- 1.1.1 Общие сведения об организации
- 1.1.2 Характеристика продукции и производственных процессов
- 1.1.3 История создания организации
- 1.2 Видение и миссия организации
- 2. Экономический анализ деятельности организации
- 2.1 Анализ производственно-хозяйственной деятельности организации
- 2.1.1 анализ производства и реализации продукции
- 2.1.2 Анализ использования производственно-технического потенциала
- 2.1.3 Анализ труда, его мотивации, производительности и оплаты
- 2.1.4 Анализ затрат и результатов
- 2.2 Финансово-экономический анализ
- 2.2.1 Анализ финансовых результатов деятельности
- 2.2.2 Анализ финансового состояния
- 2.2.3 Анализ эффективности деятельности
- 3. Анализ отрасли и конкуренции
- 3.1 Определение доминирующих экономических характеристик отрасли
- 3.2 Анализ движущих сил отрасли
- 3.3 Анализ конкурентных сил
- соперничество между действующими фирмами;
- 3.3.1 Соперничество между действующими фирмами
- способность поставщиков диктовать свои условия;
- способность покупателей торговаться;
- 3.3.4 Способность покупателей торговаться
- 3.3.5 Угроза товаров-заменителей
- 3.4 Оценка рыночной позиции конкурентов
- 3.5 Прогнозирование возможных действий конкурентов
- 3.6 Определение ключевых факторов успеха
- 3.7 Заключение об общей привлекательности отрасли
- 4. Анализ портфеля бизнесов организации
- 5. Ситуационный анализ
- 5.1 Оценка текущей стратегии основного бизнеса организации и выявление стратегических проблем
- 5.2 SWOT-анализ основного бизнеса организации
- 5.3 Оценка конкурентной позиции основного бизнеса организации
- 5.4 Установление целей для основного бизнеса организации
- 6. Определение конкурентного преимущества основного бизнеса организации
- 7. Выбор деловой стратегии для основного бизнеса организации и ее оценка
- 7.1 Обоснование выбора деловой стратегии для основного бизнеса организации
- 7.2 Оценка выбранной стратегии