2.1.1. Обзор существующих моделей и методов оценки эффективности проектов
На прединвестиционной фазе жизненного цикла проекта важнейшим этапом является оценка эффективности проекта. Дальнейшая судьба проекта полностью зависит от результатов анализа его эффективности. Применение модели, описываемой в данном разделе, наиболее целесообразно на стадии анализа эффективности проекта и определения условий его реализуемости.
Эффективность проекта - это категория, отражающая соответствие проекта целям и интересам его участников [101].
В связи с этим необходимо оценивать эффективность проекта в целом, а также эффективность участия в проекте каждого из его участников.
; Настоящий раздел написан совместно с Н.А. Коргиным и К.А. Сухачевым 52
Эффективность проекта в целом оценивается с целью определения потенциальной привлекательности проекта для возможных его участников и поисков источников финансирования. В общем случае она включает социально-экономическую эффективность проекта и коммерческую эффективность проекта.
Эффективность участия в проекте определяется с целью проверки реализуемости проекта и заинтересованности в нем всех его участников и включает в себя:
эффективность участия предприятий и организаций в проекте;
эффективность инвестирования в проект;
эффективность участия в проекте структур более вы сокого уровня, в том числе:
о региональную и народнохозяйственную эффективность;
о отраслевую эффективность; о бюджетную эффективность.
В числе наиболее важных основных принципов оценки эффективности проектов можно выделить следующие:
рассмотрение проекта на протяжении всего его жиз ненного цикла (оценка эффективности проекта должна осуществляться при разработке инвестиционного предложения, при разработке обоснования инвести ций, при разработке ТЭО проекта и в ходе реализации проекта в виде экономического мониторинга в рамках управления стоимостью проекта);
моделирование денежных потоков;
сопоставимость условий сравнения различных проек тов (или вариантов одного проекта);
принцип положительности и максимума эффекта;
учет фактора времени;
53
учет только предстоящих затрат и поступлений;
сравнение состояний «с проектом» и «без проекта»;
учет всех наиболее существенных последствий проек та;
учет наличия разных участников проекта;
многоэтапность оценки;
учет влияния на эффективность проекта потребности в оборотном капитале;
учет влияния инфляции;
учет влияния неопределенности и риска, сопровож дающих реализацию проекта.
Оценка эффективности проекта проводится в три этапа [137] (см. Рис. 8).
Первоначальным шагом является экспертная оценка общественной значимости проекта. Общественно зна чимыми считаются крупномасштабные, народнохозяй ственные и глобальные проекты.
На втором этапе рассчитываются показатели эффек тивности проекта в целом. Цель этого этапа - инте гральная экономическая оценка проектных решений и создание необходимых условий для поиска инвестора. Для локальных проектов оценивается только их ком мерческая эффективность и, если она оказывается при емлемой, рекомендуется непосредственно переходить к третьему этапу оценки. Для общественно значимых проектов оценивается, в первую очередь, их социаль но-экономическая эффективность. При неудовлетвори тельной оценке такие проекты не рекомендуются к реализации и не могут претендовать на государствен ную поддержку. Если же социально-экономическая эффективность оказывается достаточной, оценивается их коммерческая эффективность.
54
Третий этап оценки осуществляется после выработки схемы финансирования. На этом этапе уточняется состав участников и определяются финансовая реализуемость и эффективность участия в проекте каждого из них (региональная и отраслевая эффективность, эффективность участия в проекте отдельных предприятий и акционеров, бюджетная эффективность и прочее).
55
Схема оценки эффективности проекта
Рис. 8. Схема оценки эффективности проекта
Предлагаемые в данной работе модели и методы значительно упрощают процесс оценки эффективности проекта и удовлетворяют перечисленным принципам. Наиболее целесообразно их применение на втором и третьем этапах оценки эффективности проекта.
В соответствии с определенной стратегией организации по каждому прогнозируемому портфелю проектов разрабатывается максимальное количество вариантов проектов. Этап оценки эффективности проектов предшествует формированию портфеля проектов: на нем отбрасываются заведомо неэффективные проекты, и сокращается число альтернатив по каждому направлению деятельности. Альтернативные варианты проектов могут отличаться друг от друга стратегиями реализации, используемыми активами, участниками и т.д.
Таким образом, задача выбора проекта из множества альтернатив сводится к задаче максимизации целевого критерия эффективности F(-). Формально эта задача может быть представлена следующим образом:
где S - вектор возможных стратегий (см. подробное описание соответствующих моделей и методов в разделе 2.2).
Процесс выбора и оценки эффективности проектов можно условно разделить на следующие этапы (см. Рис. 9):
57
Предварительный отбор |
| Проведение исследований с целю сбора необходимой информации | |||
перспективных проектов |
| для выполнения последующих расчетов | |||
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
Применение методических рекомендаций по оценке эффективности проектов |
| Обоснование э реализацк | ффективности | ||
| и проекта |
Рис. 9. Этапы оценки эффективности проекта
На этапе предварительного отбора проектов отсеиваются заведомо неэффективные проекты. На данном этапе вместо критерия максимума целевой функции целесообразно использовать определенное пороговое значение критерия эффективности:
F(s)≥D,s∈SD,
где D - некоторое действительное число; SD - подможество множества S.
На следующем этапе осуществляется анализ наиболее конкурентоспособных проектов.
В настоящее время существует ряд методик оценки эффективности проектов [19, 47, 79, 101], основанных принципиально на единой методологической базе и отличающихся в основном условиями применимости и предметными областями. Наиболее адекватной современным российским условиям методикой являются Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция, утверждено Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике №ВК 477 от 21.06.1999) [101].
В [101] при оценке эффективности проектов предлагается использовать следующие характеристики:
58
чистый доход (Net Value - NV);
чистый дисконтированный доход (Net Present Value - NPV);
внутреннюю норму доходности (Internal Rate of Return -IRR);
индексы доходности затрат и инвестиций;
дисконтированный срок окупаемости (Payback Period - PP).
Чистый дисконтированный доход (Net Present Value - NPV) представляет собой разность между суммарной текущей стоимостью потоков денежных средств (cash-flow), дисконтированных в соответствии с выбранной ставкой процента и величиной первоначальных инвестиций.
^К,
где
i - номер периода, i = 1,...,n;
п - длительность проекта в периодах;
Д - денежный поток (cash-flow);
г - ставка дисконтирования;
К - сумма первоначальных инвестиций в проект;
Р - экономический результат от реализации проекта в период i;
Зi - затраты, связанные с реализацией проекта в период i.
В случае если проект предполагает не единовременные капиталовложения, а последовательное инвестирование в течение ряда периодов, то формула приобретает следующий вид:
59
Показатель чистого дисконтированного дохода носит абсолютный характер. Он показывает, какую полезность (в финансовом выражении) принесет организации реализация данного проекта. Но при этом он не дает никакого представления о том, на какой объем затрат приходится данная полезность и какова эффективность каждого затраченного рубля. В случаях, когда ограничения в финансовых средствах для инвестирования отсутствуют, рекомендуется выбирать проекты с наибольшим чистым дисконтированным доходам. В случае же, когда вариантов проектов достаточно много, а финансовые возможности ограничены, рекомендуется использовать относительные показатели, например внутреннюю норму доходности.
Внутренняя норма доходности (Internal Rate of Return - IRR) представляет собой процентную ставку (норму дисконта), при которой чистый дисконтированный доход проекта равен нулю. Внутренняя норма доходности (ВНД) определяется путем решения следующего уравнения:
Дi − К = 0
В случае если проект предполагает не единовременные капиталовложения, а последовательное инвестирование в течение ряда периодов, то формула приобретает следующий вид:
Проект считается эффективным, если внутренняя норма доходности больше требуемой ставки доходности и неэффективным - в противном случае.
60
Данный показатель имеет два недостатка: во-первых, дает завышенную оценку высокоприбыльных проектов, поскольку при его расчете подразумевается, что положительные денежные потоки от инвестиций реинвестируются по ставке равной ВНД проекта, что представляется маловероятным. Второй недостаток связан с тем, что решение приведенного уравнения может дать несколько значений ВНД.
Эти недостатки можно устранить, воспользовавшись расчетом показателя модифицированной внутренней нормы доходности (Modified Internal Rate of Return - MIRR - МВНД), которая определяется следующим образом:
к
(1 + МВНД)
где
Кi - размер инвестиций;
Дi - денежный поток (выручка).
Дисконтированный срок окупаемости (Payback Period - PP) - характеризует период времени от начала реализации проекта до момента, начиная с которого значение чистого дисконтированного дохода будет положительным и не изменит знак.
Данный показатель никогда не используется как основной при оценке эффективности проектов. Как правило, он дополняет показатели чистого дисконтированного дохода и внутренней нормы окупаемости.
Наряду с вышеперечисленными, при оценке эффективности проектов применяются следующие показатели:
61
Индекс рентабельности инвестиций (Profitability Index);
Коэффициент эффективности инвестиций;
Норма доходности финансового менеджмента (Finan cial Management Rate of Return) и др.
На практике при оценке эффективности проектов в качестве целевых показателей обычно берется либо чистый дисконтированный доход, либо внутренняя норма доходности, а период окупаемости выступает в качестве дополнительного ограничения.
Приведенные показатели позволяют оценить проект с точки зрения его финансовой составляющей, но никак не учитывают полезность проекта для его непосредственных участников и сторон, косвенно связанных с его реализацией. В связи с этим при оценке эффективности проекта необходимо оценивать и его полезность для заинтересованных сторон при заданных условиях.
Также приведенные методы оценки эффективности проектов не учитывают специфики портфельного управления проектами, т.е. ориентированности портфеля проектов на достижение стратегических целей организации. Эти методы отражают только одну составляющую проекта - финансовую - и никак не учитывают других критериев эффективности.
Первоочередной же задачей, стоящей перед руководством организации и офисом управления проектами [76], является выработка системы критериев, по которым должны оцениваться проекты и их портфели при принятии решений о включении того или иного проекта в портфель, или при выборе портфеля.
Эта система критериев должна удовлетворять следующим требованиям. Во-первых, она должна отражать существенные и измеримые характеристики проектов [74, 78, 153, 154]. Во-вторых, она должна отражать стратегические цели организации, реализующей портфель проектов [7,48, 133], учитывать прогнозную и экспертную информацию [49, 90, 94, 134]. И, наконец, в третьих, она должна учитывать и позволять согласовывать мнения различ-
62
ных субъектов (руководителей, подразделений и т.д.), представления которых о ценности тех или иных проектов или о стратегических целях организации могут различаться. Эти субъекты, принимая участие в формировании системы критериев и последующей оценке проектов, могут быть заинтересованы в получаемом результате, следовательно, возникает проблема манипулирования информацией [41].
Поэтому в настоящем разделе работы рассматриваются модели и методы оценки эффективности портфелей проектов с точки зрения соответствия их целям организации, мнения о которых различных субъектов могут в общем случае не совпадать.
- Isbn 5-9900281-3-X
- Глава 1. Проблемы управления портфелями проектов
- 1.1. Проблемы управления проектами
- 1.2. Управление проектами и стратегическое планирование
- Управление портфелями проектов
- 1.3. Офис управления проектами и его роль в процессе управления портфелями проектов
- 1.3.1. Офис управления проектами
- 1.3.2. Типы офисов управления проектами
- 1.3.3. Роли и обязанности участников оуп
- 1.3.4. Результаты внедрения оуп
- Глава 2. Модели и методы управления портфелями проектов
- 2.1. Оценка эффективности проектов1
- 2.1.1. Обзор существующих моделей и методов оценки эффективности проектов
- 2.1.2. Описание модели оценки эффективности проектов портфеля
- 2.1.3. Задача согласования интересов
- 2.1.4. Проблема манипулирования информацией
- 2.2. Формирование портфеля проектов
- 2.2.1. Обзор существующих моделей формирования портфеля проектов
- 2.2.2. Классификация моделей и методов формирования портфеля проектов
- 2.2.3. Специфика портфелей проектов
- 2.2.4. Многокритериальная нечеткая модель
- 2.2.5. Пример формирования портфеля проектов
- 2.3. Планирование процесса реализации портфеля проектов
- 2.3.1. Обзор существующих моделей и методов планирования проектов
- 2.3.2. Описание модели планирования проектов портфеля с учетом параметров налогообложения
- 2.3.3. Модификации модели планирования портфеля проектов с учетом параметров налогообложения
- 2.3.4. Практические результаты применения моделей и методов планирования процесса реализации портфеля проектов
- 2.4. Распределение ресурсов между проектами портфеля
- 2.4.1. Обзор существующих моделей и методов распределения ресурсов
- 2.4.2. Описание модели распределения ресурсов между проектами портфеля
- 2.4.3. Централизованная схема
- 2.4.4. Распределенный контроль: согласование интересов
- 2.4.5. Трансфертные цены
- 2.4.6. Пример распределения ресурсов между проектами портфеля
- 2.5. Оперативное управления портфелем проектов
- 2.5.1. Обзор существующих моделей и методов оперативного управления проектами
- 2.5.2. Специфика оперативного управления портфелями проектов
- 2.5.3. Показатели освоенного объема и их агрегирование
- 2.5.4. Пример оперативного управления портфелем проектов
- Глава 3. Результаты практического использования моделей и методов управления портфелями проектов
- 3.1. Автоматизированные системы управления портфелями проектов
- 3.1.1. Требования к автоматизированным системам управления портфелями проектов
- 3.1.2. Цели внедрения автоматизированных управления портфелями проектов
- 3.1.3. Назначение и функции автоматизированных систем управления портфелями проектов
- 3.2. Реализация автоматизированных систем управления портфелями проектов
- 3.2.1. Участники автоматизированной системы
- 3.2.2. Процессы управления портфелями проектов в автоматизированной системе управления портфелями проектов
- 2.3 Модели и методы планирования процесса реализации портфеля проектов
- 2.4 Модели и методы распределения ресурсов между проектами портфеля
- 2.5 Модели и методы оперативного управления портфелем проектов
- 3.2.3. Состав автоматизированной системы управления портфелями проектов