logo
Учебный материал / Кафедра экономики и менеджмента / Нормирование и оплата труда

Особенности функционального трудового анализа в сфере умственного труда

В сфере физического труда заняты большинство рабочих, непосредственно участвующих в процессе выполнения производственных операций, а в сфере умственного труда — преимущественно представители творческих профессий, специалисты, а также рабочие, которые выполняют функции обслуживания и обеспечения производства, но сами непосредственно не заняты основными технологическими операциями.

Анализ процессов умственного труда может осуществляться на трех уровнях в зависимости от степени их укрупнения или детализации: на функциональном, операционном и элементарном уровне. Исходя из общей концепции ФТА целесообразно начать анализ с функционального уровня, имея в виду раскрытие содержания функций как взаимосвязанных объективно необходимых направлений трудовой деятельности по выполнению задач предприятия или другого хозяйствующего субъекта, а также органов власти и управления. При формировании и анализе функций умственного труда, в принципе, можно исходить из состава производственных и функциональных технологий. К первым относятся, в частности, функции оперативной подготовки производства, разработки программ для оборудования с ЧПУ, контроля за ходом технологического процесса и другие оперативно-технологические функции, возлагаемые непосредственно на рабочих, занятых основными производственными процессами. К вторым относятся функции персонала, занятого организационной, информационной, инновационной и социальной деятельностью. По каждой функции анализируется ее содержание, целесообразность и эффективность входящих в нее подфункций и задач путем сопоставления затрат и результатов их выполнения.

Операционный уровень анализа заключается в делении процессов умственного труда по выполнению каждой функции на операции. По характеру и функциональному назначению операции умственного труда могут быть сведены в следующие группы:

• аналитико-конструктивные операции — изучение специальной литературы; изучение передового опыта; ознакомление с ходом производства; рассмотрение документов и анализ показателей, характеризующих положение дел; составление аналитических справок и обзоров; поиск решений и разработка теоретических положений, программ, проектов, нормативов, планов, инструкций, методик, практических предложений;

• организационно-административные операции — издание приказов, распоряжений; выдача заданий и поручений исполнителям; инструктаж исполнителей; проведение совещаний и заседаний; оперативное согласование решений и действий отдельных органов и исполнителей; прием посетителей; проверка исполнения; отчетность; оценка работы; оценка труда работников; поощрения и взыскания по результатам контроля;

• информационно-технические операции — вычислительные и формально-логические операции, связанные с решением научных, технических, экономических, статистических и других задач; документационные операции – подготовка и оформление, хранение, прием и выдача документов; коммуникационно-технические операции, первично-счетные и учетные операции;

• оперативно-обеспечивающие операции — подготовка и наладка программ управления производственными процессами, контроль и оперативное регулирование работы оборудования, качества продукции.

При анализе операций умственного труда основное внимание уделяется оценке влияния организации и техники (технологии) их выполнения на качество выполнения функций, поскольку о необходимости и рациональности той или иной операции можно судить лишь по ее реальному воздействию на функционирование анализируемого объекта.

Наибольшей детализацией анализа процессов умственного труда характеризуется элементарный уровень, поскольку объектом изучения в данном случае являются первичные элементы — действия. При формировании этих элементов и определении их роли в процессе умственной деятельности первостепенное значение имеет психофизиологическое моделирование. Обобщенная модель процесса умственного труда показана на рис. 17.2. Прежде всего выделяются те элементы, которые доступны для наблюдения и измерения. По их функциональному назначению можно отметить два рода таких элементов. К элементам первого рода относятся чтение, слушание и наблюдение (в некоторых видах деятельности, кроме того, осязание и обоняние), т.е. элементы, отражающие функции рецепторов по восприятию информации. Элементы второго рода — письмо, речь, контакт с материальным объектом — характеризуют функции эффекторов по реализации информации.

При всем значении элементов первого рода их целесообразность, полезность, эффективность могут быть оценены не сами по себе, а только в той мере, в какой они реализованы, воплощены в элементах второго рода. Собственно процесс умственной деятельности, по существу, и состоит в преобразовании элементов первого рода в элементы второго рода. Поэтому центральное место в системе элементов, естественно, занимает продумывание или собственно мыслительная работа. Наиболее общими способами мыслительной деятельности являются анализ и синтез, которые реализуются в таких формах, как конкретизация, систематизация, классификация, типизация, обобщение и т.п. Тот или иной комплекс рассмотренных умственных действий представляет основу формирования процесса достижения цели или конкретной операции как средства его реализации. Об интенсификации мыслительного процесса в значительной степени можно судить по качеству выполнения элементов первого рода, поскольку роль последних не в формальном выполнении соответствующего действия, а в одновременном осмысливании, анализе, продумывании содержания, существа воспринимаемой информации. Поэтому анализ умственного труда включает определение целесообразности того или иного умственного действия с точки зрения его связи с поиском и принятием решения, например, степени извлечения нужной и полезной информации из прочитанного текста, рас смотренного документа, заслушанного устного сообщения, увиденного при непосредственном наблюдении с минимальными затратами времени.