4. Динамика освоения работы
Освоение работы — это процесс накопления знаний о выполняемых операциях, формирование соответствующих умений и навыков, поиск исполнителем рациональных методов труда, установление нормального темпа работы.
Зависимость между масштабом производства, степенью его освоения и трудоемкостью операции давно привлекала внимание специалистов по нормированию труда. Еще в 20-х гг. XX в. В. М. Иоффе предложил таблицу поправок к нормам времени в зависимости от количества деталей в партии. Проблемы организации и нормирования труда в период освоения исследовались в НИИ труда, в работах Д. И. Эпштейна, К. Т. Джурабаева, Е. И. Шермана и других авторов.
Период освоения работы характеризуется процессами формирования, совершенствования и выработки автоматизма специализированных навыков, для каждого из которых характерна своя интенсивность снижения затрат времени, которую в общем виде можно выразить через коэффициент интенсивности освоения Кинт:
(13.1)
где ti, ti+10 — затраты оперативного времени на изготовление двух изделий, порядковые номера которых различаются на десять единиц.
Исходя из величины Кит можно выделить три этапа освоения работы:
1) определение содержания и метода выполнения операции (Kинт>0,03);
2) совершенствование специализированных навыков (0,03 > Кинт > 0,003);
3) выработка автоматизма выполнения работы (Кинт < 0,003).
На первом этапе по мере выработки метода труда происходит интенсивное снижение затрат времени на выполнение операции. Обычно при изготовлении первых десяти деталей затраты времени уменьшаются в 1,5—3 раза. Первый этап охватывает начальные 40—60 повторений операции. Общее снижение затрат времени составляет до 55%.
На втором этапе происходит коррекция движений исполнителя, рационализация труда (отыскиваются более короткие и менее утомительные движения, исключаются микропаузы). Снижение затрат времени происходит сравнительно менее интенсивно и даже наступает их стабилизация (в случае исчерпания возможностей применяемого метода), усваивается ритм работы, формируются специализированные навыки, причем часть их автоматизируется, затраты времени снижаются на 30—40%.
На третьем этапе образуется устойчивый стереотип. Для него характерно замедленное снижение затрат времени. Действия рабочего становятся точными, экономными. Создается возможность перенести внимание с процесса на результат. Исключаются всякие задержки на обдумывание. Силы и средства организма используются наиболее полно и экономно.
При освоении новых работ существенно изменяется (особенно в условиях массового производства) структура трудовых приемов. В первую очередь это происходит за счет совмещения выполняемых движений, устранения лишних трудовых действий, достижения правильной последовательности выполняемых трудовых приемов, повышения темпа по мере совершенствования специализированных навыков. Совмещение выполняемых приемов как важный признак закрепления навыков является главным фактором снижения вспомогательного времени в период освоения.
В ходе освоения работы рост производительности труда происходит в большей степени, чем сдвиги физиологических функций, хотя соотношение пропорциональности изменений сохраняется. Это свидетельствуете о том, что закрепление оптимального темпа работы способствует экономии энергозатрат. К концу периода освоения операции работа выполняется все более ритмично; это благоприятно сказывается на результатах освоения. Физиологический механизм таких явлений можно рассматривать как очередной этап в формировании рабочего динамического стереотипа.
Следует отметить, что длительность фазы освоения может значительно сократиться за счет обучения рабочих методам труда по данной операции под руководством инструктора.
Проследить наличие всех трех этапов возможно при непрерывном освоении работы в условиях массового и крупносерийного производства. В серийном производстве процесс освоения, как правило, прерывается во времени и охватывает только первые два этапа. При обработке последующих партий в серийном производстве вначале наблюдаются повышенные затраты времени, связанные с восстановлением частично утраченных (вследствие перерыва) специализированных навыков. Этот период врабатываемости охватывает 10—20 повторений и характеризуется менее интенсивным снижением затрат времени по сравнению с этапом освоения, хотя общие затраты времени снижаются на 20—30%, достигая к концу периода уровня средних затрат предыдущей партии. В дальнейшем при обработке партии наблюдается медленное снижение затрат времени, связанное с совершенствованием восстановленных навыков.
В мелкосерийном производстве длительность обработки партии, как правило, не превышает продолжительности освоения. Повторная обработка партии либо наступает через длительный период времени, либо вообще отсутствует. Весь процесс обработки партии в условиях мелкосерийного производства характеризуется высокой интенсивностью снижения затрат, высокой напряженностью физиологических и психологических механизмов, что необходимо учитывать при планировании и проведении мероприятий по нормированию труда, рационализации режима труда и отдыха.
Роль выявленных этапов освоения трудовых процессов в повышении производительности труда различна, в их основе лежат различные механизмы формирования трудовых навыков. Общее снижение трудоемкости в значительной мере зависит от того, сколько этапов освоения реализуется.
Коллективное освоение новых операций рабочими, организованными в комплексные и специализированные бригады, имеет экономические преимущества перед индивидуальным освоением. Регулярное обучение рабочих в бригадах новым методам труда и новым операциям создает возможности более рациональной организации производства, оперативного маневрирования трудовыми ресурсами, способствует повышению производительности труда. При коллективном освоении работ успешнее осваиваются рациональные методы труда, найденные более опытными членами бригады. Эти методы предусматривают более точное соблюдение технологических процессов и приводят к значительному повышению качества продукции, выпускаемой на стадии освоения. Снижение трудоемкости работ, повышение ритмичности в работе бригад, коллективно осваивающих новые трудовые процессы, создают предпосылки улучшения такого важного показателя, как сокращение сроков освоения новых изделий не менее чем на 20—25%.
Зависимость затрат времени (у) от степени освоения производства в общем случае описывается функцией:
у = ах - b, (13.2)
где а — затраты времени на первое изделие (т.е. трудоемкость в момент начала освоения);
х — порядковый помер изделий в партии (или с начала освоения работы);
b — показатель степени, выражающий особенности процесса освоения в конкретных производственных условиях.
Основным фактором в массовом и крупносерийном производстве, определяющим степень освоения, является порядковый номер изделия, изготовленного данным рабочим с начала освоения операции. В серийном производстве факторами освоения оказываются порядковый номер партии, ее размер и периодичность запуска партий в производство (или перерыв в обработке смежных партий). В мелкосерийном производстве единственным существенным фактором освоения работы является размер партии, определяющий число повторений операции с начала ее освоения.
Рис. 13.1. Характер изменения затрат оперативного времени: а— в массовом и крупносерийном производстве; б— в серийном производстве
Интенсивность освоения зависит также от сложности, продолжительности (трудоемкости), уровня автоматизации операции и ряда других факторов.
- Кафедра экономики и менеджмента
- Содержание
- Тема 8. Хронометраж 89
- Тема 9. Методика определения норм труда 98
- Тема 10. Нормативы по труду и порядок их
- Тема 11. Нормирование труда на работах
- Тема 12. Анализ организации нормирования и
- Тема 13. Управление нормированием труда на предприятии 144
- Тема 14. Социальное партнерство 160
- Тема 15. Состав заработной платы и ее
- Тема 16. Направления совершенствования
- Тема 17. Функционально-трудовой анализ 199
- Введение
- Тема 1. Труд как основа жизнедеятельности человека и общества
- Основные понятия
- Виды труда
- Компоненты деятельности человека
- Труд как предмет государственной политики
- Предмет и структура курса «Организация, нормирование и оплата труда на предприятии отрасли». Его связь с другими учебными дисциплинами
- Литература
- Тема 2. Сущность и содержание нормирования труда на предприятии
- Нормы-величины и нормы-правила. Объекты нормирования труда
- Содержание нормирования труда
- Принципы организации и нормирования труда
- Функции нормирования труда
- Основные тенденции развития нормирования труда в странах с развитой рыночной экономикой
- Литература
- Тема 3. Методы нормирования труда
- Понятие и классификация методов нормирования труда
- Аналитический метод нормирования труда
- Опытно-статистический метод нормирования труда
- 4. Микроэлементное нормирование: сущность, история, зарубежный и отечественный опыт
- Литература
- Тема 4. Содержание и структура трудовых процессов
- Виды и границы разделения труда
- Производственный, технологический и трудовой процессы
- Рабочее место. Структура производственной операции
- Рационализация приемов и методов труда
- Анализ проектирования рациональных приемов и методов труда
- Литература
- Тема 5. Виды норм труда и их характеристики
- Структура задач оптимизации трудовых процессов и норм труда
- Виды норм труда
- 3. Классификация норм труда
- Литература
- Тема 6. Классификация затрат рабочего времени
- Сущность классификации затрат рабочего времени, ее назначение и виды
- Классификация затрат рабочего времени исполнителя, времени использования оборудования, времени производственного процесса
- Время производственного процесса
- Определение слагаемых нормы времени
- Условия и режимы труда и отдыха
- Литература
- Тема 7. Методы изучения затрат рабочего времени. Фотография рабочего дня
- Цели, виды и способы изучения затрат рабочего времени
- Методы изучения затрат рабочего времени, их особенности
- Подготовка к проведению фрв (фотографии рабочего времени)
- Методика проведения наблюдения и записи результатов наблюдения
- Обработка и анализ данных фрв
- Метод моментных наблюдений: цель проведения, методика проведения, обработка и анализ данных
- Литература
- Тема 8. Хронометраж
- Понятие, цели и способы проведения хронометража
- Подготовка к наблюдению
- Обработка и анализ результатов наблюдения
- Оценка темпа работы при проведении хронометража
- Литература
- Тема 9. Методика определения норм труда
- Структура технически обоснованной нормы времени, методика ее определения
- Норма выработки и методика ее определения
- Взаимосвязь нормы выработки и нормы времени
- Установление нормированных заданий
- Особенности нормирования труда в бригадах
- Литература
- Тема 10. Нормативы по труду и порядок их разработки
- Сущность и назначение нормативов по труду
- Классификация нормативов по труду
- Этапы разработки нормативов по труду
- 4. Порядок проведения проверки проекта нормативов на предприятии
- Корректировка нормативов с учетом результатов производственной проверки
- Литература
- Тема 11. Нормирование труда на работах по обслуживанию и управлению производством
- Особенности и виды норм труда для вспомогательных рабочих
- Методы разработки норм труда на обслуживание производства
- Особенности управленческого труда на современном этапе, определяющие подходы к нормированию
- Отечественный опыт нормирования управленческого труда
- Нормирование управленческого труда в экономически развитых странах
- Литература
- Тема 12. Анализ организации нормирования и оплаты труда
- Анализ организации нормирования и оплаты труда
- Учет выполнения норм труда
- Понятие и уровень напряженности норм труда
- Внедрение норм труда. Особенности внедрения норм труда в период освоения производства новой продукции
- Организация пересмотра норм труда на предприятии
- Оценка экономической эффективности совершенствования нормирования труда
- Литература
- Тема 13. Управление нормированием труда на предприятии
- Система установления норм труда
- Нормативные материалы для нормирования труда
- Функции отдела организации труда и заработной платы (оотиз)
- 4. Динамика освоения работы
- Должностная инструкция инженеру по нормированию труда
- 1 Общие положения
- 2 Функции
- 3 Должностные обязанности
- 4 Права
- 5 Ответственность
- Литература
- Тема 14. Социальное партнерство
- Понятие и принципы социального партнерства
- История организации социального партнерства
- Соглашение и коллективный договор
- Литература
- Тема 15. Состав заработной платы и ее совершенствование
- Принципы формирования доходов в рыночной экономике
- Структура доходов населения Республики Беларусь
- Состав заработной платы
- Литература
- Методика определения нормируемой величины фонда заработной платы
- Тенденции изменений в области оплаты труда за рубежом
- Тенденции развития и перестройки оплаты труда на предприятиях Германии
- Новая система оплаты труда в тарифной области на примере ао "хоест"
- 1. Необходимость реформирования тарифной системы оплаты труда
- 2. Цели новой системы оплаты труда ( нсо т) в тарифной сфере
- 3. Порядок разработки и введения нсот
- 4. Структурные элементы нсот
- 5. Концепция системы оценки результатов труда
- Только для руководителей
- «Шведская модель»
- Литература
- Тема 17. Функционально-трудовой анализ
- Основные понятия и проблемы
- Типы анализа и этапы его проведения
- Особенности функционального трудового анализа в сфере умственного труда
- Организация работы по функционально-трудовому анализу
- Литература
- Использование данных нормирования труда при расчете основных производственных показателей
- Использование математико-статистического анализа в нормировании труда
- Список используемых источников