Понятие и принципы социального партнерства
В поэтапном продвижении к унификации регулирующих воздействий на сферу оплаты труда целесообразно использовать возможности коллективно-договорного механизма и опыт заключения межгосударственные тарифных соглашений. Очень важно расширить границы социального партнерства посредством заключения международных соглашений. Это позволит обеспечить динамичный рост благосостояния населения Союзного государства, повысить гарантии в оплате труда, широкомасштабно реализовать принцип равной оплаты за труд равной сложности, сохранить интеллектуальный потенциал на постсоветском пространстве, усилить социальную направленность реформ, интернационализировать стоимость рабочей силы, создать действенные институты в сфере регулирования оплаты труда.
Кроме этого, целесообразно заключение территориальных межгосударственных соглашений, в частности в рамках приграничных межгосударственных регионов, что предусматривает определение единого территориального минимума заработной платы, унифицированных подходов в соотношениях оплаты труда по группам организаций (отраслям), в установлении доплат и надбавок в целях сохранения в приграничных регионах квалифицированной рабочей силы и доплат компенсационного характера, особенно в экологически дестабилизированных регионах, в обеспечении справедливой неифлятогенной индексации.
В ракурсе формирования институтов, регулирующих сферу трудовых отношений, особое внимание следует уделить совершенствованию деятельности профсоюзов, повышению их роли и результативности функционирования. Наиболее важно сконцентрироваться на следующих проблемах: обеспечении независимости профсоюзов в сочетании с предотвращением тенденций их монополизации и требованием обязательного выполнения ими принятых обязательств; создании условий для повышения профессиональной подготовки и формировании исследовательской базы союзов наемных работников; конкретизации процедуры обсуждения коллективного договора в ракурсе реализации принципов автономности, обратной связи, позитивности и динамичности регулирующих воздействий. Это позволит нацелить вектор институциональных преобразований на преодоление формализма, идентификацию интересов нанимателей и работников, расширение возможностей в использовании экономической информации, развитие аналитико-конструктивных и стратегических подходов к решению социально-экономических проблем.
Понятие и принципы социального партнерства определены в Трудовом кодексе Республики Беларусь в следующей редакции
«Социальное партнерство - форма взаимодействия органов государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников, уполномоченных в соответствии с актами законодательства представлять их интересы, (субъектов социального партнерства) при разработке и реализации социально-экономической политики государства, основанная на учете интересов различных слоев и групп общества в социально-трудовой сфере посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов» (ст. 352).
«Основными принципами социального партнерства являются:
равноправие сторон;
соблюдение норм законодательства;
полномочность принятия обязательств;
добровольность принятия обязательств;
учет реальных возможностей принятия реальных обязательств;
обязательность выполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства;
отказ от односторонних действий, нарушающих договоренности;
взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации» (ст. 353).
«Представительство интересов работников могут осуществлять соответствующие профессиональные союзы и иные представительные органы работников, действующие на основании актов законодательства.
Представительство интересов работников не могут осуществлять руководитель организации и его заместители» (ст. 354).
«Представителями интересов нанимателя выступают руководитель организации или лица, уполномоченные учредительными документами организации или локальными нормативными актами этих организаций.
Представительство интересов нанимателей на республиканском, отраслевом, территориальном уровнях осуществляют соответствующие объединения нанимателей» (ст. 355).
Основные положения ведения переговоров определены Трудовым кодексом Республики Беларусь следующим образом.
«Представительные органы работников и нанимателей как стороны коллективных трудовых отношений вправе участвовать в коллективных переговорах и выступать инициатором коллективных переговоров по заключению и изменению соглашения или коллективного договора.
При наличии на уровне отрасли, территории, организации нескольких представительных органов работников каждому из них предоставляется право на ведение коллективных переговоров от имени представляемых им работников.
Не допускается ведение коллективных переговоров и заключение соглашений или коллективных договоров от имени работников органами, созданными или финансируемыми нанимателями, государственными органами, политическими партиями.
Не допускается ведение коллективных переговоров и заключение соглашений или коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими нанимателей» (ст. 356).
«Каждая сторона коллективных трудовых отношений имеет право направить другой стороне письменное требование о проведении коллективных переговоров по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, соглашения, которые другая сторона обязана начать в семидневный срок. Коллективные переговоры могут быть начаты в иной срок по соглашению сторон. Для ведения коллективных переговоров стороны на равноправной основе создают комиссию из уполномоченных представителей.
Представители сторон коллективных трудовых отношений должны иметь документ, в котором подтверждены их полномочия.
Состав комиссии, сроки и место проведения коллективных переговоров определяются сторонами коллективных трудовых отношений.
Стороны не имеют права прекратить коллективные переговоры в одностороннем порядке, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Наниматели (их объединения), соответствующие органы государственного управления обязаны предоставлять информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.
Представители сторон коллективных переговоров, разглашающие сведения, являющиеся государственной или коммерческой тайной, несут ответственность в соответствии с законодательством» (ст. 357).
- Кафедра экономики и менеджмента
- Содержание
- Тема 8. Хронометраж 89
- Тема 9. Методика определения норм труда 98
- Тема 10. Нормативы по труду и порядок их
- Тема 11. Нормирование труда на работах
- Тема 12. Анализ организации нормирования и
- Тема 13. Управление нормированием труда на предприятии 144
- Тема 14. Социальное партнерство 160
- Тема 15. Состав заработной платы и ее
- Тема 16. Направления совершенствования
- Тема 17. Функционально-трудовой анализ 199
- Введение
- Тема 1. Труд как основа жизнедеятельности человека и общества
- Основные понятия
- Виды труда
- Компоненты деятельности человека
- Труд как предмет государственной политики
- Предмет и структура курса «Организация, нормирование и оплата труда на предприятии отрасли». Его связь с другими учебными дисциплинами
- Литература
- Тема 2. Сущность и содержание нормирования труда на предприятии
- Нормы-величины и нормы-правила. Объекты нормирования труда
- Содержание нормирования труда
- Принципы организации и нормирования труда
- Функции нормирования труда
- Основные тенденции развития нормирования труда в странах с развитой рыночной экономикой
- Литература
- Тема 3. Методы нормирования труда
- Понятие и классификация методов нормирования труда
- Аналитический метод нормирования труда
- Опытно-статистический метод нормирования труда
- 4. Микроэлементное нормирование: сущность, история, зарубежный и отечественный опыт
- Литература
- Тема 4. Содержание и структура трудовых процессов
- Виды и границы разделения труда
- Производственный, технологический и трудовой процессы
- Рабочее место. Структура производственной операции
- Рационализация приемов и методов труда
- Анализ проектирования рациональных приемов и методов труда
- Литература
- Тема 5. Виды норм труда и их характеристики
- Структура задач оптимизации трудовых процессов и норм труда
- Виды норм труда
- 3. Классификация норм труда
- Литература
- Тема 6. Классификация затрат рабочего времени
- Сущность классификации затрат рабочего времени, ее назначение и виды
- Классификация затрат рабочего времени исполнителя, времени использования оборудования, времени производственного процесса
- Время производственного процесса
- Определение слагаемых нормы времени
- Условия и режимы труда и отдыха
- Литература
- Тема 7. Методы изучения затрат рабочего времени. Фотография рабочего дня
- Цели, виды и способы изучения затрат рабочего времени
- Методы изучения затрат рабочего времени, их особенности
- Подготовка к проведению фрв (фотографии рабочего времени)
- Методика проведения наблюдения и записи результатов наблюдения
- Обработка и анализ данных фрв
- Метод моментных наблюдений: цель проведения, методика проведения, обработка и анализ данных
- Литература
- Тема 8. Хронометраж
- Понятие, цели и способы проведения хронометража
- Подготовка к наблюдению
- Обработка и анализ результатов наблюдения
- Оценка темпа работы при проведении хронометража
- Литература
- Тема 9. Методика определения норм труда
- Структура технически обоснованной нормы времени, методика ее определения
- Норма выработки и методика ее определения
- Взаимосвязь нормы выработки и нормы времени
- Установление нормированных заданий
- Особенности нормирования труда в бригадах
- Литература
- Тема 10. Нормативы по труду и порядок их разработки
- Сущность и назначение нормативов по труду
- Классификация нормативов по труду
- Этапы разработки нормативов по труду
- 4. Порядок проведения проверки проекта нормативов на предприятии
- Корректировка нормативов с учетом результатов производственной проверки
- Литература
- Тема 11. Нормирование труда на работах по обслуживанию и управлению производством
- Особенности и виды норм труда для вспомогательных рабочих
- Методы разработки норм труда на обслуживание производства
- Особенности управленческого труда на современном этапе, определяющие подходы к нормированию
- Отечественный опыт нормирования управленческого труда
- Нормирование управленческого труда в экономически развитых странах
- Литература
- Тема 12. Анализ организации нормирования и оплаты труда
- Анализ организации нормирования и оплаты труда
- Учет выполнения норм труда
- Понятие и уровень напряженности норм труда
- Внедрение норм труда. Особенности внедрения норм труда в период освоения производства новой продукции
- Организация пересмотра норм труда на предприятии
- Оценка экономической эффективности совершенствования нормирования труда
- Литература
- Тема 13. Управление нормированием труда на предприятии
- Система установления норм труда
- Нормативные материалы для нормирования труда
- Функции отдела организации труда и заработной платы (оотиз)
- 4. Динамика освоения работы
- Должностная инструкция инженеру по нормированию труда
- 1 Общие положения
- 2 Функции
- 3 Должностные обязанности
- 4 Права
- 5 Ответственность
- Литература
- Тема 14. Социальное партнерство
- Понятие и принципы социального партнерства
- История организации социального партнерства
- Соглашение и коллективный договор
- Литература
- Тема 15. Состав заработной платы и ее совершенствование
- Принципы формирования доходов в рыночной экономике
- Структура доходов населения Республики Беларусь
- Состав заработной платы
- Литература
- Методика определения нормируемой величины фонда заработной платы
- Тенденции изменений в области оплаты труда за рубежом
- Тенденции развития и перестройки оплаты труда на предприятиях Германии
- Новая система оплаты труда в тарифной области на примере ао "хоест"
- 1. Необходимость реформирования тарифной системы оплаты труда
- 2. Цели новой системы оплаты труда ( нсо т) в тарифной сфере
- 3. Порядок разработки и введения нсот
- 4. Структурные элементы нсот
- 5. Концепция системы оценки результатов труда
- Только для руководителей
- «Шведская модель»
- Литература
- Тема 17. Функционально-трудовой анализ
- Основные понятия и проблемы
- Типы анализа и этапы его проведения
- Особенности функционального трудового анализа в сфере умственного труда
- Организация работы по функционально-трудовому анализу
- Литература
- Использование данных нормирования труда при расчете основных производственных показателей
- Использование математико-статистического анализа в нормировании труда
- Список используемых источников