Информационные технологии при проведении реорганизации
Часто возникает вопрос о проведении реинжиниринга бизнес-процессов в связи с внедрением компьютерных систем управления (табл. 1). Более того, существует устоявшееся мнение, что процесс внедрения системы управления должен сопровождаться реструктуризацией бизнес-процессов предприятия. Необходимо определиться, что реинжиниринг и внедрение КИС (корпоративной информационной системы) есть процессы совершенно различные, и ни в коем случае их не следует смешивать. Более того большинство неудач при внедрении КИС связаны именно с тем, что перед началом проекта не была четко уяснена его цель, в процессе автоматизации становились явными недостатки предыдущей системы, появлялась возможность изменить, ускорить, расширить сложившиеся процессы, принималось решение о локальной реструктуризации, слабо контролируемой и нетехнологичной.
Тем не менее, информационные технологии играют определяющую роль в реинжиниринге бизнеса, современные передовые информационные технологии являются неотъемлемой частью любого реинжинирингового мероприятия, существенным конструктивным фактором его успеха.
М. Хаммер и Дж. Чампи [1] выразили значимость информационных технологий для реинжиниринга в виде следующих утверждений:
Компания, которая не способна сменить свое мышление с дедуктивного на индуктивное, не готова к проведению реинжиниринга.
Компания, которая ставит знак равенства между технологией и автоматизацией, не готова к проведению реинжиниринга,
Компания, которая сначала ищет проблемы, а затем для их решения подыскивает технологии, не готова к проведению реинжиниринга.
Можно определить различия данных определений следующим образом: дедуктивное решение есть поиск решения выявленной проблемы, а индуктивное мышление сначала определяет эффективное решение, а затем определяет проблемы, которое найденное решение исключает. А основным инструментом для построения новых возможностей служат информационные технологии, однако их неправильное применение может сорвать реинжиниринг, усиливая как старые способы мышления, так и прежние стереотипы поведения.
Таблица 1. Этапы РБП и внедрения корпоративной информационной системы
Этапы реинжиниринга | Этапы разработки и внедрения корпоративной информационной системы (КИС) |
1. Разработка образа будущей компании | 1. Предварительное обследование |
2. Создание модели существующей компании (модель «как есть») | 2. Разработка технического задания на создание КИС |
3. Разработка нового бизнеса(модель «как должно быть») | 3. Создание системы Объектоориентированная, поэтапная, итерационная разработка продукта |
3.1 Перепроектирование бизнес-процессов | |
3.2 Разработка бизнес-процессов компании на уровне трудовых ресурсов | |
3.3 Разработка поддерживающих информационных систем | |
4. Внедрение перепроектированных процессов
Эволюционные улучшения бизнес-процессов, использование иных методик | 4. Внедрение системы |
4.1 Подготовка объекта к внедрению системы | |
4.2 Сдача задач и подсистем в опытную эксплуатацию | |
4.3 Проведение опытной эксплуатации | |
4.4 Сдача задач, подсистем, системы в целом в промышленную эксплуатацию |
Ключевой функцией процесса преобразований деятельности предприятия есть построение моделей деятельности предприятия. На данном этапе осуществляется обработка результатов обследования и построение моделей деятельности предприятия следующих двух видов [9]:
модели “как есть”, представляющей собой "снимок" положения дел на предприятии (структура организации, взаимодействия подразделений, принятые технологии, автоматизированные и неавтоматизированные бизнес-процессы и т.д.) на момент обследования и позволяющей понять, что делает и как функционирует данное предприятие с позиций системного анализа, а также на основе автоматической верификации выявить ряд ошибок и узких мест и сформулировать ряд предложений по улучшению ситуации;
модели “как должно быть”, интегрирующей перспективные предложения руководства и сотрудников предприятия, экспертов и системных аналитиков и позволяющей сформировать видение новых рациональных технологий работы предприятия.
Каждая из моделей включает в себя полную структурную функциональную модель деятельности, информационную модель, как правило, с использованием нотации “сущность-связь”, а также, в случае необходимости, событийную (описывающую поведение) модель с использованием диаграмм переходов состояний.
Переход от модели “как есть” к модели ”как должно быть” осуществляется следующими двумя способами.
Совершенствование технологий на основе оценки их эффективности. При этом критериями оценки являются стоимостные и временные затраты выполнения бизнес-процессов, дублирование и противоречивость выполнения отдельных задач бизнес-процесса, степень загруженности сотрудников (“легкий” реинжиниринг).
Радикальное изменение технологий и переосмысление бизнес-процессов (“жесткий” реинжиниринг). Например, вместо попыток улучшения бизнес-процесса проверки кредитоспособности клиента, может быть следует задуматься, а нужна ли вообще такая проверка? Возможно затраты на такие проверки каждого из клиентов во много раз превышают убытки, которые может понести предприятие в отдельных случаях недобросовестности (в случае, когда клиентов много, а суммы закупок незначительны). Построенные модели являются не просто реализацией начальных этапов разработки системы и техническим заданием на последующие этапы. Они представляют собой самостоятельный отделяемый результат, имеющий большое практическое значение, в частности:
Модель “как есть” включает в себя существующие неавтоматизированные технологии, работающие на предприятии. Формальный анализ этой модели позволит выявить узкие места в технологиях и предложить рекомендации по ее улучшению (независимо от того, предполагается на данном этапе автоматизация предприятия или нет).
Она позволяет осуществлять автоматизированное и быстрое обучение новых работников конкретному направлению деятельности предприятия (так как ее технология содержится в модели) с использованием диаграмм (известно, что "одна картинка стоит тысячи слов").
С ее помощью можно осуществлять предварительное моделирование нового направления деятельности с целью выявления новых потоков данных, взаимодействующих подсистем и бизнес-процессов.
Средством реализации предложенных задач могут служить CASE – средства. (Computer-Aided Software/System Engineering). В настоящее время не существует общепринятого определения CASE. Содержание этого понятия обычно определяется перечнем задач, решаемых с помощью CASE, а также совокупностью применяемых методов и средств. Можно определить CASE, как технологию, представляющую собой совокупность методологий анализа, проектирования, разработки и сопровождения сложных систем программного обеспечения (ПО), поддержанную комплексом взаимоувязанных средств автоматизации. CASE - это инструментарий для системных аналитиков, разработчиков и программистов, заменяющий им бумагу и карандаш на компьютер для автоматизации процесса проектирования и разработки ПО.
При использовании CASE-технологий изменяются все этапы жизненного цикла программной системы, при этом наибольшие изменения касаются этапов анализа и проектирования. В большинстве современных CASE-систем применяются методологии структурного анализа и проектирования, основанные на наглядных диаграммных техниках, при этом для описания модели проектируемой системы используются графы, диаграммы, таблицы и схемы. Такие методологии обеспечивают строгое и наглядное описание проектируемой системы, которое начинается с ее общего обзора и затем детализируется, приобретая иерархическую структуру со все большим числом уровней.
Несмотря на то, что структурные методологии зарождались как средства анализа и проектирования ПО, сфера их применений выходит далеко за рамки названной предметной области. Поэтому CASE-технологии успешно применяются для моделирования практически всех предметных областей, однако устойчивое положение они занимают в следующих областях:
бизнес-анализ (фактически, модели деятельности предприятий “как есть” и ”как должно быть” строятся с применением методов структурного системного анализа и поддерживающих их CASE-средств);
системный анализ и проектирование (практически любая современная крупная программная система разрабатывается с применением CASE-технологий по крайней мере на этапах анализа и проектирования, что связано с большой сложностью данной проблематики и со стремлением повысить эффективность работ).
Практически ни один серьезный зарубежный программный проект не осуществляется без использования CASE-средств. Известная методология структурного системного анализа SADT (Structured Analysis and Desing Technique), точнее ее подмножество IDEF0 (Icam DEFinition - IDEF) принята в качестве стандарта на разработку ПО Министерством обороны США. Более того, среди менеджеров и руководителей компьютерных фирм считается чуть ли не правилом хорошего тона знать основы SADT и при обсуждении каких-либо вопросов нарисовать простейшую диаграмму, поясняющую суть дела.
В процессе реорганизации деятельности предприятия, проведения реинжиниринга бизнес-процессов нельзя присваивать более высокий приоритет информационным технологиям и отходить от методических основ, технологии реинжиниринга в угоду краткосрочной выгоде. В результате следования основным принципам реинжиниринга можно добиться поставленных целей. На основе вышесказанного можно сделать следующий вывод - вектор развития реинжиниринга должен являться базой внедрения информационных процессов.
Маркетинг – Стремоусова
- 1. Персональный имидж. Способы корректировки имиджа
- 2 Главных закона построения имиджа:
- 2. Корпоративный имидж и инструменты его создания. Репутация фирмы
- 1. Понятие массовой коммуникации. Психологические и социально-психологические модели массовой коммуникации
- 2. Роль потребностей, мотивов в восприятии массовой коммуникации Потребности–мотивационная основа восприятия и понимания текстов массовой информации
- 4. Роль установки и стереотипа в процессе массовой коммуникации
- Характеристики установок
- Роль стереотипа в процессе массовой коммуникации
- Тенденции развития современного менеджмента
- Классификация стратегий предприятия
- Методика принятия стратегических управленческих решений
- Информационные технологии при проведении реорганизации
- 1.Товарная политика фирмы
- Закономерности международных отношений
- Цели и средства участников международных отношений
- 1. Цели и интересы в международных отношениях
- 2. Средства и стратегии участников международных отношений
- 3. Особенности силы как средства международных авторов
- Понятие конфликта и их классификация
- 3.Среда конфликта.
- 1.Мотивы сторон.
- 2. Динамика конфликтов.
- 2. Динамика переговоров
- 3. Психологические механизмы и технология переговорного процесса
- 4. Специфика ведения переговоров с противником
- 2.2. Медиация, как альтернативная форма разрешения конфликта
- Функции корпоративной культуры
- 1.1. Понятие политического процесса.
- 1.2. Структура и акторы политического процесса.
- 1.3. Политические изменения и их типы.
- 1.4. Особенности политических процессов
- 1.5. Типология политических процессов
- 2. Методологические подходы к анализу политических процессов
- 2.1. Институциональный подход
- 2.2. Бихевиорализм.
- 2.3. Структурно-функциональный анализ.
- 2.4. Социологический подход.
- 2.5. Теория рационального выбора.
- 2.6. Дискурсный подход
- 2. Типология и этапы pr- кампании.
- Характеристика этапов проведения pr –кампании
- 4. Основные стратегии проектирования. Этапы pr-проекта
- Задачи пресс-службы
- 2. Оперативные документы в работе пресс-службы. Основные информационные документы
- 3. Мероприятия, организуемые пресс-службой в работе со сми. Приемы связи пресс-службы со сми
- 1. Государственная служба как особый институт в структуре государственной власти. Принципы государственной службы
- Структура отдела по связям с общественностью
- 1.Зарубежный опыт государственного управления в унитарных и федеративных государствах
- 2. Зарубежный опыт муниципального управления в унитарных и федеративных государствах зарубежный опыт местного самоуправления
- Pr в социальной сфере: сущность, роль и необходимость.
- 4.2 Благотворительность
- 4.3 Организация и проведение культурно-массовых мероприятий
- 4.4 Долгосрочные социальные программы
- 4.5 Социальный пр в сфере культуры
- 4.6 Организация и поддержка коммерческих проектов
- 4.7 Спонсоринг
- 4.8 Фанд-рейзинг
- 3. Формирование и развитие имиджа и паблисити в социальной сфере
- 1.Информационные технологии в связях с общественностью
- 2. Функции pr - подразделений
- 3. Содержание административно-управленческой реформы в рф на современном этапе.
- Политическое лидерство: теории, концепции, механизм рекрутирования
- 3. Элита: понятие, теории и классификация.
- 4. Современная политическая элита в России – способы рекрутирования, характерные черты.