Понятие конфликта и их классификация
Сегодня существует множество определений понятия конфликта. Рассмотрим некоторые из них. Само понятие конфликт берет свое начало от латинского слова «conflictus» - столкновение. Английский социолог Э.Гидденс дает такое определение конфликта: «Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы и средства, мобилизуемые каждой из сторон». [2, с. 62]
Российские конфликтологи Ф.М.Бородкин и Н.М.Коряк уточняют понятие конфликта. По их мнению, конфликт - это деятельность людей, и, следовательно, всегда предполагает преследование цели. [Бородкин Ф.М., Корняк Н.М.].
Под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей, их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций и интересов.
Считается, что стороны находятся в конфликте, если действия хотя бы одной из них оказывают отрицательное воздействие на другую, причем если он не переходит определенных рамок, то это называется конкуренцией; в противоположной ситуации имеют место отношения сотрудничества, а если влияния нет вообще - стороны независимы друг от друга.
Прежде конфликты рассматривались исключительно негативно, и все действия администрации сводились к их немедленному силовому подавлению, только загонявшему проблемы внутрь и ничуть не улучшающему ситуации. Современная точка зрения состоит в том, что многие конфликты не только допустимы, но и желательны, ибо позволяют выявить «подводные камни», скрытые от глаз процессы, разнообразие точек зрения на те или иные события, получить дополнительную информацию, что в целом облегчает процесс управления и способствует повышению его эффективности.
По отношению к отдельному субъекту конфликты бывают внутренними и внешними. К первым относятся внутриличностные конфликты; ко вторым: межличностные; между личностью и группой; межгрупповые (Приложение 1).
Возникновение внутриличностных конфликтов обусловлено противоречием человека с самим собой, которое может порождаться такими обстоятельствами, как необходимость выбора между двумя взаимоисключающими вариантами действий, каждый из которых в одинаковой степени желателен; несовпадением внешних требований и внутренних позиций; неоднозначностью восприятия ситуации, целей и средств их достижения, потребностей и возможностей их удовлетворить; влечениями и обязанностями; различного рода интересами и т.п. В общем же случае чаще всего речь идет о «выборе в условиях изобилия» (мотивационный конфликт) или «выборе наименьшего зла» (ролевой конфликт).
«Межличностные конфликты, как считается, на 75 - 80% порождаются столкновением материальных интересов отдельных субъектов, хотя внешне это проявляется как несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей. Для руководителей такие конфликты представляют наибольшую трудность, ибо все их действия, независимо от того, имеют они отношения к самому конфликту или нет, в первую очередь рассматриваются через его призму» [4, с.111] .
«Конфликты между личностью и группой в основном обусловлены несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения, а межгрупповые порождаются в борьбе за ограниченные ресурсы или сферы влияния» [4,с.132].
С точки зрения организационных уровней, к которым принадлежат стороны, конфликты можно разделить на горизонтальные и вертикальные. К первому виду можно отнести конфликт между отдельными направлениями деятельности организации, между формальным и неформальным коллективами и т.п. Ко второму виду принадлежат конфликты между различными уровнями иерархии. «Практика показывает, что таких конфликтов большинство -- до 70-80%. Взаимопереплетение внутриорганизационных отношений на практике приводит к тому, что многие конфликты являются смешанными, содержащими в себе те и другие элементы» [4,с.135]..
По сфере возникновения и развития конфликты можно разделить на деловые, связанные с официальной деятельностью человека, выполнением им должностных обязанностей, и личностные, затрагивающие его неофициальные отношения.
По распределению между сторонами потерь и выигрышей конфликты можно разделить на симметричные и асимметричные. В первом случае они распределяются поровну; во втором одни выигрывают или теряют существенно больше, чем другие.
Если участники конфликта прячут его от посторонних глаз, или конфликт еще не «созрел», что, понятно, затрудняет процесс управления им или его разрешения, он является скрытым; в противном случае конфликт считается открытым. Поскольку открытый конфликт находится под контролем руководства, он менее опасен для организации; скрытый же может незаметно подтачивать ее основы, хотя внешне будет казаться, что все идет нормально.
Скрытые конфликты часто развиваются в форме интриги, под которой в управлении понимается нечестное запутывание руководителей и коллег с целью вынудить их к определенным действиям, приносящим выгоду инициаторам и ущерб тем, против которых направлена интрига. Орудием интриги является искаженная информация, распространяемая через «третьи руки», с помощью которой очерняются или обеляются люди и их поступки.
Открытые конфликты могут быть связаны с образованием клик, то есть групп сотрудников, активно противопоставляющих себя официальной или поддерживаемой большинством линии с целью захвата формальной или неформальной власти в организации либо упрочения своих позиций.
По характеру конфликты принято делить на объективные и субъективные. Первые связаны с реальными проблемами и недостатками, возникающими в процессе функционирования и развития организации. Вторые обусловлены различием индивидуальных оценок тех или иных событий, отношений между людьми и пр. Таким образом, в одном случае у конфликта существует объект; в другом -- таковой отсутствует [Каверин С.Б.].
Имеющие место различия во взглядах и оценках составляют предмет конфликта. Если они мнимые и люди просто по-разному выражают свое одинаковое по существу мнение, конфликт оказывается не только субъективным, но и беспредметным. В противоположность этому объективные конфликты всегда предметны.
В организации объективные конфликты, как правило, связаны с недостатками в ее деятельности, поэтому имеют деловую основу. Субъективные же конфликты по своей природе всегда эмоциональны и часто являются результатом психологической несовместимости людей, их непонимания и нежелания понять друг друга.
«По своим последствиям конфликты бывают конструктивными и деструктивными. Конструктивные конфликты предполагают возможность рациональных преобразований в организации, в результате чего устраняется сам их объект, а, следовательно, могут принести ей большую пользу, способствовать ее развитию. Если же конфликт не имеет под собой реальной почвы, то становится деструктивным, поскольку сначала разрушает систему отношений между людьми, а затем вносит дезорганизацию в ход производственных процессов, управляемых ими» [10, с.29].
Нужно иметь в виду, что любой конструктивный конфликт, если его своевременно не преодолеть, превращается в деструктивный. Люди начинают демонстрировать друг другу личную антипатию, придираться, унижать окружающих, навязывать им свою точку зрения, отказываться решать назревшие проблемы.
Во многом превращение конструктивного конфликта в деструктивный связано с особенностями личности самих его участников. Новосибирские ученые Ф. Бородкин и Н. Коряк выделяют шесть типов «конфликтных» личностей, которые вольно или невольно провоцируют дополнительные столкновения с окружающими (см. рис. 1.1) [Бородкин Ф.М., Корняк Н.М.].
К ним относятся:
демонстративные, стремящиеся быть в центре внимания, являющиеся инициаторами споров, в которых проявляют излишние эмоции;
ригидные, обладающие завышенной самооценкой, не считающиеся с мнением других, некритически относящиеся к своим поступкам, болезненно обидчивые, склонные вымещать зло на окружающих;
неуправляемые, отличающиеся импульсивностью, агрессивностью, непредсказуемостью поведения, слабым самоконтролем;
сверхточные, характеризующиеся излишней требовательностью, мнительностью, подозрительностью, мелочностью;
целенаправленно конфликтные, рассматривающие конфликт как средство достижения собственных целей, склонные манипулировать окружающими в своих интересах
бесконфликтные, которые своим стремлением всем угодить только создают новые конфликты.
Структура конфликта.
Среди понятий, которыми характеризуется структура конфликта, выделяют такие, как конфликтная ситуация, ее образы, объект, а иногда и предмет конфликта, участники, условия протекания, действия сторон, приемы и способы противодействия.
Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Поэтому структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.
Кроме понятия "конфликт" часто используется и "конфликтная ситуация" - частное понятие по отношению к конфликту. Поэтому структура конфликта может рассматриваться и как структура конфликтной ситуации. Основные компоненты структуры конфликта могут быть представлены так:
Конфликтная ситуация, предмет конфликта, объект, мотивы, информационная модель конфликтной ситуации, группа поддержки, стратегия, тактика, оппоненты, другие участники.
Каждая конфликтная ситуация имеет объективное содержание и субъективное значение. Рассмотрим содержание конфликтнойситуации. (Слайд - конфликтная ситуация)
1. Участники конфликта. В любом социальном конфликте
основными действующими лицами являются люди. Они могут образовывать различные группировки и социальные группы вплоть до таких образований, как государства.
Степень участия в конфликте может быть различной: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Исходя из этого выделяют элементы конфликта:
Такими элементами являются:
объект конфликта;
участники конфликта;
среда конфликта.
Объект
конфликта
под объектом конфликта понимают ту ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов участников конфликта;
объектами конфликта могут быть ценности самого различного вида: материальные, духовные, ресурсные, религиозные, политические и т. д.
объект конфликта всегда связан с интересами участников конфликта, причем эти интересы находятся в противоречии;
объект конфликта может быть явным и латентным.
Основные
участники конфликта
Это всегда прямые, непосредственные стороны, участвующие в противоборстве. Им принадлежит решающая и наиболее активная в его возникновении и развитии.
Основные участники конфликта являются его главными действующими лицами и противоречие именно их интересов лежит в основе противоборства. Поэтому основных участников именуют субъектами, или оппонентами (от лат. opponens - возражающий) конфликта. Некоторые авторы выделяют такое понятие, как ранг оппонента. Ранг участников конфликта непосредственно связан с их социальным статусом – положением, занимаемым в обществе.
2.К неосновным участникам конфликта относятся все остальные участники конфликта.
Среди косвенных участников конфликта следует выделить – группы поддержки.
Важную роль в возникновении и развитии конфликта имеют и другие его участники:
инициаторы (зачинщики);
организаторы;
пособники;
посредники (медиаторы).
1.Инициаторы (зачинщики) – те участники конфликта, которые берут на себя инициативу в развязывании конфликта между другими лицами, группами или государствами.
2.Организаторы – группа лиц (или отдельное лицо), разрабатывающая общий план противоборства с оппонентом с целью разрешения противоречия в свою пользу.
3. Пособники – лица, которые помогают участникам конфликта в его развязывании, организации и развитии.
Посредники (медиаторы) – третья сторона в конфликте и его косвенные участники.
Цель посредничества – добиться прекращения конфликта путем нахождения компромисса между его оппонентами
Другие участники. В данную группу входят субъекты, которые оказывают влияние на ход и результаты конфликта. Это подстрекатели и организаторы.
Подстрекатель– это лицо, организация или государство, подталкивающее к конфликту.
Организатор – лицо или группа, планирующее конфликт и его развитие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников.
Предмет конфликта. Ядром любого конфликта является противоречие. Проблема конфликта остается неизменной до тех пор, пока противоречие не разрешится. В большинстве случаев суть противоречия в конфликте не видна, не лежит на поверхности.
Таким образом, предмет конфликта- это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта. Это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.
- 1. Персональный имидж. Способы корректировки имиджа
- 2 Главных закона построения имиджа:
- 2. Корпоративный имидж и инструменты его создания. Репутация фирмы
- 1. Понятие массовой коммуникации. Психологические и социально-психологические модели массовой коммуникации
- 2. Роль потребностей, мотивов в восприятии массовой коммуникации Потребности–мотивационная основа восприятия и понимания текстов массовой информации
- 4. Роль установки и стереотипа в процессе массовой коммуникации
- Характеристики установок
- Роль стереотипа в процессе массовой коммуникации
- Тенденции развития современного менеджмента
- Классификация стратегий предприятия
- Методика принятия стратегических управленческих решений
- Информационные технологии при проведении реорганизации
- 1.Товарная политика фирмы
- Закономерности международных отношений
- Цели и средства участников международных отношений
- 1. Цели и интересы в международных отношениях
- 2. Средства и стратегии участников международных отношений
- 3. Особенности силы как средства международных авторов
- Понятие конфликта и их классификация
- 3.Среда конфликта.
- 1.Мотивы сторон.
- 2. Динамика конфликтов.
- 2. Динамика переговоров
- 3. Психологические механизмы и технология переговорного процесса
- 4. Специфика ведения переговоров с противником
- 2.2. Медиация, как альтернативная форма разрешения конфликта
- Функции корпоративной культуры
- 1.1. Понятие политического процесса.
- 1.2. Структура и акторы политического процесса.
- 1.3. Политические изменения и их типы.
- 1.4. Особенности политических процессов
- 1.5. Типология политических процессов
- 2. Методологические подходы к анализу политических процессов
- 2.1. Институциональный подход
- 2.2. Бихевиорализм.
- 2.3. Структурно-функциональный анализ.
- 2.4. Социологический подход.
- 2.5. Теория рационального выбора.
- 2.6. Дискурсный подход
- 2. Типология и этапы pr- кампании.
- Характеристика этапов проведения pr –кампании
- 4. Основные стратегии проектирования. Этапы pr-проекта
- Задачи пресс-службы
- 2. Оперативные документы в работе пресс-службы. Основные информационные документы
- 3. Мероприятия, организуемые пресс-службой в работе со сми. Приемы связи пресс-службы со сми
- 1. Государственная служба как особый институт в структуре государственной власти. Принципы государственной службы
- Структура отдела по связям с общественностью
- 1.Зарубежный опыт государственного управления в унитарных и федеративных государствах
- 2. Зарубежный опыт муниципального управления в унитарных и федеративных государствах зарубежный опыт местного самоуправления
- Pr в социальной сфере: сущность, роль и необходимость.
- 4.2 Благотворительность
- 4.3 Организация и проведение культурно-массовых мероприятий
- 4.4 Долгосрочные социальные программы
- 4.5 Социальный пр в сфере культуры
- 4.6 Организация и поддержка коммерческих проектов
- 4.7 Спонсоринг
- 4.8 Фанд-рейзинг
- 3. Формирование и развитие имиджа и паблисити в социальной сфере
- 1.Информационные технологии в связях с общественностью
- 2. Функции pr - подразделений
- 3. Содержание административно-управленческой реформы в рф на современном этапе.
- Политическое лидерство: теории, концепции, механизм рекрутирования
- 3. Элита: понятие, теории и классификация.
- 4. Современная политическая элита в России – способы рекрутирования, характерные черты.