logo
Госы

1.2. Структура и акторы политического процесса.

Некоторые исследователи полагают, что политический процесс — стихийное явление, имеющее иррациональный характер, зависящее от воли и харак­тера людей, прежде всего политических лидеров. Значимость случайных явлений и событий особенно заметна на микроуровне. Однако общий характер политической деятельно­сти как целедостижения, а также институциональный и прочие кон­тексты данной деятельности (правила, определенные формы и способы поведения, традиции, господствующие ценности и т.п.) делают политический процесс в целом упорядоченным и осмыс­ленным. Он представляет собой логически разворачиваемую по­следовательность взаимодействий между акторами.

Таким обра­зом, политический процесс — целостное явление, поддающееся структурированию и научному анализу. Непредсказуемость и ка­жущуюся необъяснимость тех или иных событий следует рассматривать в основном как следствие несовершенства научного аппа­рата и инструмента.

Структура политического процесса может быть описана с по­мощью анализа взаимодействия между различными политически­ми акторами, а также посредством выявления динамики (основных фаз политического процесса, смены этих фаз и т.п.) этого явления. Большое значение имеет также выяснение факторов, влияющих на политический процесс. Таким образом, структуру политическо­го процесса можно определить как совокупность взаимодействий между акторами, а также их логической последовательности («сю­жета» политического процесса). Каждый отдельно взятый полити­ческий процесс имеет свою собственную структуру и, соответст­венно, свой собственный «сюжет». Акторы, совокупность их взаи­модействий, последовательность, динамика или сюжет, времен­ные единицы измерения, а также факторы, влияющие на полити­ческий процесс, обычно носят название параметры политичес­кого процесса.

Основными акторами политического процесса являются политические системы, политические институты (государство, граждан­ское общество, политические партии и т.д.), организованные и не­организованные группы людей, а также индивиды.

Политический институт — воспроизводимая с течением времени совокупность норм и правил, а также организационного потенциала, упорядочивающих политические отношения в определенной сфере полити­ческой жизни.

Основным властным институтом, одним из основных акторов политического процесса, выступает государство. Другим важным актором политического процесса является гражданское общество, которое тоже может рассматриваться как политический институт. Следует заметить, что государство и гражданское общество как политические акторы формируются в Европе и США примерно в период Нового времени под влиянием происходящих модернизационных изменений. Именно с этого времени складывается основной институт власти в обществе, об­ладающий монополией на принуждающее насилие на определен­ной территории, — государство. В то же время, под влиянием это­го процесса происходит формирование своеобразной антитезы го­сударства — гражданского общества.

Менее масштабными акторами политического процесса явля­ются партии, группы интересов, а также индивиды и группы людей.

Индивиды и группы могут участвовать в политике не только в ин­ституциональной форме, например голосуя на выборах, но и в не­институциональных формах, в форме стихийных массовых вы­ступлениях.

Люди отличаются различной степенью активности в политике. Многие не слишком активны, но в целом участвуют в большей ча­сти институциализованных процессов. Некоторые лишь наблюда­ют со стороны, не только не принимая активного участия в полити­ческой жизни, но и не участвуя в выборах, не читая газет и т.п. Дру­гие же, обычно это меньшинство граждан, напротив, принимают самое активное участие в политической жизни.

Для достижения групповых целей индивиды могут создавать специальные группы, отличающиеся различной степенью институциализации — от случайной группы, образованной на митинге, до высокоорганизованной, носящей постоянный характер и действу­ющей по строгим правилам группы интересов. От степени институциализации политической деятельности зависит не только дости­жение конкретных целей (оно, как правило, тем эффективнее, чем выше степень институциализации), но и воспроизводимость, по­вторяемость, регулярность каких-либо политических отношений, их закрепление в правилах и нормах.

При анализе политического процесса следует учитывать ха­рактер взаимодействия между его субъектами. Здесь важно отме­тить, что характер взаимодействия во многом зависит от масшта­ба политического процесса и акторов. В частности, характер взаи­модействия между политической системой и средой будет опреде­ляться уровнем эволюционного развития системы и среды, напри­мер степенью внутренней дифференциации. В то же время харак­тер взаимодействия между акторами, в частности между гражда­нином и определенной партией, будет определяться другими пара­метрами: институциональными условиями, особенностями пар­тийного развития, местом партии в политический системе, соци­ально-психологическими особенностями развития личности и т.п. В целом, абстрагируясь от специфики политических процессов и акторов, чаще всего характер взаимодействия между акторами описывается в терминах конфронтации, нейтралитета, компромис­са, союза, консенсуса.

Можно выделить две группы факторов политического процес­са: «внутренние» и «внешние». К «внешним» относятся среда (со­циально-экономические, социокультурные и прочие условия) и ее воздействие, системные, но «внешние» для данного политического процесса политические обстоятельства, такие как правила и ус­ловия политической игры, «внешние» политические события и т.п. К «внутренним» можно отнести такие параметры, как характерис­тика акторов, их целей и намерений, распределение властных ре­сурсов, логика и «сюжетика» политического процесса.

Важным параметром политического процесса является его членение на этапы. Политические процессы различного рода дают пример сочетания разных этапов. Разнохарактерность и равно­мерность процессов приводит к тому, что выделить какие-либо этапы, общие для всех типов процессов, достаточно сложно. Раз­личными будут этапы функционирования политической системы, электорального процесса или процесса создания и функциониро­вания политической партии. Поэтому выделение конкретных эта­пов целесообразно, применительно к определенным типам поли­тических процессов.

Большинство взаимодействий политических акторов касаются осуществления публичной власти. В силу этого обстоятельства особенно велика значимость процесса принятия и реализации по­литических решений. Анализ этого процесса является одной из на­иболее популярных тем зарубежной политической науки. Среди исследователей нет единого мнения относительно количества и содержания его этапов. Обобщая различные подходы, можно вы­делить следующие основные фазы:

- постановка проблемы (сбор необходимой информации о существующих проблемах, общественных запросах и воз­можных путях решения, определение первостепенных и второстепенных проблем);

- формулирование альтернативных решений;

- сравнительный анализ и выбор наиболее эффективного решения;

- формулирование государственного решения и его легити­мация (путем принятия законов, голосования и проч.);

- реализация принятых решений;

- контроль за реализацией и осуществление «обратной связи».

Если обратиться к процессу функционирования всей политиче­ской системы, то набор этапов будет существенно отличаться, так как будет учитываться взаимодействие системы со средой. Вмес­те с тем известные в науки попытки выделения основных этапов этого процесса также сконцентрированы на принятии и реализа­ции управленческих решений. «Классическим набором» фаз явля­ется выделение основных этапов Г.Алмондом и Г.Пауэлом:

1. Артикуляция индивидуальных и групповых интересов.

2. Агрегирование этих интересов (их объединение в единой позиции).

3. Выработка политического курса.

4. Реализация принятых решений.

5. Контроль за исполнением этих решений.

Необходимо отметить, что данная модель отражает лишь один из типов политического процесса и не может рассматриваться как универсальная.