2. Динамика конфликтов.
Существуют различные описания динамики конфликтов. Прежде всего рассмотрим самую распространенную. Согласно данному описанию, любой конфликт состоит из трех фаз или периодов:
- инкубационного (скрытого);
- открытого противоборства (в том числе и приобретающего глубинный характер:
- постконфликтного (после его разрешения или преодоления).
В инкубационном периоде будущие оппоненты начинают осознавать, что имеет место противоречие, которое может стать для них угрожающим. Будущие конфликтующие стороны в узком кругу выражают свои жалобы и недовольства. Когда конфликт находится еще в скрытом состоянии, очень важно уловить момент осознания ситуации как конфликтной, т. е. момент понимания того, что возникшее противоречие в сложившихся условиях и с применением обычных методов разрешить невозможно.
Если происходит осознание того, что конфликт неизбежен, так как иными путями противоречие не разрешается, то потенциальными оппонентами осуществляется выбор стратегии, определяющей характер взаимодействия в конфликтной ситуации. На этой стадии происходит столкновение индивидуальных стратегий и тактик поведения. Среди таких тактик следует отметить две наиболее часто встречающихся.
1. Уход от конфликтной ситуации. Осознав ситуацию как конфликтную, один из оппонентов может принять решение о выходе из сложившейся системы отношений. Форма выхода — смена работы, распад системы.
2. Переговоры или "торг" (поиски компромиссов).
Надо заметить, что подобные формы поведения могут встречаться на всех этапах конфликта, но наиболее часто отмечаются на его начальной стадии. Нарастая, противоборство нередко принимает и публичный характер: следуют обращения в вышестоящие инстанции, арбитраж, суд, к прессе, телевидению. Иногда динамика развития конфликта столь стремительна, что он воспринимается как внезапный, хотя это далеко не так.
Остановимся на открытой форме конфликта, или открытом противоборстве. Этот момент в развитии отношений является крайне важным, так как именно здесь принимается решение относительно характера взаимодействия. Обычно задачей является усиление собственных возможностей и принуждение оппонента совершать ошибки, что, естественно, снижает его шансы на успех. Перечислим некоторые характерные тактики.
Во-первых, — демонстрация усиления собственных ресурсов. Эта тактика заключается в том, что одна из сторон обязательным образом дает знать другой стороне об имеющейся реальной возможности увеличения собственных ресурсов, с учетом прикрытия ресурсов другой стороны.
Эта тактика будет способствовать выходу оппонента из конфликтной ситуации или склонению оппонента к переговорам и поиску компромисса. Тактика хитрая, требующая от стороны, которая ее применяет, определенных способностей, доброжелательности, убедительности. Цель — вывести оппонента из конфликта. Тактика хорошо опробована и действенна. О ней надо помнить.
Во-вторых - выжидание, удержание предыдущего состояния. Эта тактика, имеющая вид прекращения конфликта, часто применяется с целью получить дополнительную информацию о другой, противоборствующей стороне, ее ресурсах, путях увеличения. Выжидание, отсутствие действий со стороны одного из оппонентов создает своего рода ситуацию неопределенности, а неопределенность порождает напряженность. В этой ситуации оппоненты могут предпринять ошибочные действия.
Прием выжидания применяется достаточно часто в конфликтах, но еще чаще он сопровождается ложными маневрами, дезинформацией. Оппоненты прибегают к ложным маневрам. Если оппонент поверил дезинформации, принял ее за истинное положение дел и расстановку сил, это побуждает его к активным действиям, которые на самом деле являются ошибочными.
Пример:
Во время арабо-израильской войны 1975 г. части 4-й танковой дивизии Египта выдвигались на свои рубежи для нанесения контрудара. Израильтяне, войдя в боевую радиосеть этой дивизии, передали ложный приказ на отход полков дивизии на Суэцкий канал. Приказ был выполнен и контрудар не состоялся. Другой пример. Египтяне готовились к обороне г. Эль-Арми. По просьбе израильтян с корабля ВМС США "Либерти" передавались созданные с помощью специалистов ложные приказы на арабском языке; египтяне приняв их за истинные приказы, без боя отдали город.
В-третьих, - риск. Эта тактика рассчитана на эффект неожиданности. Рискующая сторона предпринимает серию быстро следующих друг за другом максимально эффективных действий, на которые не ответить просто нельзя. Дефицит времени, дефицит информации вынуждает совершать ошибки. Хитрая тактика.
В-четвертых, — принуждение. Оппонент ставится в жесткие условия, не позволяющие ему мобилизовать дополнительные ресурсы. После открытого противоборства конфликт разрешается. Иного варианта просто нет. Разрешение конфликта влияет на дальнейший ход его развития.
Последний период конфликтного противоборства постконфликтный. Большое влияние оказывает справедливость и объективность разрешения конфликта. После справедливого разрешения конфликта у оппонентов сохраняются худшие, чем были до конфликта, взаимоотношения; у побежденных преобладает негативное эмоциональное состояние, чувство обиды. Это в свою очередь, является благодатной почвой для развертывания нового конфликта. Для создания благоприятных отношений в постконфликтный период целесообразна, по прошествии времени, организация сотрудничества в каком-нибудь очень значимом для обеих сторон деле.
Методы конфликтного противоборства.
Психологические исследования конфликтов, свидетельствуют, что оппоненты в процессе своего противоборства часто используют разнообразные методы психологических воздействий, среди которых следует выделить:
1. Суггестию (внушение) — методы вербального воздействия, направленные в сферу личности, подтягивающиеся к неосознанному по запрограммированному выбору. Внушение направленно, прежде всего на оппонентов, чтобы изменить их поведение и отношения. В то же время, внушающие воздействия применяются для увеличения числа своих сторонников. Внушение — это эмоционально-волевое воздействие.
Эффект внушения зависит от возраста: дети лучше поддаются внушению, чем взрослые. Более внушаемы утомленные, физически ослабленные люди. Экспериментально доказано, что решающим условием эффективного внушения является авторитет внушающего.
2. Психологическое заражение — метод воздействия, применяемый для формирования благоприятного для оппонента общественного мнения и способствующий формированию сторонников.
3. Невербальные воздействия. Известно, что общение не исчерпывается устными или письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнеров, жесты. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80 процентов коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 24-40 процентов информации передается с помощью вербальных.
Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника. Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и предвидеть, какое впечатление произвело на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу.
Анализ различных, конфликтных ситуаций, стратегий поведения оппонентов, применяемых действий свидетельствует, что многие оппоненты применяют один и тот же полемический прием — снижение ранга оппонента. Этот прием применяется практически всегда в эмоциональных конфликтах. Случается, что именно из-за снижения ранга оппонента разрешение конфликта существенно затрудняется, более того, оно может закончиться несправедливо.
Близким по содержанию приемом является также дискредитация оппонента, т. е. действие, направленные на снижение авторитета, лишение оппонента доверия. Дискредитация достигается за счет жесткой критики.
Среди распространенных и действенных методов особое место занимает "образ врага". Он встречается при затяжных эмоциональных конфликтах, когда отношение между ними становятся враждебными. В этом случае начинает формироваться образ врага, который отождествляется с образом оппонента.
К синдрому "образа врага" относят следующие характерные признаки:
1. Недоверие.
2. Негативное ожидание.
3. Возложение вины. на врага
4. Отождествление его со злом ("СССР — это империя зла" Р. Рейган)
5. Представление "нулевой суммы" (все, что выгодно вра-гу, вредит нам и наоборот).
6. Деиндивидуализация ( кто не с нами, тот против нас).
7. Отказ в сочувствии (чем врагу хуже, тем нам лучше).
Часто в конфликтном противоборстве отмечалась и двойственность поведения оппонентов: с одной стороны, есть намерение действовать всегда вопреки оппоненту, с другой — сильное переживание конфликтной ситуации, возникающее вследствие высокой психологической напряженности, от которой стремятся избавиться.
В конфликтах возрастает агрессивность участников. В основном это агрессия, направленная на оппонента (примерно 75 процентов случаев), для таких людей характерно предпочтение наступательных тактик. Гораздо реже встречается агрессия, направленная на себя (около 20 процентов случаев). В ходе конфликта такой оппонент больше думает об обороне, тяжело переживает противоборство, склонен к компромиссам.
На поведение людей в конфликтах влияет и научение. При затяжном конфликте оппоненты обычно хорошо изучают друг друга и начинают уже предпринимать те или иные действия, ориентируясь на особенности характера и типичные эмоциональные реакции противоборствующей стороны.
Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны
Общая характеристика переговоров: сущность, виды и функции
Стороны приходят к пониманию необходимости переговоров тогда, когда конфронтация не дает результатов или становится невыгодной. Выделяют два вида переговоров: ведущиеся в рамках конфликтных отношений и в условиях сотрудничества. Переговоры, ориентированные на сотрудничество, не исключают того, что у сторон могут появиться серьезные разногласия и на этой почве возникает конфликт. Возможна и противоположная ситуация, когда после урегулирования конфликта, бывшие соперники начинают сотрудничать. Переговоры нужны для принятия совместных решений. Каждый участник переговоров сам решает, соглашаться или нет на то или иное предложение. Совместное решение - это единое решение, которое стороны рассматривают как наилучшее в данной ситуации. Переговоры не нужны, если противоречие можно преодолеть на основе законодательных или иных нормативных актов. Однако многие вопросы легче, дешевле и быстрее решать не через судебные инстанции, а путем переговоров. Существуют различные подходы к классификации переговоров. Один из них основывается на выделении различных целей их участников [6].
· Переговоры о продлении действующих соглашений. Например, временного соглашения о прекращении военных действий.
· Переговоры о нормализации. Проводятся с целью перевода конфликтных отношений к более конструктивному общению оппонентов. Часто проводятся с участием третьей стороны.
· Переговоры о перераспределении. Одна из сторон требует изменений в свою пользу за счет другой. Эти требования, как правило, сопровождаются угрозами наступающей стороны.
· Переговоры о создании новых условий. Их целью является формирование новых отношений, заключение новых соглашений.
· Переговоры по достижению побочных эффектов. Решаются второстепенные вопросы (демонстрация миролюбия, уяснение позиций, отвлечение внимания и т.д.).
В зависимости от того, какие цели преследуют участники переговоров, выделяются различные функции переговоров.
· информационная (стороны заинтересованы в обмене взглядами, но не готовы по каким-либо причинам на совместные действия);
· коммуникативная (налаживание новых связей, отношений);
· регуляции и координации действий;
· контроля (например, по поводу выполнения соглашений);
· отвлечения внимания (одна из сторон стремится выиграть время для перегруппировки или наращивания сил);
· пропаганды (позволяет одной из сторон показать себя в выгодном свете в глазах общественности);
· проволочек (одна из сторон идет на переговоры, чтобы вселить надежду у оппонента на решение проблемы, успокоить ее).
Существует три типа совместных решений участников переговоров:
· компромиссное, или «срединное решение»;
· асимметричное решение, относительный компромисс;
· нахождение принципиально нового решения путем сотрудничества.
Из всего опубликованного в литературе существуют четыре точки зрения, которые более или менее способствуют лучшему пониманию переговоров:
· Переговоры -- набор тактических приемов. Существует огромное количество так называемых «делайте» и «не делайте», все вместе они представляют собой интересный и полезный материал, но с условием, что он (материал) будет систематизирован и структурно оформлен.
· Переговоры -- умение, позволяющее разрешать некоторое количество дилемм
· Переговоры -- процесс, организованный во времени. По этому поводу можно найти массу материалов, которые, за малым исключением, достаточно полезны.
· Переговоры -- комплекс различных видов деятельности. Этому взгляду на переговоры посвящена одна из классических статей (Уолтон и Маккерси, 1965), в которой был определен основной принцип переговоров.
Рассмотрим их подробнее применительно к проблеме переговоров. (см приложение А)
Первый тип решения - компромисс, когда стороны идут на взаимные уступки. Это типичное решение на переговорах. Компромисс реален тогда, когда стороны готовы удовлетворить хотя бы часть интересов друг друга. При этом важно наличие критериев, которые позволили бы определить законность требований или равенство уступок. Еще лучше, если равноценность шагов навстречу друг к другу может быть оценена количественно. Однако чаще приходится встречаться с ситуациями, когда критерии нечетки или же стороны не могут найти ту «середину», по отношению к которой они могут двигаться, уступая друг другу. В таких случаях необходимо искать поле интересов. Делая большие уступки по менее значимому для себя вопросу, но более значимому для оппонента, участник переговоров получает больше по другому вопросу, который представляется ему наиболее важным. В результате происходит «размен» уступками на переговорах. Важно, чтобы эти уступки не выходили за рамки минимальных значений интересов обеих сторон. Это условие получило название «принцип Парето» по имени известного итальянского ученого Вильфредо Парето (1848--1923), который обосновал данный принцип еще в 1904 г.[12]
Когда статусы, возможности власти и контроля, а также интересы сторон не позволяют им найти «серединное» решение, то стороны могут придти к асимметричному решению. Тогда уступки одной стороны значительно превышают уступки другой. Оппонент, получающий явно меньше условной половины, сознательно идет на это, поскольку иначе он понесет еще большие потери. Асимметричность решения наблюдается при закреплении с помощью переговоров поражения одной из сторон. Степень асимметричности может быть различной.
Следующий тип решения состоит в том, что участники переговоров разрешают противоречия путем нахождения принципиально нового решения, которое делает данное противоречие несущественным. Принципы принятия такого решения разработаны американскими специалистами Р. Фишером и У. Юри, опубликованы в начале 80-х годов. Выход на новое решение возможен через изменение системы ценностей, например, включением данной проблемы в более широкий контекст. Поиск принципиально нового решения более сложен, требует нестандартного подхода. Но он открывает и совершенно иные перспективы. Другими словами, если компромисс и асимметричное решение - это арифметика переговоров, то принципиальный подход -это уже алгебра переговорного процесса.
Функции переговоров
В зависимости от целей участников выделяют различные функции переговоров, подробно проанализированные М.М.Лебедевой. Главной функцией переговоров является поиск совместного решения проблемы. Это то, ради чего, собственно, и ведутся переговоры. Сложное переплетение интересов и неудачи в односторонних действиях могут подтолкнуть к началу переговорного процесса даже откровенных врагов, чье конфликтное противостояние насчитывает не один десяток лет. Ярким примером могут быть прошедшие в 2000 г. переговоры между главами двух корейских государств -- Северной Кореи и Южной Кореи - государств, почти полвека находившихся в состоянии жесткого противоборства и разделенных бетонной стеной, наподобие берлинской.[17]. Информационная функция заключается в том, чтобы получить информацию об интересах, позициях, подходах к решению проблемы противоположной стороны, а также предоставить или не предоставить таковую о себе. Значимость этой функции переговоров определяется тем, что невозможно прийти к взаимоприемлемому решению, не понимая сути проблемы, которая вызвала конфликт, не разобравшись в истинных целях, не уяснив, точек зрения друг друга. Информационная функция может проявляться и в том, что одна из сторон или обе ориентированы на использование Переговоров для дезинформации оппонентов.
3 Близка к информационной, коммуникативная функция, связанная с налаживанием и поддержанием связей и отношений конфликтующих сторон.
4 Важной функцией переговоров является регулятивная. Речь идет о регуляции и координации действий участников конфликта. Она реализуется, прежде всего, в тех случаях, когда стороны достигли определенных договоренностей, и переговоры ведутся по вопросу о выполнении решений. Эта функция проявляется и тогда, когда с целью воплощения тех или иных достаточно общих решений они конкретизируются.
5 Пропагандистская функция переговоров состоит в том, что их участники стремятся оказать влияние на общественное мнение с целью оправдания собственных действий, предъявления претензий оппонентам, привлечения на свою сторону союзников и т. п. Создание благоприятного для себя и отрицательного для оппонента общественного мнения осуществляется, прежде всего, через СМИ. Иллюстрацией подобного привлечения СМИ могут быть, например, переговоры в ситуации конфликта между строительной компанией и экологической организацией по поводу вырубки лесного массива для использования территории в промышленных целях. Если строительная компания сумела оперативно использовать этот мощный канал распространения информации и донести до широкой общественности свою интерпретацию сложившейся ситуации (используя, скажем, такие манипулятивные приемы, как “наклеивание ярлыков”, “блистательная неопределенность”, “подтасовка карт”, “фургон с оркестром”), то это может укрепить позицию строительной компании, несмотря на негативные последствия предлагаемого проекта. Особенно интенсивно пропагандистская функция используется в переговорах по внутри- и внешнеполитическим проблемам. Однако открытость таких переговоров может и снизить их эффективность. Сторонам бывает весьма непросто достичь договоренностей под давлением общественного мнения, вообще влияния извне, когда массы, чьи интересы они представляют, “продолжают устало нести знамена прежней борьбы”. Поэтому зачастую такие переговоры ведутся в конфиденциальной обстановке.
6 Переговоры могут выполнять и “маскировочную” функцию. Эта роль отводится, прежде всего, переговорам с целью достижения побочных эффектов. В этом случае конфликтующие стороны мало заинтересованы в совместном решении проблемы, поскольку решают совсем иные задачи. Примером могут быть мирные переговоры между Россией и Францией в Тильзите в 1807 г., вызвавшие недовольство и в той, и в другой стране. Однако и Александр 1, и Наполеон рассматривали Тильзитские соглашения не более чем “брак по расчету”, временную передышку перед неизбежным военным столкновением. Особенно явно “маскировочная” функция реализуется в том случае, если одна из конфликтующих сторон стремится успокоить оппонента, выиграть время, создать видимость стремления к сотрудничеству. Так, в XIV в., в период обострения отношении с Золотой Ордой тверской князь Александр Михайлович, соперничавший с Иваном Калитой, вступил в переговоры с ханом Узбеком и был торжественно прощен. А через два года без лишнего шума вновь вызван в Орду и казнен. В целом же следует отметить, что любые переговоры многофункциональны и предполагают одновременную реализацию нескольких функций. Но при этом функция поиска совместною решения должна оставаться приоритетной. Иначе переговоры становятся, по выражению М. М. Лебедевой, “квазипереговорами”.[17]
- 1. Персональный имидж. Способы корректировки имиджа
- 2 Главных закона построения имиджа:
- 2. Корпоративный имидж и инструменты его создания. Репутация фирмы
- 1. Понятие массовой коммуникации. Психологические и социально-психологические модели массовой коммуникации
- 2. Роль потребностей, мотивов в восприятии массовой коммуникации Потребности–мотивационная основа восприятия и понимания текстов массовой информации
- 4. Роль установки и стереотипа в процессе массовой коммуникации
- Характеристики установок
- Роль стереотипа в процессе массовой коммуникации
- Тенденции развития современного менеджмента
- Классификация стратегий предприятия
- Методика принятия стратегических управленческих решений
- Информационные технологии при проведении реорганизации
- 1.Товарная политика фирмы
- Закономерности международных отношений
- Цели и средства участников международных отношений
- 1. Цели и интересы в международных отношениях
- 2. Средства и стратегии участников международных отношений
- 3. Особенности силы как средства международных авторов
- Понятие конфликта и их классификация
- 3.Среда конфликта.
- 1.Мотивы сторон.
- 2. Динамика конфликтов.
- 2. Динамика переговоров
- 3. Психологические механизмы и технология переговорного процесса
- 4. Специфика ведения переговоров с противником
- 2.2. Медиация, как альтернативная форма разрешения конфликта
- Функции корпоративной культуры
- 1.1. Понятие политического процесса.
- 1.2. Структура и акторы политического процесса.
- 1.3. Политические изменения и их типы.
- 1.4. Особенности политических процессов
- 1.5. Типология политических процессов
- 2. Методологические подходы к анализу политических процессов
- 2.1. Институциональный подход
- 2.2. Бихевиорализм.
- 2.3. Структурно-функциональный анализ.
- 2.4. Социологический подход.
- 2.5. Теория рационального выбора.
- 2.6. Дискурсный подход
- 2. Типология и этапы pr- кампании.
- Характеристика этапов проведения pr –кампании
- 4. Основные стратегии проектирования. Этапы pr-проекта
- Задачи пресс-службы
- 2. Оперативные документы в работе пресс-службы. Основные информационные документы
- 3. Мероприятия, организуемые пресс-службой в работе со сми. Приемы связи пресс-службы со сми
- 1. Государственная служба как особый институт в структуре государственной власти. Принципы государственной службы
- Структура отдела по связям с общественностью
- 1.Зарубежный опыт государственного управления в унитарных и федеративных государствах
- 2. Зарубежный опыт муниципального управления в унитарных и федеративных государствах зарубежный опыт местного самоуправления
- Pr в социальной сфере: сущность, роль и необходимость.
- 4.2 Благотворительность
- 4.3 Организация и проведение культурно-массовых мероприятий
- 4.4 Долгосрочные социальные программы
- 4.5 Социальный пр в сфере культуры
- 4.6 Организация и поддержка коммерческих проектов
- 4.7 Спонсоринг
- 4.8 Фанд-рейзинг
- 3. Формирование и развитие имиджа и паблисити в социальной сфере
- 1.Информационные технологии в связях с общественностью
- 2. Функции pr - подразделений
- 3. Содержание административно-управленческой реформы в рф на современном этапе.
- Политическое лидерство: теории, концепции, механизм рекрутирования
- 3. Элита: понятие, теории и классификация.
- 4. Современная политическая элита в России – способы рекрутирования, характерные черты.