2.2. Бихевиорализм.
Преодолеть недостатки нормативного и институционального подхода было призвано так называемое бихевиоральное научно-методологическое направление. С его появлением связана настоящая революция в области политических исследовании, произошедшая в 1930-х гг. и изменившая их облик. Основной расцвет бихевиорального направления пришелся на 1950—1960 гг. нынешнего столетия, когда оно занимало одно из ведущих позиций в социальных науках.
Инициаторами и последователями бихевиорального подхода к анализу политических процессов были, в первую очередь, представители Чикагской школы американской политической науки. Это такие ученые, как Б. Берельсон, П. Лазерсфельд, Г. Лассуэл, Ч. Мерриам, Л. Уайт и др.
Основное внимание представители бихевиорального направления уделяли не политическим институтам (например, государству), а механизмам осуществления власти. Предметом их анализа явилось политическое поведение на индивидуальном и социально-агрегированном уровне (в группах, социальных институтах и т.д.). В поле зрения бихевиоралистов оказались многочисленные аспекты политического процесса, связанные с политическим поведением, такие как голосование на выборах, участие в других различных формах политической активности, в том числе и в неконвенциональных формах (демонстрации, забастовки и т.п.), лидерство, деятельность групп интересов и политических партий и даже субъектов международных отношений. Изучая эти разнообразные аспекты, они пытались ответить на вопрос: почему люди в политике ведут себя определенным образом.
Помимо особенностей предмета исследования, отличительными признаками бихевиорализма были и его основные методологические принципы: исследование поведения людей путем наблюдения и эмпирическая проверка выводов.
Как отмечает Д. Истон, «бихевиоралисты были в гораздо большей степени, чем их предшественники, склонны к теоретическим изысканиям. Поиск систематических объяснений, основанных на объективном наблюдении, привел к изменению самого понятия теории. В прошлом теория традиционно имела философский характер. Главной ее проблемой было достижение «достойной жизни». Позднее теория приобрела по преимуществу историческую окраску, и ее целью стал анализ происхождения и развития политических идей прошлого. Бихевиоралистская же теория была ориентирована на эмпирическое применение и видела свою задачу в том, чтобы помочь нам объяснить, понимать и даже, насколько это возможно, предсказывать политическое поведение людей и функционирование политических институтов».
Необходимость проверки гипотезы с помощью исследования всех случаев или их репрезентативного количества обусловила использование бихевиоралистами количественных методов анализа, таких как статистические методы, моделирование, опросные методы, метод наблюдения и т.п. Во многом благодаря бихевиоралистам эти методы получили широкое применение в рамках политической науки. Постепенно их применение стало рассматриваться представителями данного научного подхода как одна из основных проблем науки. Появились специальные учебные курсы, пособия и т.п.
Вместе с тем бихевиорализм был несвободен от некоторых недостатков и спорных моментов. Чаще всего это методологическое направление подвергали критике за следующие типические особенности, которые выделяет Д. Истон:
- попытку дистанцироваться от политической реальности и абстрагироваться от «особой ответственности» по практическому применению знаний, которую накладывают занятия профессиональной наукой;
- концепцию научности процедуры и методов, которая уводила исследователя от изучения самого индивида, мотивов и механизма его выбора («внутреннего» поведения) к исследованию условий, которые влияют на действия («внешнее» поведение людей). Это могло привести к тому, что политическая наука превратится в «бессубъектную и нечеловеческую» дисциплину, в рамках которой изучение человеческих намерений и целей занимает достаточно скромное место;
- «предположение, что одна только бихевиоральная политическая наука свободна от идеологических посылок»;
- неспособность к изучению ценностных аспектов политических отношений;
- индифферентное отношение к возникающей фрагментации знания, несмотря на необходимость его использования для решения комплекса социальных проблем.
Кроме того, среди недостатков данного подхода необходимо отметить отсутствие системного взгляда на политические процессы и игнорирование историко-культурного контекста.
Отмеченные недостатки бихевиорализма, его неспособность дать ответы на многие вопросы политической жизни, предсказать некоторые политические события вызвали кризис этого направления и породили, по меткому замечанию Д. Истона, так называемую «постбихевиоральную революцию», которая ознаменовалась возникновением некоторых новых методологических направлений.
В то же время часть исследователей продолжила работу в бихевиоральной традиции, пытаясь адаптировать основные положения этого методологического подхода к велению времени. В настоящее время «постбихевиоральному бихевиорализму» присущи следующие характерные черты: признание значения не только тех теорий, которые имеют эмпирическое происхождение, но и остальных при сохранении принципа верификации; отказ от принципа полной верификации, признание значимости частичной верификации; отсутствие абсолютизации технических приемов, допущение использования качественных методов анализа и исторического подхода; признание неизбежности и значимости ценностного подхода (возможности оценки изучаемого явления).
- 1. Персональный имидж. Способы корректировки имиджа
- 2 Главных закона построения имиджа:
- 2. Корпоративный имидж и инструменты его создания. Репутация фирмы
- 1. Понятие массовой коммуникации. Психологические и социально-психологические модели массовой коммуникации
- 2. Роль потребностей, мотивов в восприятии массовой коммуникации Потребности–мотивационная основа восприятия и понимания текстов массовой информации
- 4. Роль установки и стереотипа в процессе массовой коммуникации
- Характеристики установок
- Роль стереотипа в процессе массовой коммуникации
- Тенденции развития современного менеджмента
- Классификация стратегий предприятия
- Методика принятия стратегических управленческих решений
- Информационные технологии при проведении реорганизации
- 1.Товарная политика фирмы
- Закономерности международных отношений
- Цели и средства участников международных отношений
- 1. Цели и интересы в международных отношениях
- 2. Средства и стратегии участников международных отношений
- 3. Особенности силы как средства международных авторов
- Понятие конфликта и их классификация
- 3.Среда конфликта.
- 1.Мотивы сторон.
- 2. Динамика конфликтов.
- 2. Динамика переговоров
- 3. Психологические механизмы и технология переговорного процесса
- 4. Специфика ведения переговоров с противником
- 2.2. Медиация, как альтернативная форма разрешения конфликта
- Функции корпоративной культуры
- 1.1. Понятие политического процесса.
- 1.2. Структура и акторы политического процесса.
- 1.3. Политические изменения и их типы.
- 1.4. Особенности политических процессов
- 1.5. Типология политических процессов
- 2. Методологические подходы к анализу политических процессов
- 2.1. Институциональный подход
- 2.2. Бихевиорализм.
- 2.3. Структурно-функциональный анализ.
- 2.4. Социологический подход.
- 2.5. Теория рационального выбора.
- 2.6. Дискурсный подход
- 2. Типология и этапы pr- кампании.
- Характеристика этапов проведения pr –кампании
- 4. Основные стратегии проектирования. Этапы pr-проекта
- Задачи пресс-службы
- 2. Оперативные документы в работе пресс-службы. Основные информационные документы
- 3. Мероприятия, организуемые пресс-службой в работе со сми. Приемы связи пресс-службы со сми
- 1. Государственная служба как особый институт в структуре государственной власти. Принципы государственной службы
- Структура отдела по связям с общественностью
- 1.Зарубежный опыт государственного управления в унитарных и федеративных государствах
- 2. Зарубежный опыт муниципального управления в унитарных и федеративных государствах зарубежный опыт местного самоуправления
- Pr в социальной сфере: сущность, роль и необходимость.
- 4.2 Благотворительность
- 4.3 Организация и проведение культурно-массовых мероприятий
- 4.4 Долгосрочные социальные программы
- 4.5 Социальный пр в сфере культуры
- 4.6 Организация и поддержка коммерческих проектов
- 4.7 Спонсоринг
- 4.8 Фанд-рейзинг
- 3. Формирование и развитие имиджа и паблисити в социальной сфере
- 1.Информационные технологии в связях с общественностью
- 2. Функции pr - подразделений
- 3. Содержание административно-управленческой реформы в рф на современном этапе.
- Политическое лидерство: теории, концепции, механизм рекрутирования
- 3. Элита: понятие, теории и классификация.
- 4. Современная политическая элита в России – способы рекрутирования, характерные черты.