logo
Госы

3. Элита: понятие, теории и классификация.

П. элита -социальная группа, меньшинство, отделенное от массы общества благодаря исключительным возможностям в обладании властью, участвующей в принятии решений, исполнении власти и воздействия на нее. ПЭ - влиятельные и политически активные люди, функционеры полит.организаций, интеллектуалы, вырабатывающие идеологию, люди, принимающие полит.решения. Элиты не имеют массового характера, не обладают численностью. Элиты присущи всем обществам и государствам, их существование обусловлено факторами: 1) психологическим и социальным неравенством людей; 2) законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как условия его эффективности; 3) высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием; 4) возможностями использования управленческой деятельности для получения привилегий; 5) практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля, за политическими руководителями; 6) политической пассивностью населения, интересы которого лежат вне сферы политики. ПЭ имеет особенности на разных исторических этапах и в странах. В античной философии элитарные мировоззрения выражал Платон- считал невозможным допущения народа к участию в политической жизни. Рабы не являются членами общества. В 19 веке Парето основал теорию элит. Считал, что политическая жизнь – это борьба и смена, циркуляция элит. Возникновение и существование господства элиты – это психологические свойства людей. В основе поступков лежат побудительные начала или инстинкты:

1 – инстинкт общительности (признание со стороны партий, организаций) 2 – инстинкт комбинации (главные профессиональные качества) 3- потребность в демонстрации собственных чувств (ритуалы, вера в вождя) 4 – стремление к постоянству (длительность существования полит.институтов, династий) 5 – инстинкт целостности индивидуума (неприкосновенность личности, имущества и собственности) 6 – инстинкт сексуальности Он различал 2 типа элит: 1. Лисы – мастера обмана, политических комбинаций 2. Львы – консерватизм и силовые методы правления Общество, где преобладает элита львов – застойно, элита лис – динамичная, обеспечивает преобразование в обществе Неустойчивая система требует прагматически мыслящих, энергичных деятелей, новаторов, комбинаторов. Постоянная смена элит – результат того, что каждый тип элит обладает преимуществом. Сохранение равновесия социальной и полит системы требует замены одной элиты другой. Прекращение циркуляции приводит к вырождению правящей элиты, к революционной ломке системы, преобладанию элиты лис, которые со временем превращаются во львов. Новая элита не всегда лучше прежней. Революция - это борьба элит, смена правящей элиты потенциальной. МОСКА считал, что существует два класса – который правит и которым правят, власть должна находиться у меньшинства, который наделен особыми качествами. Различал 2 тенденции в развитии элит: • Аристократическая (замкнутая группа лиц, не пополняется из вне ее круга, которая ведет к вырождению и общественному застою) • Демократическая (влечет проникновение в элиту лучших представителей масс, но демократия – утопия и она прокладывает путь к диктатуре) МИХЕЛЬС – определил железный закон олигархических тенденций. Демократия, чтобы сохранить себя, вынуждена создавать организацию, выделять элиту и создавать аппарат для управления. В итоге, вся власть в руках аппарата, его интересы не совпадают с интересами масс.

Вследствие научно – технического прогресса технические специалисты превращаются в технократов, образуя новый правящий класс. Технократия – это реальность. Менеджеры заняли командные посты на предприятиях, в политике.

В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на:  1) наследственные- аристократия, 2) ценностные – лица, занимающие высокие общественные и государственные позиции,  3) властные – носители власти 4) функциональные – профессионалы-управленцы. Среди элит различают правящую, обладающую гос властью и оппозиционную (контрэлита). Элита может быть закрытой и открытой. Закрытая элита – это замкнутая группа людей, которая жестко регулирует процесс включения новых членов общества в свой состав. Среди членов закрытой элиты обычно решающим голосом обладает человек, которого называют «тираном». Элита делится на высшую, среднюю и маргинальную. Высшая элита влияет на принятие решений, значимых для всего государства. Средняя элита выделяется по трем признакам – доходу, профессиональному статусу и образованию. Лица, обладающие высшими показателями лишь по одному или двум из этих критериев, относятся к маргинальной элите.ПЭ выполняет ряд функций: принятие полит решений и контроль над их исполнением; формирование и представление групповых интересов; полит проектирование. Cтруктура политической элиты: • «правящая элита» – группа, управляющая обществом от имени государства; • «потенциальные элиты» – группы, стремящиеся к власти; • «селекторат» – группы, подготовленные к выполнению управленческих задач; • «самодеятельные элиты» – группы, проигравшие выборы, но активно готовящиеся к очередным выборам (оппозиция и сторонники режима); • «элиты в политике» – авторитетные представители интеллигенции, способствующие укреплению позиций правящей элиты; • «группы вето» – группы в составе правящей элиты, от которых зависит окончательное принятие политических решений; «связанная группа» – неформальное объединение, оказывающее активное влияние на политику властных институтов государства. Для того чтобы сформировать современную элиту, важно построить механизм насыщения, селекции и циркуляции элит. В элиту и власть должны попадать новые люди. Те, кто попадают во власть, стремятся в ней закрепиться и препятствуют притоку «свежей крови».

 

 

Личность как объект и субъект политики. Обязанности и права человека: понятие и клас­сификация.

В цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Ее главным субъектом выступают личность, группы, движения, партии, общ организации состоят из личностей. Субъект - это индивид, принимающий сознательное участие в полит деятельности.

Для развития социального субъекта в политический необходимы три условия:политическое сознание – понимание своего места, роли в системе полит отношений; осознание возможностей и последствий своих полит действий; активность, деятельность для реализации своих интересов. Субъектами политикиявляются те участники полит жизни, которые способны формулировать и реализовывать собственные цели: личности, классы, социал слои, полит институты, этносы, группы, реализующие в полит деятельности свой интерес.

Всеобщее развитие человека как субъекта политики является важным условием связи полит институтов с гражд обществом, контроля за деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа. Группы субъектов

1) субъекты персональные заботятся о реализации своих, местных интересов и не осознают полит последствий своей полит роли;

2) субъекты-подданные понимают свою полит роль и назначение, но не видят возможности самостоятельно воздействовать на полит жизнь;

3) субъекты-партиципанты (участники) осознают свои цели и пути их реализации через партии, движения.

Уровни субъектов:1) социальный: профессиональные, этнические, демографические группы, нации, классы, элита; 2) институциональный- гос.аппарат, партии, профсоюзы, полит движения. 3)функциональный- церковь, университеты, корпорации, спорт ассоциации.

Первичным субъектом политики является личность (индивид). Личность, ее интересы, ценностные ориентации и цели выступают “мерой политики”, движущим началом полит активности наций, классов, партий.

1) Ценятся в личности индивидуальные психо-физиологические (эмоциональные, интеллектуальные) особенности, привычки, стиль поведения- для отбора полит лидеров, от особенностей которых зависит политика;

2) Интересна личность как представитель группы: статусной, профессиональной, социально-этнической, элиты, масс и т.п., как исполнитель полит роли: избирателя, члена партии, министра.

3) Ценится личность как самостоятельный, активный участник полит жизни, гражданин или подданный государства -взаимодействует с властью, выполняет полит обязанности.

Объект - человек, над которым осуществляется управление с помощью других людей, находящихся на вершине власти, он должен беспрекословно ей подчиняться. В патерналистской концепции власти рядовому человеку уделяется роль простого исполнителя царской воли.

Индивид выступает не гражданином, а политически бессознательным участником политики. Лишь высшие слои общества поднимаются до полусознательного, подданнического участия. В современном мире патерналистские взгляды на соотношение индивида и власти преодолены, распространены в развивающихся странах с крестьянским населением, в авторитарных и тоталитарных государствах с вождями-диктаторами.

 

 

Субъект и объект в политикевзаимозаменяемы: одна и та же социальная группа может одновременно выступать субъектом и объектом, могут меняться местами, они взаимозависимы: объект оказывает влияние на субъект, определяя методы и способы воздействия, задавая алгоритм полит деятельности субъекта, действия субъекта способны изменять объект.

Личность в политике участвует в решении об­щих дел с ощущением причас­тности к чел роду, институциональ­ным образованиям. Через самостоятельную причастность к общему делу личность осознает свою уникальность, значимость, неповторимость, ответственность за поступки. Учас­тие личности в политике -один из значимых видов ее деятельности, проявляется через участие в: митингах, демонстрациях, манифестациях, органах власти, партиях, дви­жениях. Высшей формой участия личности в политике является професси­ональная политическая деятельность.

Политическое развитие и политическая модернизация: сущность, критерии и типы.

Политическая модернизация – это процесс формирования, развития и распространения современных полит институтов, практик.

Смысл модернизации - в приближении полит и социал систем к уровню развитых состояний.

ПМ - это часть процесса социальной модернизации, когда преобразования происходят во всей социал системе: экономике, культуре, образовании. Выбор пути модернизации начинается в сфере политики, с проявления полит воли к изменениям.

Цели модернизации воплощаются в социальных ценностях: экономический рост, равенство, демократия, стабильность, благосостояние, справедливость, порядок, в ходе модернизации хотят освободиться от бедности, неравенства, репрессий, насилия, зависимости. Направления модернизации в современном мире:индустриализация и информатизация общества; формирование экологического общества с природосберегающими технологиями; демократизация, расширение участия населения в управлении общ делами, подконтрольность власти и ее ответственность перед обществом; повышение благосостояния населения, преодоление разрыва между богатыми и бедными; обеспечение доступности образования и его качества, возможность активной деятельности и жизненного успеха в новой системе социальных отношений; расширение сферы свободы человека, рост выбора и независимости от давления традиций, среды, места проживания. Формы модернизации зависят от типа полит систем и власти. Теория модернизации прошла три этапа: 1950-60-е гг., 1960-70-е гг. и 1980-90-е гг. Первый этап модернизации. Развитие всех стран рассматривалось как универсальное, происходящее в одном направлении, имеющее одни и те же стадии и закономерности. Процесс развития в направлении от традиционного общества к современному -в основе общ развития лежит прогресс в экономике и технологии, ведущий к повышению жизненного уровня и решению социальных проблем. Наиболее развитой считали США, затем европейские страны. Отсталые страны имели шанс достичь уровня «современности» передовых держав. Черта 1 этапа - телеологизм и евроцентризм ( американоцентризм): демократизация развивающихся стран по западному образцу (разделения властей, введение выборов); развитие индивидуальных ценностей и способов легитимации власти. Среди благоприятных факторов - успешное соц-эконом развитие стран «третьего мира», активное сотрудничество с развитыми государствами Зап Европы и США. Среди неблагоприятных - сохранение традиционного общества, нежелание правящих элит поступиться интересами ради обновления страны, неграмотность. 1960-е показали несовершенство теории.

Второй этап модернизации -отход от евроцентризма, проблема «стабильности» полит развития как предпосылки для соц-эконом прогресса. Задача ПМ - способность полит институтов приспособиться к изменяющимся условиям, основанная на прочности и организованности. На стадии перемен жесткий авторитарный режим, контролирующий порядок, способен обеспечить переход к рынку и нац единство-консерватизм.

Сторонники «либерального» направления - формирование открытой социал и полит системы путем мобильности и интеграции населения в полит сообщество, вовлеченность населения в полит процесс для обеспечения стабильности и порядка с помощью диалога между элитой и населением. Третий этап модернизации -не искоренение традиционности, а развитие с использованием традиции, которая выступает стабилизирующим фактором, без навязывания чуждых (западных) образцов, не отрицается универсальность развития, сочетается с партикуляризмом. Модернизация саморазвивающийся процесс, зависящий от деятельности полит элит и от влияния обстоятельств и поведения рядовых членов общества. Содержание политической модернизацииПМ -формирование, развитие и распространение современ полит институтов, практик, структуры. Изменение функций полит институтов включает три процесса: 1) структурную дифференциацию полит институтов и их специализацию;

2) рост способности полит системы к мобилизации и выживанию» 3) тенденцию к равноправию. Часто используемый механизм ПМ - заимствование (копирование, имитация) образцов. Два типа имитации: - имитация алгоритма- копируется механизм процесса ( взаимодействие трех ветвей власти);- имитация результата - «симуляция» (провозглашение свободных и соревновательных выборов при их несвободном характере или создание трех ветвей власти без реализации их). Лучшие результаты дает имитация алгоритмов.. Составляющие ПМ: создание полит структуры с высокой специализацией полит ролей и институтов; создание суверенного государства; усиление роли закона; рост численности граждан, расширение включенности в полит жизнь групп и индивидов; увеличение рациональной бюрократии, усиление модернизаторских элит. Типы политической модернизации.- «органическая», или «первичная»- Великобритания, США, Канада, европейские страны (модернизационное ядро)- эпоха 1 промышленной революции, разрушения традиционных наследственных привилегий и провозглашения равных гражданских прав, демократизации. модернизация осуществлялась эволюционным путем на основе традиций и образцов; - «неорганическая» или «вторичная», «модернизация вдогонку» (Россия, Бразилия, Турция), социокультурные контакты «отставших» с модернизационным ядром, имитационные процессы. «Догоняющая» модернизация предполагает, что одни элементы общества «убежали» вперед, соответствуют развитию в «передовых» странах, а другие - отстают в развитии или отсутствуют, чередуются эволюционные и революционные начала. «Первичная» -эпоха первой промышл революции, разрушения традиционных наследственных привилегий и провозглашения равных граждан прав, демократизации. «Вторичная» осн механизм - имитационные процессы. Предпосылками ПМ являются: обострение политических противоречий в результате устарелости элементов и функций системы власти; возникновение кризисных ситуаций; стремление ведущих групп к преобразованию полит отношений и институтов; формирование в сознании господствующих групп и народа ориентации на изменение полит структур. Более совершенной типологией представляется выделение трех типов модернизации: - эндогенная, то есть осуществляемая на собственной основе (Европа, США ); - эндогенно-экзогенная, осуществляемая на собственной основе, равно как и на основе заимствований (Россия, Турция, Греция и т.д.); - экзогенная модернизация (имитационные, имитационно-симуляционные и симуляционные варианты), осуществляемая на основе заимствований при отсутствии собственных оснований. По сравнению со странами первого типа в обществах «догоняющей» модернизации (или эндогенно-экзогенной, экзогенной модернизации) политический фактор играет более существенную роль. Это вполне объяснимо, так как здесь не сложилось достаточно предпосылок для спонтанной трансформации традиционных экономических, социальных, социокультурных и политических структур, поэтому государство вынуждено в некоторых случаях выступать как «толчок» и организатор процесса трансформации. С этим часто связывают и установление авторитарного режима в этих странах, который получил название «авторитаризм развития». Несмотря на то что дискуссии об эффективности отдельных политических режимов с точки зрения успешности процесса модернизации имеют научную и практическую значимость, следует отметить их второстепенный характер. Это объ­ясняется тем, что модернизация представляет собой достаточно длительный процесс, измеряемый в масштабе эволюции в то время, как существование авторитарного режима происходит в масштабе повседневности и истории; оно может лишь повлиять на специфику отдельного момента модернизационного процесса. Кроме того, сама постановка вопрос об эффективности режима может говорить о намерении исследователя представить модернизацию как результат реализации определенного политического курса, результат деятельности политических элит, то есть может свидетельствовать об однобокой трактовке исследователем самого понятия модернизации.

Особенности российской политической модернизации -эндогенно-экзогенный тип. сочетание собственных и заимствованных институтов и традиций. Первый: вотчинный, или патримониальный, блок представлял собой... воспроизведение «семейной модели» господства в крупных масштабах. Второй развился из поверхностно и ускоренно заимствованной у Византии христианской теократии, основывался на господстве единой и единственной «правды». Третий был упрощением ордынской деспотии... и служил мобилизации ресурсов принуждающего насилия, для решения «судьбоносной» задачи. Четвертый: претендующая на модернизованность военно-бюрократическая структура «государевой службы» — упрощенная версия популярной в Германии XVII-XVIII вв. утопии «полицеистского государства...». Власти способны обо всем заботиться и все устраивать наилучшим образом. Эти блоки находились в конфликте друг с другом, т.к. различались по происхождению и принадлежали к разным эволюционным временам. Для России характерна особая роль государства в осуществлении модернизации. Благодаря слабости гражданского об-ва и исключительной роли гос-ва в России, модернизация по­стоянно подменяется модернизацией гос-ва - его военно-индустриальной мощи, бюрократического аппарата, репрессивных органов, гос сектора экономики. В итоге задачи военно-индустриальной модернизации гос-ва, усиления его как мировой державы решаются за счет антимодернизации и деградации общества». Российская модернизация циклична. Переход от одной фазы модернизации к другой сопровождается социальными потрясениями и катастрофами, ломкой социальных институтов. После периода «смуты»попытки решения проблем модернизации возобновляются с применением обновленных инструментов.