1. Государственная служба как особый институт в структуре государственной власти. Принципы государственной службы
Социальная природа и организационные принципы государственной службы Структурные характеристики государственной службы Государственная служба состоит из определенных институтов (совокупностей целей, функций, структур и процедур), призванных обеспечивать разрешение актуальных проблем государства и общества. В числе таких институтов можно назвать: а) формирование общественно-политических и государственно-правовых предпосылок, поддерживающих реальную взаимосвязь государственного аппарата с жизнью граждан, его понимание, уважение и авторитет в общественном мнении; б) определение квалификационных требований к государственным должностям, порядка их замещения и исполнения, форм и механизмов контроля за этим, составление реестра государственных и должностей и обеспечение его практической реализации; в) обоснование финансовых и иных материальных затрат на содержание государственного аппарата; классификация издержек по отдельным видам государственных должностей; оценка рациональности и эффективности затрат на государственный аппарат; г) создание условий выявления и отбора людей для государственной службы на основе объективной оценки их общекультурных, профессиональных и личностных качеств; установление порядка прохождения государственной службы (перемещение, продвижение, аттестация, стимулирование, ответственность и т.д.), статистический учет государственных служащих; д) поддержание в коллективах государственных органов такого делового и социально-психологического микроклимата, который бы гарантировал юридически описанное исполнение государственных должностей, способствовал бы творческому росту государственных служащих, благоприятствовал бы рациональным служебным отношениям; е) организация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих; анализ актуальности программ обучения и оценка качеств выпускников; обеспечение взаимодействия между учебными заведениями и государственными органами. Государственная служба, исходя из ее целей и функций, образует различные проблемные «блоки», каждый из которых имеет свое содержание и организационно-правовое разрешение. Прежде всего, это законодательное и иное нормативное регулирование государственной службы как самостоятельного публичного социально-правового института со своими целями, функциями, организацией и механизмами управления. Посредством логически связанных правовых норм должны быть четко определены принципы, элементы и взаимосвязи государственной службы, поскольку из этого проистекают ее возможности и перспективы развития. Причем нужно согласованное, общее правовое «поле» в регулировании различных уровней и видов государственной службы. Актуальной проблемой государственной службы, которая в истории России всегда была запутанной и плохо решаемой, является социологическое определение состояния государственного аппарата и его кадрового обеспечения. Ведь по большинству параметров, характеризующих государственный аппарат с точки зрения реальных общественных потребностей, в нем, по существу, нет достоверных данных, каких-либо моделей и измерителей. Многое оценивается субъективистски: одним аппарат кажется громоздким, раздутым, другим - слабым, недостаточным. Особое значение в структуре государственной службы принадлежит системе непрерывного развития государственных служащих. Такую систему составляют, по меньшей мере, три группы элементов: = формирующая роль коллектива государственного органа по месту службы (его повседневное социально-психологическое и профессиональное воздействие); = структура сквозного (от поступления до выхода в отставку) профессионального роста каждого государственного служащего; = участие общественного мнения в наблюдении за исполнением должностных функций и поведением государственных служащих. В государственной службе должное место призвана занимать отработка структур и процедур (технологий) управления ею как сложной системой. К ним относятся: стандарты, реестры, нормативы исполнения государственных должностей, содержание экзаменов на замещение государственных должностей, правила аттестации, квалификационные характеристики различных категорий государственных служащих и многое другое. Если государственная служба формируется как единый публичный социально-правовой институт в рамках Российской Федерации, то нужна и согласованная организация управления ею с соответствующими структурами на федеральном уровне, в субъектах Федерации и органах местного самоуправления. Необходимо также обоснование и введение в практику критериев социальной эффективности государственной службы, поскольку все общественные усилия и затраты по ее формированию приобретают смысл лишь тогда, когда она действительно повысит уровень государственного управления общественными процессами. Важно любые правовые акты и организационные действия в области государственной службы рассматривать и измерять под углом зрения того, какую они приносят пользу государству и обществу, как влияют на целесообразность и активность деятельности государственных служащих. Хотя внутри государственной службы реализуются ее собственные цели, сама она всецело призвана обслуживать потребности и интересы государства, общества и граждан. Опыт многих стран доказал, что государственная служба способна обеспечивать решение целого ряда исторических, политических, социальных, экономических, информационных, праксиологических и других задач. Соединение ее как функционального явления с качественным персоналом государственного управления создает условия рациональности и гуманизации взаимоотношений между государством и обществом. Необходимо только, чтобы она была действительно государственной службой, а не ее имитацией или суррогатом. Понятие государственной службы Люди создают государство для защиты своих личных прав и свобод, что является социальной функцией государства. Необходимость государства вытекает из того, что люди, разные по своей природе, уровню развития и ряду других причин, воспринимают и используют жизненные ситуации каждый по своему, иногда в ущерб интересам других. Особенность государства как социального института заключается и в том, что через его структуры и механизмы формируется и закрепляется всеобщая воля, придающая государственным установлениям обязательный характер. Государству принадлежит легитимная монополия на законотворчество и принуждение. Именно властная сила государства с помощью права, закона способна обеспечить защиту и сохранность прав и свобод каждого гражданина. С появлением государства появляется и особая группа людей занимающаяся управленческими вопросами. Для обеспечения реализации своих целей и функций государство создает и содержит специальный аппарат – совокупность людей, профессионально занимающихся выполнением функций государства. Одна часть обслуживает законодательствование, исполнение законов и судебную защиту граждан, а другая поддерживает внутренний правопорядок и обеспечивает внешнюю безопасность государства. Существование государственного аппарата является неотъемлемой частью государства и одним из его признаков. Как форма общества, государство выступает одновременно структурой и механизмом общественного самоуправления. К сожалению, десятилетиями в нашей стране формировалось мнение о сверхъестественности людей находящихся у власти, что приводило к удалению государства от общества, народа. Между тем, государство тесно связано с обществом, практически все его граждане обращались для решения своих вопросов в государственные органы, государственно-правовые институты создаются обществом для ведения общественных дел, и люди занимающие различные государственные посты, воспитываются и выдвигаются обществом. Каков человеческий потенциал самого общества, таков во многом и персонал органов государственной власти и местного самоуправления. Государство должно иметь только те институты, которые служат интересам общества, а в решении задач государства и их осуществлении должно принимать все общество. Поэтому открытость государства обществу и степень вовлечения граждан в государственные дела характеризуют уровень развития государства как демократического и правового. В общественной мысли внимание общества к государственному управлению справедливо связывается с таким социально-правовым институтом как государственная служба. При этом всегда, когда говорится о государственной службе, имеется в виду не частные, а публично-правовые отношения, состоящие в том, что гражданин не только трудится в каком-либо государственном органе, а находится на службе у государства в целом. Человек служит государству, обществу, закону, а не «своим» начальникам, которые решают вопросы о его продвижении по службе. В этом проявляется особенность государственной службы, ее предназначение и производный от общества характер. Государственная служба представляет собой практическое участие гражданина в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения обязанностей и осуществления полномочий по государственной должности. Именно исполнение, означающее не просто работу в определенный отрезок времени, отведенный на нее, или какое-либо количество подготовленных и подписанных документов, а формирование властно-управленческих взаимоотношений между государством и обществом, государством и гражданином, отношений способствующих достижению общественно значимых интересов каждого члена общества в демократическом правовом государстве. Именно такой подход к государственной службе позволяет осознать особенность правоотношений государства – государственного служащего – гражданина – общества. Именно в таком контексте понимается и развивается государственная служба в большинстве развитых демократических государств. Схематически государственная должность связывает систему различных элементов: Отношение к государственной службе, к ее организации и регламентированию, к прохождению службы чиновниками служит показателем устройства государства и его аппарата. Подход к понятию и организации государственной службы в зарубежных странах различен, однако значение ее для общества везде имеет важное значение и ей уделяется пристальное внимание, которое нельзя сравнить с положением в России. Объем и форма правового регулирования государственной службы в зарубежных странах различен. В наиболее развитых странах мира обеспечение устойчивости и стабильности институтов государственной службы сочетается с административными реформами. В Англии такая реформа была проведена в 1970 г., в США в 1978 г. был принят закон о реформе государственной службы, в котором особое внимание уделялось улучшению механизма комплектования кадров государственного аппарата. В США действующие акты, посвященные государственной службе, объединены в титуле 5 Свода законов. В США существует 18 категорий государственных служащих: первые 8 – технический персонал, следующие 6 – средний руководящий и технический персонал высшей категории (вспомогательный), 3 категории – высший руководящий состав. Особый интерес представляет собой введенная указанным законом «система заслуг», в соответствии с которой карьера служащих в США зависит, прежде всего, от результатов их деятельности. В законодательстве Франции различаются понятия государственной и местной публичной службы. Германия также имеет систему законов о государственной службе. При этом отмечается исключительная законодательная компетенция федеральной власти в определении вопросов федеральной службы. В Италии действует закон-рамка о государственной службе 1983 г., содержащий основополагающие принципы, которые развиваются актами всех административных органов, включая коммуны (местные органы). Во всех странах цели государственной службы рассматриваются как упорядочение и повышение эффективности реализации государственной власти и государственного управления, а также соединение ответственности за исполнения государственной должности с социально-экономическими гарантиями государственной службы. Особенности государственной службы и ее отличие от иных видов трудовой деятельности Государственная служба представляет собой управленческую деятельность - специфический вид деятельности людей, который требует определенных качеств, навыков и знаний. Она не является чем-то независимым, обособленным в обществе. Государственная служба по своему внутреннему содержанию отражает свойства присущие в целом государственному управлению: системность, государственное властвование, универсальность, разнонаправленность и т.п. Управленческая деятельность представляет собой результат действий человека (умственных, физических и др.). Таким образом, государственная служба, как управленческая деятельность, обладая свойствами государственного управления, содержит в себе субъективный фактор, через который оно и реализуется. Государственная служба как специфический вид деятельности обладает определенными чертами: a) Она носит прикладной характер. Сама по себе она не имеет ценности, а предназначена для реализации целей и функций государственного управления. Поэтому её можно представить как совокупность выработанных людьми навыков, умений, способов, средств и действий человека в сфере управления. b) Отличается интеллектуальным содержанием. Это качество двояко проявляется: с одной стороны – выработка решения и его реализация не возможно без интеллектуальной деятельности должностных лиц органов государственного управления, с другой стороны - требует того же от управляемого объекта - людей, осознания ими управленческого воздействия. Помимо этого, главный смысл управленческой деятельности заключается в получении нового качества управляемого процесса, что невозможно без умственных, творческих усилий. c) Информационность. В своей основе управленческая деятельность во многом связана с поиском и обработкой огромного массива информации, на основе которого принимаются управленческие решения. В современных условиях поток информации возрос во много раз, поэтому приемы работы Государственных служащих с информацией должны постоянно совершенствоваться, вырабатываться новые приемы и способы, новые технические средства программы и системы обработки информации. От качества информации, ее достоверности зависит эффективность принимаемых решений и в целом государственное управление. d) Социально-психологический характер с выраженным проявлением воли. Специфика государственной службы связана с постоянным выполнением обязательных определенных действий, подчинения и исполнения, работы в определенном коллективе, требует подчинения собственного «Я» исполнению государственной должности, напряжения личных качеств и согласования своих действий с общими целями. Поэтому даже внешний вид «человека власти» отличается, а в коллективе органов государственного управления складывается особый психологический микроклимат, формирующий определенный тип поведения и деятельности. e) Коллективность. Управленческая деятельность всегда осуществляется в коллективе, предполагает взаимодействие одних коллективов с другими, как внутри управляющего субъекта, так и с коллективами объектов управленческого воздействия, социальными группами и т.п. Формальное построение органа управления по подразделениям и должностям создает только логическую схему для упорядочивания коллективного труда многих. Чем выше согласованность отдельных звеньев управленческой системы, отдельных должностных лиц между собой, тем эффективность государственного управления выше, в частности, экономичнее. f) Комплексное явление. Управленческая деятельность включает многие компоненты: люди, информация, технические средства и многое другое. Только сбалансированное введение в действие всех элементов управления придает ему рациональность и эффективность. g) Юридическая заданность. Несмотря на влияние субъективного человеческого фактора на характер управленческой деятельности, многие её элементы закрепляются юридически, «привязываются» к конкретным государственным органам, должностям: компетенция, сфера деятельности, способы выполнения управленческих функций и т.п. Государственную службу можно рассматривать в нескольких аспектах: Социальном – государственная служба как социальная категория - это профессиональное осуществление по поручению государства общественно полезной деятельности лицами, занимающими должности в государственных организациях; Политическом – как деятельность по реализации государственной политики, по достижению государственно-политических целей и задач в обществе и государстве; Социологическом – это практическая реализация функций государства, компетенции государственных органов; Правовом – юридическое установление государственно-служебных отношений, при реализации которых и достигается практическое выполнение должностных обязанностей, полномочий служащих и компетенции государственных органов. Политическая и государственно-политическая практика многих государств после второй мировой войны свидетельствует о том, что государственная служба необходима демократическому государству и составляет неотъемлемую подсистему правового государства. Ведь закон может быть лишь тогда выше субъективизма отдельных личностей, если в государстве действуют люди, которые специально подготовлены для этой цели и заинтересованы (во всех аспектах) в ее реальном осуществлении. Государственная служба, исходя из ее целей и функций, содержит различные проблемные вопросы: а) Законодательное и иное нормативное регулирование государственной службы как самостоятельного социально-правового института со своими целями, функциями, организацией и механизмом управления. Должны быть четко определены принципы, элементы и взаимосвязи государственной службы. Актуальна сбалансированность правового статуса государственного служащего и социально-экономических условий и гарантий службы. б) Социологическое определение состояния государственного аппарата и его кадрового обеспечения. По большинству параметров, характеризующих государственный аппарат с точки зрения реальных общественных потребностей. Многое оценивается субъективно: для одних госаппарат «раздут», для других слабый; немало делается по знакомству, «усмотрению», хотя в мире давно имеются необходимые методологии и методики. в) Совершенствование системы непрерывного развития государственных служащих, включающая три элемента: формирующая роль коллектива государственного органа (его повседневное социально-психологическое и профессиональное воздействие); структура профессионального служащего; участие общественного мнения в наблюдении за исполнением должностных функций и поведением госслужащего. г) Отработка структур и процедур (технологии) управления государственной службой как сложной системой: стандарты, реестры, нормативы исполнения должности, содержание экзаменов, аттестации на замещение должности, квалификационные требования и др. д) Введение в практику критериев социальной эффективности государственной службы (какую пользу обществу приносят правовые акты и решения служащего) и др. Опыт многих стран мира показал, что государственная служба способна обеспечивать решение многих социально-экономических, политических, исторических, информационных и других задач. Правовое обеспечение и принципы государственной службы Россия позже других стран приступила к формированию системы государственной службы. Только Петр I впервые в России стал решать вопросы государственной службы. Его Указ от 4 февраля 1722 г. «Табель о рангах» заложил основу государственной службы в России. В этом указе были включены 94 наименования гражданских и воинских должностей, разделенных на 14 классов. Так, генерал-губернатор – 3-й класс, президент Коллегии (4 класс) были весьма внушительными чинами. Право на дворянство давал самый низший 14 класс. В «Табель о рангах» вносились изменения: например, в 1809 г. о необходимости сдавать экзамен для перехода в 8-й класс. В XIX веке были установлены и обращения к чиновникам: «ваше благородие» (9-14 класс), «ваше высокоблагородие» (5 класс), «ваше превосходительство» (3-4 класс), «ваше высокопревосходительство» (1-2 класс). Вопросам государственной службы были посвящены различные указы, инструкции и циркуляры: «О безволокитном и правом вершении дел» (1719), «Об исполнительской дисциплине служащих государственных учреждений» (1724), «О существенных обязанностях всех чиновников и в особенности прокуроров, при исправлении должностей своих в Присутственных местах» (1765), «О порядке наложения административных взысканий за упущение по службе» (1849), «О сокращении делопроизводства и переписки по гражданскому управлению» (1852) и др. Строгая регламентация элементов государственной службы, однако, мало помогала искоренению пороков управленческих чиновников: волокитства, взяточничества, формализма, служебных подлогов. В годы советской власти также издается много нормативных актов посвященных государственной службе. Постепенно эти акты консолидируются в трудовом законодательстве. В этот период отношения между работником (служащим) государственного органа и самим государственным органом регулировались в основном только трудовым законодательством. На общем фоне нормативных актов советского периода наиболее значимым в 1967 г. становится «Единая номенклатура должностей служащих». В ней закрепляется перечень должностей служащих, занятых в отраслях народного хозяйства и органах хозяйственного и государственного управления. С учетом характера труда должности были поделены на три крупные группы: руководители, специалисты и технические работники, которые были исходными для составления штатных расписаний учреждений. Несмотря на множество нормативно-правовых актов по вопросам государственной службы, государственная служба, охватывающая именно персонал государственного управления, так и не была создана. Понятие государственной службы в нашей стране формировалось и развивалось исторически. Долгие годы считалось, что в рамках государственной службы регулируются такие вопросы, как установление должностей в государственных органах, правил и способов замещения должностей, подбор работников определение сроков службы правил увольнения. При таком подходе государственная служба охватывала все категории работников, занятых не только в государственном аппарате, но и в учреждениях и организациях как объектах управленческого воздействия. Попыткой ограничить ее содержание была трактовка государственной службы как специфического организационно-правового средства формирования и организации работы личного состава всего государственного аппарата. После распада СССР только 05.07.1995 г. Государственной Думой был принят ФЗ «Об основах государственной службы в РФ», в котором давалась нормативная характеристика государственной должности и классификация, основы правового положения государственного служащего, порядок прохождения службы и др. Государственная служба – это комплексный правовой институт, состоящий из норм различных отраслей права (финансового, трудового, административного и др.). На сегодняшний день законодательство России о государственной службе состоит из Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных актов, а также конституций, уставов, законов и нормативных актов субъектов Федерации. Согласно упомянутого закона ряд вопросов регулируются нормативными актами Президента и Правительства РФ, но одновременно они могут регулироваться и федеральными законами. Особенности государственной службы в отдельных отраслях, министерствах и ведомствах могут регулироваться отдельными специальными законами, например, «О службе в таможенных органах РФ» от 21.07.1997 г. На государственных служащих распространяется законодательство РФ о труде с учетом особенностей законодательных актов о государственной службе. Федеральные органы управления издают ряд других правовых актов: Реестр государственных должностей в РФ и др. Государственная служба строится на конституционных принципах российского государства, которые нашли свое отражение в законодательных актах, посвященных государственной службе, в частности в ФЗ «Об основах государственной службы в Российской Федерации» от 05.07.1995 г., Указе Президента РФ «Об утверждении Положения о федеральной государственной службе» и др. В основе государственной службы лежат следующие принципы: Верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими своих должностных обязанностей и в обеспечении их прав; Приоритет и непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина – обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать их; Единство системы государственной власти и разграничение полномочий между Федерацией, её субъектами и муниципальными образованиями; Разделение ветвей власти – законодательная, исполнительная и судебная; Равный доступ к государственной службе – в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой; Обязательность решений вышестоящих государственных органов и руководителей, принятых ими в соответствии с российским законодательством и в пределах их компетенции; Единство требований, предъявляемых к государственной службе; Профессионализм и компетентность государственных служащих; Гласность в осуществлении государственной службы; Ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; Внепартийность государственной службы; отделение религиозных организаций от государства; Стабильность кадров государственной службы. Государственная служба в государстве, в том числе в федеративном и при сильном местном самоуправлении, должна быть целостной, основанной на общих подходах и принципах. Это не сумма служб на различных уровнях и в различных подсистемах государственного аппарата, а единая государственная служба одному государству и обществу, ее создавшему. С позиций осуществления управленческой деятельности можно выделит следующие виды службы: федеральная служба; государственная служба субъектов Федерации и муниципальная служба. Государственную службу условно можно разделить на: федеральную и субъектов федерации; специализированную, военную и гражданскую. В зависимости от вида государственной власти можно выделить службу: в представительных органах, в судебных органах, в органах исполнительной власти и в иных органах. Понятие и особенности правового статуса государственного служащего В соответствии с ФЗ от 05.07.1995 г. «Об основах государственной службы в Российской Федерации» государственная служба – это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Нормативная характеристика государственной службы позволяет определить понятие государственного служащего – это гражданин РФ, состоящий на государственной должности и исполняющий права и обязанности, установленные законодательными актами государства о государственной службе, и получающий за это денежное вознаграждение за счет средств государственного бюджета. Условно различают виды государственных служащих: a) по функциональному назначению: - служащие, осуществляющие в качестве специалистов фактическую деятельность по выполнению задач, обусловленных целями и предметом деятельности предприятий, учреждений, организаций; - служащие, деятельность которых подчинена управлению предприятием, учреждением, организацией; - служащие совмещающие выполнение указанных выше функций. b) по характеру и объему полномочий: ● представители административной власти - должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования (предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (санитарный врач); ● оперативный состав – функциональные работники, государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалиста государственного органа, наделенного полномочиями в сфере осуществления государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридически властные акты в качестве средства управления людьми (юрисконсультант); ● вспомогательный состав – служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа. Их деятельность связана с обеспечением служебной деятельности оперативного состава (технические секретари); ● граждане, не состоящие на государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие юридические последствия (нотариус). Юридическая возможность лица вступать в качестве государственного служащего в административно-правовые отношения, быть носителями конкретных юридических прав и обязанностей по государственной службе связана с наличием у правового качества, которое называется административная правосубъектность. Административная правосубъектность государственного служащего возникает с момента замещения (назначения на должность) им определенной должности. Административная правосубъектность составляет основу административно-правового статуса государственного служащего, который включает в себя три элемента: права, обязанности и ответственность. Административно-правовой статус характеризует исходное правовое положение государственного служащего и устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами и подзаконными нормативными актами государственных органов. Административно-правовой статус государственного служащего имеет свои особенности: a) Права и обязанности государственного служащего устанавливаются в пределах компетенции государственного органа; b) Носит производный характер - деятельность государственного служащего подчинена осуществлению задач и функций государственного органа где он проходит службу; c) Права и обязанности обладают единством – права являются и обязанностью и должны осуществляться в интересах государства и общества; d) Предписания государственных служащих подлежат исполнение теми, кому адресованы; e) Реализация прав и обязанностей гарантируется государством; f) Ограничения общегражданских прав и особая дополнительная ответственность направлена на повышение эффективности государственной службы. Содержание правового положения государственных служащих характеризуется общегражданскими (государственные служащие пользуются всеми правами и свободами и несут обязанности наравне со всеми гражданами) и служебными правами и обязанностями. Служебные права и обязанности подразделяются на: ● общие для всех госслужащих: = относящиеся к существу служебной деятельности (обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан); = сопутствующие статусу госслужащего (не совершать действий, подрывающих авторитет государственного служащего). ● специальные, связанные с конкретными должностями и сферами деятельности государственных органов. Среди прав, предоставленных ФЗ «Об основах государственной службы в Российской Федерации» от 05.07.1995 г. государственному служащему есть следующие права: - Знакомиться с документами, относящимися к деятельности, и получать информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей; - Посещать в установленном порядке предприятия и учреждения независимо от форм собственности для исполнения обязанностей по службе; - Принимать решения в пределах своей компетенции; - Продвигаться по службе и повышение денежного содержания с учетом квалификации и профессиональных качеств; - На пенсионное обеспечение; - Объединяться в профессиональные союзы и ассоциации для защиты своих прав Указанный выше Федеральный закон устанавливает следующие обязанности государственного служащего: ● Обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ; ● Добросовестно исполнять должностные обязанности; ● Обеспечивать, соблюдать и защищать права и законные интересы граждан; ● Соблюдать установленные правила внутреннего трудового распорядка; ● Поддерживать свой уровень квалификации, достаточный для исполнения должностных обязанностей; ● Хранить государственную и иную охраняемую законом тайну и др. Предоставляя определенные права и возлагая обязанности необходимые для выполнения задач по государственному управлению, ФЗ «Об основах государственной службы в Российской Федерации» от 05.07.1995 г. устанавливает социально-экономические, политические и моральные ограничения, связанные с государственной службой: ● Заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; ● Быть депутатом представительного государственного органа; ● Состоять членом органа управления коммерческой организации; ● Быть представителем или поверенным по делам третьих лиц в государственном органе; ● Получать от физических и юридических лиц вознаграждение за исполнение служебных обязанностей в их интересах; ● Принимать без разрешения президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств и международных организаций; ● Принимать участие в забастовках; ● Использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения и др. государственное имущество и служебную информацию; ● Использовать свое положение в интересах политических партий и общественных объединений, в т.ч. религиозных, для пропаганды отношения к ним и др. Государственный служащий должен быть политически нейтральным, не может состоять в политических партиях. Однако политические ограничения не относятся к должностным лицам категории «А» (некоторые министры – руководители партий). За неисполнение или не надлежащее исполнение должностных обязанностей государственный служащий подлежит ответственности в соответствии с действующим законодательством. Под ответственностью государственного служащего понимается - обязанность государственного служащего претерпеть определенные лишения личного, имущественного и организационного характера за совершенное им правонарушение. В отношении государственных служащих предусмотрены следующие виды ответственности: Дисциплинарная – за совершение дисциплинарного проступка (замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение от должности); Административная – за совершение административных правонарушений; Уголовная – за совершение уголовно наказуемых деяний; Материальная – за причинение материального вреда при исполнении служебных обязанностей. Учитывая специфику деятельности государственных служащих государством предусмотрены различные льготы. Льготы – это установленные законодательством и обеспеченные государством преимущества, предоставляемые государственным служащим в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Различают следующие виды льгот: по налогообложению по проезду на транспорте по пенсионному обеспечению по медицинскому страхованию по оплате жилищных и коммунальных услуг и иные. В порядке стимулирования служебной деятельности в отношении государственных служащих государством предусматриваются разнообразные меры поощрения. Меры поощрения – это меры морального, материального характера, применяемые к государственным служащим при наличии в их действиях объективно признаваемого факта заслуг перед государством. В зависимости от вида поощрения они применяются соответствующими должностными лицами (руководителями) в определенном процедурном порядке с занесением сведений в трудовую книжку и личное дело служащего. Благодарность правомочен объявить руководитель государственного органа, наградить орденом Президент РФ. Вопрос 2. Классификация государственных должностей Довольно часто под государственной службой в широком смысле понимают службу в любых учреждениях, оплачиваемых за счет бюджетных средств. При таком подходе государственными служащими будут сотрудник музея и главный врач районной больницы, заведующий библиотекой и воспитатель детского сада, однако в соответствии с законом они не относятся к категории государственных служащих. Число таких служащих довольно большое во всех странах: в Германии и во Франции – около 7,5 % от общего числа населения. В более узком смысле государственной службой является только профессиональная деятельность в государственных органах лиц, имеющих соответствующие звания, чины, ранги. За рубежом подобная деятельность называется классифицированной (гражданской, публичной) государственной службой. В России к государственной службе относится около 500 тыс. человек из которых 90 % работает в местных территориальных органах министерств и ведомств, судов, прокуратуры и т.п. Существуют различные внутренние классификации персонала государственного управления: по административно-правовым критериям – представители власти, должностные лица, технические исполнители; по функциональной деятельности – руководители, специалисты, технические исполнители. Условно весь персонал государственного управления можно разбить на две группы: должностные лица и обслуживающий персонал. Одним из элементов государственной службы является государственная должность. Статус должности определяет объем правосубъектности служащего, его правовое положение. Государственная должность есть юридическое установление определенных управленческих функций и властных полномочий, которые подлежат исполнению лицом замещающим эту должность. Должность представляет собой единицу в штатном расписании государственного органа с определенным кругом прав и обязанностей по выполнению функций данного государственного органа с установленным государством денежным содержанием и ответственностью за выполнение обязанностей по государственной службе. «Костяк» персонала государственного управления составляют лица, занимающие государственные должности и управляющие по поручению и от имени государства. Традиционно их обозначают «кадры государственного управления». К государственной должности относится должность Президента, Председателя Правительства и начальника отдела. Одни должности могут заниматься в результате назначения по трудовому соглашению, другие в результате выборов или иным способом. Поэтому могут различаться политические должности (высшие должностные лица) и административные. Перечень государственных должностей дается в Реестре государственных должностей РФ, который утверждается Президентом РФ. Должность – это пост государственного служащего, которому соответствует его определенный квалификационный разряд или ранг. В соответствии с действующим законодательством государственные должности разделены на три категории: ● Категория «А» (политико-судебные) – устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами (государственные должности РФ), уставами субъектов РФ, для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, Председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, депутаты, министры судьи); Считается, что должности категории «А» не относятся к государственной службе, что вызывает много споров в научных кругах. ● Категория «Б» (патронажные) – учреждаемые в установленном законодательством РФ порядке непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А» (заместитель министра, начальник департамента); ● Категория «В» (административные) - учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий. Государственные должности подразделяются на группы и им присваиваются квалификационные разряды (звания, класс, чин, ранг): группа государственные должности квалификационный разряд 1 младшие референт государственной службы 1,2, 3 класса 2 старшие советник государственной службы 1,2,3-го класса 3 ведущие советник РФ 1,2,3-го класса 4 главные государственный советник РФ 1,2,3-го класса 5 высшие действительный государственный советник РФ 1,2,3-го класса Существуют классификационные требования для занятия той или иной должности. Каждой из групп должностей присущи специфические квалификационные требования (уровень профессионального образования, стаж и опыт работы по специальности, уровень знания законодательства применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей. Разряды и классы присваиваются как правило при назначении на должность или переводе на вышестоящую должность после аттестации или по результатам квалификационных экзаменов. Присвоение квалификационных разрядов действительный государственный советник РФ и государственный советник РФ производится Президентом РФ. Для некоторых видов государственной службы введены иные виды квалификационных разрядов, специальные и воинские звания, дипломатические ранги. Сведения о государственном служащем вносятся в федеральный реестр государственных служащих, либо в соответствующий реестр субъекта РФ. Вопрос 3. Прохождение государственной службы Конституция РФ в ст. 32 закрепила право участия в управлении государственными делами и равный доступ российских граждан к государственной службе. Эти положения развиваются ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» 1995 г. В Законе закреплено, что при поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъекта Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией РФ и федеральными законами. Действующее законодательство устанавливает условия необходимые для поступления на государственную службу, из которых основными являются: гражданство РФ, владение государственным языком, возраст от 18 до 60 лет, профессиональное образование. Пункт 3 ст. 21 Закона О государственной службе предусматривает случаи, когда российские граждане не могут быть приняты на государственную службу: - признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным; - лишение судом права занимать государственные должности; - наличие подтвержденных соответствующим медицинским учреждением заболеваний, препятствующих исполнению должностных обязанностей; - отказ от прохождения процедур оформления допуска к сведениям составляющим государственную или иную охраняемую государством тайну; - близкое родство или свойство с государственными служащими при непосредственной подчиненности или подконтрольности между ними; - наличие иностранного гражданства, если данный вопрос не урегулирован межгосударственными соглашениями. Законом об основах государственной службы установлено, что гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора (контракта), заключаемого на неопределенный срок или на определенный срок, но не более пяти лет (обычно 1, 3, 5 лет). Поступление на государственную службу оформляется приказом по государственному органу о назначении. Назначение на должность представляет собой юридический акт компетентного органа или должностного лица, определяющий момент официального вступления в должность. Путем назначения замещается подавляющее количество государственных должностей, однако в отдельных случаях проводится конкурс. Конкурс – это форма замещения должности, предполагающая отбор лучшего претендента путем предварительной оценки его профессиональных, деловых и нравственных качеств. Достоинства претендента оцениваются конкурсной комиссией на основании документов об образовании, предшествующей трудовой деятельности, рекомендаций с прежнего места работы и результатов тестирования. В некоторых случаях при нахождении на должности может назначаться испытание (испытательный срок), который не может превышать трех, а в отдельных случаях шести месяцев с момента назначения на должность. В испытательный срок засчитывается только фактическое время исполнения обязанностей, в него не входит время отсутствия на службе по болезни и т.п. Путем выборов замещаются государственные должности, которые Закон не относит к государственной службе. Следует выделить два уровня общекультурных, деловых, личностных качеств, которые должны быть и которые должны развиваться у государственного служащего: ● первичные, исходные – качества, которыми должен обладать претендующий на государственную должность; ● приобретаемые, формируемые в процессе исполнения государственной должности, накопления опыта и продвижения по иерархической лестнице. С целью решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда проводится аттестация. Проведение аттестации осуществляется специально создаваемой аттестационной комиссией. Аттестация государственных служащих проводится не чаще одного раза в два года и не реже одного раза в четыре года. Аттестование служащих может проводиться с целью определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой должности. Результаты аттестации оформляются соответствующим протоколом, приказом по государственному органу и заносятся в личное дело государственного служащего. Результаты аттестации могут использоваться при решении вопроса о перемещении по должности: на вышестоящую должность (продвижение по службе), на нижестоящую (по состоянию здоровья, по личной просьбе, в связи со служебным несоответствием, в дисциплинарном порядке) или в связи со служебной необходимостью на равнозначную государственную должность (в целях наиболее эффективной деятельности). Прекращение государственной службы происходит при увольнении государственного служащего от должности: a) по инициативе руководителя государственного органа: - достижение предельного возраста, установленного для замещения государственной должности; - прекращение гражданства; - несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных для государственных служащих; - разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну; - отказ служащего от перевода в другую местность; - возникновение иных обстоятельств, предусмотренных законодательством. b) по основаниям предусмотренным законодательством РФ о труде.
Источник: http://www.webarhimed.ru/page-749.html © мой блог
Организация работы отдела по связям с общественностью – Обидина.
Структурно-функциональные особенности отдела по связям с общественностью и его роль в организации.
- 1. Персональный имидж. Способы корректировки имиджа
- 2 Главных закона построения имиджа:
- 2. Корпоративный имидж и инструменты его создания. Репутация фирмы
- 1. Понятие массовой коммуникации. Психологические и социально-психологические модели массовой коммуникации
- 2. Роль потребностей, мотивов в восприятии массовой коммуникации Потребности–мотивационная основа восприятия и понимания текстов массовой информации
- 4. Роль установки и стереотипа в процессе массовой коммуникации
- Характеристики установок
- Роль стереотипа в процессе массовой коммуникации
- Тенденции развития современного менеджмента
- Классификация стратегий предприятия
- Методика принятия стратегических управленческих решений
- Информационные технологии при проведении реорганизации
- 1.Товарная политика фирмы
- Закономерности международных отношений
- Цели и средства участников международных отношений
- 1. Цели и интересы в международных отношениях
- 2. Средства и стратегии участников международных отношений
- 3. Особенности силы как средства международных авторов
- Понятие конфликта и их классификация
- 3.Среда конфликта.
- 1.Мотивы сторон.
- 2. Динамика конфликтов.
- 2. Динамика переговоров
- 3. Психологические механизмы и технология переговорного процесса
- 4. Специфика ведения переговоров с противником
- 2.2. Медиация, как альтернативная форма разрешения конфликта
- Функции корпоративной культуры
- 1.1. Понятие политического процесса.
- 1.2. Структура и акторы политического процесса.
- 1.3. Политические изменения и их типы.
- 1.4. Особенности политических процессов
- 1.5. Типология политических процессов
- 2. Методологические подходы к анализу политических процессов
- 2.1. Институциональный подход
- 2.2. Бихевиорализм.
- 2.3. Структурно-функциональный анализ.
- 2.4. Социологический подход.
- 2.5. Теория рационального выбора.
- 2.6. Дискурсный подход
- 2. Типология и этапы pr- кампании.
- Характеристика этапов проведения pr –кампании
- 4. Основные стратегии проектирования. Этапы pr-проекта
- Задачи пресс-службы
- 2. Оперативные документы в работе пресс-службы. Основные информационные документы
- 3. Мероприятия, организуемые пресс-службой в работе со сми. Приемы связи пресс-службы со сми
- 1. Государственная служба как особый институт в структуре государственной власти. Принципы государственной службы
- Структура отдела по связям с общественностью
- 1.Зарубежный опыт государственного управления в унитарных и федеративных государствах
- 2. Зарубежный опыт муниципального управления в унитарных и федеративных государствах зарубежный опыт местного самоуправления
- Pr в социальной сфере: сущность, роль и необходимость.
- 4.2 Благотворительность
- 4.3 Организация и проведение культурно-массовых мероприятий
- 4.4 Долгосрочные социальные программы
- 4.5 Социальный пр в сфере культуры
- 4.6 Организация и поддержка коммерческих проектов
- 4.7 Спонсоринг
- 4.8 Фанд-рейзинг
- 3. Формирование и развитие имиджа и паблисити в социальной сфере
- 1.Информационные технологии в связях с общественностью
- 2. Функции pr - подразделений
- 3. Содержание административно-управленческой реформы в рф на современном этапе.
- Политическое лидерство: теории, концепции, механизм рекрутирования
- 3. Элита: понятие, теории и классификация.
- 4. Современная политическая элита в России – способы рекрутирования, характерные черты.