logo
Госы

4. Роль установки и стереотипа в процессе массовой коммуникации

Роль установки в процессе массовой коммуникации

Установка - это некоторая оценочная реакция на объект или явление, выражающаяся во мнениях, чувствах и целенаправленном поведении.

Сформированные установки имеют тенденцию к самоупрочнению. Очень часто установка рассматривается человеком как стереотип. Человек приемлет в первую очередь то содержание, которое согласуется с его установками, усвоенными ранее. Пропаганда, целью которой является создание новых точек зрения, изменение или упрочнение уже имеющихся, адресуется индивиду, обладающему определенной системой взглядов. Таким образом, возникает проблема сопротивления. Поэтому пропаганда гораздо чаще выступает как фактор, усиливающий установки, чем как фактор, их изменяющий. Это базируется:

o на избирательности внимания: человек воспринимает только то, что соответствует его установкам;

o избирательности запоминания: быстрее и надежнее запоминаются те материалы, которые согласуются с установками данного человека.

Психологическая структура установок:

o интеллектуальный компонент;

o эмоциональный компонент;

o мотивационный компонент;

o убеждение;

o действие;

o актуальное поведение;

o вербальное поведение (мнение).

Установки являются относительно устойчивой структурой психики человека. Люди со сходными установками объединяются в коллективы, которым присуще единство действия. Эти структуры складываются из следующих взаимосвязанных компонентов: познавательного, эмоционального и мотивационного.

Познавательный компонент установки. Иметь установку относительно какого-либо общественного явления - это значит обладать некоторым множеством сведений о нем. Знание, даже неполное или искаженное, о предметах, явлениях или людях, а также об их свойствах и качествах дает основания для формирования установок и обосновывает их.

Эмоциональный компонент установки. В некоторых случаях первостепенное значение приобретает эмоциональное отношение к предмету познания. Эмоциональное отношение человека является выражением его субъективной (положительной или отрицательной) оценки данного предмета или явления.

Мотивационный компонент установки. Любая установка может выступить в качестве мотива активной деятельности. Это существенный элемент самой структуры установки.

Все основные элементы установок должны быть внутренне связаны. Правильно организованная работа по формированию установок должна быть обращена к личности и прежде всего к ее интеллекту, чувствам, стремлениям.