Политическое лидерство: теории, концепции, механизм рекрутирования
Лидерство является имманентное природе человека и имеющееся во всех сообществах Оно является постоянной формой взаимодействия людей, средством решения общественных проблем
Политическое лидерство - одна из разновидностей лидерства Политический лидер является символом определенного сообщества, личность, способная реализовать интересы сообщества посредством власти, дается ему этой сообществом, по олитичних интересов, организовывать и направлять их активность, сплотить вокруг себя группу сторонников и повести их за собою.
Термин \"лидер\" происходит от англ leader - ведущий, руководитель, проводник, глава т.п. В современной политической науке различные определения понятия \"политическое лидерство\", в частности:
- это власть, которую осуществляют один или несколько индивидов с целью пробуждения членов общества, нации к действиям;
- это отношения между людьми в процессе совместной деятельности, при которой одна сторона обеспечивает преимущество своей воли над другими;
- это постоянный легитимный влияние властителей на общество, организацию или группу
При этом принято выделять следующие признаки политического лидерства:
- лидерство предполагает постоянное воздействие на окружающих;
- политическое влияние должно быть всеобщим и касаться всех членов управляемой сообщества;
- лидерство закрепляют определенные нормы, правила, привилегии, полномочия
Политическое лидерство имеет формальный и неформальный аспекты Формальный аспект лидерства связан с руководящим местом человека в общественной иерархии, с высокой должностью, статусом, властью Неформальный аспектов кт лидерства заключается в личных врожденных качествах человека, его способности выполнять роль лидерра.
Проблема политического лидерства имеет давнюю историю Еще в эпоху античности лидером считали личность, способную творить историю Конечно общественная ситуация требовала своего лидера, вождя Каждый исторического периода в возникали теории, которые определяли определенный тип, образ и задачи лидерера.
В эпоху Возрождения свою теорию политического лидера создал итальянец Н Макиавелли Он считал, что все люди разные, но в массе своей имеют одинаковые привычки и более склонны к плохому, чем к хорошему В ос сну человеческой природы - интерес, или жажда власти и наживы Политический лидер - это обладатель, который использует любые средства для наведения общественного порядка и сохранения своего господства Относительно рис лидер а то ему нужно прибегать к большим, виртуозных махинаций, предательства, которые требуют мужества, личного влияния и авторитетитету.
Свою теорию сверхчеловека предложил немецкий мыслитель Ф Ницше (1844-1900 гг) Лидер, по его концепции, - высший биологический тип человека, который игнорирует установленные мораль, культуру, политические ценности С Современников Ницше считал утерянным поколением, его герои - это герои будущего Надо помочь себе избавиться повседневности, быть выше нее, чтобы стать личностью, способной владеть и управлять Это своер идна концепция самовоспитания, уничтожение в себе раба Как упрощенный, вульгаризированный подход к концепции, Ницше применил фашизм, что привело к искаженному восприятию философии немецкого ученого, накл ало на нее клеймо человеконенавистнической теории теорії.
К Маркс (1848-1883 pp) определял лидера как человека, имеет ряд определенных личных качеств (умение, знания, авторитет, организаторский талант) и выражает интересы и волю определенного класса, в частности пролетариата в По марксистской концепцией лидерства, личность может сыграть определенную положительную роль в историческом процессе при поддержке классов и широких слоев населения, а также при благоприятных политических усломов.
Существует ряд концепций, обосновывающих природу политического лидерства:
1 Теория рис - объясняет феномен политического лидерства наличием выдающихся черт у человека, а именно: ума, компетентности, организационных способностей и т.д. (Е Богардус)
2 Ситуативные теория - трактует лидера как продукт ситуации Причина лидерства заключается не в индивиду и присущих ему чертах, а в роли, которую лидер должен выполнять в конкретной ситуации (Ф Фидлер)
3 Концепция последователей - раскрывает лидерство через взаимоотношения между лидером и его последователями, через влияние последних на политического лидера
4 Психологический концепция - в основе лидерства - стремление человека преодолеть определенные комплексы и табу, достичь большего, чем он имеет или может Эта черта есть в творчестве, искусстве и политике
В политологическом аспекте политическое лидерство - это общественно-политический процесс, при котором одна, а иногда несколько человек берут на себя и выполняют роль главы, руководителя, лидера определенной социальной группы, общественно-политической организации или движения, государства или общества в целом.
зависимости от стиля руководства и политической системы, в которой действует лидер, выделяют типы:
- диктаторский, при котором лидер стремится достичь цели, опираясь на страх наказания;
- демократический тип лидера, который поддерживает дух сотрудничества, соучастия в решении вопросов;
- автократический, который должен иметь высокие профессиональные и личные качества, чтобы победить оппонентов;
- плутократический (часто это лидеры \"теневой\" экономики)
Согласно способа приобретения и реализации, легитимации власти, М Вебер разделил политических лидеров на следующие основные типы:
- традиционные (вожди племен, монархи и т.д.), авторитет которых базируется на традициях, обычаях, часто освящается религией;
- рационально-легальных, которые становятся руководителями через общепринятые в обществе пути, вследствие упорного труда, которая позволила им завоевать доверие электората, в процессе которой они доказали способны ость управлять Такой тип лидерства характерен для спокойных периодов развития общества, когда основной ценностью для него становится стабилизация политической системы, использование заложенных в ней возможно стей;
- харизматические, наделенные, по мнению масс, особыми сверхъестественными способностями, призваны к политической жизни высшими силами Оптимальный момент для появления харизматического лидера - ситуация глубокой системы потемнел социального кризиса В настоящее время общество, находящееся в состоянии аномии, переживает разочарование не только в организационной структуре политического процесса, идеологии, которая обеспечивает ее функционирование, а в лидерах, которые ее олицетворяют Оно готово к радикальным изменениям и стремится лидеров, которые предложат ему новые идеи, покажут новые * перспективы развития, поставят качественно иные цели Общество в и ки момент стремится чина, а не рационального осмысления путей развития Уничтожив старых идолов, оно находит для себя новых Ими и становятся лидеры харизматического типа - \"сильные личности без страха и сумм НИВиВ \", которые не только убеждены в правоте своих идей, но и способны убедить массы, повести их за собоести їх за собою.
В основе первого типа лидерства - привычка, второй имеет рациональные корни, а последний базируется преимущественно на эмоциях Лидеры всех типов имеют как сильные, так и слабые стороны, необходимо учитывать общест омадянам при их выборе, общении с ними Классификация М Вебера является несколько упрощенной действительности у каждого политического лидера сочетаются элементы всех трех типов, хотя один из них обычно преобладает В су одновременно политологии в зависимости от задач, которые выдвигают исследователи, и избранных ими критериев оценки, используют и другие классификации лидерства Критерии классификации политических лидеров представлены в табл 8абл. 8.4.
Таблица 84 Критерии классификации политических лидеров
Критерии классификации | Политические лидеры |
1 | 2 |
По способу утверждения лидерства в группах и организациях | формальные неформальные |
По способу легитимизации власти лидера в обществе | традиционные рационально-легальных |
По стилю руководства и управления | харизматические либеральные авторитарные демократические |
По имиджем и ролевым назначению лидера | лидер-знаменосец лидер-слуга лидер-торговец лидер-пожарный лидер-актер (демагог) |
По стилю политического поведения | параноидальный демонстративный депрессивный шизоидный |
По отношению к политической системе | функциональный дисфункциональный нонконформистский конформистский |
По масштабам лидерства | общенациональный определенного класса социальных групп, слоев |
Лидеры всех типов, исходя из объективных задач, которые перед ними ставит общество, должны выполнять следующие функции:
- выявление и формирование политических интересов своих сторонников, их репрезентация Стоит отметить, что выдающиеся политические лидеры способны не только выявить действительные интересы групп, которые они представляют, по озбавиты их иллюзий, мнимых интересов, но и существенно менять систему политических интересов своих сторонников, подавая им новые идеи, находя нетрадиционные пути их реализации Однако увлечение харизматы ческих лидеров собственными идеями, их стремление влиять на формирование системы интересов первичных субъектов политики может иметь и трагические последствия для обществаа;
- организация и мобилизация своих сторонников на политическую борьбу Политический лидер должен ставить реалистичные цели, владеть наукой и искусством принятия стратегических и тактических решений Для лидеров в общенационального масштаба важна способность к согласованию интересов противоборствующих групп, поисков компромисса и путей утверждения общенационального согласия, то есть интеграции всего общества, его ориентации на достижение общих целейй;
- социального арбитража и патронажа, которая проявляется в защите масс от посягательства на их естественные права, поддержании порядка и законности, недопущении неконвенциональных форм политической активности;
- обеспечение связи между властью и массами, и, вместо того, предубеждение отчуждения граждан от властных структур, ориентации граждан активными формами политического поведения, обеспечивает разумную открытого итисть в принятии политических решений, соблюдения суверенитета личности, способствует легитимации и стабилизации политической системы общества в целом.
Социальная значимость политического лидера напрямую зависит от уровня политической культуры и активности граждан Высокая степень развития в обществе политической культуры, которая базируется на демокра аттической традициях, позволяет его гражданам не только избирать тех политических лидеров, которые способны эффективно управлять, но и способствовать развитию их собственных гражданских рис, реализации всей системы их интересов, самореализации личности в сфере политики.
Еще одной важной проблемой политического лидерства является анализ систем рекрутирования политических лидеров, которые применяются в разных странах, в условиях различного политического режима
Выделяют две основные системы рекрутирования политических лидеров:
антрепренерского система - является открытой, лидером может стать любой представитель общества благодаря личным качествам Система характеризуется высоким уровнем конкурентное! присущих для демократических краяїн.
Система гильдий - закрытая система, при которой лидером может стать только представитель политической элиты, здесь осложняется или даже невозможным приход к власти людей из \"низов\", несмотря на наличие у них х соответствующих черт Система гильдий имеет открытую тенденцию к содержанию статус-кво в политическом устройстве общества, а следовательно, ее чаще всего применяют недемократические режимичні режими.
Типологизация лидерства. Функции лидеров.
Проявления лидерства достаточно разнообразны. Предпринимавшиеся попытки их классификации и типологизации вызваны желанием спрогнозировать вероятное поведение лидеров на основе тех или иных признаков (переменных). В зависимости от количества классификационных признаков й их содержания системы типологий бывают простыми и сложными. Так, количественный показатель (число лидеров) позволяет «развести» единоличное лидерство и коллективное.
Типологию лидерства на основе учета личных качеств лидера и конкретной ситуации, в которой он выполняет свои функции, предложил немецкий социолог М. Вебер в работе «Харизматическое господство». В качестве классификационного признака он выдвинул понятие «авторитет», которое определяет как «вероятность того, что приказания встретят повиновение у определенной группы людей». Способность отдавать приказы и ожидать их выполнения основана на различных ресурсах власти. Соответственно М. Вебер выделил три типа господства - традиционное, рационально-легальное, харизматическое.
Традиционное лидерство опирается на обычаи и традиции, силу привычки, которые уходят корнями в далекое прошлое. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции передачи власти по наследству: право на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению. Это тот тип авторитета, которым некогда пользовался вождь племени, глава рода, монарх. Хотя данный тип лидерства сходит со сцены, тем не* менее он до сих пор сохраняется в ряде стран (например, в некоторых странах Персидского залива).
Харизматическое лидерство основано на вере в богоизбранность личности, в исключительные качества данного человека. Харизматическая власть, отмечал М. Вебер, «характеризуется личной преданностью подданных человеку и их верой только в его личность, которую отличают выдающиеся качества, героизм или другие отличительные свойства, превращающие его в вождя». Именно такова харизматическая власть, которой пользовались пророки, а в области политики -военачальник, получивший одобрение на плебисците, суверен, «великий демагог или глава политической партии». Харизма-
тическое лидерство присуще переходным обществам, проводящим модернизацию, поэтому харизматическое господство может создавать условия либо для традиционной власти (например, для возвращения к институту монархии), либо для рационально-легальной. Особенность харизматической власти состоит в том, что она лишена каких-либо объективных оснований (например, не опирается на закон, традицию), а существует благодаря исключительно личным качествам харизматического лидера, веры в него.
Рационально-легальное лидерство олицетворяет бюрократия. Власть авторитета признается в силу «легальности», в силу веры в правомерность правового статуса и «компетенции», основанной на рационально установленных законах. Власть опирается на единый и принятый всем обществом свод правовых норм. Компетенция каждого носителя власти обусловлена конституцией и правовыми нормами. Рационально-легальное лидерство получает распространение во все большем количестве государств, а традиционное и харизматическое лидерства сходят с исторической сцены.
Одной из наиболее современных и общераспространенных типологий лидеров является система М. Херманн, которая классифицирует лидеров на основе имиджа. «Имидж» в переводе с английского означает «образ». Это визуальная привлекательность личности. Естественно, каждый человек живет признанием себя другими, это тем более свойственно лидерам. М. Херманн выделяет четыре образа лидеров (по подобию идеальных типов М. Вебера) на основе учета четырех переменных: характера лидера; свойств его сторонников; способов взаимосвязи лидера и его сторонников; конкретной ситуации, в которой осуществляется лидерство.
Первый собирательный образ лидера - это лидер-знаменосец.Его отличают собственный взгляд на реальность, наличие оораза желаемого будущего и знание средств его достижения. Такой лидер определяет характер происходящего, темпы и способы преобразований. Для понимания данного типа лидерства важно знать личные черты лидера, средства его воздействия на своих сторонников. К лидерам-знаменосцам можно отнести М. Ганди. В. И. Ленина. Мартина Л. Кинга и др.
Второй собирательный образ лидера - лидер-служитель.Он достигает признания через выражение интересов своих приверженцев. Лидер действует от их имени, он - агент группы. На практике лидер-служитель руководствуется тем, что от него
ожидают, во что верят и в чем нуждаются его избиратели. Примером такого типа лидеров можно назвать Л. И. Брежнева, К. У.Черненко, выражавших интересы партийной бюрократии.
Третий образ - лидер-торговец.Существенная черта его заключается в способности уоедить. Президент США Г. Трумэн заметил, что «суть власти президента в том, чтобы объединить людей и попытаться убедить их делать то, что они должны делать без всякого убеждения». Признания со стороны своих сторонников он добивается знанием их потребностей, желанием их удовлетворить. Благодаря способности убеждать лидер-торговец вовлекает приверженцев в претворение своих планов. Образцом подобного типа лидера можно считать Р. Рейгана.
Четвертый образ - лидео-пожаоный.Его отличает быстрая реакция на насущные треоования времени, сформулированные его' сторонниками. Он способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адекватно реагировать на ситуацию. Большинство лидеров в современных обществах может быть отнесено именно к этому типу. Выделение четырех собирательных образов лидеров в достаточной мере условно, поскольку в чистом виде такие типы встречаются редко. Чаще всего в лидерстве одной личности на различных этапах ее политической карьеры сочетаются те или иные свойства каждого из перечисленных идеальных типов.
Заметная нивелировка различий лидеров демократических обществ с точки зрения их имиджа, личных достоинств была предсказана еще в начале XX в. Г. Лебоном, который, вчастности, писал: «Более серьезным недостатком демократии является возрастающая посредственность людей, стоящих во главе управления. Им нужно только одно существенное качество: быть всегда готовыми говорить тотчас же о чем бы то ни было, находить сразу правдоподобные или по крайней мере громкие аргументы вответ своим противникам». Данное обстоятельство заставляет искать иные системы типологий, позволяющие выделять специфику лидеров в различных странах.
В последнее время доминируют классификации лидеров по стилю поведения. Эти классификации позволяют прогнозировать действия того или иного руководителя. Поведенческие концепции лидерства акцентируют внимание на его результативности и эффективности. В этом случае составляющими эффективности являются методы поддержания или проведения политического курса, способы реагирования на возникающие проблемы и потребности населения, характер взаимо-
действия лидера со своими сторонниками и другими участниками политического процесса. Наиболее характерные черты политического стиля позволяют определить тип лидера, его эффективность для конкретных условий, предсказуемость действий. Можно выделить пять политических стилей по степени доминирования тех или иных качеств: параноидальный, демонстративный,компулъсивный, депрессивный и шизоидальный, хотя в истории встречаются лидеры, сочетающие несколько стилей.
Параноидальный политический стиль.Ему соответствует тип лидера, которого можно обозначить термином «хозяин». Такой личности свойственны подозрительность, недоверие к другим, сверхчувствительность к скрытым угрозам и мотивам, постоянная жажда власти, контроля над другими людьми. Его поведение и действия часто непредсказуемы. Политик параноидального стиля не приемлет другой точки зрения, кроме собственной, отвергает любую информацию, не подтверждающую его теории, установки и убеждения.
Тип мышления подобного политика инверсионный, когда реальность рассматривается через крайности «белое» - «черное», а люди делятся на «врагов» и «друзей». Стремление лидера к безграничной власти обеспечивается им путем постоянных манипуляций подчиненными, интригами и столкновениями их друг с другом в собственных интересах. Подобный стиль часто сопровождается желанием любой ценой подавить или унизить другого политика, даже вопреки элементарной логике.
Опасность такого лидера состоит в том, что его стиль может совпадать с политическим поведением широких масс в обществах без устойчивых демократических традиций, со слабой политической культурой. Ненависть к другим, подозрительность и озлобленность лидера формируют обстановку всеобщего страха, доносительства, поиска «врагов», что может привести к установлению тоталитарных режимов. Подобный политический стиль не столь эффективен внешне, но может обладать значительным ресурсом мобилизации населения, способен решать стратегически важные задачи в исторически ограниченные сроки, последовательно осуществлять свой политический курс. Однако «хозяин» может эффективно лидировать, только опираясь на развитую карательную систему, политический террор. Представителями параноидального политического стиля могут считаться И. В. Сталин, Иван Грозный.
Демонстративный политический стиль.Он характерен для типа лидера, которого можно назвать «артист»,поскольку он
всегда «играет на публику». Его отличает любовь к демонстрациям, он охвачен страстным желанием нравиться, постоянно привлекать к себе внимание. Во многом его поведение, политические действия зависят от того, нравится он другим, любим он толпой или нет. Вследствие этого он достаточно «управляем», предсказуем, может потерять бдительность, наслушавшись льстецов. Однако он может лишиться самообладания, столкнувшись с критикой в свой адрес. В таком случае реализация продуманного политического курса оказывается невозможной в силу изменения мотивации политического поведения, в которой теперь превалирует желание получить у масс одобрение и политическое признание любой ценой. Ориентация на подобные стимулы вынуждает лидера приносить в жертву не только общественно значимые интересы, но даже свои собственные политические убеждения.
Менее всего представители демонстративного стиля предрасположены к упорной и созидательной работе, рассчитанной на длительное время. Они хороши в переломные моменты (в ситуациях недовольства, разочарования), когда надо «завести» и повести за собой толпу. Однако надолго их энергии не хватает, они, как правило, оказываются неспособными завершить начатое дело. «Артисты» более эмоциональны, чем прагматичны. К подобному стилю лидерства можно отнести А. Ф. Керенского, Л. Д. Троцкого, В. В. Жириновского.
Компульсивный политический стильобычно характерен для лидера, собирательный образ которого можно обозначить тер" мином«отличник».Ему свойственно почти навязчивое желание делать все наилучшим образом, независимо от возможностей. Стиль его поведения характеризуют напряженность, отсутствие легкости, гибкости, маневра. Он постоянно озабочен, мелочен, слишком пунктуален, догматически подходит ко всем инструкциям, правилам, что нередко служит причиной конфликтов во властных структурах. Особенно дискомфортно «отличник» чувствует себя в экстремальных условиях, когда необходимо быстро принимать решения, использовать нестандартные методы. Любые отклонения от запланированного хода деятельности для него болезненны, а опасность совершить ошибку способна ввергнуть его в панику. Вследствие этого «отличник» строго следует избранному политическому курсу, хотя тот может и не соответствовать реальностям жизни, стремится не поступаться принципами и на основе данных принципов объединяться с другими «отличниками». Постоянно изменяющие-
ся условия способствуют потере им социальных ориентиров, чувства времени, и он может завести общество в тупик, обречь на застой и кризис даже вопреки своим искренним намерениям обеспечить процветание государства. Типичным представителем такого политического стиля можно считать Л. И. Брежнева.
Депрессивный политический стильолицетворяет «соратник».Лидер этого типа не способен играть ведущую роль и потому пытается объединиться с теми, кто реально может «делать политику». «Соратник» часто идеализирует отдельных людей и политические движения, а сам плетется в хвосте событий. Он не имеет четкого политического курса, устойчивых подходов к решению возникающих проблем. Политическую реальность он воспринимает настороженно и пессимистически, обнаруживая слабость и политическое безволие. К подобным лидерам можно отнести императора России Николая П.
Шизоидалышй политический стиль тесно связан с депрессивным. Его представляет лидер-«одиночка».Самоизоляция и самоустранение его от участия в конкретных событиях имеют более отчетливый характер. «Одиночка» не желает присоединяться ни к какому конкретному движению и предпочитает позицию стороннего наблюдателя. Зато политическая ответственность в таком случае практически отсутствует. Естественно, стремление к лидерству не позволяет удержаться на позиции стороннего наблюдателя и заставляет либо присоединиться к какому-либо движению, партии, либо создавать собственную партию. Шизоидальный стиль поведения исторически преходящ, менее самостоятелен и неэффективен. Лидер-«одиночка» по мере участия в политической жизни и расширения властных полномочий трансформирует свой стиль, дополняя его чертами параноидального и демонстративного стиля. Подобное изменение политического стиля было свойственно политической биографии В. И. Ленина (до революции 1917 г. - «одиночка», а после нее добавились черты «хозяина» и «артиста»).
Однако следует заметить, что выделенные как «идеальные» указанные политические стили встречаются достаточно редко, скорее они выступают как тенденции. Они обусловлены мен-тальностыо и культурой общества, включающих устойчивые представления о желаемой модели общества и роли лидера в нем, о предпочтительных способах решения возникающих проблем. Стили политики заметно различаются в силу нетождественности национальных культур различных стран. Тип доминирующей культуры определяет и характер политических ориентации, свойственных лидерам.
Американский исследователь Дж. Барбер различал политические стили по выполнению лидерами своих политических ролей. Ожидаемое политическое поведение лидеров (президентов, руководителей конгресса) может определяться либо их субъективным пониманием своей роли, либо ожиданиями конкретных групп. Например, стиль, ориентированный на эффективную и результативную деятельность, он назвал активно-позитивным (примером его может быть деятельность Ф. Рузвельта, Р. Рейгана). Преобладание личного самолюбия в осуществлении лидирующих функций формирует активно-негативный стиль (Г. Трумэн). Зависимость от каких-либо предпочтений, привязанность к устойчивым стандартам и ценностям обусловливают пассивно-позитивный стиль (Дж.Картер). Минимальное выполнение своих функций порождает пассивно-негативный стиль (Док. Буш).
Кроме того, стили политического поведения могут различаться по технологии выработки и принятия лидером решений. Так, различаются авторитарный стиль лидерства, ориентированный на единоличное принятие решений, и демократический,опирающийся на инициирование активности своих сторонников, их участие в процессе управления.
Заметим, что системы классификаций лидеров, использующие макросоциальные факторы типа «характер эпохи», «представитель класса» и т. д., малоэффективны и не функциональны. Они обладают ограниченными прогностическими возможностями. Современные общества настолько дифференцированы, что исключают возможность достижения политического господства со стороны какого-либо класса и чтобы лидер представлял исключительно его интересы и потребности.
Функции лидеров в конкретном обществе зависят от степени зрелости его экономической, политической, культурной сфер, от уровня культуры населения, от характера (типа) политического режима и, наконец, от индивидуальных качеств самого лидера. Граждански зрелое общество с высокой степенью разделения социальных и политических ролей и функций заметно сокращает возможности доступа к лидирующим позициям политикам-непрофессионалам, что нередко происходит в традиционных и переходных обществах.
Среди общезначимых функций лидеров выделим следующие:
1) интегративную: объединение исогласование различных групп интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом;
2) ориентаццонную: выработку политического курса, отражаю щего тенденции прогресса и потребности групп населения;
3) инструментальную: определение способов и методов решения поставленных перед обществом задач;
4) мобилизационную: инициирование необходимых измене ний с помощью создания развитых стимулов для населения;
5) коммуникативную: обеспечение устойчивых форм полити ческой самоорганизации на основе тесных контактов собщест венностью, различными организациями, группами и слоями;
6)функцию гаранта справедливости, законности и порядка (от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод личности).
- 1. Персональный имидж. Способы корректировки имиджа
- 2 Главных закона построения имиджа:
- 2. Корпоративный имидж и инструменты его создания. Репутация фирмы
- 1. Понятие массовой коммуникации. Психологические и социально-психологические модели массовой коммуникации
- 2. Роль потребностей, мотивов в восприятии массовой коммуникации Потребности–мотивационная основа восприятия и понимания текстов массовой информации
- 4. Роль установки и стереотипа в процессе массовой коммуникации
- Характеристики установок
- Роль стереотипа в процессе массовой коммуникации
- Тенденции развития современного менеджмента
- Классификация стратегий предприятия
- Методика принятия стратегических управленческих решений
- Информационные технологии при проведении реорганизации
- 1.Товарная политика фирмы
- Закономерности международных отношений
- Цели и средства участников международных отношений
- 1. Цели и интересы в международных отношениях
- 2. Средства и стратегии участников международных отношений
- 3. Особенности силы как средства международных авторов
- Понятие конфликта и их классификация
- 3.Среда конфликта.
- 1.Мотивы сторон.
- 2. Динамика конфликтов.
- 2. Динамика переговоров
- 3. Психологические механизмы и технология переговорного процесса
- 4. Специфика ведения переговоров с противником
- 2.2. Медиация, как альтернативная форма разрешения конфликта
- Функции корпоративной культуры
- 1.1. Понятие политического процесса.
- 1.2. Структура и акторы политического процесса.
- 1.3. Политические изменения и их типы.
- 1.4. Особенности политических процессов
- 1.5. Типология политических процессов
- 2. Методологические подходы к анализу политических процессов
- 2.1. Институциональный подход
- 2.2. Бихевиорализм.
- 2.3. Структурно-функциональный анализ.
- 2.4. Социологический подход.
- 2.5. Теория рационального выбора.
- 2.6. Дискурсный подход
- 2. Типология и этапы pr- кампании.
- Характеристика этапов проведения pr –кампании
- 4. Основные стратегии проектирования. Этапы pr-проекта
- Задачи пресс-службы
- 2. Оперативные документы в работе пресс-службы. Основные информационные документы
- 3. Мероприятия, организуемые пресс-службой в работе со сми. Приемы связи пресс-службы со сми
- 1. Государственная служба как особый институт в структуре государственной власти. Принципы государственной службы
- Структура отдела по связям с общественностью
- 1.Зарубежный опыт государственного управления в унитарных и федеративных государствах
- 2. Зарубежный опыт муниципального управления в унитарных и федеративных государствах зарубежный опыт местного самоуправления
- Pr в социальной сфере: сущность, роль и необходимость.
- 4.2 Благотворительность
- 4.3 Организация и проведение культурно-массовых мероприятий
- 4.4 Долгосрочные социальные программы
- 4.5 Социальный пр в сфере культуры
- 4.6 Организация и поддержка коммерческих проектов
- 4.7 Спонсоринг
- 4.8 Фанд-рейзинг
- 3. Формирование и развитие имиджа и паблисити в социальной сфере
- 1.Информационные технологии в связях с общественностью
- 2. Функции pr - подразделений
- 3. Содержание административно-управленческой реформы в рф на современном этапе.
- Политическое лидерство: теории, концепции, механизм рекрутирования
- 3. Элита: понятие, теории и классификация.
- 4. Современная политическая элита в России – способы рекрутирования, характерные черты.