logo
Lektsii_Proizvodstvennyy_menedzhment

Предмет и задачи дисциплины

Производство - это вид человеческой деятельности, направленный на создание продуктов и услуг, удовлетворяющих актуальные потреб­ности населения или целевых групп.

Производственный менеджмент - это наука и практика эффектив­ного управления процессами преобразования исходных ресурсов всех видов в готовые товарные продукты и услуги.

Сферой деятельности производственного менеджмента, по мнению Малюка В.И. и Немчина А.М., следует признать как материальное производство (изготовле­ние автомобилей, телевизоров или выпечка хлеба), так и оказание услуг (химическая чистка одежды, стирка белья в прачечной, выдача справки в справочном бюро). Объединяющим началом производства любого ма­териального продукта или услуги является применение той или иной технологии. Как при производстве автомобиля, так и при оформлении билета в авиакассе реализуется заданная очередность операций обработ­ки исходных ресурсов, т. е. технологический процесс. При этом ресурсы оказываются разными. Так производство автомобиля предполагает использования материа­лов и комплектующих изделий, а оформление билета - информа­цию и бланки проездных документов.

Козловский В.А. и Маркина Т.В. менеджмент, связанный с производственным процессом, делят на производственный и опера­ционный. Однако, это деление весьма условно и не несет в себе серьезную смысловую нагрузку.

Ребрин Ю.И. считает, что содержание курса производственного менеджмента ориентировано на непосредственную связь с этапами жизненного цикла товара. Важнейшими направлениями в изучении предмета являются экономическая и организационная направленность действий по управлению процессами создания, освоения и производства новой техники и товаров с целью совершенствования маркетинговой политики, а также рыночных отношений между производственными организациями и потребителями.

Ильенкова С.Д. рассматривает в качестве объекта производственного менеджмента производство и производственные системы. При этом под производством понимается целенаправленная деятельность по созданию чего-либо полезного. Производственная система раскрывается как целенаправленный процесс, превращающий отдельные элементы в полезную продукцию.

Производственный менеджмент реализуется на практике произ­водственными менеджерами профессионалами-управленцами, за­нимающимися организацией и координацией производственного про­цесса на основе научного подхода, с системных позиций.

Системный подход, предполагает рассмотрение различных составляющих производственного менеджмента с целью осмысления их структуры, организации и других особенностей, выявления закономерностей развития и совершенствование методов управления.

Целью преподавания дисциплины «ПМ» является обучение студентов основам построения и эксплуатации производственных систем на базе изучения ими основных положений теории и результатов передовой практики управления производством.

Знания и умения в области производственного менеджмента необходимы в практической деятельности для формирования стратегий создания, эксплуатации и развития предприятий, основой которых является производственный процесс. Студенты должны уметь рационально организовать работу подразделений предприятия; использовать полученные в производственном менеджменте знания о взаимодействии основных, вспомогательных и обеспечивающих процессов во времени и пространстве, о составе и возможностях рационального соединения в производстве необходимых ресурсов и составляющих производственную систему элементов.

Любая производственная деятельность протекает в среде, являю­щейся внешней по отношению к ней. Любая производственная система состоит из ряда взаимосвязанных элементов, функционирующих согласованно для достижения единой цели или системы целей.

Управление производственной системой должно вестись с учетом изменений как во внешней среде, так и внутренних условий предпри­ятия (его внутренней среды), с системных позиций.

Результатом деятельности производственного менеджера является разработанное и принятое к исполнению управленческое решение. Та­кие решения должны опираться на научный подход. Ошибочно приня­тые управленческие решения в производственном менеджменте могут привести к весьма серьезным экономическим потерям и даже к банкрот­ству предприятия. В американском практическом менеджменте имеется информация о том, что ошибка, допущенная на стадии маркетинговых исследований, приведет к десятикратным потерям на стадии проектиро­вания и конструирования изделия, разработки технологии. Эти потери еще раэ возрастут на порядок на стадии производства, а на стадии потребления цифру потерь надо умножить еще на 10. Таким образом, ошибки в научном обосновании на начальном этапе жизненного цик­ла продукта может привести к 1000% потерь по отношению к вариан­ту наилучшего решения по выбору продукта, принятого к производству.