logo
Lektsii_Proizvodstvennyy_menedzhment

Тема 9: «Транспортно-складское обслуживание производства» Организация транспортного хозяйства предприятия

Задачи транспортного хозяйства - осуществление бесперебойной транспортировки всех грузов в соответствии с производственным процессом, содержание транспортных средств в исправном и работоспособном состоянии, снижение издержек на транспортные и погрузо-разгрузочные работы.

Рациональная организация транспортного хозяйства служит предпосылкой снижения себестоимости продукции. В зависимости от особенностей технологических процессов и типов производств на предприятии применяются различные транспортные средства.

Классификация  транспортных средств предприятия приведена в табл. 9.1.

Таблица 9.1

Классификация транспортных средств предприятий

Признак

Характеристика

1. Зона применения 

1.1. Внешний транспорт для связи предприятия с внешними транспортными системами:

- железными дорогами;

- аэропортами;

- речными и морскими портами и др. предприятиями

1.2. Внутризаводской (для перемещения грузов между цехами, участками, рабочими местами):

межцеховой  транспорт;

внутрицеховой транспорт (для перемещения грузов между участками и рабочими местами);

межоперационный транспорт (для перемещения грузов между рабочими местами)

2. Вид транспортного средства

2.1. Колесный транспорт:

- железнодорожный; - автомобильный; - автопогрузчики; - электротранспорт. 2.2. Транспортные конвейеры.

2.3. Монорельсовые дороги.

2.4. Трубопроводный транспорт.

2.5. Пневмотранспорт.

2.6. Роботы

Структура транспортной службы предприятия зависит от особенностей производственного процесса, типа производства и объемов выпуска продукции.

Примерная структура развитой транспортной службы машиностроительного (приборостроительного) предприятия приведена на рис.9.1.

Рис. 9.1. Структура транспортной службы предприятия

Функции транспортной службы предприятия:

- разработка нормативов, применяемых в транспортной службе;

- планирование  потребностей во всех видах транспорта на основе расчетов грузопотоков и грузооборота;

- планирование ППР транспортных средств;

- планирование потребности в запчастях и их приобретения;

- оперативное планирование и диспетчирование обеспечения предприятия всеми видами транспорта;

- обеспечение производственных процессов транспортными средствами; - организация осмотров и ремонта транспортных средств;

- организация безопасности движения;

- организация  обслуживания транспортных средств (заправка ГСМ,  мойка  и т.д.);

- организация приобретения новых транспортных средств, их регистрации в государственных органах, получения лицензий на перевозку грузов и людей, списания и утилизации транспортных средств.

Для эффективного планирования потребности ТС определяются грузооборот предприятия и  грузопотоки.

Грузооборот - это сумма всех грузов, перемещаемых на предприятии за определенный  промежуток  времени  (или  сумма всех грузопотоков предприятия).

Грузопоток - количество грузов (т, шт, кг), перемещаемых в определенном направлении между цехами и складами за определенный промежуток времени.

Грузопотоки рассчитываются на основании: - видов перемещаемых грузов;

- пунктов отправления и доставки;

- расстояний между пунктами;

- объемов перемещаемых грузов;

- частоты и регулярности перевозок.

Перевозки подразделяются на разовые и маршрутные.

Разовые перевозки - перевозки по отдельным неповторяющимся заказам (заявкам).

Маршрутные перевозки -  постоянные  или  периодические перевозки по определенным маршрутам.

Одним из  методов определения  объемов грузопотоков и грузооборота предприятия является составление шахматной ведомости (рис. 9.2).

В этой ведомости отражаются все перемещения грузов.  По вертикали перечислены цехи-отправители и склады, а по горизонтали в том же порядке указаны  цехи-получатели и склады.

Каждый цех и склад представлен графой и строкой. Итоги граф показывают общее поступление грузов в данный цех, итоги строк - величину отправления  грузов. Сумма  итогов граф или строк по всем цехам и складам отражает величину внутренних грузопотоков.

Цехи -отправители

1

2

3

4

5

Сумма   поступлений грузов в цех П (итог граф)

Цехи -получатели

1

///////

-

-

-

-

Пц1

2

-

///////

-

-

-

Пц2

3

-

-

///////

-

-

Пц3

4

-

-

-

///////

-

Пц4

5

-

-

-

-

///////

Пц5

Сумма отправленных грузов из цеха (итог строк)

Грузооборот предприятия

Рис. 9.2. Шахматная ведомость грузопотоков предприятия

Количество транспортных средств рассчитывается как  по межцеховым перевозкам, так и по внутрицеховым и межоперационным транспортным системам.

Основными направлениями совершенствования транспортного хозяйства на предприятиях являются:

- механизация и автоматизация транспортных операций  в сочетании с высокой их организацией;

- применение унифицированной тары (в том числе и  оборотной);

- внедрение единой производственно-транспортной (комплексной) технологии;

- специализация средств межцехового транспорта по роду перевозимых грузов;

- организация контейнерных перевозок;

- внедрение автоматизированных систем управления транспортом.