Тема 9: «Транспортно-складское обслуживание производства» Организация транспортного хозяйства предприятия
Задачи транспортного хозяйства - осуществление бесперебойной транспортировки всех грузов в соответствии с производственным процессом, содержание транспортных средств в исправном и работоспособном состоянии, снижение издержек на транспортные и погрузо-разгрузочные работы.
Рациональная организация транспортного хозяйства служит предпосылкой снижения себестоимости продукции. В зависимости от особенностей технологических процессов и типов производств на предприятии применяются различные транспортные средства.
Классификация транспортных средств предприятия приведена в табл. 9.1.
Таблица 9.1
Классификация транспортных средств предприятий
Признак | Характеристика |
1. Зона применения | 1.1. Внешний транспорт для связи предприятия с внешними транспортными системами: - железными дорогами; - аэропортами; - речными и морскими портами и др. предприятиями 1.2. Внутризаводской (для перемещения грузов между цехами, участками, рабочими местами): - межцеховой транспорт; - внутрицеховой транспорт (для перемещения грузов между участками и рабочими местами); - межоперационный транспорт (для перемещения грузов между рабочими местами) |
2. Вид транспортного средства | 2.1. Колесный транспорт: - железнодорожный; - автомобильный; - автопогрузчики; - электротранспорт. 2.2. Транспортные конвейеры. 2.3. Монорельсовые дороги. 2.4. Трубопроводный транспорт. 2.5. Пневмотранспорт. 2.6. Роботы |
Структура транспортной службы предприятия зависит от особенностей производственного процесса, типа производства и объемов выпуска продукции.
Примерная структура развитой транспортной службы машиностроительного (приборостроительного) предприятия приведена на рис.9.1.
Рис. 9.1. Структура транспортной службы предприятия
Функции транспортной службы предприятия:
- разработка нормативов, применяемых в транспортной службе;
- планирование потребностей во всех видах транспорта на основе расчетов грузопотоков и грузооборота;
- планирование ППР транспортных средств;
- планирование потребности в запчастях и их приобретения;
- оперативное планирование и диспетчирование обеспечения предприятия всеми видами транспорта;
- обеспечение производственных процессов транспортными средствами; - организация осмотров и ремонта транспортных средств;
- организация безопасности движения;
- организация обслуживания транспортных средств (заправка ГСМ, мойка и т.д.);
- организация приобретения новых транспортных средств, их регистрации в государственных органах, получения лицензий на перевозку грузов и людей, списания и утилизации транспортных средств.
Для эффективного планирования потребности ТС определяются грузооборот предприятия и грузопотоки.
Грузооборот - это сумма всех грузов, перемещаемых на предприятии за определенный промежуток времени (или сумма всех грузопотоков предприятия).
Грузопоток - количество грузов (т, шт, кг), перемещаемых в определенном направлении между цехами и складами за определенный промежуток времени.
Грузопотоки рассчитываются на основании: - видов перемещаемых грузов;
- пунктов отправления и доставки;
- расстояний между пунктами;
- объемов перемещаемых грузов;
- частоты и регулярности перевозок.
Перевозки подразделяются на разовые и маршрутные.
Разовые перевозки - перевозки по отдельным неповторяющимся заказам (заявкам).
Маршрутные перевозки - постоянные или периодические перевозки по определенным маршрутам.
Одним из методов определения объемов грузопотоков и грузооборота предприятия является составление шахматной ведомости (рис. 9.2).
В этой ведомости отражаются все перемещения грузов. По вертикали перечислены цехи-отправители и склады, а по горизонтали в том же порядке указаны цехи-получатели и склады.
Каждый цех и склад представлен графой и строкой. Итоги граф показывают общее поступление грузов в данный цех, итоги строк - величину отправления грузов. Сумма итогов граф или строк по всем цехам и складам отражает величину внутренних грузопотоков.
Цехи -отправители | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Сумма поступлений грузов в цех П (итог граф) |
Цехи -получатели | ||||||
1 | /////// | - | - | - | - | Пц1 |
2 | - | /////// | - | - | - | Пц2 |
3 | - | - | /////// | - | - | Пц3 |
4 | - | - | - | /////// | - | Пц4 |
5 | - | - | - | - | /////// | Пц5 |
Сумма отправленных грузов из цеха (итог строк) |
|
|
|
|
| Грузооборот предприятия |
Рис. 9.2. Шахматная ведомость грузопотоков предприятия
Количество транспортных средств рассчитывается как по межцеховым перевозкам, так и по внутрицеховым и межоперационным транспортным системам.
Основными направлениями совершенствования транспортного хозяйства на предприятиях являются:
- механизация и автоматизация транспортных операций в сочетании с высокой их организацией;
- применение унифицированной тары (в том числе и оборотной);
- внедрение единой производственно-транспортной (комплексной) технологии;
- специализация средств межцехового транспорта по роду перевозимых грузов;
- организация контейнерных перевозок;
- внедрение автоматизированных систем управления транспортом.
- Оглавление
- Тема 1: «Содержание и история развития дисциплины
- «Производственный менеджмент»
- Понятие производственного менеджмента.
- Предмет и задачи дисциплины
- История развития производственного менеджмента
- Производственная организация как ключевой компонент хозяйственного потенциала страны
- Производство и производственные системы
- Тема 2: «Производственная структура предприятия» Понятие и типы производственной структуры предприятия
- Выбор рациональной производственной структуры
- Основные цехи
- Вспомогательные цехи
- Служба управления и охраны
- Тема 3: «Организация и планирование комплексной подготовки производства» Сущность, содержание и задачи процесса подготовки производства
- Научно-исследовательские работы при подготовке производства
- Организация конструкторской подготовки производства
- Оценка эффективности нир и окр при подготовке производства
- Технологическая подготовка производства (тпп)
- Организационная подготовка производства (опп)
- Направления сокращения длительности пц
- Тема 5: «Организация производства непоточными и поточными методами» Поточное производство и его организация
- Особенности организации непрерывно-поточных линий
- Прерывно-поточные линии
- Особенности организации многопредметных поточных линий
- Тема 6: «Организация технического нормирования труда. Изучение затрат рабочего времени» Задачи технического нормирования труда, виды норм
- Хронометраж
- Фотография рабочего времени (фрв)
- Метод моментальных наблюдений (ммн)
- Тема 7: «Производственная мощность предприятия»
- Тема 8: «Техническое обслуживание производства» Организация инструментального хозяйства
- Организация ремонтной службы предприятия
- Организация энергетического хозяйства предприятия
- Тема 9: «Транспортно-складское обслуживание производства» Организация транспортного хозяйства предприятия
- Организация складского хозяйства предприятия
- Тема 10: «Материально-техническое обеспечение производства» Задачи и функции материально-технического обеспечения производства
- Модели управления запасами материальных ресурсов
- Тема 11: «Стратегия качества продукции» Значение стандартизации и сертификации
- Система качества
- Структурирование функции качества
- Текущее управление качеством
- Статистический приемочный контроль по альтернативному признаку. Стандарты статистического приемочного контроля.
- Тема 12: «Формирование производственной программы» Основные разделы и технико-экономические показатели производственной программы
- Определение потребности в трудовых, материальных и финансовых ресурсах для выполнения производственной программы
- Контроль за выполнением производственной программы
- Тема 13: «Оперативное планирование производства» Содержание, задачи и системы оперативного планирования основного производства
- Разработка оперативных планов производства
- Сущность и содержание матричных моделей техпромфинплана
- Понятие сетевого планирования, построение сетевых моделей
- Расчет плановых показателей сетевых графиков, оптимизация сетевых планов