Система качества
Система качества создается и внедряется как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижение поставленной цели.
Политика предприятия в области качества формируется высшим руководством предприятия.
Система качества включает: обеспечение качества; управление качеством; улучшение качества. Она создается руководством предприятия как средство реализации политики в области качества.
В системе качества функционируют заказчик (потребитель) и поставщик (изготовитель).
Система качества, обеспечивающая политику предприятия и достижение цели в области качества включает:
Маркетинг, поиск и изучение рынка.
Проектирование и /или разработка технических требований, разработка продукции.
Материально-техническое снабжение.
Подготовка и разработка технических процессов.
Производство.
Контроль, проведение испытаний и обследований.
Упаковка и хранение.
Реализация и распределение
Монтаж и эксплуатация.
Техническая помощь в обслуживании.
Утилизация после использования.
Первичным является формирование и документальное оформление руководством фирмы (предприятия) политики в области качества.
При формировании политики могут быть следующие направления:
улучшение экономического положения предприятия за счет улучшения качества;
расширение или завоевание новых рынков сбыта;
достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;
снижение дефектности и др.
Политика в области качества должна быть изложена в специальном документе, оформлена в виде программы.
Общая система управления качеством может иметь подсистемы по отдельным видам продукции или деятельности фирмы.
Деятельность по гарантии качества включает:
планирование и проектирование;
проектирование технологических процессов и подготовка производства;
изготовление;
проверка качества;
предотвращение ухудшения качества;
реклама;
сбыт;
послепродажное обслуживание;
получение информации от потребителя;
проверка системы гарантии качества.
Пример. Агрегатный завод провел работу по внедрению системы управления качеством продукции в связи с возрастающей конкуренцией на рынке сбыта. Работа проходила по следующей схеме.
В конце мая Генеральным директором подписано "Руководство по качеству агрегатного завода". В документе содержатся основные положения по управлению, обеспечению и улучшению качества продукции завода, касающиеся всех производственных подразделений, служб маркетинга, проектирования и сбыта.
Создана служба качества, координирующая все подразделения предприятия в области качества. Служба качества разрабатывает методические рекомендации по качеству. Функционально и административно эта служба подчиняется только Генеральному директору.
Служба качества построена в соответствии со стандартами ISO 9001.
Функциональная подчиненность служб завода службе качества показана на рис. 11.1.
Рис. 11.1. Функциональная подчиненность служб завода
службе качества
Таким образом в функциональном подчинении службы качества находятся: служба маркетинга, дирекция по развитию, дирекция по производству, дирекция по экономике и финансам, дирекция по персоналу, отдел сбыта.
Руководство предприятия не только контролирует соответствие качества международным стандартам, но стремится к постоянному совершенствованию качества.
Специализированные службы изучают потребности потребителей и их требования к качеству продукции.
Несоответствие качества продукции определенным стандартам выявляется непосредственно в процессе производства. Для этого контроль качества осуществляется по всей технологической цепочке:
входной контроль материалов и комплектующих изделий обеспечивается соответствующими лабораториями;
в производствах завода совмещаются методы активного контроля, встроенные в технологическое оборудование, а также выборочный или полный контроль по операциям и окончательный контроль готовых изделий;
лаборатории оснащены специальными стендами для периодических испытаний изделий.
При этом руководили предприятия отдают приоритет предупреждению отклонений качества от стандартов, а не выявлению и устранению.
Весь персонал вовлекается в работу по качеству. Для этого разработаны меры по повышению мотивации работников, включающие гибкую систему поощрений и взысканий, повышение квалификации.
Подготовка кадров дифференцирована по категориям работников: руководящий персонал, технический персонал работники службы качества, производственные рабочие.
Установлены жесткие требования к руководящему персоналу, предполагающие дисциплинарные и материальные меры за упущения в работе по качеству, за нежелание или неумение выполнять свои обязанности.
Руководство по качеству четко описывает функции каждого из подразделений завода и обязанности руководителей подразделений, предусматривает конкретную ответственность за невыполнение инструкций.
Отработана система проверки качества при продаже продукции и покупке материалов и комплектующих изделий. Для этого составляется договор.
При продаже изделий предприятия службой качества, юридическим бюро, финансово-экономическим отделом тщательно анализируются потребности предприятия и пожелания клиента.
- Оглавление
- Тема 1: «Содержание и история развития дисциплины
- «Производственный менеджмент»
- Понятие производственного менеджмента.
- Предмет и задачи дисциплины
- История развития производственного менеджмента
- Производственная организация как ключевой компонент хозяйственного потенциала страны
- Производство и производственные системы
- Тема 2: «Производственная структура предприятия» Понятие и типы производственной структуры предприятия
- Выбор рациональной производственной структуры
- Основные цехи
- Вспомогательные цехи
- Служба управления и охраны
- Тема 3: «Организация и планирование комплексной подготовки производства» Сущность, содержание и задачи процесса подготовки производства
- Научно-исследовательские работы при подготовке производства
- Организация конструкторской подготовки производства
- Оценка эффективности нир и окр при подготовке производства
- Технологическая подготовка производства (тпп)
- Организационная подготовка производства (опп)
- Направления сокращения длительности пц
- Тема 5: «Организация производства непоточными и поточными методами» Поточное производство и его организация
- Особенности организации непрерывно-поточных линий
- Прерывно-поточные линии
- Особенности организации многопредметных поточных линий
- Тема 6: «Организация технического нормирования труда. Изучение затрат рабочего времени» Задачи технического нормирования труда, виды норм
- Хронометраж
- Фотография рабочего времени (фрв)
- Метод моментальных наблюдений (ммн)
- Тема 7: «Производственная мощность предприятия»
- Тема 8: «Техническое обслуживание производства» Организация инструментального хозяйства
- Организация ремонтной службы предприятия
- Организация энергетического хозяйства предприятия
- Тема 9: «Транспортно-складское обслуживание производства» Организация транспортного хозяйства предприятия
- Организация складского хозяйства предприятия
- Тема 10: «Материально-техническое обеспечение производства» Задачи и функции материально-технического обеспечения производства
- Модели управления запасами материальных ресурсов
- Тема 11: «Стратегия качества продукции» Значение стандартизации и сертификации
- Система качества
- Структурирование функции качества
- Текущее управление качеством
- Статистический приемочный контроль по альтернативному признаку. Стандарты статистического приемочного контроля.
- Тема 12: «Формирование производственной программы» Основные разделы и технико-экономические показатели производственной программы
- Определение потребности в трудовых, материальных и финансовых ресурсах для выполнения производственной программы
- Контроль за выполнением производственной программы
- Тема 13: «Оперативное планирование производства» Содержание, задачи и системы оперативного планирования основного производства
- Разработка оперативных планов производства
- Сущность и содержание матричных моделей техпромфинплана
- Понятие сетевого планирования, построение сетевых моделей
- Расчет плановых показателей сетевых графиков, оптимизация сетевых планов