Введение
Представления о психодиагностике в настоящее время складываются на основе суждений по поводу тестов. Мода на тестирование, завладевшая умами психологов, иногда приравнивает психодиагностическую процедуру к тестологическому ритуалу.
Если под диагностикой в психологии понимать собственно исследование какого-либо психологического феномена, то диагностическая оценка представляет собой сложную систему всестороннего изучения личности. В ее рамках тестам должна отводиться роль отправной точки, объективной базы, на основе которой строится психологическая диагностика. Подмена психодиагностики тестированием, на наш взгляд, является большой ошибкой.
Основной специфически психологический предмет психодиагностики — измерение психологических особенностей в сопоставлении с нормативными, критериальными или ипсативными показателями. Психолог, оценивая личностные особенности человека, «входит» в индивидуальный образ испытуемого. Тестовые методы дают ему некий «объективный» образ-норматив. Наблюдение, проводимое как во время тестирования, так и в ходе всей диагностической процедуры, формирует субъективное представление. Беседа по итогам изучения документов, фактов биографии, тестирования и др. помогает сопоставить тестовые данные и другую информацию и построить некое представление об изучаемом индивиде. И, наконец, герменевтический анализ структурирует вывод о психологических особенностях испытуемого.
Таким образом, целью психологической науки является исследование психики индивида. А задача психодиагностики очень проста и в то же время неимоверно сложна — сделать это изучение адекватным. Психодиагностика — это создание инструмента, метода психологического исследования, его процессуальный аспект.
В результате изучения курса психодиагностики психолог должен усвоить знания, умения и навыки понимания других людей посредством психологических методов. Он должен представлять, что диагностическая процедура состоит из формально-количественной и детально-качественной оценки испытуемых, а количественные показатели интерпретируются как в сопоставлении друг с другом, так и в глубинной увязке с качественным исследованием, основанным на чувстве, интуиции и опыте психолога.
В ходе преподавания психодиагностики как учебной дисциплины сложилось расхожее мнение, что она представляет собой процесс изучения тестов. Безусловно, тестологическая процедура занимает значительное место в ее содержании. Но центральная позиция все же должна быть отдана конструированию метода, технологии психологического исследования, а не приемам использования отдельных методик и тестов.
Можно привести множество примеров, когда так называемые практические психологи используют в своей работе набор методик и тестов, связанных между собой лишь в воображении экспериментатора. К сожалению, этого недостаточно. Различные психологические инструменты должны быть согласованы не только интуитивно-чувственно, не только теоретически, но и процессуально, и статистически, и организационно. Прослеживается значимая связь знаний основ математической статистики, принципов соблюдения достоверности психологических измерений, профессионально-этических норм деятельности психологов и опыта их практической работы в области реальной психодиагностики.
Вряд ли начинающий практический психолог ринется в омут разработки новых, оригинальных методик и тестов. Для этого требуется много времени и значительные объемы экспериментальных выборок*. Поэтому наша задача заключается прежде всего в ознакомлении студентов и начинающих психологов с методологией и технологией конструирования тестовых «батарей», научении адекватно интерпретировать не отдельные тесты (хотя мы описываем и процедуру разработки некоторых психодиагностических методик), а результаты исследований, полученные при помощи тестовых комплексов, связанных в единую методику. Вот основная цель данного пособия.
Глава 1 посвящена истории психодиагностики и обсуждению ее специфически психологического предмета. В ней приводятся исторические этапы развития так называемых донаучных психодиагностических традиций, тестологии и психотехники. История психодиагностики представлена здесь в виде этюдов о зарубежной и российской психологии. Психологическая наука и ее методы развивалась не равномерно. Великие потрясения в социальной жизни человечества отражались и в истории психодиагностики. Видные экспериментаторы порой сами являлись тормозом ее развития. Только в России психология дважды оказывалась «вне закона» — в середине ХIХ и первой трети ХХ века. После известного решения 1850 года о прекращении преподавания философии и психологии в университетах «...ввиду предосудительного развития этой науки современными германскими учеными (левыми гегельянцами) и передачи чтения логики и опытной психологии профессорам богословия...»** только в 1863 году были восстановлены кафедры философии, на которых читался курс психологии. Исследования М.М. Троицкого («Немецкая психология в текущем столетии») и К.Д. Кавелина («Задачи психологии», 1872) положили начало дальнейшему развитию психологических изысканий в России. Печально известна также взаимосвязь между государственной политикой Советского Союза в 20-30-е годы ХХ столетия и крушением отечественных психотехнических достижений.
Все это накладывает яркий отпечаток и на современную психодиагностику. Мы недостаточно хорошо знаем своих отечественных исследователей. И поистине прав был А.А. Леонтьев, утверждая, что истоки некоторых психологических теорий «по существу остаются не проанализированными»*. Это в полной мере относится и к психодиагностике.
О предмете психологической диагностики в научно-практической литературе ведется долгий и особый разговор. Можно ли в полной мере отнести ее к психологической науке, или это часть эпистемологии? Хочется думать, что психодиагностические изыскания как вид эксперимента являются областью именно психологической эпистемологии.
В данной главе приведено несколько наиболее популярных классификаций методических средств психологической оценки. Упорядочение методик и тестов по различным основаниям дает возможность психологам оптимизировать поиск инструментария для своих исследований.
Глава 2 посвящена психометрическим аспектам разработки, адаптации и использования методик. Здесь даны понятия об измерении в психологии. Выделены проблемы использования конкретных статистических процедур в процессе анализа эмпирических данных. На реальных примерах показаны пункты применения мер центральной тенденции, мер изменчивости, мер связи и статистического вывода. Обсуждаются два подхода к анализу распределения переменных, а также принципы и методы стандартизации «сырых» тестовых баллов.
В начале главы 3 помещена так называемая технологическая классификация тестов и методик. Особое место отводится нормативно-этическим требованиям к психологам, занимающимся диагностикой. Исследуется и обсуждается проблема достоверности тестовых измерений. Приводится реальный пример профессиональной психологической диагностики конкретного субъекта (специалиста) и межличностных отношений в группе (отделе).
Глава 4 посвящена проблемам компьютерной психодиагностики. Основание спора ученых о возможности создания «искусственного интеллекта» вряд ли всецело лежит в плоскости психологии. История развития дискуссии «о думающих машинах», зародившейся в средние века, продолжается и по сей день. Видимо, в ближайшее время компьютеру уготована только роль «помощника» психолога, выполняющего рутинную работу. В главе 4 приведен краткий обзор некоторых автоматизированных психодиагностических методов, который отражает лишь часть из множества сконструированных компьютерных тестов.
В конце книги приведен перечень литературы по проблемам психологических исследований, а также помещены контрольные вопросы к темам курса «Основы психодиагностики».
- Введение
- Глава 1 История и методология психодиагностического исследования
- 1.1. История развития
- 1.2. Предмет и место психодиагностики в системе психологических наук
- С включением психодиагностического измерения
- Основные методы психологических исследований и их варианты
- Классификация психодиагностических методик на базе комплексного предметно-технологического подхода
- Глава 2 Психометрические аспекты разработки, адаптации и использования тестов
- 2.1. Понятие о психологическом измерении
- Виды измерения**
- Уровни измерения
- Непараметрические шкалы
- Сопоставление профессионально значимых качеств двух профессий
- Профессии значимо сопряжены — подобны.
- Параметрические шкалы
- 2.2. Применение статистических методов в психологических измерениях
- Распределение эмпирических данных
- Распределение Гаусса
- Относительно теоретической кривой (распределение Гаусса)
- Эмпирические данные, полученные в результате исследования
- Применение непараметрической и параметрической статистики при обработке эмпирических данных**
- Частотное распределение психографических признаков по группам акцентуаций характера
- Вывод: успешность деятельности операторов определяется их уровнем интеллекта, измеренном в iq.
- Квантили t-распределения Стъюдента для доверительной вероятности
- Тестовые (сырые) показатели методики сад
- 2.3. Стандартизация тестовых показателей
- Глава 3 Тестология
- 3.1. Классификация психологических тестов
- Класс: Объективные методики. Измерение результативности и способа (особенностей) выполнения деятельности Подкласс: Тесты личности (особенности интеллекта)
- Подкласс: Тесты интеллекта (уровень развития интеллекта) Тесты способностей:
- Тесты достижений:
- Критериально-ориентировочные тесты:
- Класс: Субъективные методики. Измерение на основе информации,
- Данной испытуемым о себе
- Подкласс: Личностные и специальные опросники
- Характерологические и клинические опросники:
- Мотивационные опросники:
- Опросники оценки эмоционально-волевых качеств:
- Опросники оценки коммуникативных качеств:
- Подкласс: Конструктивные проективные методики
- Подкласс: Интерпретационные проективные методики
- Подкласс: Катартические проективные методики
- Подкласс: Экспрессивные проективные методики
- Подкласс: Импрессивные проективные методики
- Подкласс: Аддитивные проективные методики
- Подкласс: Семантические проективные методики
- 3.2. Требования к разработчикам и пользователям тестов*
- Требования к психодиагностическим методикам
- Требования к пользователям:
- 3.3. Проблемы объективности психодиагностической информации
- Валидность тестов
- Надежность тестов*
- 3.4. Разработка, адаптация и использование психодиагностических методик (тестов)
- Разработка и адаптация
- Интеллектуального теста-технологии сад
- Экспериментально-теоретическое обоснование
- Технологии сад
- Примерная инструкция к субтесту "ст"(первое задание сад)
- Работайте самостоятельно! Желаем удачи! Примерная инструкция к субтесту «сам» (второе задание сад)
- Работайте самостоятельно! Желаем удачи! Регистрационный бланк сад
- Величина коэффициентов надежности (Rхх) тпа-сад
- Содержание и психологическая интерпретация комплексных критериев семантического анализа понятийно-смысловой структуры
- Оценка распределения эмпирических данных методики сад
- Величина показателей методики сад по критерию обч
- Количественная и качественная характеристика первоначальной экспериментальной выборки
- Характеристики экспериментальных групп по результатам тпа-сад
- Характеристики экспериментальных групп по структуре стратегий мышления по результатам тпа-сад (% совпадения)
- Данные расчета критерия согласия Пирсона (χ2) между показателями тпа-сад при перекрестной валидизации
- Разработка и адаптация семантического дифференциала "божественного откровения" (сдо)
- Расчет весового балла дифференцирующих понятий относительно «смысловых терминов-полюсов»
- Регистрационный бланк Фамилия и.О.__________________Подразделение________________
- Разработка психодиагностической батареи тестов в целях профотбора
- Б) Процедура тестирования.
- По количеству правильных ответов испытуемого
- Результатов расчета производительности испытуемого при выполнении теста**
- По положительным и отрицательным значениям
- По положительным оценкам (Объем экспериментальной выборки 8 тыс. Человек)
- Описание смыслового значения факторов
- Эмпирические данные
- 3.5. Процедура психологического обследования
- Инструктирование испытуемых перед началом и в ходе тестирования*
- 3.6. Психодиагностика индивида и группы* Индивидуальная психодиагностика
- Индивидуальная карта психологического сопровождения
- Определение коэффициента интеллекта (iq)
- Графический тест к. Коха
- Тест цветовых выборов
- 4. Психографологический анализ
- 5. Тест mmpi (модификация)
- Семантический дифференциал
- Результаты обследования сотрудника
- Психодиагностика группы
- Отчет о проведенном исследовании межличностных отношений в фирме "х"
- Рейтинговые социально-психологические показатели
- Глава 4
- 4.2 Концептуальный подход к автоматизации психологических исследований
- Индивидуальные особенности активных пользователей
- Проблемы развития прикладных психологических исследований с использованием компьютеров
- Классификация автоматизированных средств психодиагностики
- Заключение
- Контрольные вопросы по курсу «Основы психодиагностики»
- Литература