logo
Носс И

Классификация психодиагностических методик на базе комплексного предметно-технологического подхода

1. Объективные методики

2. Субъективные методики

3. Проективные методики

Измерение результативности и способа (особенностей) выполнения деятельности.

1.1. Тесты Личности (особенности интеллекта).

1.1.1. Тесты действия (целевые личностные тесты)

1.1.2. Тесты ситуационные (принятие решения в ситуации)

1.2. Тесты интеллекта (уровень развития интеллекта).

1.2.1.Тесты способностей.

1.2.2. Тесты достижений.

1.2.3. Критериально-ориентировочные тесты.

Измерение на основе информации, данной испытуемым о самом себе.

2.1. Личностные и специальные опросники.

2.2. Анкеты.

2.3. Актуальные и ретроспективные интервью.

2.4. Биографические методики.

2.5. Описание собственного поведения в определенных ситуациях.

2.6. Герменевтические методики (беседа, наблюдение...)

Измерение при помощи слабоструктурированного стимульного материала, который дополняет испытуемый, проектируя свою личность.

3.1. Конститутивные (структурирование, оформление стимулов, придание смысла).

3.2. Конструктивые (создание из оформленных деталей осмысленного целого).

3.3. Интерпретационные (истолкование какого-либо события, ситуации)

3.4. Катартические (осуществление игровой деятельности в организованных условиях).

3.5. Экспрессивные (рисование на свободную или заданную тему).

3.6. Импрессивные (преподчтение одних стимулов другим).

3.7. Аддитивные (завершение предложения, рассказа, истории, ситуации).

3.8. Семантичские (эмоциональное отношение к объекту как выражение личностного смысла).

В заключение следует заметить, что любая классификация выполняет определенную функцию. И нам представляется, что она призвана оказать посильную помощь практическим психологам в поиске диагностического инструмента, ориентированного, с одной стороны, на предмет оценки изучаемого феномена, а с другой — на уровень объективности и технологию получения и интерпретации психологических данных. Это позволяет относительно упрощенно и экономично осуществлять выбор нужных и разноплановых методик для проведения экспериментальной работы. Сведенные в единую систему классы объективных, субъективных и проективных методик дают возможность психологу-практику динамично и оперативно выполнить свою работу в соответствии с возможностями и уровнем поставленной психодиагностической задачи, а начинающему психологу — получить относительно полную обобщенную и систематизированную информацию о психологических средствах оценки субъекта и его деятельности.

Таким образом, предмет, должен иметь практический приоритет в процессе выбора необходимого метода. Только после того как психолог определит предмет психологического изучения, найдет адекватный диагностический инструмент оценки психологических явлений, он должен обратить внимание на его методологические и технологические особенности для их учета и дальнейшего совершенствования.