Отчет о проведенном исследовании межличностных отношений в фирме "х"
В марте 1999 г. проведена экспресс-диагностика межличностных отношений (МЛО) в фирме N. Эмпирические данные получены при помощи социометрической, референтометрической методик, интеллектуальных и проективных тестов.
I.
Исследование МЛО производилось на трех уровнях коммуникации: уровне поверхностных симпатий, уровне приятельских отношений и уровне взаимного доверия и взаимной помощи сотрудников фирмы. На первом уровне МЛО (уровень поверхностного общения — "тусовка") практически все сотрудники состояли в микрогруппах. Коллектив распался на шесть относительно больших микрогрупп. Неопределенное место занимали Андрей П., Геннадий Б., Юлия К. и Антон В. Микрогруппы отличались по половому признаку.
В состав первой микрогруппы входили семь человек: Ольга И., Диана Щ., Светлана П., Мария И., Лора С., Кристина З. и Александр Ф.* Лидером данной микрогруппы являлась Ольга И. Среднегрупповой уровень интеллекта (IQ) составил 117 баллов.
Вторая микрогруппа тоже состояла из семи членов: Кирилл З., Роман С., Владимир С., Гавриил Л., Алексей Л., Павел К. и Алексей Б. Лидером данной микрогруппы был Алексей Л.. Средний уровень интеллекта по данной микрогруппе составил 109 баллов.
Между первой и второй микрогруппами имеют место конфликтные отношения, так один из наиболее уважаемых людей во второй микрогруппе Кирилл З. и его самый близкий контактер Роман С. не выражают особой приязни к активной и наиболее истероидной Кристине З.
Третья микрогруппа состояла из двух человек: Клары З. и Инны Ш.. В этой микрогруппе трудно выявить лидера. Можно предположить, что, исходя из характерологических особенностей этих людей, отношения строились на принципе соперничества. Средний уровень интеллекта составлял 116 баллов.
Первая, вторая и третья микрогруппы на фоне фрагментарных антипатических отношений в целом на уровне "тусовки" составили относительно устойчивую общность. Члены данных групп симпатизировали друг другу и в общем вполне нормально строили бесконфликтные, внешне благовидные отношения. То есть была создана база для построения более глубоких привязанностей и дружеских связей.
Четвертая микрогруппа, в которую вошли Надежда П. и Юнна В., отличалась относительной нейтральностью и бесконфликтностью отношений. У данных сотрудниц порой складывались хорошие ситуационные взаимосвязи с представителями различных микрогрупп, даже враждующих между собой. Средний уровень интеллекта не превышал 100 баллов.
Пятая и шестая микрогруппы были очень похожи друг на друга, не считая различий по половому признаку. Характерно, что обе эти микрогруппы отличались высоким IQ, превышавшим в среднем 125 баллов, а также находились, мягко говоря, в не очень хороших отношениях с членами первой, второй и третьей групп. В состав пятой микрогруппы входили: Дмитрий И. — лидер данной группы, Арнольд Х. и Михаил Г. Средний уровень интеллекта составлял 126 баллов. В шестой микрогруппе внешне лидирующее положение занимала Вера М., активность которой и экспансивно-демонстративное поведение, вызывало негативную реакцию у многих сотрудников фирмы. Эта неприязнь к Вере М., как ярлык, наклеивался и на других членов данной микрогруппы — Соне А. и Татьяне Н. Средний уровень интеллекта — 131 балл. Лидеры пятой и шестой микрогрупп, Вера М. и Дмитрий И., занимая довольно конфликтную позицию в коллективе, между собой не обнаруживали ни малейшей неприязни. Видимо, истероидность, характерологическая черта одного и другого, играла в этом не последнюю роль.
Обособленное положение в фирме занимали Андрей П. (IQ=118) и Геннадий Б. (IQ=110). Между ними проявлялись ярко выраженные конфликтные тенденции. Если Андрей П. в одностороннем порядке симпатизировал Алексею Б., Алексею Л. ( вторая микрогруппа) и Александру Ф.(первая микрогруппа), то Геннадий Б. находился в области абсолютного неприятия со стороны буквально всех членов коллектива фирмы. Это — выраженный аутсайдер.
На втором уровне социально-психологического среза (уровень "Дружбы") выявлена сильная дифференциация микрогрупп. "Тусовка" распадалась на более мелкие образования, хотя костяк микрогрупп оставался без особых изменений.
В первой микрогруппе осталось шесть членов: Ольга И., Светлана П., Лора С., Диана Щ., Кристина З. и Мария И.. Средний уровень IQ — 118 баллов.
Вторая микрогруппа распадалась на три подгруппы. В первую вошли: Алексей Л., Павел К. и Алексей Б. (Средний IQ = 109 баллов). Во вторую — Роман С. и Кирилл З. (IQ = 116). В третью группу вошли: Гавриил Л., Владимир С. и Антон В. (IQ = 95). Особенность последней подгруппы заключалась в прохладных отношениях Антона В. и Владимира С. при явном положительном взаимодействии обоих с Гавриилом Л.
Третья микрогруппа функционировала без изменений в своем составе. Были замечены тенденции положительного отношения со стороны Инны Ш. к Ольге И. (без ответной реакции), со стороны Клары З. — к Алексею Л., Кристине З., Кириллу З. и Роману С.. То есть члены третьей микрогруппы пытались поддерживать сравнительно хорошие отношения с представителями первой и второй микрогрупп, но безответно.
Состав и структура МЛО остальных микрогрупп существовала на втором уровне "Дружбы" без особых изменений.
Таким образом, на втором уровне коммуникации ("Дружбы") наблюдалось восемь относительно устойчивых микрогрупп. Коллектив фирмы стал более дифференцирован, чем при поверхностном срезе МЛО, микрогруппы стали менее многочисленны.
На третьем уровне социально-психологического анализа наблюдалась еще большая дифференциация. Микрогруппы первого и второго уровней распались, образовав устойчивые пары. Всего на уровне взаимопомощи насчитывалось четыре микрогруппы.
Первая микрогруппа сократилась до четырех человек: Ольги И., Кристины З., Лоры С. и Марии И. (IQ = 114). Вторая — до двух: Дианы Щ. и Светланы П. (IQ = 126). Третья осталась в прежнем составе: Соня А., Вера М. и Татьяна Н. (IQ = 131). И, наконец, четвертую составили Кирилл З. и Роман С. Распался монолитный тандем — Клара З. и Инна Ш. Остальные сотрудники выступали обособленно, не доверяя своим коллегам и не надеясь на их помощь в трудную минуту. Настораживал тот факт, что лишь одиннадцать человек были связаны относительно прочными узами взаимного доверия и помощи друг другу. Остальные существовали сами по себе.
В результате социометрической экспертизы выявлены рейтинговые показатели внутригруппового статуса и авторитета каждого специалиста, которые приведены ниже в таблице.
- Введение
- Глава 1 История и методология психодиагностического исследования
- 1.1. История развития
- 1.2. Предмет и место психодиагностики в системе психологических наук
- С включением психодиагностического измерения
- Основные методы психологических исследований и их варианты
- Классификация психодиагностических методик на базе комплексного предметно-технологического подхода
- Глава 2 Психометрические аспекты разработки, адаптации и использования тестов
- 2.1. Понятие о психологическом измерении
- Виды измерения**
- Уровни измерения
- Непараметрические шкалы
- Сопоставление профессионально значимых качеств двух профессий
- Профессии значимо сопряжены — подобны.
- Параметрические шкалы
- 2.2. Применение статистических методов в психологических измерениях
- Распределение эмпирических данных
- Распределение Гаусса
- Относительно теоретической кривой (распределение Гаусса)
- Эмпирические данные, полученные в результате исследования
- Применение непараметрической и параметрической статистики при обработке эмпирических данных**
- Частотное распределение психографических признаков по группам акцентуаций характера
- Вывод: успешность деятельности операторов определяется их уровнем интеллекта, измеренном в iq.
- Квантили t-распределения Стъюдента для доверительной вероятности
- Тестовые (сырые) показатели методики сад
- 2.3. Стандартизация тестовых показателей
- Глава 3 Тестология
- 3.1. Классификация психологических тестов
- Класс: Объективные методики. Измерение результативности и способа (особенностей) выполнения деятельности Подкласс: Тесты личности (особенности интеллекта)
- Подкласс: Тесты интеллекта (уровень развития интеллекта) Тесты способностей:
- Тесты достижений:
- Критериально-ориентировочные тесты:
- Класс: Субъективные методики. Измерение на основе информации,
- Данной испытуемым о себе
- Подкласс: Личностные и специальные опросники
- Характерологические и клинические опросники:
- Мотивационные опросники:
- Опросники оценки эмоционально-волевых качеств:
- Опросники оценки коммуникативных качеств:
- Подкласс: Конструктивные проективные методики
- Подкласс: Интерпретационные проективные методики
- Подкласс: Катартические проективные методики
- Подкласс: Экспрессивные проективные методики
- Подкласс: Импрессивные проективные методики
- Подкласс: Аддитивные проективные методики
- Подкласс: Семантические проективные методики
- 3.2. Требования к разработчикам и пользователям тестов*
- Требования к психодиагностическим методикам
- Требования к пользователям:
- 3.3. Проблемы объективности психодиагностической информации
- Валидность тестов
- Надежность тестов*
- 3.4. Разработка, адаптация и использование психодиагностических методик (тестов)
- Разработка и адаптация
- Интеллектуального теста-технологии сад
- Экспериментально-теоретическое обоснование
- Технологии сад
- Примерная инструкция к субтесту "ст"(первое задание сад)
- Работайте самостоятельно! Желаем удачи! Примерная инструкция к субтесту «сам» (второе задание сад)
- Работайте самостоятельно! Желаем удачи! Регистрационный бланк сад
- Величина коэффициентов надежности (Rхх) тпа-сад
- Содержание и психологическая интерпретация комплексных критериев семантического анализа понятийно-смысловой структуры
- Оценка распределения эмпирических данных методики сад
- Величина показателей методики сад по критерию обч
- Количественная и качественная характеристика первоначальной экспериментальной выборки
- Характеристики экспериментальных групп по результатам тпа-сад
- Характеристики экспериментальных групп по структуре стратегий мышления по результатам тпа-сад (% совпадения)
- Данные расчета критерия согласия Пирсона (χ2) между показателями тпа-сад при перекрестной валидизации
- Разработка и адаптация семантического дифференциала "божественного откровения" (сдо)
- Расчет весового балла дифференцирующих понятий относительно «смысловых терминов-полюсов»
- Регистрационный бланк Фамилия и.О.__________________Подразделение________________
- Разработка психодиагностической батареи тестов в целях профотбора
- Б) Процедура тестирования.
- По количеству правильных ответов испытуемого
- Результатов расчета производительности испытуемого при выполнении теста**
- По положительным и отрицательным значениям
- По положительным оценкам (Объем экспериментальной выборки 8 тыс. Человек)
- Описание смыслового значения факторов
- Эмпирические данные
- 3.5. Процедура психологического обследования
- Инструктирование испытуемых перед началом и в ходе тестирования*
- 3.6. Психодиагностика индивида и группы* Индивидуальная психодиагностика
- Индивидуальная карта психологического сопровождения
- Определение коэффициента интеллекта (iq)
- Графический тест к. Коха
- Тест цветовых выборов
- 4. Психографологический анализ
- 5. Тест mmpi (модификация)
- Семантический дифференциал
- Результаты обследования сотрудника
- Психодиагностика группы
- Отчет о проведенном исследовании межличностных отношений в фирме "х"
- Рейтинговые социально-психологические показатели
- Глава 4
- 4.2 Концептуальный подход к автоматизации психологических исследований
- Индивидуальные особенности активных пользователей
- Проблемы развития прикладных психологических исследований с использованием компьютеров
- Классификация автоматизированных средств психодиагностики
- Заключение
- Контрольные вопросы по курсу «Основы психодиагностики»
- Литература