Частотное распределение психографических признаков по группам акцентуаций характера
Психографические признаки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
1. Группа (Pd) | 5 | 40 | 35 | 10 | 15 | 20 | 55 | 20 | 50 | 35 | 60 | 5 | 40 | 45 | 40 | 40 | 10 | 10 | 20 | 10 |
2. Группа (Pt) | 10 | 30 | 30 | 10 | 20 | 0 | 60 | 30 | 70 | 10 | 30 | 0 | 40 | 60 | 50 | 30 | 10 | 10 | 30 | 10 |
3. Группа (Sch) | 14 | 14 | 50 | 14 | 7 | 29 | 14 | 57 | 29 | 57 | 50 | 7 | 57 | 57 | 71 | 43 | 14 | 7 | 36 | 21 |
В результате расчетов получены следующие величины коэффициента согласия Пирсона: χ2 1— 2 = 64.5; χ21— 3 = 96.5; χ22— 3 = 152.
Для определения значимости различий между выборками 1 и 2 необходимо войти в таблицу вероятностей Р для критерия χ2 (Пирсона) (табл. 7). Число k (число степеней свободы) определяется с учетом количества переменных и в нашем случае равно 17 (по горизонтали), а χ2 равен 64.8 (по вертикали). При интерполяции табличных данных видно, что вероятность совпадения первого и второго распределений составляет менее 0.01*.
Таблица 7
Таблица вероятностей Р для критерия χ2 (Пирсона)**
χ2 /k | 3 | 5 | 8 | 10 | 12 | 15 | 20 | 25 | 29 |
5 | 0.1718 | 0.4159 | 0.7576 | 0.8912 | 0.9580 | 0.9921 | 0.9997 | 1.0000 | 1.0000 |
10 | 0.0186 | 0.0752 | 0.2650 | 0.4405 | 0.6160 | 0.8197 | 0.9682 | 0.9967 | 0.9996 |
15 | 0.0018 | 0.0104 | 0.0591 | 0.1321 | 0.2414 | 0.4514 | 0.7764 | 0.9414 | 0.9850 |
20 | 0.0002 | 0.0013 | 0.0103 | 0.0293 | 0.0671 | 0.1719 | 0.4579 | 0.7468 | 0.8929 |
25 | 0.0000 | 0.0001 | 0.0016 | 0.0053 | 0.0148 | 0.0499 | 0.2014 | 0.4624 | 0.6782 |
30 | 0.0000 | 0.0000 | 0.0002 | 0.0009 | 0.0028 | 0.0119 | 0.0699 | 0.2243 | 0.4140 |
Вывод: частотные характеристики двух совокупностей (1 и 2) не имеют статистически значимой связи.
Аналогично рассчитываются характеристики остальных совокупностей переменных.
6) Для определения статистической связи переменных, измеренных в дихотомической шкале наименований, используются коэффициенты контингенции (Q) и ассоциации (Ф).
Q = (ad — bc) /(ad + bc); [10]
Ф = (ad — bc)/ √ (a+b)(c+d)(a+c)(b+d). [11]
Вычисление значений a, b, c, и d осуществляется при помощи таблицы 8.
Таблица 8
| Признак А | ||
А | не А | ||
Признак В
| В | a | b |
не В | c | d |
Пределы изменения значений коэффициентов Q и Ф находятся в интервале от –1 до +1.
Полученные в результате вычислений данные интерпретируются следующим образом: если значение Q и Ф равны 0, то связь отсутствует. Если значение Q и Ф по абсолютной величине больше 0.5, то связь между переменными сильная. Если менее 0.5 — слабая. Знак коэффициента показывает направление изменений признаков, то есть при «-» зависимость связей обратная, а при «+» — прямая*.
Практическое задание. Рассчитать статистическую связь между технической и гуманитарной направленностью школьников, измеренных в дихотомической шкале наименований по данным ТАХ и ДДО**.
Эмпирические данные по результатам психодиагностики представлены в таблице 9.
Таблица 9
-
№ п/п
ТАХ
ДДО
1
Т
Т
2
Г
Т
3
Г
Г
4
Т
Г
5
Г
Г
6
Г
Г
7
Т
Т
8
Т
Г
9
Т
Т
10
Г
Г
ДДО
Т
Г
Т
А
Х
Т
3
2
Г
1
4
В результате проведенных расчетов получено:
Q = (12 — 2)/(12 + 2) = 0.71;
Ф = (12 — 2)/ √ (3+2)(1+4)(3+1)(2+4) = 0.41.
Интерпретация:
признаки технической и гуманитарной направленности испытуемых, измеренные с помощью психологических методик ТАХ и ДДО, имеют сильную прямую статистическую связь (по данным Q);
коэффициенты Q и Ф имеют разный уровень мощности. Так, коэффициент контингенции (Q) обладает меньшей мощностью, чем коэффициент ассоциации (Ф).
7) Для определения статистической связи переменных, измеренных в порядковой шкале, используют коэффициент ранговой корреляции Спирмена (Rs), который вычисляется по формуле:
6 * Σ (xi — yi)2
R s = 1 — . [12]
n (n2 — 1)
Теоретическая интерпретация коэффициента ранговой корреляции Спирмена Rs идентична любой статистике из области измерения связей переменных. Если значение Rs более 0.5, то имеет место статистически сильная связь, если менее 0.5 — слабая. Положительные и отрицательные знаки показывают направленность связи (соответственно, прямая и обратная).
Практическое задание. Произвести расчет корреляционной связи показателей эффективности деятельности операторов и уровня их интеллекта (по IQ), измеренных в ранговой шкале (табл. 10):
Таблица 10
-
№ п/п
Оценка успешности
деятельности операторов
Значение коэффициента IQ
операторов
1
1
1.5
2
2.5
3
3
2.5
4
4
9
8
5
10
9
6
7
7
7
5.5
6
8
4
5
9
8
10
10
5.5
1.5
В результате расчетов получено: Rs = 0.97 (p < 0.05)*. Имеет место сильная положительная значимая на уровне (p < 0.05) связь переменных.
- Введение
- Глава 1 История и методология психодиагностического исследования
- 1.1. История развития
- 1.2. Предмет и место психодиагностики в системе психологических наук
- С включением психодиагностического измерения
- Основные методы психологических исследований и их варианты
- Классификация психодиагностических методик на базе комплексного предметно-технологического подхода
- Глава 2 Психометрические аспекты разработки, адаптации и использования тестов
- 2.1. Понятие о психологическом измерении
- Виды измерения**
- Уровни измерения
- Непараметрические шкалы
- Сопоставление профессионально значимых качеств двух профессий
- Профессии значимо сопряжены — подобны.
- Параметрические шкалы
- 2.2. Применение статистических методов в психологических измерениях
- Распределение эмпирических данных
- Распределение Гаусса
- Относительно теоретической кривой (распределение Гаусса)
- Эмпирические данные, полученные в результате исследования
- Применение непараметрической и параметрической статистики при обработке эмпирических данных**
- Частотное распределение психографических признаков по группам акцентуаций характера
- Вывод: успешность деятельности операторов определяется их уровнем интеллекта, измеренном в iq.
- Квантили t-распределения Стъюдента для доверительной вероятности
- Тестовые (сырые) показатели методики сад
- 2.3. Стандартизация тестовых показателей
- Глава 3 Тестология
- 3.1. Классификация психологических тестов
- Класс: Объективные методики. Измерение результативности и способа (особенностей) выполнения деятельности Подкласс: Тесты личности (особенности интеллекта)
- Подкласс: Тесты интеллекта (уровень развития интеллекта) Тесты способностей:
- Тесты достижений:
- Критериально-ориентировочные тесты:
- Класс: Субъективные методики. Измерение на основе информации,
- Данной испытуемым о себе
- Подкласс: Личностные и специальные опросники
- Характерологические и клинические опросники:
- Мотивационные опросники:
- Опросники оценки эмоционально-волевых качеств:
- Опросники оценки коммуникативных качеств:
- Подкласс: Конструктивные проективные методики
- Подкласс: Интерпретационные проективные методики
- Подкласс: Катартические проективные методики
- Подкласс: Экспрессивные проективные методики
- Подкласс: Импрессивные проективные методики
- Подкласс: Аддитивные проективные методики
- Подкласс: Семантические проективные методики
- 3.2. Требования к разработчикам и пользователям тестов*
- Требования к психодиагностическим методикам
- Требования к пользователям:
- 3.3. Проблемы объективности психодиагностической информации
- Валидность тестов
- Надежность тестов*
- 3.4. Разработка, адаптация и использование психодиагностических методик (тестов)
- Разработка и адаптация
- Интеллектуального теста-технологии сад
- Экспериментально-теоретическое обоснование
- Технологии сад
- Примерная инструкция к субтесту "ст"(первое задание сад)
- Работайте самостоятельно! Желаем удачи! Примерная инструкция к субтесту «сам» (второе задание сад)
- Работайте самостоятельно! Желаем удачи! Регистрационный бланк сад
- Величина коэффициентов надежности (Rхх) тпа-сад
- Содержание и психологическая интерпретация комплексных критериев семантического анализа понятийно-смысловой структуры
- Оценка распределения эмпирических данных методики сад
- Величина показателей методики сад по критерию обч
- Количественная и качественная характеристика первоначальной экспериментальной выборки
- Характеристики экспериментальных групп по результатам тпа-сад
- Характеристики экспериментальных групп по структуре стратегий мышления по результатам тпа-сад (% совпадения)
- Данные расчета критерия согласия Пирсона (χ2) между показателями тпа-сад при перекрестной валидизации
- Разработка и адаптация семантического дифференциала "божественного откровения" (сдо)
- Расчет весового балла дифференцирующих понятий относительно «смысловых терминов-полюсов»
- Регистрационный бланк Фамилия и.О.__________________Подразделение________________
- Разработка психодиагностической батареи тестов в целях профотбора
- Б) Процедура тестирования.
- По количеству правильных ответов испытуемого
- Результатов расчета производительности испытуемого при выполнении теста**
- По положительным и отрицательным значениям
- По положительным оценкам (Объем экспериментальной выборки 8 тыс. Человек)
- Описание смыслового значения факторов
- Эмпирические данные
- 3.5. Процедура психологического обследования
- Инструктирование испытуемых перед началом и в ходе тестирования*
- 3.6. Психодиагностика индивида и группы* Индивидуальная психодиагностика
- Индивидуальная карта психологического сопровождения
- Определение коэффициента интеллекта (iq)
- Графический тест к. Коха
- Тест цветовых выборов
- 4. Психографологический анализ
- 5. Тест mmpi (модификация)
- Семантический дифференциал
- Результаты обследования сотрудника
- Психодиагностика группы
- Отчет о проведенном исследовании межличностных отношений в фирме "х"
- Рейтинговые социально-психологические показатели
- Глава 4
- 4.2 Концептуальный подход к автоматизации психологических исследований
- Индивидуальные особенности активных пользователей
- Проблемы развития прикладных психологических исследований с использованием компьютеров
- Классификация автоматизированных средств психодиагностики
- Заключение
- Контрольные вопросы по курсу «Основы психодиагностики»
- Литература