logo
Носс И

1.2. Предмет и место психодиагностики в системе психологических наук

Психологическое исследование не только украшает психологию «неоспоримостью» данных, но и превращает ее из умозрительной концептуальной схемы в научную парадигму.

Когда психология стала опираться в своих выводах на эксперимент, она вошла в круг точных наук, результаты которых можно не только проверить на практике, но и спрогнозировать их дальнейшее развитие. Психологические явления стали объективным фактом, подчиненным математическим измерениям.

Хотя, по выражению Д. Кэмпбелла, реальность и истинность любого индуктивного знания сомнительна, все же этот исследовательский путь в последнее столетие стал основным в практической психологии. С ним, конечно, постоянно соседствуют гуманистическая и поведенческая ветви психологической науки, которые с легкой руки Р. Бэндлера окрестили «психотеологией». «То, что получило свое развитие в психологии, — писал он, — это разные системы религиозных верований с очень мощными евангелистами, которые работают исходя из всех этих разных ориентаций»**.

К числу таких «верований», по мнению некоторых психологов, и и принадлежит психодиагностика. Ее преподают во всех вузах, готовящих психологов «различных ориентаций». Иногда в учебниках даже указывают на ненаучность традиционных «общепринятых, но не всегда правильных» экспериментально-психологических знаний и рецептов. Но психодиагностика вопреки этим «психотеологическим укусам» все еще здравствует и активно развивается.

В данном разделе нам предстоит выяснить как минимум проблему специального психологического предмета психодиагностики, соотношение психодиагностики и экспериментальной психологии и определить место этих эпистемологических конструктов в структуре психологической науки.

Термин “диагностика” происходит от двух греческих слов dia — между, через, после и gnosis — знание. В литературе можно встретить различные толкования данного термина. Однако во всех случаях под словом «диагностика» понимают такую деятельность, которая осуществляется на основе полученного знания о человеке, коллективе, явлении, процессе и заключает в себе соответствующие рекомендации***.

Бытует мнение, что психологическая диагностика — это дисциплина, изучающая методики, в частности, психологические тесты. Зачастую студентов в ходе занятий знакомят с ними, а также со способами обработки данных и их интерпретацией. Таким образом, на деле психодиагностика упорно преобразуется в тестологию.

Литература, посвященная психологическому тестированию, довольно обширна*. В ней психодиагностика рассматривается:

а) как вид психологического экспериментирования (С.Л. Рубинштейн, К.М. Гуревич, П.П.Дерюгин, В.А.Дюк и др.),

б) как совокупность методик и приемов формирования психологического диагноза (оценки) (Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов, С.Г.Батыгин, И.Ф.Девятко);

в) и как раздел психологии, изучающий закономерности вынесения достоверного психологического диагноза, практику применения психодиагностических инструментов (А.А.Бодалев, В.В.Столин), принципы, методы и средства психологической оценки (Н.И.Шевардин) (Рис. 1).

Рис.1. Теоретические подходы к определению психодиагностики

Психологический словарь определяет психодиагностику как область психологической науки, разрабатывающую методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности**. У К. М. Гуревича диагностика — один из видов психологического экспериментирования и наблюдения***. С.Л. Рубинштейн трактует ее как «градуирование» людей по рангу и (или) уровню в группе****. Количественное оценивание качеств личности положено в основу понимания диагностики у В.А. Дюка*****. Обобщая эти и другие взгляды подобного типа, следует подчеркнуть, что основная идея в понимании психодиагностики сосредоточена на оценивании (диагнозе) или распознавании определенного свойства личности в процессе психологического эксперимента. Психодиагностика здесь употребляется в смысле части или особого вида эксперимента.

Несколько иначе представлено понятие психодиагностики у приверженцев второй парадигмы. Она трактуется как совокупность методик и приемов (Л.Ф. Бурлачук)* и даже выступает в виде «ритуала» или «технической схемы», которая перестает зависеть от субъективности исследователя и сама порождает «дух» из «глубины признакового пространства»**. В рамках данного подхода предмет психодиагностики представляет собой инструмент психологического измерения и оценки изучаемого объекта и проблемы, с ним связанные (Р.С. Немов, 1995).

А.А. Бодалев, В.В. Столин и Н.И. Шевардин определяют психодиагностику как раздел психологической науки в виде теоретической дисциплины и сферы практической деятельности психолога. «Как теоретическая дисциплина общая психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила «диагностических умозаключений», с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических «переменных» [...] Практическая психодиагностика предполагает свод правил применения психодиагностических инструментов, основанных на знании свойств измеряемых переменных и измеряющих инструментов, на знании этических и профессиональных норм психодиагностической работы. [...] Практическая психодиагностика предполагает также учет мотивации клиента на обследование и знание способов ее поддержания, умение оценить состояние обследуемого в целом, знание и навыки сообщения информации обследуемому о нем самом, чуткость к действиям, которые непроизвольно могли бы нанести вред обследуемому, способность представлять информацию для заказчика и многое другое»***.

Таким образом, психодиагностика, являясь частью или видом экспериментирования, представляет собой разработку и применение инструмента психологического измерения. Предметом ее является достоверное измерение конкретного свойства личности при помощи выявления определенной реакции человека на стандартизированный стимул. Здесь, как и в случае с экспериментальной психологией, отсутствует специальный психологический предмет. Остается предмет эпистемологический — метод измерения.

Экспериментальная психология и психодиагностика в общем плане соотносятся как организация достоверного психологического исследования и инструмент измерения признаков изучаемого объекта.

Есть и процедурные отличительные нюансы. Если полагать, что психологический измерительный инструмент (тест, опросник, анкета и т. д.) является микроэкспериментом, то в его структуре (схеме) независимая переменная представляет собой стандартный стимул, реакция на который известна и статистически определена (рис. 2). Каждая реакция, действие или результат действия испытуемого в процессе тестирования (то есть зависимая переменная) в процессе диагностики тоже подлежат стандартной интерпретации.

R 1

R2

R3

Рис. 2. Схема процедуры психодиагностического измерения объекта

Структура исследования в рамках экспериментальной психологии гораздо сложнее (рис. 3). Диагностический инструмент входит в экспериментальную схему только для регистрации результатов воздействия внешнего стимула, который и является объектом (предметом) изучения. Здесь в отличие от диагностической процедуры измеряется не само свойство психологического объекта, а его динамика (эффект влияния «независимой переменной»). И по этому «изменению свойства» исследователь судит о характере психологического воздействия (или последствиях воздействия) стимула (независимой переменной).

Таким образом, динамика измеряемого свойства (экспериментальный эффект), а не само свойство становится в эксперименте «зависимой переменной» и индикатором воздействия стимула.

Сравнение результатов 01 и 02 (эффект)

Рис. 3. Схема психологического эксперимента