1.2. Предмет и место психодиагностики в системе психологических наук
Психологическое исследование не только украшает психологию «неоспоримостью» данных, но и превращает ее из умозрительной концептуальной схемы в научную парадигму.
Когда психология стала опираться в своих выводах на эксперимент, она вошла в круг точных наук, результаты которых можно не только проверить на практике, но и спрогнозировать их дальнейшее развитие. Психологические явления стали объективным фактом, подчиненным математическим измерениям.
Хотя, по выражению Д. Кэмпбелла, реальность и истинность любого индуктивного знания сомнительна, все же этот исследовательский путь в последнее столетие стал основным в практической психологии. С ним, конечно, постоянно соседствуют гуманистическая и поведенческая ветви психологической науки, которые с легкой руки Р. Бэндлера окрестили «психотеологией». «То, что получило свое развитие в психологии, — писал он, — это разные системы религиозных верований с очень мощными евангелистами, которые работают исходя из всех этих разных ориентаций»**.
К числу таких «верований», по мнению некоторых психологов, и и принадлежит психодиагностика. Ее преподают во всех вузах, готовящих психологов «различных ориентаций». Иногда в учебниках даже указывают на ненаучность традиционных «общепринятых, но не всегда правильных» экспериментально-психологических знаний и рецептов. Но психодиагностика вопреки этим «психотеологическим укусам» все еще здравствует и активно развивается.
В данном разделе нам предстоит выяснить как минимум проблему специального психологического предмета психодиагностики, соотношение психодиагностики и экспериментальной психологии и определить место этих эпистемологических конструктов в структуре психологической науки.
Термин “диагностика” происходит от двух греческих слов dia — между, через, после и gnosis — знание. В литературе можно встретить различные толкования данного термина. Однако во всех случаях под словом «диагностика» понимают такую деятельность, которая осуществляется на основе полученного знания о человеке, коллективе, явлении, процессе и заключает в себе соответствующие рекомендации***.
Бытует мнение, что психологическая диагностика — это дисциплина, изучающая методики, в частности, психологические тесты. Зачастую студентов в ходе занятий знакомят с ними, а также со способами обработки данных и их интерпретацией. Таким образом, на деле психодиагностика упорно преобразуется в тестологию.
Литература, посвященная психологическому тестированию, довольно обширна*. В ней психодиагностика рассматривается:
а) как вид психологического экспериментирования (С.Л. Рубинштейн, К.М. Гуревич, П.П.Дерюгин, В.А.Дюк и др.),
б) как совокупность методик и приемов формирования психологического диагноза (оценки) (Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов, С.Г.Батыгин, И.Ф.Девятко);
в) и как раздел психологии, изучающий закономерности вынесения достоверного психологического диагноза, практику применения психодиагностических инструментов (А.А.Бодалев, В.В.Столин), принципы, методы и средства психологической оценки (Н.И.Шевардин) (Рис. 1).
Рис.1. Теоретические подходы к определению психодиагностики
Психологический словарь определяет психодиагностику как область психологической науки, разрабатывающую методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности**. У К. М. Гуревича диагностика — один из видов психологического экспериментирования и наблюдения***. С.Л. Рубинштейн трактует ее как «градуирование» людей по рангу и (или) уровню в группе****. Количественное оценивание качеств личности положено в основу понимания диагностики у В.А. Дюка*****. Обобщая эти и другие взгляды подобного типа, следует подчеркнуть, что основная идея в понимании психодиагностики сосредоточена на оценивании (диагнозе) или распознавании определенного свойства личности в процессе психологического эксперимента. Психодиагностика здесь употребляется в смысле части или особого вида эксперимента.
Несколько иначе представлено понятие психодиагностики у приверженцев второй парадигмы. Она трактуется как совокупность методик и приемов (Л.Ф. Бурлачук)* и даже выступает в виде «ритуала» или «технической схемы», которая перестает зависеть от субъективности исследователя и сама порождает «дух» из «глубины признакового пространства»**. В рамках данного подхода предмет психодиагностики представляет собой инструмент психологического измерения и оценки изучаемого объекта и проблемы, с ним связанные (Р.С. Немов, 1995).
А.А. Бодалев, В.В. Столин и Н.И. Шевардин определяют психодиагностику как раздел психологической науки в виде теоретической дисциплины и сферы практической деятельности психолога. «Как теоретическая дисциплина общая психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила «диагностических умозаключений», с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических «переменных» [...] Практическая психодиагностика предполагает свод правил применения психодиагностических инструментов, основанных на знании свойств измеряемых переменных и измеряющих инструментов, на знании этических и профессиональных норм психодиагностической работы. [...] Практическая психодиагностика предполагает также учет мотивации клиента на обследование и знание способов ее поддержания, умение оценить состояние обследуемого в целом, знание и навыки сообщения информации обследуемому о нем самом, чуткость к действиям, которые непроизвольно могли бы нанести вред обследуемому, способность представлять информацию для заказчика и многое другое»***.
Таким образом, психодиагностика, являясь частью или видом экспериментирования, представляет собой разработку и применение инструмента психологического измерения. Предметом ее является достоверное измерение конкретного свойства личности при помощи выявления определенной реакции человека на стандартизированный стимул. Здесь, как и в случае с экспериментальной психологией, отсутствует специальный психологический предмет. Остается предмет эпистемологический — метод измерения.
Экспериментальная психология и психодиагностика в общем плане соотносятся как организация достоверного психологического исследования и инструмент измерения признаков изучаемого объекта.
Есть и процедурные отличительные нюансы. Если полагать, что психологический измерительный инструмент (тест, опросник, анкета и т. д.) является микроэкспериментом, то в его структуре (схеме) независимая переменная представляет собой стандартный стимул, реакция на который известна и статистически определена (рис. 2). Каждая реакция, действие или результат действия испытуемого в процессе тестирования (то есть зависимая переменная) в процессе диагностики тоже подлежат стандартной интерпретации.
R 1
R2
R3
Рис. 2. Схема процедуры психодиагностического измерения объекта
Структура исследования в рамках экспериментальной психологии гораздо сложнее (рис. 3). Диагностический инструмент входит в экспериментальную схему только для регистрации результатов воздействия внешнего стимула, который и является объектом (предметом) изучения. Здесь в отличие от диагностической процедуры измеряется не само свойство психологического объекта, а его динамика (эффект влияния «независимой переменной»). И по этому «изменению свойства» исследователь судит о характере психологического воздействия (или последствиях воздействия) стимула (независимой переменной).
Таким образом, динамика измеряемого свойства (экспериментальный эффект), а не само свойство становится в эксперименте «зависимой переменной» и индикатором воздействия стимула.
Сравнение результатов 01 и 02 (эффект)
Рис. 3. Схема психологического эксперимента
- Введение
- Глава 1 История и методология психодиагностического исследования
- 1.1. История развития
- 1.2. Предмет и место психодиагностики в системе психологических наук
- С включением психодиагностического измерения
- Основные методы психологических исследований и их варианты
- Классификация психодиагностических методик на базе комплексного предметно-технологического подхода
- Глава 2 Психометрические аспекты разработки, адаптации и использования тестов
- 2.1. Понятие о психологическом измерении
- Виды измерения**
- Уровни измерения
- Непараметрические шкалы
- Сопоставление профессионально значимых качеств двух профессий
- Профессии значимо сопряжены — подобны.
- Параметрические шкалы
- 2.2. Применение статистических методов в психологических измерениях
- Распределение эмпирических данных
- Распределение Гаусса
- Относительно теоретической кривой (распределение Гаусса)
- Эмпирические данные, полученные в результате исследования
- Применение непараметрической и параметрической статистики при обработке эмпирических данных**
- Частотное распределение психографических признаков по группам акцентуаций характера
- Вывод: успешность деятельности операторов определяется их уровнем интеллекта, измеренном в iq.
- Квантили t-распределения Стъюдента для доверительной вероятности
- Тестовые (сырые) показатели методики сад
- 2.3. Стандартизация тестовых показателей
- Глава 3 Тестология
- 3.1. Классификация психологических тестов
- Класс: Объективные методики. Измерение результативности и способа (особенностей) выполнения деятельности Подкласс: Тесты личности (особенности интеллекта)
- Подкласс: Тесты интеллекта (уровень развития интеллекта) Тесты способностей:
- Тесты достижений:
- Критериально-ориентировочные тесты:
- Класс: Субъективные методики. Измерение на основе информации,
- Данной испытуемым о себе
- Подкласс: Личностные и специальные опросники
- Характерологические и клинические опросники:
- Мотивационные опросники:
- Опросники оценки эмоционально-волевых качеств:
- Опросники оценки коммуникативных качеств:
- Подкласс: Конструктивные проективные методики
- Подкласс: Интерпретационные проективные методики
- Подкласс: Катартические проективные методики
- Подкласс: Экспрессивные проективные методики
- Подкласс: Импрессивные проективные методики
- Подкласс: Аддитивные проективные методики
- Подкласс: Семантические проективные методики
- 3.2. Требования к разработчикам и пользователям тестов*
- Требования к психодиагностическим методикам
- Требования к пользователям:
- 3.3. Проблемы объективности психодиагностической информации
- Валидность тестов
- Надежность тестов*
- 3.4. Разработка, адаптация и использование психодиагностических методик (тестов)
- Разработка и адаптация
- Интеллектуального теста-технологии сад
- Экспериментально-теоретическое обоснование
- Технологии сад
- Примерная инструкция к субтесту "ст"(первое задание сад)
- Работайте самостоятельно! Желаем удачи! Примерная инструкция к субтесту «сам» (второе задание сад)
- Работайте самостоятельно! Желаем удачи! Регистрационный бланк сад
- Величина коэффициентов надежности (Rхх) тпа-сад
- Содержание и психологическая интерпретация комплексных критериев семантического анализа понятийно-смысловой структуры
- Оценка распределения эмпирических данных методики сад
- Величина показателей методики сад по критерию обч
- Количественная и качественная характеристика первоначальной экспериментальной выборки
- Характеристики экспериментальных групп по результатам тпа-сад
- Характеристики экспериментальных групп по структуре стратегий мышления по результатам тпа-сад (% совпадения)
- Данные расчета критерия согласия Пирсона (χ2) между показателями тпа-сад при перекрестной валидизации
- Разработка и адаптация семантического дифференциала "божественного откровения" (сдо)
- Расчет весового балла дифференцирующих понятий относительно «смысловых терминов-полюсов»
- Регистрационный бланк Фамилия и.О.__________________Подразделение________________
- Разработка психодиагностической батареи тестов в целях профотбора
- Б) Процедура тестирования.
- По количеству правильных ответов испытуемого
- Результатов расчета производительности испытуемого при выполнении теста**
- По положительным и отрицательным значениям
- По положительным оценкам (Объем экспериментальной выборки 8 тыс. Человек)
- Описание смыслового значения факторов
- Эмпирические данные
- 3.5. Процедура психологического обследования
- Инструктирование испытуемых перед началом и в ходе тестирования*
- 3.6. Психодиагностика индивида и группы* Индивидуальная психодиагностика
- Индивидуальная карта психологического сопровождения
- Определение коэффициента интеллекта (iq)
- Графический тест к. Коха
- Тест цветовых выборов
- 4. Психографологический анализ
- 5. Тест mmpi (модификация)
- Семантический дифференциал
- Результаты обследования сотрудника
- Психодиагностика группы
- Отчет о проведенном исследовании межличностных отношений в фирме "х"
- Рейтинговые социально-психологические показатели
- Глава 4
- 4.2 Концептуальный подход к автоматизации психологических исследований
- Индивидуальные особенности активных пользователей
- Проблемы развития прикладных психологических исследований с использованием компьютеров
- Классификация автоматизированных средств психодиагностики
- Заключение
- Контрольные вопросы по курсу «Основы психодиагностики»
- Литература