Инструктирование испытуемых перед началом и в ходе тестирования*
Непосредственно перед началом работы руководитель дословно воспроизводит текст инструкции.
«Психологическое обследование проводится с целью оценки ваших индивидуальных качеств.
Для успешного выполнения заданий необходимо:
1. Внимательно выслушивать инструкции к каждому заданию. Если после объяснения у вас возникнут вопросы, задайте их. Перед выполнением задания вы должны четко уяснить, что от вас требуется.
2. Действовать только по инструкции. Строго выполнять все указания психолога. Если вы преждевременно начнете работу либо будете продолжать ее после команды "Стоп!", это будет считаться недостатком вашего внимания, собранности и снизит общую оценку.
3. Необходимо работать самостоятельно. Нельзя отвлекать других от работы, подавать реплики, разговаривать. Темп работы будет таким, что не позволит заниматься посторонними делами. Иначе вы не успеете выполнить тест. Если возникнут вопросы по ходу работы, поднимите руку, к вам немедленно подойдут и помогут.
4. По команде "Стоп!" необходимо положить ручку (карандаш) и перевернуть регистрационный бланк.
Есть ли ко мне вопросы?»
Ответив на поступившие вопросы, психолог дает необходимые разъяснения и предлагает обследуемым заполнить бланк заявления о добровольном согласии на прохождение психофизиологического обследования. В "паспортной" части регистрационных бланков необходимо записать свою фамилию, имя, отчество, образование и возраст, а также другие данные, которые потребуются для регистрации испытуемых.
После этого обследуемые приступают к выполнению конкретных тестов. Перед выполнением каждого теста психолог подробно объясняет сущность предлагаемых заданий, при этом активно используя демонстрационные плакаты, слайды или схемы. Инструкцию к каждому заданию следует воспроизводить в строгом соответствии с текстом, так как замена или пропуски отдельных слов и фраз могут существенно исказить смысл и негативно отразиться на результатах выполнения теста**.
В процессе обследования психолог выдает соответствующие указания, а один из его помощников по секундомеру фиксирует время выполнения отдельных заданий. Во время работы психолог совместно с помощниками осуществляет непрерывное наблюдение за действиями и поведением обследуемых, для того чтобы получить дополнительную психологическую информацию*. Поведение во время тестирования имеет большое диагностическое значение. Оно включает осанку, позу во время выполнения тестов, скорость движений, частоту дыхания, спонтанные высказывания, характер вопросов и уточнений инструкции и др. Эти признаки дают возможность судить об общей установке или настроении субъекта. Испытуемый во время выполнения тестов может проявить две разные тенденции. Одна отражает стремление индивида как бы отделить себя от задания («дистанция»), а другая — намерение полностью участвовать в процессе обследования («вовлеченность»).
«Дистанция» проявляется в вербальной и (или) невербальной форме. Вербализация «дистанции» может заключаться в признаках замешательства и избегания самостоятельных действий, то есть перекладывании ответственности на экспериментатора. Вопросы: «Как мне это сделать?», «Для чего этот тест?» и др. направлены на то, чтобы субъект оставался вне ситуации. Невербальная «дистантная» тенденция характеризуется манерой поведения субъекта. Он может либо держаться на большом (насколько возможно) расстоянии от бланков с тестами, либо держать руку за спиной, либо использовать карандаш, ручку или другие инструменты как будто они не являются частью его самого. «Дистантная» тенденция может также выражаться в суетливом, беспорядочном движении рук, быстром переключении внимания, неловкости в движениях, в попытках манипуляции или использования стереотипного поведения (например, рисование геометрических фигур на бланке) и др. «Дистантность» снижается по мере роста мотивации испытуемого к обследованию. Сама «дистантность» имеет различную глубину собственной мотивации. Это может быть и инфантильный негативизм, и осторожность, и неудовлетворенность, и даже прямая враждебность.
«Вовлеченность» в отличие от «дистантности» характеризуется готовностью испытуемых сразу же погрузиться в процесс тестирования. В жестах, мимике, позах, в движениях всего тела, в репликах испытуемых при проявлении тенденции «вовлеченности» просматривается выражения гнева или восторга, к ритмичным движениям присоединяются ладони, плечи и спина. Мотивация тенденции «вовлеченности» может быть представлена стремлением к удовольствию и удовлетворению или проявлениями враждебности и агрессии.
Наблюдение за поведением испытуемых во время тестирования предоставляет уникальную возможность получения дополнительных интерпретационных признаков для анализа.
В ходе обследования необходимо делать перерывы на пять-десять минут после каждого часа работы. Общая продолжительность обследования в течение дня не должна превышать шести часов.
Перечисленные организационные требования должны соблюдаться и при проведении индивидуального психологического обследования.
Четвертый этап процедуры психологического изучения включает процесс обработки психологических данных, интерпретацию результатов и подготовку итогового заключения как итога психологического диагноза.
- Введение
- Глава 1 История и методология психодиагностического исследования
- 1.1. История развития
- 1.2. Предмет и место психодиагностики в системе психологических наук
- С включением психодиагностического измерения
- Основные методы психологических исследований и их варианты
- Классификация психодиагностических методик на базе комплексного предметно-технологического подхода
- Глава 2 Психометрические аспекты разработки, адаптации и использования тестов
- 2.1. Понятие о психологическом измерении
- Виды измерения**
- Уровни измерения
- Непараметрические шкалы
- Сопоставление профессионально значимых качеств двух профессий
- Профессии значимо сопряжены — подобны.
- Параметрические шкалы
- 2.2. Применение статистических методов в психологических измерениях
- Распределение эмпирических данных
- Распределение Гаусса
- Относительно теоретической кривой (распределение Гаусса)
- Эмпирические данные, полученные в результате исследования
- Применение непараметрической и параметрической статистики при обработке эмпирических данных**
- Частотное распределение психографических признаков по группам акцентуаций характера
- Вывод: успешность деятельности операторов определяется их уровнем интеллекта, измеренном в iq.
- Квантили t-распределения Стъюдента для доверительной вероятности
- Тестовые (сырые) показатели методики сад
- 2.3. Стандартизация тестовых показателей
- Глава 3 Тестология
- 3.1. Классификация психологических тестов
- Класс: Объективные методики. Измерение результативности и способа (особенностей) выполнения деятельности Подкласс: Тесты личности (особенности интеллекта)
- Подкласс: Тесты интеллекта (уровень развития интеллекта) Тесты способностей:
- Тесты достижений:
- Критериально-ориентировочные тесты:
- Класс: Субъективные методики. Измерение на основе информации,
- Данной испытуемым о себе
- Подкласс: Личностные и специальные опросники
- Характерологические и клинические опросники:
- Мотивационные опросники:
- Опросники оценки эмоционально-волевых качеств:
- Опросники оценки коммуникативных качеств:
- Подкласс: Конструктивные проективные методики
- Подкласс: Интерпретационные проективные методики
- Подкласс: Катартические проективные методики
- Подкласс: Экспрессивные проективные методики
- Подкласс: Импрессивные проективные методики
- Подкласс: Аддитивные проективные методики
- Подкласс: Семантические проективные методики
- 3.2. Требования к разработчикам и пользователям тестов*
- Требования к психодиагностическим методикам
- Требования к пользователям:
- 3.3. Проблемы объективности психодиагностической информации
- Валидность тестов
- Надежность тестов*
- 3.4. Разработка, адаптация и использование психодиагностических методик (тестов)
- Разработка и адаптация
- Интеллектуального теста-технологии сад
- Экспериментально-теоретическое обоснование
- Технологии сад
- Примерная инструкция к субтесту "ст"(первое задание сад)
- Работайте самостоятельно! Желаем удачи! Примерная инструкция к субтесту «сам» (второе задание сад)
- Работайте самостоятельно! Желаем удачи! Регистрационный бланк сад
- Величина коэффициентов надежности (Rхх) тпа-сад
- Содержание и психологическая интерпретация комплексных критериев семантического анализа понятийно-смысловой структуры
- Оценка распределения эмпирических данных методики сад
- Величина показателей методики сад по критерию обч
- Количественная и качественная характеристика первоначальной экспериментальной выборки
- Характеристики экспериментальных групп по результатам тпа-сад
- Характеристики экспериментальных групп по структуре стратегий мышления по результатам тпа-сад (% совпадения)
- Данные расчета критерия согласия Пирсона (χ2) между показателями тпа-сад при перекрестной валидизации
- Разработка и адаптация семантического дифференциала "божественного откровения" (сдо)
- Расчет весового балла дифференцирующих понятий относительно «смысловых терминов-полюсов»
- Регистрационный бланк Фамилия и.О.__________________Подразделение________________
- Разработка психодиагностической батареи тестов в целях профотбора
- Б) Процедура тестирования.
- По количеству правильных ответов испытуемого
- Результатов расчета производительности испытуемого при выполнении теста**
- По положительным и отрицательным значениям
- По положительным оценкам (Объем экспериментальной выборки 8 тыс. Человек)
- Описание смыслового значения факторов
- Эмпирические данные
- 3.5. Процедура психологического обследования
- Инструктирование испытуемых перед началом и в ходе тестирования*
- 3.6. Психодиагностика индивида и группы* Индивидуальная психодиагностика
- Индивидуальная карта психологического сопровождения
- Определение коэффициента интеллекта (iq)
- Графический тест к. Коха
- Тест цветовых выборов
- 4. Психографологический анализ
- 5. Тест mmpi (модификация)
- Семантический дифференциал
- Результаты обследования сотрудника
- Психодиагностика группы
- Отчет о проведенном исследовании межличностных отношений в фирме "х"
- Рейтинговые социально-психологические показатели
- Глава 4
- 4.2 Концептуальный подход к автоматизации психологических исследований
- Индивидуальные особенности активных пользователей
- Проблемы развития прикладных психологических исследований с использованием компьютеров
- Классификация автоматизированных средств психодиагностики
- Заключение
- Контрольные вопросы по курсу «Основы психодиагностики»
- Литература