Разработка и адаптация семантического дифференциала "божественного откровения" (сдо)
Методика предназначена для диагностики личностного смысла какого-либо понятия посредством эмоционального и интеллектуального компонентов отношения испытуемого к данному понятию (объекту).
Регистрация психологической "близости" осуществляется путем расчета евклидова расстояния между понятиями "настоящее Я" и исследуемыми понятиями. Осями координат являются:
П — положение слова среди семантических конструктов "Откровения"(система ценностей);
К — качество — оценка слова как семантической единицы в системе ценностей "Откровения" (качество понятия);
Ч — чувство как эмоциональная оценка, возникающая в результате соотношения слова с "ключевыми" понятиями.
Расчет валидности и надежности СДО
а) Постановка проблемы.
Личностный смысл занимает центральное место в категориальном аппарате общепсихологической теории деятельности*. Исследование деятельности индивида, и прежде всего изучение смыслообразующих мотивов его поведения включает выявление причин того или иного поступка, определение степени желания заниматься той или иной деятельностью, оценки потребностей, установок и т. д.
В основе любых мотивационных структур лежат проблемы значения и личностного смысла. Здесь психодиагностика сталкивается с глобальной задачей объяснительной психологии — оценкой степени усвоения и структурирования индивидуального семантического пространства человека. Для индивида значение объекта деятельности, выраженного в понятиях, может определяться различными психосемантическими методами**.
Интересующая нас методика семантического дифференциала (Ч. Осгуд) обладает рядом неоспоримых преимуществ. С помощью данного метода исследуется коннотативное значение объекта (понятия, образа, символа и т. д.) деятельности. Однако коннотативное значение, "связанное с личностным смыслом, социальными установками, стереотипами и другими эмоционально насыщенными, слабо структурированными и малоосознаваемыми формами обобщения", не есть значение "как знание об объекте"***. Здесь возникает необходимость разрешения проблемы соотношения и взаимосвязи аффекта и интеллекта****. Если эмоционально-смысловую сторону мотивации можно оценить посредством определения коннотативного значения при помощи семантического дифференциала (СД) по приципу, предложенному Ч. Осгудом, то для определения содержательной стороны мотивации должны применяться иные процедуры, ибо эмоция может быть и не связана с личностным смыслом и значением*****. В связи с этим возникла необходимость конструирования СД в национально окрашенном культурно-историческом контексте в рамках положения о культурно-исторической обусловленности "категориальных структур сознания"******. Особое семантическе пространство, отражающее менталитет славянского общества и славянское сознание в целом, исторически основывается на христианских традициях. Поэтому в качестве терминологической базы взят осовремененный старославянский вариант «Божественного Откровения»*, на которой были сконструированы координаты семантического пространства.
Другой основой построения содержательного семантического пространства была парадигма особенностей восприятия и построения смысловых структур российской общности, где человек более активно реагирует и адекватно осознает прежде всего содержание понятия, а потом уже его психологически "окрашивает" (оформляет). Вследствие этого при построении СДО использовались не пары прилагательных (в отличие от Ч. Осгуда), а в основном полярные существительные. Нам представляется, что построенный таким образом СД дает возможность измерить сущностную (интеллектуальную) сторону смысловых структур сознания путем анализа исследуемых профильных единиц-понятий.
Совместное применение СД Ч. Осгуда и СД по "Откровению" (СДО) позволяет попытаться решить задачу соотношения эмоционального и интеллектуального в индивидуальной структуре личностного смысла испытуемого внутри проблемы анализа мотивации деятельности.
б) Конструирование СДО.
Разберем подробнее процесс конструирования СДО на основе христианских воззрений российского сообщества путем анализа «Божественного Откровения».
Идея "Откровения" заключается в описании жизненного и духовного пути человека, избравшего божественную или сатанинскую долю. С момента рождения человек попадает в дихотомическую ситуацию выбора между добром и злом. На этом основывается идея "Откровения". Одна ветвь духовной жизни как бы идет вверх, другая — вниз.
План "Откровения" показывает и описывает в древнеславянских терминах этот путь бытия и духовности человека. Данные понятия представлены тридцатью парами антонимов (рис. 11). Некоторые из них утратили свое первоначальное значение и не понятны современному человеку. Поэтому был проведен семантический анализ данного понятийного пространства.
К анализу были привлечены 15 экспертов-психологов, которые выполняли задачи по ориентировке понятий относительно смысловых "полюсов" (плюс-минус; положительные-отрицательные) и группировке по "плоскости" оценки исследуемых понятий (положение слова в системе ценностей; качество слова в системе ценностей; эмоциональная оценка слова).
Для определения степени ориентации терминов эксперты оценивали понятия по отношению к ключевым словам (смысловым полюсам), используя следующую шкалу: 1— ни один, ни другой полюс; 2— ближе к данному полюсу; 3 — очень близко, совпадает с данным полюсом. Каждое понятие получило весовой балл, который был рассчитан по формуле:
Б = ∑ ОЦ / ОЦ max ; [35]
где Б — весовой балл, определяющий степень "близости" исследуемого понятия к "ключевому" слову;
∑ ОЦ — сумма весовых баллов, полученная в результате экспертизы всеми экспертами;
ОЦ max — максимально возможный весовой балл (ОЦ max = N * 3, где N — общее количество экспертов).
НАЧАЛО
=чет= левизна «женское» (кол-рожень) | Круг — Столп чаша — перст | =нечет= правизна «мужское» (корень-коло) | ||||||
БЕСПОРЯДОК | ИСПОДЬ | НИЗЬ | кон(ь) — идея рождения |
Зона безбожия (суждено погибнуть) | кон — край, клин... | ВЕРШЬ |
|
ПОРЯДОК |
гон | ||||||||
коса | доль | |||||||
голь | ||||||||
ПАДЬ | кать | склон | ГОРА | |||||
круть | ||||||||
круча | ||||||||
пик | ||||||||
ник | ||||||||
БЕЗДНА | вода | облако | НЕБО | |||||
глубь | ||||||||
высь | ||||||||
тьма | свет | |||||||
огонь | ||||||||
Святой дух | ||||||||
Зло — Добро Ложь — Истина Безобразное — Прекрасное |
КОНЕЦ
Рис. 11. План "Откровения"
В результате обработки полученных данных выявлено, что 15 пар понятий не совпали с теоретической концепцией ввиду их смысловой устарелости и слабой дифференцации относительно смысловых "полюсов" (эксперты не различали разнонаправленность терминов). К ним относятся: конь-кон, огонь-дух, круг-столп, рождение-край, чаша-пест, чет-нечет, женское-мужское, коса-гон, кать-склон, круть-круча, вода-облако, левизна-правизна, рожень-корень, кол-коло, голь-доль. Оставшиеся 15 пар понятий по результатам экспертизы получили определенные весовые баллы (табл. 23), название «дифференцирующие понятия» и были сгруппированы по трем «смысловым плоскостям» оценки исследуемого объекта (по шесть пар).
Таблица 23
- Введение
- Глава 1 История и методология психодиагностического исследования
- 1.1. История развития
- 1.2. Предмет и место психодиагностики в системе психологических наук
- С включением психодиагностического измерения
- Основные методы психологических исследований и их варианты
- Классификация психодиагностических методик на базе комплексного предметно-технологического подхода
- Глава 2 Психометрические аспекты разработки, адаптации и использования тестов
- 2.1. Понятие о психологическом измерении
- Виды измерения**
- Уровни измерения
- Непараметрические шкалы
- Сопоставление профессионально значимых качеств двух профессий
- Профессии значимо сопряжены — подобны.
- Параметрические шкалы
- 2.2. Применение статистических методов в психологических измерениях
- Распределение эмпирических данных
- Распределение Гаусса
- Относительно теоретической кривой (распределение Гаусса)
- Эмпирические данные, полученные в результате исследования
- Применение непараметрической и параметрической статистики при обработке эмпирических данных**
- Частотное распределение психографических признаков по группам акцентуаций характера
- Вывод: успешность деятельности операторов определяется их уровнем интеллекта, измеренном в iq.
- Квантили t-распределения Стъюдента для доверительной вероятности
- Тестовые (сырые) показатели методики сад
- 2.3. Стандартизация тестовых показателей
- Глава 3 Тестология
- 3.1. Классификация психологических тестов
- Класс: Объективные методики. Измерение результативности и способа (особенностей) выполнения деятельности Подкласс: Тесты личности (особенности интеллекта)
- Подкласс: Тесты интеллекта (уровень развития интеллекта) Тесты способностей:
- Тесты достижений:
- Критериально-ориентировочные тесты:
- Класс: Субъективные методики. Измерение на основе информации,
- Данной испытуемым о себе
- Подкласс: Личностные и специальные опросники
- Характерологические и клинические опросники:
- Мотивационные опросники:
- Опросники оценки эмоционально-волевых качеств:
- Опросники оценки коммуникативных качеств:
- Подкласс: Конструктивные проективные методики
- Подкласс: Интерпретационные проективные методики
- Подкласс: Катартические проективные методики
- Подкласс: Экспрессивные проективные методики
- Подкласс: Импрессивные проективные методики
- Подкласс: Аддитивные проективные методики
- Подкласс: Семантические проективные методики
- 3.2. Требования к разработчикам и пользователям тестов*
- Требования к психодиагностическим методикам
- Требования к пользователям:
- 3.3. Проблемы объективности психодиагностической информации
- Валидность тестов
- Надежность тестов*
- 3.4. Разработка, адаптация и использование психодиагностических методик (тестов)
- Разработка и адаптация
- Интеллектуального теста-технологии сад
- Экспериментально-теоретическое обоснование
- Технологии сад
- Примерная инструкция к субтесту "ст"(первое задание сад)
- Работайте самостоятельно! Желаем удачи! Примерная инструкция к субтесту «сам» (второе задание сад)
- Работайте самостоятельно! Желаем удачи! Регистрационный бланк сад
- Величина коэффициентов надежности (Rхх) тпа-сад
- Содержание и психологическая интерпретация комплексных критериев семантического анализа понятийно-смысловой структуры
- Оценка распределения эмпирических данных методики сад
- Величина показателей методики сад по критерию обч
- Количественная и качественная характеристика первоначальной экспериментальной выборки
- Характеристики экспериментальных групп по результатам тпа-сад
- Характеристики экспериментальных групп по структуре стратегий мышления по результатам тпа-сад (% совпадения)
- Данные расчета критерия согласия Пирсона (χ2) между показателями тпа-сад при перекрестной валидизации
- Разработка и адаптация семантического дифференциала "божественного откровения" (сдо)
- Расчет весового балла дифференцирующих понятий относительно «смысловых терминов-полюсов»
- Регистрационный бланк Фамилия и.О.__________________Подразделение________________
- Разработка психодиагностической батареи тестов в целях профотбора
- Б) Процедура тестирования.
- По количеству правильных ответов испытуемого
- Результатов расчета производительности испытуемого при выполнении теста**
- По положительным и отрицательным значениям
- По положительным оценкам (Объем экспериментальной выборки 8 тыс. Человек)
- Описание смыслового значения факторов
- Эмпирические данные
- 3.5. Процедура психологического обследования
- Инструктирование испытуемых перед началом и в ходе тестирования*
- 3.6. Психодиагностика индивида и группы* Индивидуальная психодиагностика
- Индивидуальная карта психологического сопровождения
- Определение коэффициента интеллекта (iq)
- Графический тест к. Коха
- Тест цветовых выборов
- 4. Психографологический анализ
- 5. Тест mmpi (модификация)
- Семантический дифференциал
- Результаты обследования сотрудника
- Психодиагностика группы
- Отчет о проведенном исследовании межличностных отношений в фирме "х"
- Рейтинговые социально-психологические показатели
- Глава 4
- 4.2 Концептуальный подход к автоматизации психологических исследований
- Индивидуальные особенности активных пользователей
- Проблемы развития прикладных психологических исследований с использованием компьютеров
- Классификация автоматизированных средств психодиагностики
- Заключение
- Контрольные вопросы по курсу «Основы психодиагностики»
- Литература